КАЖДЫЙ КУПИЛ ОБОРУДОВАНИЕ, ИСХОДЯ ИЗ СВОИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ

Татарстанские перевозчики бьют тревогу - пишут письма президенту РТ Рустаму Минниханову, премьеру РТ Ильдару Халикову, жалуются на республиканского оператора по обслуживанию социальных транспортных карт ОАО «Социальная карта» в УФАС РТ.

Напомним, что в декабре 2011 года распоряжением кабмина РТ было принято решение ограничить количество поездок в общественном транспорте льготной категории граждан по единому социальному проездному билету и социальной карте тридцатью поездками в месяц. Однако в ответ на это взбунтовались пенсионеры. Они начали пикетировать здания администраций, кабмина, добиваясь отмены лимитированного права на передвижение.

Под впечатлением от массовости этих акций (и видимо, с учетом преддверия будущих выборов президента РФ) кабмин свое постановление под новый год признал утратившим силу. Таким образом, льготникам вновь вернули право на безлимитный проезд в трамваях, троллейбусах и автобусах. А выпадающие расходы транспортникам в полном объеме было обещано компенсировать из бюджета РТ (речь идет примерно о миллиарде рублей в год).

Но вместе с этим правительство в середине января приняло решение разработать систему «Транспортная карта», которая бы действовала в крупных городах республики – Набережных Челнах, Нижнекамске, Альметьевске и Зеленодольске (в Казани, как известно, она функционирует с апреля 2009 года) и позволяла бы, таким образом, вести персонифицированный учет поездок льготников (нужно же понимать, что компенсировать!). Единым оператором автоматизированной оплаты было назначено ОАО «Социальная карта» (100-процентная дочка "АК БАРС" Банка). Правительство республики своим постановлением обязало транспортников в течение первого квартала обзавестись необходимым оборудованием для считывания электронных проездных. До сих пор в вышеперечисленных городах оплата в общественном транспорте, в отличие от Казани, внедрившей транспортные карты (здесь оператором проекта является созданная мэрией Казани и "АК БАРС" банком компания ОАО «Транспортная карта» - ред.), производилась наличными. По сути дела, прошлогодняя ситуация со льготниками стала толчком к более современному и прозрачному способу расчетов за проезд. Но все, что хорошо в теории, не таким уж правильным оказывается на практике…

IMG_9560.jpg

В декабре прошлого года под напором акций протеста кабмин вернул право льготникам на безлимитный проезд в общественном транспорте, а расходы перевозчикам было обещано компенсировать из бюджета РТ (примерно миллиард рублей в год)

КАЖДЫЙ ВЫБИРАЛ СВОЕ

Как рассказал газете «БИЗНЕС Online» один из инициаторов письма руководству республики, гендиректор нижнекамского ПАТП Юрий Иванов, транспортники тут же начали поиск этой техники, изучать, какое на сегодняшний день в стране есть оборудование для этих целей и сколько оно стоит. «Мы посетили своих коллег в Казани, Удмуртии, Башкортостане, Самарской области, - рассказал Иванов. - В результате, изучив возможности имеющихся систем, каждый перевозчик выбрал подходящее для него оборудование, исходя из своих потребностей, специфики работы и финансовых возможностей».

Однако, понимание вопроса у транспортников и ОАО «Социальная карта» оказалось абсолютно разным. По их словам, оператор требует, чтобы они покупали оборудование разработки компании «ЭЛСИ» (ЗАО «Электронные Системы», Санкт-Петербург). Однако транспортники считают это оборудование морально устаревшим и не отвечающим предъявляемым ими требованиям. Кроме того, пишут они в своей жалобе на имя премьер-министра РТ, оно не адаптировано к пригородным перевозкам, не учитывает так называемую зоновость перевозки.

Pismo_sockarta_1_sm.jpg

Под письмом Халикову подписались руководители 19 транспортных организаций. Своих коллег-«автобусников» поддержал также руководитель челнинского ООО «Горэлектротранспорт» Рашид Шамсудинов.

Возмущает перевозчиков и тот факт, что за адаптацию оборудования, которое компании уже приобрели за свой счет для своего подвижного состава (хотя, по их мнению, они это не обязаны были делать), с них запрашивают дополнительные деньги. Так, за интеграцию оборудования для 63 автобусов, имеющихся в распоряжении нижнекамского ПАТП, под «льготную» карту ОАО «Социальная карта», ссылаясь на требования «ЭЛСИ», запросила с нижнекамского ПАТП 1 млн. 900 тыс. рублей. «За что?! - возмущается Иванов. - Плюс ко всему адаптация эта займет два с половиной месяца(!)». По мнению Иванова, «студент-программист эту работу сделает за несколько дней». Для этого нужна добрая воля «Социальной карты» - подписывается соглашение о конфиденциальных данных, и она дает ключи к программе.

Транспортники считают кабальными условия договора на аренду оборудования и агентского договора. «Изучив опыт своих коллег, мы приняли решение отдать предпочтение московской системе «Каскад», – заявил Иванов. - Эта система успешно работает в шестидесяти городах Подмосковья, в Астрахани, в Тольятти. Ее качество на порядок превосходит то, что предлагает нам «Социальная карта». Ее казанский вариант вы, наверное, хорошо знаете – это кондукторы с «кувалдами». Это то же самое, что сравнивать старую Nokia с iPhone. Система, которую выбрали мы, более функциональна, и главное, что она наша. Мы можем вводить электронный кошелек, электронные проездные, вести учет проезда в сады-огороды льготников. То есть мы в этом плане ни от кого не зависим. Причем по стоимости эти

Pismo_sockarta_2_sm.jpg

системы примерно одинаковы, «Каскад» даже чуть дешевле. Но наша логика еще в том, что у нас уже есть оборудование, а «Социальная карта» по агентскому договору хочет нам продать еще, выдвигая неприемлемые условия. Нам предлагают купить кондукторские терминалы, так называемые валидаторы, производства "ЭЛСИ" за 16 с лишним тысяч за штуку и обязать при этом платить «Социальной карте» за их техническое обслуживание по 470 рублей ежемесячно. То есть нам предлагают за три года фактически выплатить его двойную стоимость, и затем, когда он придет в негодность, купить новый! Но самое интересное в том, что предлагаемый к подписанию агентский договор обязывает нас отчислять оператору пять процентов от объема транзакций. При моих объемах я должен буду ежемесячно отдавать им минимум по 500 тысяч!» - возмущается Иванов.

«Ничего подобного в выбранной нами системе нет! Причем я вообще не понимаю, на основании каких нормативно-правовых документов «Социальная карта» стала оператором транспортной карты в республике? - вопрошает Иванов. - Мы спрашивали об этом у них самих и у минтранса, нам ничего конкретного не ответили. Хотя в других субъектах такие тендеры проводятся на уровне региона либо на уровне муниципалитета. Теперь она «продвигает» нам оборудование "ЭЛСИ", причем минтранс Татарстана активно этому способствует».

ivanov.jpg
«Я вообще не понимаю, на основании каких нормативно-правовых документов «Социальная карта» стала оператором транспортной карты в республике?» - вопрошает гендиректор нижнекамского ПАТП Юрий Иванов

ПРОДВИНУТЬ СВОЙ ПРОДУКТ?

Своей точкой зрения на взаимоотношения транспортников и оператора автоматизированной оплаты проезда поделился с газетой «БИЗНЕС Online» также и начальник отдела транспорта и связи Нижнекамского муниципального района Андрей Егоров.

- Как вы считаете, справедливо ли, что ОАО «Социальная карта» требует с перевозчиков средства за интеграцию имеющегося у них оборудования к системе «Социальная карта»?

- Вопрос в том, что подразумевать под интеграцией? В моем понимании – это просто загрузка некоего программного продукта, и система интегрируется. Та сумма, которую «Социальная карта» озвучила, я считаю, некорректна. Мы разговаривали с программистами по этому поводу – это исключительно работа программиста, здесь ничего технического или производственного нет. Если даже взять в расчет среднюю зарплату программиста в 50 тысяч, одного или двух человек, думаю, что запрашиваемая сумма слишком высока. Со слов тех же производителей подобного оборудования, интеграция - это не такой уж трудоемкий процесс, как озвучивает «Социальная карта». Такая позиция «Социальной карты», я думаю, связана больше с желанием продвинуть свой продукт, потому что они работают с "ЭЛСИ", у них питерская компания поставщик. Считаю, что если бы «АК БАРС» Банк, которому принадлежит «Социальная карта», просто бы приобрел это оборудование и раздал бы его перевозчикам, сказав, что вот мы вам даем оборудование, давайте, ребята, работайте и будете нам платить определенные проценты, это был бы один разговор. Но когда говорят: ребята, купите за свои деньги и опять же платите нам за обслуживание этой системы, – это уже другой разговор. Мы же, когда приходим в магазин и покупаем сотовый телефон, какой тариф подключить, решаем сами, исходя из своих потребностей. А здесь говорят: вот вам оборудование плюс платите нам за обслуживание. На вопрос перевозчиков: "А зачем платить за обслуживание, если оно ломаться не будет?" - им ответили: "А вдруг сломается?"

«Социальная карта», продвигая продукцию «ЭЛСИ», пытается загнать перевозчика в определенные рамки. Но учитывая, что этот продукт на сегодня несовершенен, даже если посмотреть на специализацию этой компании - турникеты, поездки в метро и по железной дороге, думаю, ничего хорошего не выйдет. Это отнюдь не автобусы, о которых идет речь.

Конкурса не было, здесь было просто решение, распоряжение. Кем и когда принято, неизвестно. «Социальная карта» говорит, что она уполномочена правительством. Я считаю, что такие вещи нужно проводить через конкурс…

ГРУНИЧЕВ, ПОМОГИ!

Не получив в ответ на свои просьбы положительного ответа ни от минтранса, куда переадресовал письмо премьер-министр, ни от самой «Социальной карты», перевозчики решили прибегнуть к помощи государства. В выдвинутых питерцами условиях они усмотрели нарушение закона о конкуренции и написали письмо в УФАС РТ, в котором просят подчиненных Александра Груничева разобраться в ситуации и обязать ОАО «Социальная карта» предоставить алгоритмы обработки электронных социальных проездных билетов.

«Подобные жалобы, насколько я знаю, отправили в УФАС и альметьевские компании», – говорит Иванов. Вместе с этим в своей жалобе перевозчики также отмечают, что на днях ОАО «Социальная карта» уже начало выпуск в Нижнекамске электронных социальных проездных билетов - без учета уже имеющегося в распоряжении предприятия оборудования. Таким образом, считают нижнекамские перевозчики, им навязывают оборудование ОАО «Социальная карта», так как использование другого оборудования может привести к некорректной работе системы и таким образом лишить ООО «Нижнекамское ПАТП» права на получение компенсаций за перевозку льготной категории граждан из расчета за фактически перевезенных пассажиров.

«СОЦИАЛЬНАЯ КАРТА»: ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ ВЫБОР ВСЕГДА ОСТАВАЛСЯ И ОСТАЕТСЯ ЗА ПЕРЕВОЗЧИКОМ

Прокомментировать газете «БИЗНЕС Online» сложившуюся ситуацию в минтрансе РТ отказались, сославшись на то, что заданные вопросы не входят в сферу их компетенции. Запрос нашего издания в адрес ОАО «Социальная карта» был более результативным. Приводим его текст с незначительными сокращениями:

«В ответ на Ваш запрос отвечаем следующее:

Выбор автоматизированной системы оплаты проезда (далее – АСОП) Республики Татарстан проводился скрупулезно. Рассматривались и анализировались предложения российских производителей системы, были совершены рабочие поездки во Францию, Латвию с целью изучения иностранного опыта. По результатам исследования было принято решение объявить тендер.

Комплексная оценка участников тендера проводилась по следующим критериям:

  • стоимость проекта;
  • опыт реализации соответствующих проектов и его масштаб;
  • опыт в разработке необходимой нормативно-распорядительной базы с возможностью адаптации для региональных органов власти;
  • стоимость сопровождения (в год);
  • реализация проекта в сроки, установленные правительством республики и города;
  • возможность создания единой АСОП на всей территории Республики Татарстан.

Каждому критерию было присвоено максимальное количество баллов в зависимости от степени значимости.

В настоящее время перевозчикам предлагается вариант оборудования, используемый в г.Казани, и уже готовый для внедрения в единую АСОП РТ. Однако следует отметить, что окончательный выбор всегда оставался и остается за перевозчиком.

Необходимо отметить, что указанные требования ОАО «Социальная карта» никогда не выдвигались. В то же время в соответствии с общемировой практикой в случае если перевозчик предпочтет оборудование стороннего производителя, то существует возможность интеграции выбранного оборудования с системой АСОП РТ. В этой ситуации необходимо, чтобы оборудование соответствовало двум основным требованиям:

  1. 1. соблюдение правил безопасности системы;
  2. 2. обеспечение бесперебойной работы системы.

С целью интеграции необходимо производить доработку программного обеспечения, которая, в свою очередь, требует определенных временных и материальных затрат. Следует отметить, что доработка ведется для каждого нового поставщика оборудования отдельно.

В данном случае вполне естественно, что затраты на доработку ложатся на плечи инициаторов работ.

Следует подчеркнуть, что оснащение перевозчиков оборудованием – это далеко не единственные затраты в рамках реализации проекта. С целью запуска проекта ОАО «Социальная карта» были реализованы следующие мероприятия:

- организовано 197 пунктов приема заявлений на выдачу льготных транспортных карт на базе отделений социальной защиты;

- организовано 133 пункта продажи и пополнения транспортных карт на базе отделений ОАО «АК БАРС» БАНК и отделений Почты России; дополнительно ведется деятельность по расширению данной сети на базе отделений иных банков и платежных терминалов;

- организован процессинг, call-центр и многое другое;

- выпущено 86 000 карт, дополнительно ожидается поставка 200 000 карт;

- ведется оперативное обеспечение информационными материалами отделений социальной защиты (плакаты и буклеты разъяснительно-информационного характера) и т.д.

Все эти работы выполняются за счет собственных привлеченных средств ОАО «Социальная карта». Проект не получает финансирования из республиканского бюджета».

На вопрос, разыгрывалось ли на тендере право реализации этой программы, в ОАО «Социальная карта» ответили следующее:

«Данный вопрос находится в компетенции Уполномоченной организации субъекта по выпуску универсальных электронных карт (Центр информационных технологий РТ). Данной организацией проводятся все необходимые мероприятия».

С КАКИХ ДЕНЕГ Я ДОЛЖЕН ПЛАТИТЬ?

Газета «БИЗНЕС Online» поинтересовалась также мнением челнинских и казанских перевозчиков о системах «Транспортная карта» и «Социальная карта», а также о том, что они думают о конфликте транспортников Закамья и единого оператора автоматизированной системы оплаты проезда.

Николай Тятюшкин – владелец маршрута №305 в Набережных Челнах:

- С нас «Социальная карта» ничего еще не требует, потому что у нас еще нет никакого оборудования. Знаю, что некоторые перевозчики с ними уже заключили договора. Если я возьму в аренду оборудование «Социальной карты», то я буду вынужден платить им по 80 тысяч в месяц. Вопрос в том, с каких денег я должен платить? Сама программа не работает, пластиковые карты не розданы населению. Они только в мае закончат их раздавать. А то, что «Социальная карта» за интеграцию оборудования, которое имеется уже в распоряжении перевозчиков, требует деньги, и немалые, я считаю, это вообще не справедливо. Я понимаю, если бы они давали свое оборудование бесплатно. В этом случае мы бы к ним все в очередь выстроились. Этого же нет, их система внедряется административным ресурсом, хотя, насколько я знаю, «Социальная карта» – структура коммерческая.

Перевозчику не дают право выбора. Это наводит на мысль о том, что преследуются чьи-то совершенно конкретные интересы. Вы почитайте договор, который предлагает подписать «Социальная карта». Согласно его положениям, всегда за все должны только перевозчики. Почему мы только должны? Я бы, например, хотел такое оборудование поставить, за которое не взимают абонплату. Еще один вопрос в том, что гарантии нам, что поездки льготников будут реально, а не на бумаге компенсироваться, никто не дает. Им лишь бы внедрить эту систему, а дальше - трава не расти. Когда мы зададим вопрос, а где же обещанная компенсация, нам скажут: извините, это не в наш адрес вопрос. В Казани одно ПАТП подавало иск о том, чтобы получить компенсацию. В итоге какая-то сила заставила их этот иск отозвать, и они, по-моему, уже банкроты. Пока не будет постановления правительства РТ о том, что перевозчик будет получать компенсацию в таком-то размере за перевозку льготников, этот вопрос не решится. Мы январь пенсионеров провозили, февраль провозили, март провозили, компенсации никакой нет. Раньше нам хоть что-то платили - 9,20, по-моему. Какую сумму правительство собирается нам компенсировать, никто не знает.

Евгений Герасимов – владелец нескольких маршрутов в Казани:

- Как вы относитесь к системе "Транспортная карта", устраивает ли она вас?

- Нас система «Транспортная карта» вполне устраивает. Благодаря ей мы ведем полный учет всех перевозок, в компьютере у нас есть вся информация по количеству перевезенных пассажиров, нам компенсируют деньги за льготников. Все перевозчики этой системой довольны вполне. Я считаю, что она себя полностью оправдала, сегодня она достаточно хорошо отлажена. Есть, конечно, и другие системы, в которых учитывается зависимость от километража и зоновость, но до этого нам пока еще далеко. А так подсчет идет четкий. Мы работаем с «Транспортной картой» порядка четырех с лишним лет. Ломаются валидаторы редко, а если и выходят из строя, нам выдают резервные и быстро ремонтируют.

Мне трудно сказать, справедливы или нет претензии наших коллег из Закамья, я не знаю всю финансовую подоплеку этого дела. В моем понимании - бесплатного ничего не бывает. То, что требуют деньги за адаптацию, это, скорее, нормально, их же не душат, я уверен, что их не душат. Зачем они купили оборудование, которое «Социальная карта» не использует? Зачем бежать впереди паровоза? Если нам предлагают что-то сделать, надо же все согласовать. Плата у «Транспортной карты» вполне приемлема. Мне остается только посочувствовать транспортникам Закамья.

Роберт Гилязов - ООО «ИТЦ» (Казань):

- Система «Транспортная карта», которую мы используем, нас полностью устраивает. Она безошибочно определяет количество перевезенных пассажиров, ясно показывает, что такой-то автобус такого-то маршрута перевез столько-то пассажиров, в том числе столько-то льготной категории. Учет там прослеживается полный по специальным кодам, никакие приписки там не проходят. Хотя, надо сказать, программа не сразу пошла, там ошибки были, сбои были, по ходу дела вносились определенные коррективы. Были случаи, что в холодные зимы валидаторы отказывали, и производитель менял на них платы, делая их более морозоустойчивыми. Не все так гладко было. Но сейчас все в порядке.

Я не знаю, справедлива плата, которую хочет взимать «Социальная карта», или не справедлива, но мы платили. У нас было то же самое. Мы платили за оборудование, платили за программу, которую они установили. Там ведь кроме того, что нужно считать этого пассажира, нужно еще информацию всю собрать. Специальная программа синхронизирует валидатор каждого автобуса с центральным управлением «Транспортной карты». И на следующее утро видно, что автобус перевез столько-то людей. И через день нам зачисляют за перевезенных людей деньги.

С нас берут 4 или 5 процентов за обслуживание. Компенсации за льготников мы получаем. На сегодняшний день это, если мне не изменяет память, 9 рублей. Сейчас вроде бы обещают и даже президент Татарстана говорил об этом, что перевозку льготников будут компенсировать в полном объеме – 15 рублей.

В этом году полного погашения еще не было. Обычно деньги начинают перечислять после первого квартала, когда налоги начинают поступать в бюджет.

Айрат Хасанзянов – директор ООО «УМ-4» - владелец нескольких маршрутов в Казани:

- Нас и система «Транспортная карта» и оборудование "ЭЛСИ" вполне устраивают. По одной простой причине - с внедрением транспортной карты гораздо больше контроля появилось. Компенсацию получаем, но не всегда своевременно. Мне кажется, что перевозчик имеет полное право покупать оборудование где захочет и какое захочет. А в данном случае «Социальная карта» просто навязывает им свое оборудование, это не совсем справедливо.