Очередной глобальный сбой в работе популярного мессенджера WhatsApp продлился в России около двух часов Очередной глобальный сбой в работе популярного мессенджера WhatsApp* продлился в России около двух часов Фото: Ashish Vaishnav/Keystone Press Agency / www.globallookpress.com

WhatsApp* снова сбоит

Очередной глобальный сбой в работе популярного мессенджера WhatsApp* продлился в России около двух часов. По данным сервиса Downdetector, отслеживающего работу веб-сайтов и мессенджеров, жалобы на некорректную работу мессенджера начались приблизительно с 9:30 по московскому времени. Большинство пользователей столкнулись с невозможностью отправки сообщений, проблемами в мобильной и веб-версии мессенджера.

У части пользователей даже само открытие приложения сопровождалось бесконечной загрузкой с надписью «Подключение», у других не отправлялись сообщения в групповые чаты, причем с личными никаких проблем не было. В России на пике было зафиксировано более 4,8 тыс. отчетов об ошибке на Downdetector, еще больше было из Индии, США и Германии. Всего, напомним, в WhatsApp* зарегистрированы около 2 млрд человек. 

Официальной реакции Meta* не было, однако представитель WhatsApp* подтвердил американскому изданию TechCrunch, что в компании знают, что «некоторые пользователи» испытывают проблемы с отправкой сообщений, и подчеркнул, что ведется работа над устранением неполадок, не конкретизируя ни сроков отладки, ни причин сбоя. На момент публикации текста работа мессенджера была практически полностью восстановлена.

 Сбои в WhatsApp* не редкость. Сильные перебои были зафиксированы, например, 4 февраля, когда, по Downdetector.ru, 69% пожаловавшихся пользователей испытывали проблемы с отправкой сообщений, 19% пользователей жаловались на сбои в работе приложения, 12% — на сложности с авторизацией. Ситуация повторилась и 17 марта — тогда ее вынужден был прокомментировать даже Роскомнадзор, который заверил, что работа мессенджера WhatsApp на территории России не ограничивается, сбои в его функционировании не связаны с ограничениями других ресурсов Meta*.

Надзорное ведомство тогда провело параллель с глобальным сбоем сервисов Meta* в начале октября 2021 года, когда WhatsApp*, «Инстаграм»*, «Фейсбук»*, «Твиттер», TikTok, YouTube и даже Google сбоили 6 часов. Акции компаний рухнули, а основатель «Фейсбука»* Марк Цукерберг, обедневший разом на $6,6 млрд, принес свои извинения и объяснил произошедшее ошибкой инженеров, которая привела к разрыву связи между дата-центрами. На этом фоне в СМИ распространились сообщения об утечке данных сразу 1,5 млрд пользователей «Фейсбука»*.

«Причин может быть много, — рассуждает руководитель аналитического центра компании Zecurion Владимир Ульянов. — Скорее всего? случился технический сбой, вряд ли за подобным кроются какие-то противостояния и кибератаки. Это нормально, когда одна из систем оказывается подвержена какому-либо воздействию. Может, обновилось что-то некорректно, не хватило мощностей для работы системы. Но не думаю, что будут какие-то далеко идущие последствия для пользователей мессенджера».

По его словам, такие локальные сбои периодически происходят в любых мессенджерах и недоступность их даже в течение нескольких часов не будет критической.

«Цифровая вавилонская башня не устояла»: мировые соцсети рухнули из-за инженерной ошибки?

«Причин может быть много, а гадать на кофейной гуще я не готов. Сложно сказать, что WhatsApp* часто падает по какой-то конкретной причине. Я вообще не помню, когда последний раз был глобальный сбой. На аппаратную ошибку не похоже, так как полетело много серверов одновременно. Может, обновляли софтовый сервер и что-то пошло не так. Нужно дождаться официального заявления, — заочно соглашается с ним и ведущий аналитик Telecom Daily Илья Шантилин. — Не думаю, что сегодняшний сбой — какое-то противостояние. Конечно, можно „положить“ WhatsApp*, но это будет дорого и сложно, да и смысла в этом нет».

Шантилин убежден, что чем больше будет таких сбоев, тем скорее люди перейдут в «Телеграм». «Вообще, кто пользуется в наше время этим мессенджером, кроме моей бабушки? — шутит он. — Неоднократно говорили, что WhatsApp* — источник слежки, не самый безопасный способ для общения. Конечно, от слежки никто не застрахован. Но хочется, чтобы наблюдали наши спецслужбы, а не противники. Кроме того, этот мессенджер „убогий“ по функционалу — скромный и примитивный, еще и плохо работает на нескольких устройствах. Его нет и в других маркетах, например в AppGallery для Huawei. Приходится скачивать из иных источников. Сегодняшний сбой может быть еще связан с недавним обновлением, но утверждать пока не стоит». 

По мнению Шантилина, сейчас все меньше людей общаются в WhatsApp*, тем более по работе. Например, госструктурам давно запрещено пользоваться иностранными мессенджерами. «Если кто-то и делает это, то стоит им по голове настучать. Это самое настоящее вредительство и диверсия, потому что какая-то конфиденциальная информация может утечь к иностранным спецслужбам. А если это какие-то школьные чатики, то там некритичен сбой. В каких-то крупных корпорациях, больше, чем парикмахерские и шиномонтажки, лучше пользоваться защищенными корпоративными мессенджерами — TrueConf, Myteam от Mail.ru», — заключает он.

В России на пике было зафиксировано более 4,8 тыс. отчетов об ошибке на Downdetector, еще больше было из Индии, США и Германии. Всего, напомним, в WhatsApp зарегистрировано около 2 млрд человек В России на пике было зафиксировано более 4,8 тыс. отчетов об ошибке на Downdetector, еще больше было из Индии, США и Германии. Всего, напомним, в WhatsApp* зарегистрированы около 2 млрд человек Фото: Karl-Josef Hildenbrand/dpa / www.globallookpress.com

Конкуренция с «Телеграмом» и критика Дурова

Интересно, что буквально накануне был опубликован опрос исследовательского центра SuperJob о популярности WhatsApp*. Он показал, что трое из четырех (74%) работающих россиян используют американский мессенджер в служебных целях. А инициативу замглавы Госдумы по информполитике Антона Горелкина, который предложил запретить использовать этот мессенджер госслужащим, поддерживает только каждый пятый респондент, пользующийся им по работе. Зато почти каждый второй из опрошенных выступает против этого (48%). Впрочем, в случае введения этого запрета со служебной перепиской в WhatsApp* будут готовы расстаться чуть более половины опрошенных (55%).

Инициатива, впрочем, объяснима: безопасность переписки в американском мессенджере давно становится поводом для критики. Так, основатель «Телеграма» Павел Дуров в начале октября заявил, что сам факт установки WhatsApp* открывает доступ хакерам ко всем данным из всех приложений на телефоне пользователя: контактам, фотографиям, файлам и т. д. Кроме того, сами разработчики периодически признают факты утечек данных из WhatsApp*, а эксперты допускают, что таким образом происходит слежка за конкретными людьми, чаще всего на уровне государства.

«WhatsApp* 13 лет как инструмент слежки»: Павел Дуров объявил американский мессенджер дверью для хакеров

Так что неудивительно, что власти пытаются сократить передачу потенциально важной информации через этот мессенджер. Самый острый пример — данные, которые касаются мобилизованных. Так, например, в Якутии постоянный представитель при президенте РФ Андрей Федотов на встрече с депутатами рассказал, что матери мобилизованных военнослужащих и добровольцев начали активно создавать соответствующие группы в WhatsApp* — а это, по его словам, небезопасно. «Это прямая угроза для наших военнослужащих, так как матери в группах будут делиться всеми сведениями, которыми располагают о сыновьях на передовой, называя их Ф. И. О., количество, сообщать друг другу информацию о их местонахождении и иные данные», — заявил Федотов.

Минимизировать использование WhatsApp* пытаются и в школах. Так, минпросвещения разослало по регионам (в Татарстан в том числе) настоятельные рекомендации не использовать этот и другие иностранные мессенджеры в образовательном процессе. Взамен рекомендовано перейти на использование «VK Мессенджера» и приложение «Сферум». «Минпросвещения РФ не запрещало учителям использовать иностранные мессенджеры, а рекомендовало ограничить применение в рамках образовательного процесса иностранных мессенджеров и обеспечить апробацию информационно- коммуникационной образовательной платформы („Сферум“) с использованием российского мессенджера», — объяснили «БИЗНЕС Online» в пресc-службе минобрнауки РТ. В ведомстве подчеркнули, что каналов коммуникаций большое количество, а система «Моя школа» упорядочивает взаимодействие. «Учителю сложно отвечать во всех чатах: где искать домашнее задание, переписываться с учениками — необходимые опции есть в системе. Пока это не везде используется, минпросвещения и проводит данную разъяснительную работу», — уточнили в минобрнауки. Родительские чаты пока не ограничены, но гендиректор VK Владимир Кириенко 22 сентября на форуме Kazan Digital Week отмечал, что они ведутся преимущественно в иностранных мессенджерах. 

«В целом есть такая политика, что нужно переходить на какие-то российские аналоги. Наша страна придерживается курса на импортозамещение всех решений. Многие пользователи страдают, когда отдельные организации уходят с рынка и перестают поддерживать свои продукты. Если говорим не о коммерческом пользовании WhatsApp*, а о домашнем, то я не вижу причин для перехода в другие приложения. Но в случае коммерческого использования нужно, чтобы ваша аудитория пересела на новый мессенджер — всей толпой. Популярность приложения же определяется аудиторией, которая там есть. Если хочешь списаться с кем-то из записной книги, а его в мессенджере нет, то возникает проблема. Сейчас много альтернатив в магазинах приложений. Главная проблема в том, чтобы большинство ваших контактов перешли на один мессенджер», — заключает Ульянов.