8966.jpg
Ильдар Галяутдинов: «То или иное произведение искусства вызывает определенный отклик. У кого-то позитивный, у кого-то негативный. Время расставит все на свои места. Когда-то не признали Эйфелеву башню. Сегодня она символ Франции»

ЭТО ДРЕВНИЙ СИМВОЛ

- Ильдар Хайдарович, каково ваше отношение к дискуссии, развернувшуюся в связи с установкой на территории Булгара статуи «Хранительница»?

- Я ознакомился со всеми комментариями. Честно признаюсь, они меня разочаровали. Ведь исторически ислам – очень толерантная религия.

На днях скончался коптский патриарх. У коптов одна из древнейших христианских церквей! И она сохранилась – в Египте! У арамейцев – а мы помним, что на арамейском языке говорил Христос – своя религия сохранилась. Мы знаем, что крестоносцы убивали православных (был такой период, вспомним Чудское озеро), тогда как ислам позволил сохраниться и арамейской, и коптской христианским Церквям и иудаизму в Израиле.

Начата очень большая работа по реконструкции Булгар. Это работа не одного дня, не одного года, и, может быть, даже не одного десятилетия. В ней можно выделить историко-археологический, культурный, экономический, организационный и религиозный аспекты. Многогранность проекта сама создает дискуссионное поле.

Когда мы говорим о Булгаре, мы говорим все-таки о Волжско-Камской Булгарии - сильном государстве с богатой многовековой историей, где мирно уживались люди разных этносов и религиозных взглядов.

Волжско-Камская Булгария была на самом деле государством, в котором было два десятка городов. И Булгар - это не самый старый, а скорее даже самый юный город этой цивилизации. И, тем не менее, этот город существовал до принятия ислама.

Булгары, кстати, - это одно из гуннских племен. Одним из символов этих племен был этот самый снежный барс. Становится понятно, откуда он взялся, притом, что у нас он не водится. Булгары были одними из предков и татар, и чувашей, и ряда других народов.

Исламский период в Булгаре, на который делается акцент в полемике, – это, безусловно, один из ярких периодов в истории народа. Но хочу заметить, Булгар всегда был очень толерантным государством. Основная масса населения его, когда город только возник, были тенгрианцами. Булгарские ханы, будучи патрициями Византийской империи, были православными еще до принятия ислама! Велико было влияние Армении. Соответственно мы можем предположить, что там были христианские храмы.

Поэтому, когда мы говорим о восстановлении Булгара, мы не можем говорить только лишь об исламе. Мы говорим о всей истории булгарского народа, Волжско-Камской Булгарии, людях, которые создали эти города. А барс был одним из древних геральдических символов булгар. Кроме него, у них были и знаки бесконечности, и знаки конечности бытия, и так далее.

Надо говорить об истории ушедшего государства.

- Изначально планировалось установить там именно фигуру барса? Были какие-то еще варианты?

- Никаких других предложений не было. Равно как и не было возражений. Это древний символ булгар. Не тотем, не идол, не божество.

ВРЕМЯ РАССТАВИТ ВСЕ НА СВОИ МЕСТА

- Вам самому фигура «Хранительницы» нравится? С эстетической точки зрения?

- Я думаю, всегда то или иное произведение искусства вызывает определенный отклик. У кого-то позитивный, у кого-то негативный. Время расставит все на свои места. Когда-то не признали Эйфелеву башню. Сегодня она символ Франции.

Я свое мнение высказал по этому поводу на попечительском совете. Эта скульптура является обобщением нескольких смыслов и идей. Фигура отсылает к раннему булгарскому периоду, а ислам в Булгаре был принят лишь в X веке.

Для меня «Хранительница» - это символ и плодородия, и возрождения, и единения, и устремления в будущее. Очень хороший символ. Появление этой скульптуры именно там (в Булгаре - ред.) для меня кажется, вообще, закономерным Она олицетворяет и связь времен, и единство корней многих народов.

- Ильдар Хайдарович, смотрите, какая получается ситуация. Многие говорят о том, что это авторская работа, художник так видит. Тем не менее статуя будет установлена ведь не в музее, не в частном собрании, а у всех на виду. Люди будут приезжать в Булгар и видеть ее, и она может им резко не понравиться…

- Ничего плохого я не вижу в том, чтобы «Хранительницу» установили в Булгаре. Знаете, люди так устроены. В массе своей они очень консервативны. Возьмем Микеланджело и его статую Давида, установленную во Флоренции. Вспомним, как воспринимали эту скульптуру многие его современники… А сегодня все ездят посмотреть даже на его копию во Флоренции на центральной площади! Все едут, фотографируются: и мусульмане, и немусульмане.

- С вашей точки зрения, почему общественное мнение…

- А я не считаю, что это мнение всего общества! Это мнение небольшой группы людей! В Булгаре есть и тенгрианские могилы, и армянские, и мусульманские, и иудейские, и христианские. Мы говорим об ушедших временах и о тех символах, которые были у людей того периода. Булгар - это историко-культурный заповедник, который имеет не только региональную или государственную ценность. Он является достоянием всего мира.

- Ильдар Хайдарович, если не секрет, то каков бюджет этой скульптуры? Во сколько она обошлась спонсорам? Или вы бы не хотели раскрывать бюджет, чтобы не вызывать очередную волну возмущения?

- Мне не известен бюджет этой скульптуры. Но замечательно то, что в числе благотворителей фонда мы видим людей разных национальностей, вероисповеданий, граждан разных стран. И в этом, безусловно, заслуга в первую очередь Минтимера Шариповича.

ЭТО НЕ КАКОЙ-ТО ЗАКРЫТЫЙ ПРОЦЕСС, ГДЕ-ТО КТО-ТО ВТАЙНЕ ПИШЕТ И РИСУЕТ

- С вашей точки зрения, восстанавливая подобные общенародные исторические памятники, символы, необходимо ли корректировать свою работу с учетом пожеланий людей, общественного мнения? Вы как-то учитываете в проекте мнения простых татарстанцев, интеллигенции?

- К нашей работе привлечены выдающиеся ученые. Могу назвать имена некоторых. Это и Борис Пиотровский, директор Эрмитажа. И всемирно признанные эксперты ЮНЕСКО. Посещал объекты и Мунир Бушенаки, гендиректор Международного исследовательского центра по сохранению и реставрации культурных ценностей. К работе привлечены ученые нашей республики. Люди совершенно разных профессий: историки, археологи, физики, литераторы, и художники.

Сказать, что это какой-то закрытый процесс, где-то кто-то втайне пишет и рисует, было бы абсолютно неверно. Наша работа дала серьезный импульс к изучению истории собственной страны вообще. История Булгара – это не только часть истории Татарстана, России. Это часть и мировой истории. Это достояние всего мира. Нам необходимо приложить много усилий, чтобы в Болгаре, рядом с историческими объектами, развивались инфраструктура, туристический бизнес, которые смогут продлить жизнь памятникам старины.

Надеюсь, аргументы, которые были приведены, люди услышат. Мне хотелось бы, чтобы эта работа была продолжена. И я благодарен Минтимеру Шариповичу за обращение к истокам. Это ведь огромный труд. Критики всегда найдутся. Комментарии должны быть взвешенными, профессиональными. Радикализм вредит нашей созидательной работе.

- Утверждается, что статуя будет установлена в день принятия ислама - 21 мая. Дату не будут переносить?

- Невозможно установить в один день такое большое скульптурное сооружение. Я не знаю, будет ли открыта статуя в день принятия ислама. Лично для меня эти даты, честно говоря, большого значения не имеют.