ЗЕЛЕНОДОЛЬСК ПОЛУЧИЛ СТАТУС МОНОГОРОДА

Комплексный инвестиционный план по модернизации экономики Зеленодольска рассматривали вчера в кабмине РТ. В закрытом для прессы режиме инвесторы, чиновники, руководители проектных, сетевых, производственных компаний обсуждали будущее города кораблей и холодильников.

На обозрение были представлены проекты строительства логистического центра ЗАО «Тандер» стоимостью 1,5 млрд. рублей, первого в республике частного технопарка «М7» и технополиса «Новая Тура». Напомним, что обо всех этих проектах развития Зеленодольска газета «БИЗНЕС Online» уже неоднократно рассказывала, в том числе в ходе интернет-конференции с главой Зеленодольска Сергеем Батиным.

Если до этого в республике статус моногорода имели Чистополь, Набережные Челны и Камские Поляны, то в 2012 году в этот перечень попал и Зеленодольск. Хотя денег из федерального бюджета пока не получено, шансы на финансирование оцениваются как хорошие. «В этих трех городах по программе было создано достаточно много рабочих мест, - заявила руководитель правительственной рабочей группы по модернизации моногородов, зампред Внешэкономбанка Ирина Макиева. - В 2012 году Зеленодольск будет претендовать на федеральные деньги».

novaya-tura_s.jpg
Региональный распределительный центр

В общем-то, на совещании стало понятно, что за Зеленодольск, а точнее за «Новую Туру», взялись очень серьезные люди. Раз всплыла тема моногородов и федеральных денег от ВЭБа. Видимо, этим объясняется прибытие в Казань известного лоббиста из СФ Сергея Лисовского, который широкой публике известен по предвыборной компании Бориса Ельцина 96-го года (именно сей господин с одним из своих компаньонов был задержан людьми Коржакова с крупной суммой наличных долларов, лежащих в коробке из-под ксерокса). С тех пор Лисовский, кстати, контролировавший в 90-е значительную долю телерекламы на федеральных каналах, ушел в тень, но не из бизнеса и политики.

Кстати, Макиева не исключила, что город может войти в еще одну федеральную программу – она только стартует в России. «Сегодня презентовали новый проект по технополису «Новая Тура», он больше укладывается в новую программу развития инновационных кластеров, - отметила Макиева. - Я полагаю, что Зеленодольск будет участвовать не только в программе «Моногород», но и в программе «Новый кластер». У Зеленодольска очень большие шансы на получение ресурсов…».

Суммы поддержки названы не были, однако первый вице-премьер РТ Равиль Муратов озвучил масштабы финансовых вливаний, которые республика должна сделать в инфраструктуру «Новой Туры». На это понадобится от 1,1 до 1,7 млрд. рублей. Здесь можно подобрать отличный набор посуды wmf - жена будет радоваться и готовить вкусную еду :) «Проект сам по себе очень серьезный, - заявил Муратов журналистам после совещания. – Это более 400 тысяч квадратных метров площадей, около 50 - 60 тысяч рабочих мест по завершении комплекса. Поэтому это все – социальное и экономическое развитие города Зеленодольска и республики».

1.jpg
За «Новую Туру» взялись серьезные люди. Этим объясняется прибытие в Казань зампреда Внешэкономбанка Ирины Макиевой и Сергея Лисовского, известного тем, что в предвыборную компанию Бориса Ельцина был задержан с крупной суммой долларов, лежащих в коробке из-под ксерокса

ИНВЕСТОРЫ ВЫЙДУТ «В ПОЛЕ» К КОНЦУ ВЕСНЫ

Отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», председатель совета директоров FGN Capital Александр Халдей отметил, что сейчас ведется проектирование будущего технополиса. Работы «в поле» начнутся в апреле-мае. Первая очередь комплекса должна быть запущена к августу – появятся торговые точки, а также логистический терминал для первичной переработки и хранения овощей и фруктов. «Мы рассматриваем это не только как бизнес, но и как большой социальный проект, - отметил Халдей. – И если мы создадим нечто подобное в Татарстане, это будет нашей самореализацией как инвесторов… Ничего подобного на сегодняшний день в РФ не существует. До этого подобные проекты были в малых формах».

novaya-tura_shema-razvitiya_s.jpg
Схема развития технополиса Новая Тура

Напомним, что, как уже сообщала газета «БИЗНЕС Online», первые рабочие места появятся в 2012 году. Всего в рамках проекта планируется создать 14,5 тыс. торговых точек.

Кроме того, как отметил первый заместитель председателя комитета Совета федерации по аграрно-продовольственной политике Лисовский, проект укладывается и в рамки аграрно-продовольственной политики страны. «Россия может занять нишу мирового лидера в сельском хозяйстве, но отсутствие крупных логистических центров, подобных тому, который был представлен сегодня, мешает довезти наш товар до потребителя, - заявил Лисовский журналистам. - На сегодняшний день до 80 процентов овощей и фруктов в крупных городах - это импорт. При этом мы производим прекрасную собственную продукцию, но она остается на полях, в том числе и в Татарстане… Это проблема неразвитости инфраструктуры, поэтому еще год назад мы разработали программу создания таких крупных логистических центров».

2.jpg
Прямые инвестиции в «Новую Туру» по предварительным оценкам составят порядка 8 - 9 млрд. рублей. Татарстан вложится в инфраструктуру технополиса, на это понадобится от 1,1 до 1,7 млрд. рублей

ТОЛЬКО ПЯТАЯ ЧАСТЬ РЫНКОВ ОТВЕЧАЕТ ТРЕБОВАНИЯМ ЗАКОНА

Аналитики считают проект перспективным. По их мнению, первая очередь технополиса, скорее всего, в значительной степени будет ориентирована на реализацию требований нового ФЗ «О розничных рынках», вступающего в силу в следующем году.

Анна Мишутина - аналитик ИК «ФИНАМ»:

- В Казани около трех десятков крупных рынков, и только пятая часть из них отвечает нормативам ФЗ. В новых условиях открытые оптово-розничные рынки не смогут функционировать в крупных городах, этот формат уступит место современным торговым площадям. Рынки переедут в технополис.

novaya-tura_zelenodolsk_s.jpg
Технополис "Новая Тура"

Это вполне естественный процесс - по пути вывода на периферию оптово-розничных рынков и создания для их эффективного размещения современных логистических и торговых комплексов идет большинство мегаполисов. Насколько мы понимаем, транспортная доступность комплекса для жителей Казани и Казанской агломерации в целом будет весьма высокой, что теоретически в совокупности с другими конкурентными преимуществами (например, наиболее широким ассортиментом и сравнительно низкими ценами) должно обеспечить комплексу серьезный потребительский трафик. Концентрация покупателей определенно будет способствовать высокому интересу потенциальных арендаторов.

novaya-tura_doroga_s.jpg
Схема строительства автодороги

Мы предполагаем, что новая локация при условии сохранения сравнительно низких арендных ставок и, соответственно, конкурентоспособных цен вполне может оказаться востребованной бизнесом и потребителями. Несомненно, создание подобного комплекса - значительный позитивный фактор и непосредственно для Зеленодольского района, экономика которого, очевидно, получит мощный драйвер роста и большое количество новых рабочих мест.

На наш взгляд, подобный кластер, вполне вероятно, представляет собой весьма перспективный проект, который может быть востребован рынком. В дальнейшем в рамках технополиса, вполне вероятно, могут быть реализованы самые разные функции, в том числе производственные и научно-образовательные.

В России есть несколько проектов сопоставимых масштабов и условно аналогичного функционала, но все они преимущественно находятся на «бумажной стадии», например, МФК «Эрмитаж». Из реализованных проектов можно привести в пример МТВК «Гринвуд».

Сложно говорить о сроке окупаемости «Новой Туры» - озвучены только самые общие параметры проекта. Вместе с тем, на первый взгляд, заявленный объем инвестиций в целом представляется нам достаточно адекватным. По условным оценкам, сроки окупаемости, с учетом значительного масштаба проекта, могут составить не менее 10 лет.