3749_pic.jpg
«Более половины депутаткой почты составляют письма по проблемам ЖКХ, поэтому они всегда в центре внимания парламентариев», - подчеркнул Марат Галеев, открывая парламентские слушания

ОТ БИЗНЕСА ЖДУТ ИНВЕСТИЦИЙ

Тема слушаний была обозначена как «О мерах реализации стратегии правительства РФ по улучшению инвестиционного климата в сфере ЖКХ». Их сутью стало предложение министерства строительства и ЖКХ РТ создать в республике еще один фонд – по модернизации жилищно-коммунальной сферы.

Презентовавший идею заместитель министра Алексей Фролов (его шеф – Ирек Файзуллин сидел в президиуме) постарался быть убедительным. Обозначив главные проблемы отрасли (износ основных фондов), он резюмировал: «Без привлечения масштабных внетарифных и внебюджетных инвестиций решить вопрос износа основных фондов не представляется возможным». Таким образом, Фролов подвел к тому, ради чего все и собрались: «В качестве одного из вариантов решения проблемы предлагается рассмотреть вопрос создания специализированного федерального фонда, аналогичного фонду капитального ремонта домов. И соответствующих фондов в регионах». Напомним, что о создании нового коммунального фонда глава ведомства говорил на итоговой коллегии минстроя РТ в начале марта. Тогда же он сообщил «БИЗНЕС Online», что президент РТ Рустам Минниханов поручил взять этот проект в разработку.

Активы фонда предлагается сформировать за счет собственных средств предприятий, средств, поступающих за технологическое присоединение, инвестнадбавок, средств коммерческих банков, республиканского бюджета. В числе предприятий, которые предполагается включить в фонд, - ГУП «Татлизинг», фонд газификации, таткоммунпромкомплект и другие.

«Финансирование фонда будет осуществляться на возвратной основе или за счет получения имущественных прав, - объяснил Фролов. - Возвратность средств будет обеспечиваться в период окупаемости проектов за счет экономии издержек и за счет утверждения инвестиционных надбавок к тарифам на коммуналку и подключения к сетям. При этом формирование капиталов региональных фондов необходимо осуществлять за счет финансирования из федерального фонда, муниципальных и заемных средств банков и инвестиционных компаний». Однако, по утверждению самого Фролова, пока бизнес крайне неохотно идет в сферу ЖКХ.

3752_pic.jpg
В прошлом году 24% предприятий ЖКХ были признаны убыточными. Причины разные – от жесткой тарифной политики до некомпетентности руководства. «Да, их выбирают сами жильцы, - посетовал Ирек Файзуллин, - однако зачастую им не хватает знаний и опыта, может быть, уже пора ставить вопрос о законодательном утверждении квалификационных требований для руководителей ТСЖ?»

МОЖЕТ, ВСПОМНИТЬ О КОНЦЕССИЯХ?

Проводивший заседание председатель комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству Марат Галеев предложил коллегам задавать вопросы. И депутаты, и приглашенные не заставили себя ждать (к слову, большинство вопросов относились к теме слушаний весьма опосредованно, но, видимо, собравшиеся не хотели упускать возможность как следует потрясти руководство отраслевого ведомства).

Депутат Николай Рыбушкин поинтересовался у Фролова: «Я по поводу создания специального фонда. Не будет ли дополнительной нагрузки на местные органы власти? Вот мы сейчас на них опять вешаем, а материально как они будут подкреплены? Опять же я понял, что фонд будет создаваться за счет, в основном, федеральных и региональных средств, и инвестиции там будут мизерные». Фролов успокоил: никакой дополнительной нагрузки на муниципальные бюджеты не будет.

Коллега Рыбушкина Илсур Сафиуллин предположил, что «создание этого фонда привлечет к увеличению налогов, и мы опять закручиваем спираль». По мнению Сафиуллина, основным источником формирования фонда должны стать потребители, и необходимо разработать схему оформления населения в соинвестора. «Цель всех реформ была в том, чтобы население начало требовать от поставщиков услуг прозрачности. Вот сейчас в тарифах утверждают инвестиционную надбавку, но ведь никто не проверяет, как она работает! Вот я, как гражданин и соинвестор, смогу контролировать эти расходы. И если мои деньги работают, то я могу в будущем и дивиденды получать. И детям наследство могу оставить, и легче будет вам мне объяснить – почему я должен эту инвестиционную составляющую в тарифе оплачивать!»

Любопытное предложение для привлечения частного бизнеса озвучила заместитель председателя госкомитета РТ по тарифам Лилия Борисова. А именно – схему государственно-частного партнерства, концессии. По ее мнению, создание концессий намного привлекательней, чем арендные отношения между муниципалитетами и коммунальными предприятиями. «Сегодня на предприятиях коммунального комплекса, в основном, применяются арендные отношения, то есть муниципальная собственность сдается в аренду, и данная арендная плата сидит в себестоимости предприятия. Но платятся деньги в местный бюджет, а отдачи этих средств на реконструкцию нет. Население и не знает, как используются инвестиционные средства», - с сожалением констатировала Борисова. Но и в концессионных соглашениях есть подводные камни: соглашения не пойдут без долговременных тарифов. И Борисова привела пример Альметьевска: пришедший в тепловые сети инвестор (ОАО «Татнефть» - авт.) сразу же поставил условия – установить долгосрочные тарифы на три года. И комитет установил. «Это первая ласточка, но, к сожалению, она одна», – грустно сказала Борисова.

3753_pic.jpg
Отныне «инвестиционная составляющая» содержится в некоторых тарифах. То есть татарстанцы уже начинают инвестировать в сферу ЖКХ своим рублем. По словам Лилии Борисовой, пока эта сумма небольшая – не более 5% от суммы тарифа

ПО КАЗЭНЕРГО НУЖНО ПОЛИТИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ

Собственно, этим обсуждение будущего нового фонда завершилась. А дальше Фролову пришлось отдуваться за все огрехи ЖКХ, в том числе, за тарифы.

Депутат от КПРФ Хафиз Миргалимов для начала выразил недовольство просьбой ведущего выступать не более 5 минут: «Мы все время торопимся. Почему только пять минут? Почему все слушание - только два часа? Его надо проводить целый день!» Потом заговорил о непрозрачности жилищных компаний: «Нет прозрачности, значит, есть что скрывать, деньги куда-то уводятся». И совсем уж рискованно предположил: «А дороги все сюда ведут – центр где-то здесь». Затем напомнил о пресловутой разнице в тарифах для потребителей «Казэнерго» и «Татэнерго»: «Казанцы спрашивают: какие инвестиции будут вложены, чтобы приблизить цены?» Фролов пытался объяснить, что это больной вопрос (у 24% казанцев тариф намного выше, чем у потребителей Татэнерго), но технически объединить эти предприятия нет возможности, для этого необходим 1 млрд. рублей, а его нет. «Нерешаемых вопросов нет! – решительно заявила секретарь госсовета Лилия Маврина, – планируйте в следующем году! - Давайте запланируем, - примирительно отреагировал Файзуллин, - Надо принять политическое решение об объединении систем, а потом выровнять тарифы».

Завершая слушания, Марат Галеев подвел итоги: «Государство попыталось уйти из ЖКХ, но жизнь показала, что отрасль требует огромных вложений, и государство потихоньку вернулось, сначала осознав долги по капремонту. Впереди много вопросов, связанных с инфраструктурой, и последняя авария в Елабуге показала, насколько важно инвестировать в эту сферу. Но население не в состоянии инвестировать – на эту сферу нужны колоссальные средства».

Среди многочисленных рекомендаций участников слушаний правительству первым пунктом значилось: «Рассмотреть вопрос о создании в республике Фонда модернизации жилищно-коммунального комплекса».

3756_pic.jpg
Хафиза Миргалимова возмутила непрозрачность жилищных компаний: «Нет прозрачности, значит, есть что скрывать, деньги куда-то уводятся». И совсем уж рискованно предположил: «А дороги все сюда ведут – центр где-то здесь»

А ПРОРАБОТАН ЛИ ВОПРОС?

Так нужен ли РТ новый коммунальный фонд? Мнения опрошенных «БИЗНЕС Online» экспертов разделились.

Фоат Комаров - глава холдинга «СМП-Нефтегаз», экс-глава Альметьевска:

– А кто за это будет платить? Все понятно, звучит красиво. Но если за это будут платить люди… Но ведь инфраструктура изношена: водоводы, теплотрассы, котельные – лет 30 ничего не делали! А люди же налоги платили. И сколько государство готово выделить на модернизацию - 20, 30, 50 процентов? Структуры такой пока нет. Если бизнесменов взять – им придется цены повышать, и народ будет возмущаться. А государство денег не даст. Считаю, что вопрос непроработанный. Теоретически это красиво звучит, а практически – самой формулы взаимоотношений нет. Просто прозвучали красивые слова: «Все во благо народа», якобы забота о заинтересованности бизнеса. А реальными шагами они не обозначены.

Раушан Хафизов - генеральный директор ОАО «Альметьевск-водоканал»:

- Если это будет работать по типу фонда реформирования ЖКХ, по капитальному ремонту, то это очень хорошая инициатива. Новый фонд будет приносить пользу всем коммунальным предприятиям, особенно по водоснабжению. Сейчас, когда идут вложения, сразу рассматривают срок окупаемости. Если в теплосетевых компаниях срок окупаемости от 3 до 7 лет, в зависимости от внедренного мероприятия, то у предприятий по водоснабжению и канализации срок окупаемости бывает очень длинным, чуть ли не на все время эксплуатации. Для инвесторов это не совсем интересно. Но здесь необходимо предусматривать момент, что не только срок окупаемости должен быть, но и надежность, и качество предоставленной услуги населению и другим потребителям. Сейчас я не вижу никаких минусов в этом нововведении. Например, по фонду реформирования ЖКХ в нашем городе деньги поступают в должном порядке. Эффект и работа налицо.

Марат Нуриев - депутат гордумы Казани, директор «Уютный дом»:

- Если будет создан фонд подобный фонду реформирования ЖКХ, то я могу оценить эту меру только положительно. Пока с материалами дела не знаком, но уверен, что если будут поступать дополнительные средства, то это, несомненно, поможет улучшить состояние жилищно-коммунального комплекса. Ведь сейчас есть некоторые проблемы в этой сфере, например, сильный износ некоторых объектов.

Зульфат Мингалиев - руководитель пресс-службы ООО «Сетевая компания»:

- Это очень актуально. Приведу пример нашей компании. Сейчас нам передают большой объем бесхозных, бывших коммунальных сетей, которые находятся в очень плохом состоянии. А мы должны обеспечивать качество электроэнергии сразу же, как только эти сети к нам перешли. Но довольно трудно справиться с этим, потому что требуется большое вливание средств. Думаю, с момента создания нового фонда будет поступать больше денежных средств, и это должно изменить ситуацию в лучшую сторону. «Сетевой компании» довольно трудно заниматься и своими сетями, и теми, которые поступают к нам не в самом лучшем качестве.

Ришат Миндубасов - заместитель генерального директора ООО «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» Приволжского района города Казани:

- Жилой фонд очень сильно изношен, и чем больше будет дополнительных источников финансирования, тем больше будут довольны жилищно-коммунальные компании. Мы только рады, что в жилых домах будет производиться капитальный ремонт. Это нужно, чтобы хоть как-то снизить процент износа фондов. Еще очень важно, чтобы упростили систему оформления документов, потому что сейчас в этом вопросе есть некоторые сложности.

Марат Бикмуллин – председатель совета директоров ООО «Информационные системы»:

- Такой фонд необходим, когда появится организация, которая определяла бы порядок присуждения грантов (или процентной ставки). То есть сами бизнесмены должны определять, как эти деньги будут распределяться в отрасли ЖКХ. Если же это будет на усмотрение чиновников, то создается почва для коррупции.

Для начала нужно создать общественные организации, такие как Ассоциация предприятий малого и среднего бизнеса РТ. Такие организации должны играть решающую роль в выдаче грантов. Тогда это имеет смысл делать.