1. Ретроспектива классика советской фотографии Владимира Лагранжа в «Хазинэ»  это совместный проект московской Галереи Люмьер и фонда Still Art, которые создали в 2019 году просветительский проект, занимающийся популяризацией фотографии в российских городах. Всего в экспозиции собрано порядка 140 снимков Лагранжа, охватывающие 40 лет его работы.

  2. Легендарный фотограф скончался в январе 2022-го, ему было 82 года. Он начал фотографировать еще в середине 1950-х  — именно на этот период пришелся новый виток фотоискусства. А сам Лагранж с того времени стал свидетелем всех периодов политического развития нашего общества — оттепели, брежневского застоя, перестройки и новой, современной России.

  3. За день до открытия выставки специально для «БИЗНЕС Online» ее куратор, сотрудница Галереи Люмьер Александра Анисимова провела экскурсию по экспозиции. «Галерея существует с 2001 года, и в случае с Владимиром Лагранжем сотрудничество и дружбу мы начали фактически с тех лет, — рассказала она. — Еще в начале нулевых он приглянулся основательнице фонда Still Art Елене Карисаловой (жена генерального директора СИБУРа Михаила Карисалова — прим. ред.), которая приобрела в свою коллекцию его работы и дала импульс тому, чтобы случились выставки». «Кроме того, — на этом искусствовед сделала акцент, — отбор работ, развеска, очередность — все происходило при участии самого Лагранжа в 2019-м. Так что нынешний вариант выставки подготовлен практически при полном участии автора».  

  4. Пока корреспондент газеты беседовала с куратором «Улицы Лагранжа», в залах «Хазинэ» шли последние приготовления к открытию.

  5. В первом из четырех залов представлены ранние и одни из самых известных снимков фотографа, некоторые из них публика может узнать, даже не подозревая об авторстве Лагранжа. Например, работа «Голуби мира» (1962), которая олицетворяет своим настроением и сюжетом эпоху оттепели, наступившую в Советском Союзе. Действие происходит в самом сердце страны — в столице, на Красной площади, где изображены выпускники школы. «Здесь заложено много факторов и визуальных метафор. Первая — это голуби как символ мира, — поясняет Анисимова. — Кроме того, „оттепельная“ эта фотография еще и потому, что она символизирует послевоенное время — период, когда страна начинает расцветать, оживать… Красная площадь становится тем прогулочным, туристическим местом для отдыхающих людей, для тех, кто приехал в Москву. Здесь проводятся парады физкультурников, демонстрации, встречи лидеров и так далее. Представление о ней как о прогулочной появилось именно в 1960-х». Кстати, сам Лагранж рассказал историю появления этого снимка Анисимовой, вместе с которой готовил выставку в 2019 году. Оказывается, сюжет он придумал сам, и, чтобы получить наполненный сюжет, фотограф взял с собой из дома мешочек с пшеном для птиц. Приехав на Красную площадь, он прикормил слетевшихся голубей и дал сигнал выпускникам, чтобы они побежали, подняв руки вверх. Впоследствии этот снимок участвовал во множестве больших выставок.

  6. Не менее узнаваема и фотография «Бабуля» (1961). Здесь, говорит куратор, чувствуется, как автор обращает внимание на какие-то трогательные вещи плюс демонстрирует чувство юмора, давая название снимку. Также этим фото Лагранж показывает, что после 1930–1940-х годов, когда в развитии фотоискусства не происходит практически ничего (идет война, и съемки так или иначе посвящены этим событиям), фотография выходит на новый уровень. Вот и сам автор от каких-то фактологических съемок переходит к трогательным сюжетам, которые встречаются ему.

  7. В этом же зале находятся портреты шестидесятников — поэтов, писателей, бардов, сделанных Лагранжем в один вечер. Тогда на мероприятии собрались Евгений Евтушенко, Андрей ВознесенскийАлександр Галич.

  8. И поэтесса Белла Ахмадуллина.

  9. Во втором зале, отведенном под выставку, можно увидеть работы «Под куполом мира» (1966), «Строительство кинотеатра „Россия“» (1962) и «Монтажники» (1962).

  10. Кроме того, здесь находятся работы 1964 года, сделанные в Париже, куда фотохудожник отправился на отдых. «Несмотря на то что железный занавес тогда стал чуть прозрачнее, границы начали открывать, не каждому было дозволено за них выехать, — напоминает наш экскурсовод. — Здесь инициативу проявил и сам автор, обратившись в комитет дружбы СССР и Франции. Думаю, сработала и его родословная, тот факт, что его предки были французами. Фамилия Лагранж неслучайна (фотограф представляет 6-е поколение русских Лагранжей — прим. ред.)».

  11. С этой фотографией связана забавная история. В Париже как раз проходил конкурс официантов. Увидев из окна туристического автобуса вереницу людей в белоснежных пиджаках с подносами, Лагранж резко крикнул водителю, чтобы тот остановился. Советский турист выбежал из него, сделал один кадр и убежал обратно. Настолько он был впечатлен происходящим. «По этим фотографиям можно ощутить, что чувствовал советский человек, который впервые оказался за рубежом, — считает Анисимова. — Он отмечал эту уличную свободу, что полицейский просто стоит и улыбается в камеру, люди танцуют твист, старушка в модном красивом пальто утром гуляет с собакой и никуда не спешит и так далее. На это фотограф обращает внимание, впервые оказавшись не в своей стране».

  12. «Лондон. Пикадилли» (1968).

  13. «Лагранж рассказывал, что даже при съемках простого сюжета для него было важно показать в каждой из ситуаций какое-то чувство, эмоцию, переживание. Это попытка визуально дополнить какие-то смыслы внутри тех сюжетов, которые он фотографирует», — продолжила рассказ о творчестве Лагранжа куратор выставки в третьем зале. Говоря об этом снимке, сам автор утверждал, что это символ земли, рождения, принадлежности к своей родине. Неслучайно бо́льшую часть кадра занимает поле. «Это очень смелый прием, — добавляет Анисимова. — Наверняка без каких-то комментариев люди могут подумать, что это просто сюжет, но мы рассчитываем, что они смогут прочувствовать то человеческое, что внутри этого кадра заложено».

  14. Портрет шахтера — одна из самых резонансных работ, сделанных для журнала «Советское фото», в котором наш герой проработал с 1963 по 1989 год. «Редакция издания отправила его на съемку, сделать репортаж о жизни шахтеров, — рассказывает наша собеседница. — Когда Лагранж приехал на съемку, то самый выразительный портрет получился уже в конце рабочей смены шахтера, когда видно его лицо, покрытое угольной пылью, белоснежная улыбка и хоть и усталость, но легкость в глазах. Все это сочетание его настолько покорило… Сделав кадр и будучи довольным результатом, он принес снимок редактору. Но тот сказал, что фотография не будет опубликована, потому что советский человек так выглядеть не может». По словам куратора «Улицы Лагранжа», сам фотограф, рассказывая эту историю, очень болезненно и эмоционально вспоминал тот момент.

  15. А эти фотографии еще ждут, когда их развесят.

  16. Еще одна важная тема в работе Лагранжа — коммуналки. Для нее в третьем зале выделена целая стена. Эту тему автор нашел сам, редакция ему такого задания не давала. «В какой-то момент, будучи сам жителем коммуналки, он понял, что все это уходит и такой быт необходимо снимать. Как раз в 1980–1990-е, когда люди стали жить в своем собственном жилье», — рассказывает Анисимова.

  17. Из всех фотозарисовок коммунальной серии самым любимым для Лагранжа был снимок с козочкой посередине кухни. Сделав его, спустя какое-то время он встретил его героинь в самом центре Москвы, на Сретенском бульваре, где, собственно, и находилась коммунальная квартира, в которой они жили. Женщина выгуливала козу на поводке как собачку.

  18. В последнем, четвертом зале собраны работы середины и конца 1990-х годов. Это самый тяжелый период в карьере Лагранжа.

  19. «В первую очередь этот период был тяжелым потому, что он всей душой оттепельный автор, который обращает внимание на лирические ситуации, сюжеты. Для кадра ему не нужно задание редакции. Он просто выходит на улицу и начинает снимать, — поясняет куратор выставки. — В 1990-е его нельзя было назвать молодым репортером, а именно такие пришли ему на смену. И получилось так, что Лагранж остался невостребованным для советской прессы. И в последний период своего творчества он работал на французское представительство журнала Sipa Press, которое требовало от него сюжеты, в которых изображены перемены в стране и их последствия: путч, бедность, митинги и так далее».

  20. Снимок слева сделан 31 декабря 1989 года. Но не чувствовалось тогда радости от ожидания Нового года, не были развешаны гирлянды. Не выпал даже снег. Лагранж вспоминал, что ту пустоту и отсутствие ощущения праздника, которые витали в воздухе, непросто забыть.

  21.  Напомним, выставка  «Улица Лагранжа» открывается 28 сентября. Увидеть работы легендарного советского фотографа можно до 28 ноября в галерее «Хазинэ» ГМИИ РТ, расположенной на территории музея-заповедника «Казанский Кремль».