В 70-тысячный Троицк, который с начала XIX века являлся важным экономическим, культурным и религиозным центром Южного Урала, отправился с научными целями казанский востоковед Азат Ахунов. Между тем этот город находится практически на границе с Казахстаном, до ближайшего КПП «Бугристое» по прямой 5–6 км, а по трассе около 15 километров. О том, как изучение эпитафий оказалось созвучно текущим глобальным политическим событиям, — в материале автора «БИЗНЕС Online».
Зачем ехать в Троицк?
Каким ветром меня занесло в Троицк? Очень просто — по научным делам. В центре письменного наследия ИЯЛИ АН РТ, где я работаю, минимум дважды в год мы выезжаем в эпиграфические экспедиции. Это и Татарстан, и различные регионы России, и, что реже, зарубежные страны. Помимо этого, наши сотрудники принимают участие в комплексных экспедициях института, которых бывает не менее 5–6 ежегодно. В общем, находимся в постоянном движении: собираем научный материал и попутно знакомимся с жизнью страны.
Чем занимаются ученые в эпиграфической экспедиции? Изучают надмогильные памятники и надписи на них. На самом деле это важный письменный источник, сильно недооцененный. К примеру, немалую часть важной информации о Волжской Булгарии удалось получить благодаря дошедшим до наших дней эпитафиям. Для их изучения недостаточно знаний арабского или старотатарского языка — надо владеть навыками расшифровки витиеватых каменных узоров: говоря иначе, знать ключ к распознаванию этого своеобразного арабского шифра. И надо торопиться — простоявшие по нескольку сот лет камни быстро разрушаются.
Чем занимаются ученые в эпиграфической экспедиции? Изучают надмогильные памятники и надписи на них
Основанный в 1743 году торговый город Троицк (не путать с подмосковным Троицком) с начала XIX века являлся важным экономическим, культурным и религиозным центром Южного Урала, ведущую роль в котором играло татарское население, представленное в основном выходцами из Заказанья. Согласно данным «Татарской энциклопедии», татары проживают в Троицке с середины XVIII века. Во второй половине XVIII века они стали играть ведущую роль в меновой торговле с народами Казахстана и Средней Азии. Татарские купцы из Троицка торговали хлебом, салом, мануфактурой, шерстью, курдючными баранами, отправляли караваны в Бухару, Коканд, Хиву, в 1845 году открыли чайную торговлю с городом Чугучак (Китай).
В конце XIX века Троицк занимал четвертое место в России по численности татар после Казани (28,5 тыс.), Оренбурга (12,7 тыс.) и Каргалинской слободы (10 тыс.). К примеру, численность татар в 1888 году составляла 8 043 человека, в 1897-м — 7 803. По данным 2022 года, в 70-тысячном Троицке проживают 3 935 татар (5,36% от национального состава населения).
Наиболее состоятельные татары проживали в центре города, в Татарском переулке. Центром деловой жизни являлся Меновой двор. Ну и надо добавить, что в Троицке находится одно из самых крупных древних татарских кладбищ с хорошо сохранившимися надмогильными камнями. Здесь их не менее 2 тысяч. И все они очень ценные, выполненные в большинстве своем из благородного гранита.
До революции 1917 года в Троицке действовало 7 мечетей. На фото 6-я — «Гатауллы муллы»
На самой границе с Казахстаном…
Еще по пути в Троицк узнали о том, что началась частичная мобилизация. Думали, что это не скажется на наших планах, но в итоге пришлось их подкорректировать. Дело в том, что город находится практически на границе с Казахстаном. До ближайшего КПП «Бугристое» по прямой 5–6 км, а по трассе около 15 километров. Вокруг Троицка находится ряд татарских деревень, некрополи которых частично оказались на казахской территории. Хотели их посмотреть, но в итоге пришлось отложить поездку до лучших времен. Если раньше пересечение российско-казахстанской границы было пустой формальностью, то теперь пришлось бы ждать разрешения на въезд как минимум сутки.
В первые дни очереди из «релокантов», дальнобойщиков, да и просто случайно оказавшихся в этот момент на границе путников выстраивались аж до самых окраин Троицка. В гостиницах и хостелах не осталось свободных мест. Торговцы съестным побросали своих клиентов в городе и помчались на границу — там тарелку плова можно было продать за две или три цены.
На пути к границе Казахстана. Практика показала, что пешком переходить быстрее
Коллеги из соседнего Костаная, прибывшие на конференцию, сильно нервничали — боялись, и небезосновательно, что надолго застрянут на российской территории. Но уже буквально через пару дней человеческая пробка начала рассасываться.
В самом Троицке внешне все было спокойно. Никаких митингов и пикетов, да и вообще разговоров о политике. Народ здесь тихий, немногословный, привыкший к размеренности во всем — потомки переселенцев-казаков. Местные русские толерантны не на словах, а на деле. Это чувствуется. Никакого высокомерия, взгляда свысока, отношение к представителям других наций абсолютно ровное. И это понятно — многовековая жизнь на казахском пограничье среди татар научила находить общий язык.
Казалось, что мобилизация обошла стороной этот тихий, уютный провинциальный городок. Но все же, услышав это слово, повстречавшиеся нам представители прекрасной половины человечества тяжело вздыхали. Оказалось, что из города взяли довольно много мужчин, которых и так не хватает. Согласно официальным цифрам, здесь проживают 32 056 мужчин и 41 365 женщин. Но визуально видно, что мужчин в городе мало. И в этом нет никакого секрета: в поисках работы многие из них переместились в ближайшие крупные города. Но и о том, что «пора валить», никто не заикался, хотя граница на расстоянии протянутой руки.
И еще немного о самом Троицке, точнее, о бытовой жизни. Давно не был в маленьких провинциальных городах. Приехал сюда с настроем, что придется забыть блага цивилизации. Ан нет! Реальность оказалось иной. Все, что надо обычному человеку, есть, представлены все бренды, имеющиеся в России: маркетплейсы, сети ресторанов общественного питания, кофейни и др. Приятным сюрпризом стала встреча с «земляком» — интернет-магазином KazanExpress. Вообще, торговых точек тут пруд пруди. Чуть ли не в каждом доме. Троицк смело можно назвать городом базаров и магазинов.
Местные надмогильные камни особенные — высокие, часто по 2–3 м, напоминающие по форме балбалы — половецкие бабы
Уметь читать камни
Но ехали мы сюда не за этим. За 10 дней надо было зафиксировать наиболее ценные надмогильные камни, находящиеся на местном мусульманском кладбище. А здесь они особенные: изготовленные из гранита, который считается дорогим материалом. Например, в Татарстане еще с булгарских времен использовали более дешевый известняк. Плиты вырезали из породы еще мягкими и сразу наносили надписи, если надо было править — смачивали водой. Гранит и мрамор везли издалека и только для особых случаев. В Троицке же почти стопроцентный материал — это гранит. В районе близлежащего города Пласта есть Малыгинское месторождение гранита, оттуда его и брали. Потому такие памятники устанавливали всем подряд: кожевникам, башмачникам, ювелирам и др. Встречаются интересные профессии — например баночник («банка куючы»). Речь идет о человеке, который ставил медицинские банки. Или «күзлек хәкиме» — «доктор по очкам», т. е. офтальмолог.
Местные надмогильные камни особенные — высокие, часто по 2–3 м, напоминающие по форме балбалы — половецкие бабы.
Сами эпитафии очень подробные, описывают не только годы жизни, место рождения и смерти покойного, но и дают информацию о его предках, детях, вообще о том, чем он занимался в бренном мире. Попутно из текста можно почерпнуть ряд исторических деталей, связанных с прошлым Троицка. Вот, например, надмогильный камень, установленный над женской могилой. Эпитафия гласит: «Исполнявшая в определенные дни обязанности смотрительницы избы-читальни „Наджат“ Маймуна ханум, супруга Хасана Салихова, дочь Гарифджана Мусина, скончалась 3-го Мухаррама 1334 года по хиджре (28 октября 1915 года) в возрасте 19 лет…»
На основе этого текста, например, можно уточнить детали, связанные с культурной жизнью города, о тех, кто работал на этом поприще.
Мусульманское кладбище Троицка прежде всего известно тем, что здесь захоронен Зайнулла-ишан, которого ныне почитают как святого, в том числе и русские.
Зайнулла Расулев появился на свет 25 марта 1833 года в деревне Шарипово Троицкого уезда Оренбургской губернии. После окончания медресе в деревне Муйнак продолжил образование в Троицке, затем был назначен имамом мечети в деревне Аккужа. Будучи шакирдом, стал интересоваться суфизмом. В 1859 году он вступил в суфийский тарикат Накшбандийа. С 1884 года — имам мечети в городе Троицке, при которой основал медресе «Расулия», одно из первых новометодных учебных заведений России. Имел много учеников и последователей, стал одним из самых влиятельных мусульманских деятелей в России. Его называли также «духовным королем своего народа». Его сын Габдрахман хазрат был муфтием, председателем центрального духовного управления мусульман европейской части СССР и Сибири с 1936 по 1950 год. Внук Атилла Расих (Расулев) — известный татарский писатель.
Мы работали рядом с его могилой и чего только не насмотрелись в эти дни! Как раз в Троицке начались традиционные «Расулевские чтения», куда съехалось множество гостей со всей России и Казахстана. Весь день шла волна «паломников». Как татары и башкиры, так и казахи. Одни впадали в транс, начинали трястись, рыдать. Другие обнимали его памятник, клали руку и как бы качали энергию из могилы. А кто-то притащил бутылки с водой и, отвинтив крышки, оставил их «заряжать» возле могилы. Сторож Рустам говорит, что также оставляют «заряжать» пульты от машин, квартир, домов. По его словам, некоторые персонажи откалывают от памятника куски мрамора и уносят с собой. Потом они перемалывают их в порошок, смешивают с водой и пьют как целебное зелье. В результате надмогильный камень Расулеву уже потерял свою изначальную форму.
Сторож Рустам говорит, что оставляют «заряжать» пульты от машин, квартир, домов
Не секрет, что особая активность «паломников» в этом году была связана еще и с последними событиями. Мы разговорились с одной местной женщиной-татаркой, и она прямо сказала, что просит у святого (Расулева) покровительства для своего сына, которого должны скоро мобилизовать.
За 10 дней нам удалось описать около 300 надмогильных камней. Много это или мало? Работа заключается в фотофиксации памятника со всех сторон, снятии его размеров, GPS-координат. Для этого надо очистить поверхность камня, чтобы текст был четким. Если он не читается, нужно делать расшифровку или прорисовку на месте.
В процессе работы также необходимо отгибать ветки рядом растущих деревьев и кустов. Если на памятник упадет тень, текст на фото станет нечитабельным. Поэтому такую работу удобнее выполнять небольшой группой в два-три человека. Для окончательной фиксации надмогильных камней, расположенных на мусульманском кладбище Троицка, придется вернуться сюда еще не раз и не два. Надеемся, что все сложится и этот важный проект удастся завершить.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 4
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.