«Строго говоря, как и в период острой вспышки COVID-19, на губернаторов возложена особая ответственность за купирование политических и экономических рисков», — считают авторы доклада «Антикризисные стратегии глав российских регионов – 2022», опубликованного «Минченко консалтинг». В исследовании Евгения Минченко и его коллег рассказывается, как перед главами субъектов выросли риски политической дестабилизации, нехватки ресурсов, межэлитных противоречий. О том, как губернатор может избавиться от имиджа технократа, где искать новые точки роста регионов и можно ли повернуться на Восток, — в материале «БИЗНЕС Online».
В 2023 году Центробанк РФ прогнозирует пик спада экономики
Новые полномочия и большая ответственность
На фоне спецоперации, мобилизации и санкций у губернаторов появились новые рычаги управления, но вместе с тем расширилась и зона ответственности. К такому, в общем, очевидному выводу пришли в «Минченко консалтинг», подготовив доклад об антикризисных стратегиях российских регионов в 2022 году. «Такая модель позволяет более эффективно решать срочные задачи, снижая издержки межведомственного взаимодействия», — считают авторы исследования. По их мнению, если до единого дня голосования шел инерционный этап региональной политики, когда было возможно «консолидировать поддержку властей за счет эффекта сплочения вокруг флага», то сразу после выборов начался новый этап. Он ознаменовался тремя ключевыми решениями:
- присоединение новых регионов;
- введение там военного положения и различных типов реагирования в федеральных округах;
- частичная мобилизация, которая вовлекла в спецоперацию все общество.
В итоге в регионах появились новые возможности управления на местах, закрепленные в том числе указом президента РФ от 19 октября. Согласно ему, губернаторам поручили возглавить оперштабы, в которые вошли и представители силовых ведомств. «В этой связи сформировалась уникальная ситуация, когда главы регионов могут влиять на силовые структуры», — указывают авторы доклада.
Они также отметили, что в данный период региональные элиты и партии консолидировались вокруг губернаторов. В качестве примеров приводится единогласное одобрение бюджета Заксобранием Красноярского края, а также «элегантное разрешение» ситуации о наименовании президента Татарстана, которое «позволило удержать компромисс между разными группами элит и общественности в регионе».
Но если в вопросах мобилизации и мер реагирования главы субъектов приобрели рычаги влияния, то по купированию социально-экономических рисков, напротив, возможности губернаторов ограничены. «Многое будет зависеть от навыков федерального лоббизма, ручного управления и распределения федеральных трансфертов», — считают в «Минченко консалтинг». Если первые полгода после начала спецоперации ситуация в этой сфере также развивалась инерционно, то теперь этот потенциал исчерпан, поскольку в 2023-м Центробанк РФ прогнозирует пик спада экономики. Если в первом полугодии 2022-го цены на сырье позволили некоторым регионам сформировать временную подушку безопасности, то в среднесрочной перспективе подавляющее большинство субъектов погрузится в кризис, проявления которого заметны уже сейчас. Например, по данным Росстата, уже за первые 6 месяцев 2022 года в не менее чем 10 регионах зафиксировано падение производства более чем на 5%. При этом в Москве впервые за многие годы отмечается миграционная убыль. Кроме того, в 73 субъектах — падение реальных доходов, еще в половине — снижение промпроизводства, а в трети уменьшились объемы строительства и инвестиций.
Впрочем, для минимизации экономических последствий у губернаторов не так много инструментов, в отличие от вопросов безопасности и частичной мобилизации. «Строго говоря, как и в период острой вспышки COVID-19, на губернаторов возложена особая ответственность за купирование политических и экономических рисков», — считают авторы доклада. По их мнению, от управленческих талантов глав и их команд будет зависеть то, как регионы пройдут кризис.
После объявления частичной мобилизации подрос уровень тревожности до рекордных 69%
Вызовы для губернаторов
Поэтому в «Минченко консалтинг» обозначили вызовы, с которыми губернаторам придется справляться.
Высокая неопределенность и волатильность социально-психологических настроений. Несмотря на высокий рейтинг Владимира Путина, общественные настроения более изменчивы. Например, после объявления частичной мобилизации подрос уровень тревожности до рекордных 69% (по данным ФОМ). А Институт психологии РАН зафиксировал резкий всплеск депрессивных настроений в марте – апреле 2022 года, причем особенно сильный среди молодежи — показатель вырос с 29% в апреле 2021-го до 77% в марте 2022-го. «Отсутствие корреляции между политическими рейтингами и общественными настроениями может быть эффектом „спирали молчания“, что способно привести к неожиданно резкой политической дестабилизации в условиях крайне ограниченного прогностического инструментария», — предполагают авторы доклада. Также, по их мнению, усталость общества от СВО может только нарастать.
Острая нехватка ресурсов для формирования «бюджета развития». Львиную долю своих средств регионы будут вынуждены тратить на базовые социальные статьи расходов — здравоохранение и образование. Без этого ни о какой политической стабильности нет и речи. Так что губернаторам вновь предстоит вспомнить о талантах лоббизма.
Риск нарастания внутриэлитных противоречий. Сокращение экономической ренты неизбежно обострит конкуренцию за бюджетные подряды и субсидии между региональными группами интересов. И если раньше из-за назначения варягов (а их уже 57 среди губернаторов) региональные элиты впали во фрустрацию, то теперь на фоне СВО она только усиливается. Хотя Кремль пытается минимизировать эти риски за счет «донастройки» в кадровой политике, но эффект снижается за счет упразднения муниципальных элит, когда новоиспеченный врио губернатора незадолго до выборов может быстро убрать мэров крупных городов. В целом авторы доклада ожидают отмену прямых выборов мэров региональных столиц.
Кризис урбанистики. Если раньше новенькие врио губернатора делали ставку на благоустройство, что позволяло получить быстрый визуальный эффект и повысить поддержку городского электората, то теперь в период жесткой экономии эти проекты будут не в приоритете. «Вполне вероятна деградация городской среды, что вместе с сокращением элементов постиндустриальной экономики потребления лишь усилит фрустрацию городского электората», — заключают эксперты. В перспективе это может стать триггером для расширения протестного голосования в административных столицах, которое уже проявило себя на выборах в Госдуму 2021 года, когда «Единая Россия» по партийным спискам проиграла в 9 региональных центрах: Омск, Владивосток, Ульяновск, Хабаровск, Йошкар-Ола, Якутск, Элиста, Сыктывкар, Нарьян-Мар.
Сергей Собянин делает ставку на демонстрацию стабильности грандиозных инфраструктурных планов столицы
Инструменты антикризисного менеджмента
В итоге в «Минченко консалтинг» проанализировали управленческие практики губернаторов в нынешнем году и выделили четыре основных инструмента.
Первый — смена позиционирования. СВО и частичная мобилизация повысили запрос на прямую коммуникацию между губернаторами и жителями, которые ждут от глав регионов не ритуальных отчетов, а искреннего отклика. Это требует смены имиджевых стратегий. Тем не менее некоторые главы предпочитают сосредоточиться на социально-экономических проектах и поддержке граждан, минимизировав СВО в инфоповестке. Как образец — мэр Москвы Сергей Собянин. Он делает ставку на демонстрацию стабильности грандиозных инфраструктурных планов столицы. Однако в начале декабря Собянин все же впервые посетил Донбасс. Напротив, губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов предпочел пиарить политическую повестку СВО и даже взял на себя ответственность за восстановление Мариуполя.
У обоих подходов есть плюсы и минусы. «Деполитизированные» губернаторы минимизируют риски претензий со стороны жителей регионов из-за возможных проблем с экономикой, демонстрируя приоритетность вопросов благосостояния и стабильности. Для многих рядовых граждан вопросы занятости и базовых социальных благ в моменте важнее, чем повестка СВО», — пишут авторы доклада. Однако обратная сторона медали — утрата уникального позиционирования, медийного ресурса, в том числе поддержки элит, и это может сыграть в минус в случае политической турбулентности.
Напротив, губернаторы, которые поддерживают спецоперацию, получают возможность выйти за рамки имиджа «губернатора-технократа». Однако в этом случае сохраняется риск дисбаланса между PR-составляющей и реальной работой по экономической стабилизации.
Второй — поиск новых каналов коммуникации. Из-за запрета некоторых соцсетей губернаторы были вынуждены переносить контент и активизировать работу на отечественных площадках. А те, кто до этого пренебрегал соцсетями, получили шанс перезапуска цифровой коммуникации с гражданами. Наибольший эффект «импортозамещения» продемонстрировал «Телеграм»: если до СВО там «сидели» 24 губернатора, то теперь 74. Но безусловным лидером в этой соцсети стал глава Чечни Рамзан Кадыров с 1,4 млн подписчиков.
Третий — антикризисное управление. В ряде регионов начали действовать специальные антикризисные штабы. Но это не креатив губернаторов, поскольку еще 1 марта глава правительства РФ Михаил Мишустин создал штаб по повышению устойчивости развития экономики. При этом подобные штабы уже работали в рамках управления эпидемиологическими и экономическими рисками от COVID-19. Как правило, губернаторы возглавляли эти штабы, которые представляли из себя некие межведомственные комиссии. По аналогичной модели работают штабы по вопросам мобилизации, в их рамках губернаторы могут согласовывать свои действия с силовиками.
Михаил Мишустин создал штаб по повышению устойчивости развития экономики
Четвертый — реконфигурация точек роста экономики. Некоторые губернаторы уже пытаются нащупать новые точки роста. Например, поиск «нетрадиционных» для региона ниш добавленной стоимости. Так, глава Якутии Айсен Николаев напомнил федеральному центру об IT-перспективах региона, а калужский губернатор Владислав Шапша делает ставку на фармацевтический кластер, тогда как Андрей Воробьев из Подмосковья и белгородский Вячеслав Гладков развивают агрокомплекс.
Еще один вариант — региональный «поворот на Восток». Например, главе ЯНАО Дмитрию Артюхову удалось сохранить проект переориентации газового экспорта на азиатские рынки за счет поставок сжиженного природного газа, а врио губернатора Томской области Владимир Мазур планирует сделать регион центром для привлечения абитуриентов из стран ближнего зарубежья и инженерно-технологического сотрудничества с азиатскими странами. Как полагают эксперты «Минченко консалтинг», бенефициарами переориентирования экономики на азиатские рынки также станут дальневосточные субъекты, которые логистически лучше остальных готовы к перенаправлению экспорта и сотрудничества с Китаем.
Подводя итог, авторы доклада советуют губернаторам, оказавшимся «в наиболее сложной эпохе политического управления», работать над позиционированием, развивать прямые коммуникации с гражданами, минимизировать официоз и стремиться к эффективному лоббизму на федеральном уровне.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 55
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.