«Артемьев — один из величайших кинокомпозиторов России наравне с Таривердиевым. Его музыка не просто иллюстрирует действие на экране, а создает атмосферу, является самостоятельным языком художественной выразительности» «Артемьев — один из величайших кинокомпозиторов России наравне с Таривердиевым. Его музыка не просто иллюстрирует действие на экране, а создает атмосферу, является самостоятельным языком художественной выразительности» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Все, к чему прикасается Артемьев, становится великим произведением»

«Это был бесконечно талантливый, неординарный, преданный своему призванию человек, который проложил особый, очень личный путь в искусстве», — Владимир Путин выразил свои соболезнования родным и близким знаменитого российского композитора Эдуарда Артемьева, скончавшегося накануне на 86-м году жизни.

Интересно, что его 85-летие в самом начале декабря отметили большим концертом в Государственном кремлевском дворце, где собрались 5,5 тыс. зрителей, а произведения композитора исполняли звезды отечественной эстрады — от Ларисы Долиной до Shaman. «Редко просто искренне и правду можно сказать о человеке, который живет на этом свете, работает и является великим, гениальным русским композитором, — это Эдуард Артемьев, — цитирует ТАСС выступление на том вечере Никиты Михалкова. — Все, к чему прикасается Артемьев, становится великим произведением».

А тот же Shaman вспоминал, что с песни «Полет на дельтаплане», ставшей одним из главных хитов в карьере Валерия Леонтьева, началась его телевизионная карьера еще в программе «Фактор А». Кстати, и сам Артемьев высоко оценивал ныне главного певца эпохи СВО. «Shaman я случайно увидел по телевизору. Я редко смотрю телевизор. Исключение — футбол. И вот в перерыве между таймами нажимал на кнопки пульта и наткнулся на песню „Я русский“, — вспоминал композитор в разговоре с „Известиями“. — Меня это очень сильно зацепило и по-настоящему. Shaman обладает могучей душой. „Я русский“ — очень хорошая песня. И это большая радость — появление такого человека на нашей сцене».

Артемьев родился в Новосибирске. В 1955 году он поступил на теоретико-композиторский факультет Московской государственной консерватории (МГК) им. Чайковского, где учился у народного артиста СССР Юрия Шапорина. Наш герой стал одним из первых советских композиторов, работавших в жанре электронной музыки. В 1960–1990-х годах написал музыку к более чем 30 постановкам для ведущих московских театров. Также на его счету рок-опера «Преступление и наказание».


Но прежде всего Артемьев снискал славу как кинокомпозитор, написав музыку к более чем 200 фильмам, среди которых настоящие шедевры. В числе самых известных из них «Солярис», «Зеркало», «Сталкер» Андрея Тарковского; «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Раба любви», «Несколько дней из жизни И.И. Обломова», «Родня» Михалкова; «Сибириада» Андрея Кончаловского; «Курьер» Карена Шахназарова.

Музыка Артемьева исполнялась на двух Олимпиадах. Композиция «О, спорт — ты вечный прогресс» звучала на церемониях открытия и закрытия Игр 1980 года в Москве, главная тема из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих» — на церемонии закрытия Олимпиады в Сочи в 2014-м.

Кстати, композитор с улыбкой вспоминал историю написания той самой знаменитой мелодии из фильма «Свой среди чужих…», которой одной достаточно, чтобы вписать имя автора в историю отечественной культуры. По воспоминаниям Артемьева, он выпивал с Михалковым в ресторане Дома кино и режиссер пытался объяснить, какую музыку он хотел бы слышать в финальной сцене своей картины, настаивая на «мелодии воспоминания». Вернувшись домой, композитор подошел к роялю и тут же сыграл ту самую мелодию, после чего срочно бросился записывать ноты, чтобы с утра ничего не забыть.

«Артемьев запомнится как один из выдающихся российских композиторов – энтузиастов электронной музыки»

О вкладе композитора в отечественную культуру в разговоре с «БИЗНЕС Online» говорят его коллеги по музыкальному цеху.

«Эдуард Артемьев запомнится как один из выдающихся российских композиторов – энтузиастов электронной музыки, — уверена музыковед, профессор Московской консерватории Татьяна Цареградская. — Ему было дано почувствовать органику этого капризного и такого, казалось бы, „неживого инструмента“. Наиболее полно его талант раскрылся в киномузыке: „нежнейшая музыка“ — так можно назвать его звучание  в „Рабе любви“ Никиты Михалкова. В фильмах Тарковского „Сталкер“ и „Солярис“ Артемьев создает конгениальный видеоряду музыкальный ряд, который нельзя забыть: тема из „Сталкера“ звучит лирично и пронзительно, перекликаясь с Wish you were here группы Pink Floyd. И мощь создаваемой Артемьевым атмосферы незабываема — она томительна, неясна и бесконечно прекрасна».

«Я не знал Эдуарда Николаевича лично, но для всех нас его уход — большая потеря, — отметил в беседе с „БИЗНЕС Online“ известный столичный композитор Николай Попов. — Кроме того что Артемьев писал великую киномузыку, он был большим экспериментатором, внес значительный вклад в развитие электроакустической композиции и сделал возможным соприкосновение с ней на территории Советского Союза».

Примером для себя называет Артемьева и популярный сегодня татарстанский композитор Эльмир Низамов. «Он соединял в своем творчестве совершенно разные стили и жанры, — напомнил в разговоре с нашим корреспондентом Низамов. — Он пионер электронной музыки, при этом у него прекрасная симфоническая музыка, музыка к фильмам, прекрасные песни, которые полюбились народу. Многие его саундтреки известны и живут до сих пор, хотя фильмы подзабылись — это признак настоящего гения. Его кончина — большая потеря. Я рад, что он прожил такую долгую жизнь и внес такой большой вклад. Впервые я с ним встретился, когда меня номинировали на „Золотую маску“ — тогда он получил эту награду за рок-оперу „Преступление и наказание“. И для меня было честью упоминаться рядом с таким мэтром».


«Михалков получал определенную долю вдохновения именно от Артемьева»

Своим был Артемьев и для мира кино, уверены эксперты «БИЗНЕС Online».

«Дуэт Михалкова и Артемьева такой же легендарный, как у Кустурицы и Бреговича, как у Линча и Бадаламенти, — уверен известный кинокритик Юрий Гладильщиков. — Фильмы Никиты Сергеевича без музыки Артемьева были бы несколько иными. Конечно, если это не мюзикл, композитора нельзя назвать соавтором фильма. Но Михалков получал определенную долю вдохновения именно от Артемьева. Не знаю, как они работали: сначала композитор писал музыку, а потом режиссер выбирал, или наоборот — Михалков снимал, а Артемьев смотрел и сочинял. Но, безусловно, можно сказать, что во всех лучших фильмах Михалкова звучит музыка Артемьева».

При этом, по словам Гладильщикова, для фильмов Тарковского и Кончаловского музыка Артемьева имела меньшее значение. «Тарковский использовал больше классической музыки. А Кончаловский всегда немного конкурировал с братом Михалковым, и они не могли поделить одного композитора. Но Артемьев однозначно был композитором Михалкова, — констатирует наш эксперт. — Но я бы не сказал, что без Артемьева фильмы Никиты Сергеевича были бы менее великими,  хотя в его творчестве были разные периоды. Все-таки кино делает режиссер. Он соединяет в себе все, задает темп и ритм, объясняет роли, определяет задачи для актеров, операторов, композитора. Но при этом Михалков выбирал именно Артемьева».

«Артемьев — один из величайших кинокомпозиторов России наравне с Таривердиевым, — считает киновед и обозреватель „БИЗНЕС Online“ Адиля Хайбуллина. — Он работал с целой плеядой великих режиссеров — Михалков, Тарковский, Кончаловский, Шахназаров. Его музыка не просто иллюстрирует действие на экране, а создает атмосферу, является самостоятельным языком художественной выразительности. Редко бывает так, что композитору удается сделать фильм более объемным, значимым и метафоричным. А музыка Артемьева была важной частью фильмов. Например, в „Солярисе“ он создал невероятное электронное звучание, в котором нуждалась лента. Он был на одном уровне с теми режиссерами, с которыми работал, он являлся соавтором картин. Если выключить музыку Артемьева, эти фильмы уже не будут такими шедеврами».