«Никакая дорожно-строительная программа в России в последние годы не могла догнать прирост автомобильного парка», — говорит о ситуации на дорогах столицы РТ гуру урбанистики Михаил Блинкин. «Дорожный» бюджет Казани 2022-го сопоставим с программой Универсиады-2013, за два года в городе возведено пять дорожных объектов, но пробки не отступают. Средний казанец тратит на стояние в них трое суток жизни в год. Эксперты «БИЗНЕС Online» обозначили топ-30 узких мест на дорогах Казани и агломерации, а также рассказали, что ждет проблемные участки в ближайшие годы.
В пробках среднестатистический казанский автовладелец проводит трое суток за год. Это второе место среди 10 городов РФ в рейтинге низкой загрузки дорог Traffic Index. Для сравнения: в Москве автомобилисты стоят в пробках по 6 дней в год, а в Санкт-Петербурге — пять
Казанские пробки не страшнее владивостокских и гораздо легче московских. Можно ли их победить?
Начало делового сезона вернуло жителей Казани к утреннему и вечернему стоянию в пробках после летнего смягчения дорожной ситуации из-за отпусков и школьных каникул. С начала сентября сервис «Яндекс.Пробки» ежедневно фиксирует в столице РТ стабильные 6 баллов, которые в случае мелкого ДТП доходят до пиковых 8–10 баллов. А впереди еще и снегопады.
В пробках среднестатистический казанский автовладелец проводит трое суток за год. Это второе место среди 10 городов РФ в рейтинге низкой загрузки дорог Traffic Index, который ежегодно составляет нидерландская компания TomTom. Для сравнения: в Москве автомобилисты стоят в пробках по 6 дней в год, а в Санкт-Петербурге — пять.
Дорожные проблемы в столице РТ решаются постоянно, но, пожалуй, максимальный эффект был получен при подготовке к Универсиаде-2013. Напомним, к студенческим Играм в городе за 38 млрд рублей обновили 23 городские улицы, возвели 12 транспортных развязок, реконструировали и построили 42 пешеходных перехода. Казанцы вздохнули свободнее, но эта терапия уже выдыхается, поскольку с каждым годом становится все больше машин.
Город не резиновый! Имея такие вливания в транспортную инфраструктуру, уже с трудом перевариваем количество машин.
Площадь городских дорог Казани с 2005-го увеличилась вдвое до 22 млн кв. м, а число машин за те же 17 лет выросло втрое с 135 тыс. до 450 тысяч. Только за два минувших года прирост составил 18%. В результате теперь на один автомобиль приходится меньше дорожной площади, чем было! Если в 2005-м на одну зарегистрированную в Казани машину был 81 кв. м дорог, то теперь в 1,5 раза меньше — 48 кв. метров.
«Если на автомобиль приходится 40–50 квадратных метров, то пробки будут всегда, — такой диагноз дорожному тромбозу Казани ставит директор института экономики транспорта ВШЭ Михаил Блинкин. — Если 100–150 квадратных метров на машину, то пробки будут в часы пик и только в центре города. Нет ни одного крупного российского города-миллионника, где соотношение асфальта к автомобилю было бы приличным. Это наследие советских планировок, на которые наложился рост автомобилизации городов».
Статистику по аварийности «БИЗНЕС Online» предоставили в отделе ГИБДД УМВД России по Казани.
В 2020 году в столице РТ зарегистрировали 1,7 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в которых погиб 51 человек, пострадали 2 тысячи. Т. е. в среднем ежедневно травмировались 5–6 горожан. В 2021-м число происшествий сократилось на 12% до 1,5 тыс., в которых погибли 38 человек, 1,7 тыс. пострадали. Т. е. в среднем количество пострадавших ежедневно — 4–5 человек.
За 8 месяцев 2022 года в городе зарегистрировано 889 ДТП, в которых 23 человека погибли, 1 тыс. пострадали. Количество пострадавших на дорогах хотя и медленно, но все же снижается.
Самым автомобильным городом России считается 600-тысячный Владивосток. Там личной машиной владеет половина жителей города. По данным аналитического агентства «Автостат», свыше 1 млн автомобилей только в двух российских городах — Москве и Санкт-Петербурге. В остальных городах-миллионниках число машин не дотягивает до 500 тысяч. «Казанские пробки не страшнее владивостокских и полегче московских», — оценивает Блинкин ситуацию на дорогах столицы РТ. В Казани в худшем случае можно проехать на третий сигнал светофора, и это нормально для миллионного города, добавляет заместитель главного архитектора Казани Тимур Кадыров. «Летать по городу, конечно, не получится. Но и нельзя сказать, что за два года ситуация в городе ухудшилась. Воплощенные за это время проекты смягчили обстановку на дорогах», — говорит Кадыров.
Бюджет ремонта и строительства дорог в Казани за пять лет вырос до 22,2 млрд рублей в год
С 2020 года в столице РТ построили следующие крупные дорожные объекты:
- магистраль 100-летия ТАССР за 5 млрд рублей;
- разворотная петля тоннельного типа на Оренбургском тракте за 764 млн рублей;
- мост через реку Ноксу в поселке Вишневка за 102 млн рублей;
- до четырех полос расширили и реконструировали улицу Меховщиков от улицы Магистральной до Девятаева. Данная дорога улучшит связь промзоны с БКК и улицей Татарстан. Цена — 302 млн рублей;
- реконструирована улица Максимова за 170 млн рублей.
Итого 6,3 млрд рублей. Бюджет ремонта и строительства дорог в Казани за пять лет вырос в 3,5 раза до 22,2 млрд рублей в год. Как и в преддверии Универсиады, городские дороги дождались очередных миллиардов рублей. Однако последует ли окончательный и бесповоротный эффект? Методом грубой силы (а вернее, путем заливания проблемы деньгами) «пробочный» вопрос пытались решить в Москве в рамках дорожно-строительной программы, которую курировал нынешний вице-премьер РФ Марат Хуснуллин на посту главы столичного стройкомплекса. Тут и закатывание всего в асфальт, и платные парковки, и масштабное строительство метро, но пробки упрямо сохраняются.
«Пожалуй, это крупнейшая дорожная программа в мире без учета Китая, — оценивает московские масштабы Блинкин. — Крупнейшая не только по площади асфальта, но и толковая с точки зрения проектов. Деньги не выбросили на ветер, строят с умом. Но за 10 лет соотношение асфальта к застроенной площади города выросло на процент — до 10 с мелочью. И это далось невероятным трудом! Что это такое? Как половинка МКАД! Но за это время число автомобилей в городе росло более высокими темпами, и пропорция стала только хуже».
Неплохой и толковой называет Блинкин и казанскую дорожную программу. «Но никакая дорожно-строительная программа в России в последние годы не могла догнать прирост автомобильного парка. Соотношение асфальта к числу автомобилей за последние годы в российских городах только ухудшилось. Даже там, где строили много чего хорошего», — делает грустный вывод эксперт.
По генплану Казани – 2040 протяженность городских дорог за 20 лет вырастет на 20% до 2,2 тыс. километров. Проектировщики заложили строительство 356 км новых улиц и дорог
«Часы коллапса» тикают все быстрее: Казани осталось два года?
По генплану Казани – 2040 протяженность городских дорог за 20 лет вырастет на 20% до 2,2 тыс. километров. Проектировщики заложили строительство 356 км новых улиц и дорог при условии, что число жителей увеличится до 1,5 млн человек, а на тысячу жителей будет 413 машин, т. е. на 20% больше, чем в 2020-м. Но темпы автомобилизации выше прогнозных. За два года число автомобилей на 1 тыс. жителей выросло на 10% до 375, поэтому при сохранении динамики прогноз градостроителей исполнится через два года. Для сравнения: темпы строительства дорог в городе скромнее: за два года в столице РТ длина дорог возросла на 2% до 1,9 тыс. километров. Пятикратное отставание.
«Это показатель зарегистрированных автомобилей, — подчеркивает заместитель главного архитектора Казани Кадыров. — Понятия „владеть автомобилем“ и „пользоваться“ отличаются. Казанец может не каждый день выезжать на машине. Однако дорогами пользуются не только горожане, но и жители агломерации».
Ежедневный въездной поток впечатляет. Каждый час через въезды в Казань проезжает 11,2 тыс. автомобилей — это более половины всего городского потока в 20,1 тыс. машин в час.
«„Пробочные“ места Казани не меняются из года в год. Ситуацию только усложняет ремонт и строительство дорог, сетей, — говорит представитель федерации автовладельцев России (ФАР) в Татарстане Рамиль Хайруллин. — Например, строительство Вознесенского тракта усугубило пробки на и без того загруженной улице Гвардейской, Большому казанскому кольцу. Пока не достроят, там лучше не будет — ждем».
Личный состав Госавтоинспекции ориентирован на устранение заторовых ситуаций, особенно в местах изменения организации дорожного движения, связанного с ремонтно-строительными работами, заявили изданию в отделе ГИБДД УМВД России по Казани на вопрос о проводимой работе.
Личный состав Госавтоинспекции ориентирован на устранение заторовых ситуаций, особенно в местах изменения организации дорожного движения, связанного с ремонтно-строительными работами, заявили в отделе ГИБДД УМВД РФ по Казани на вопрос о проводимой работе
Адовая обстановка на дорогах Казани зависит от времени, дня недели и аварий. «Сегодня повезло — проскочил пробку, но на следующий день встал, — говорит Хайруллин, приводя в пример свой обычный маршрут из Дербышек до Горок. — Если встанешь, то получишь 10 из 10 баллов. Например, на Сибирском тракте с кольцом на Компрессорном ад происходит через день. То же самое на „Акчарлаке“».
Поездки по Казани без пробок занимают у автомобилистов в среднем 30 минут, но в случае попадания в заторы время в пути увеличивается в 2 раза, резюмировал Хайруллин.
В 2020 году в топ «пробочных» мест столицы РТ, по версии экспертов «БИЗНЕС Online», попало 15 участков дорог на въездах и внутри Казани. В сегодняшнем обзоре число заторов выросло в 2 раза до 30, которые делятся на три территориальных блока:
- въезды и выезды;
- внутригородские перекрестки и дороги;
- агломерация.
Спустя два года журналисты нашего издания вместе с экспертами вновь проанализировали «пробочные» места Казани. Часть дорог уже строится и реконструируется, но что ждет другие проблемные участки? Какие перспективы там?
Горьковское шоссе остается самым «пробочным» в Казанской агломерации. Автомобильный поток стоит на въезде со стороны Верхнеуслонского и Зеленодольского районов
Дождались: на Горьковском шоссе начали шоковую терапию
Начнем с въездов и выездов города. Беспокойство теперь вызывает пять локаций, а не 6, как было в 2020-м. На этот раз эксперты вывели из затрудненных мест заезд в Казань со стороны Лаишевского района. «Выезд престижа» с трассой в аэропорт еще два года назад имел букет решений, когда там ежечасно проезжало 5,7 тыс. авто со средней скоростью 30 км/ч. С 2020-го построена разворотная петля у «Леруа Мерлен», шестиполоску ждет отрезок дороги Казань – Оренбург на подъезде к Казани у стелы «М». В планах и дорога – дублер Оренбургского тракта от улицы Технической до М12, расширяют дорогу до аэропорта, там же строят надземную разворотную петлю. Посмотрим, что на других проблемных участках.
Локация №1. Горьковское шоссе остается самым «пробочным» в Казанской агломерации. Каждый час там проезжает 7 тыс. автомобилей, средняя скорость составляет 17,5 км/ч. Автомобильный поток стоит на въезде со стороны Верхнеуслонского и Зеленодольского районов, выезда из микрорайона «Салават Купере» и ЖК «Радужный» на улице Осиновской. Этот затор цепляет и перекресток Осиновская – Залесная, а также Осиновская – Нурихана Фаттаха – проспект Заречье, перетекающий в улицу Тэцевскую. Разрубить этот узел решили в комплексе.
Регулярно заторы случаются на улице Осиновской. В миндортрансе РТ сообщили, что дорога длиной 1,4 км готова на 65%. Сдать планируют в 2022 году
Решение. Началась реконструкция дороги с расширением до 6 полос, строительством 7 развязок и отказом от светофоров. В 2022 году на соответствующие цели потратят 2,5 млрд рублей, а работы планируют завершить в течение трех лет — таков срок заключенных контрактов на общую сумму 11,6 млрд рублей. Новые полосы с двух сторон планируют отдать под общественный транспорт, сообщал в августе миндортранс РТ. Заявленный в 2020 году проект линии метробуса до «Салават Купере» для смягчения потоков по Горьковскому шоссе пока так и не обнародован. Линия метробуса в ценах 2021-го составляла 17 млрд рублей. По генплану-2040 в «радужный» микрорайон ведет линия трамвая, но продолжают звучать идеи пустить туда электричку — вопрос по-прежнему дискуссионный.
На перекрестке Осиновская – Залесная ожидается отказ от левого поворота и развязка в виде двух разворотных петель. Расширяют и улицу Осиновскую между улицей Нурихана Фаттаха и проспектом Заречье — там уже появились очертания наземной разворотной петли. В миндортрансе РТ сообщили, что дорога длиной 1,4 км готова на 65%, цена — 1,1 млрд рублей. Сдать планируют в 2022 году.
После начала масштабных работ на Горьковском шоссе упала интенсивность строительства дороги-дублера от улицы Несмелова до М7. Сдать первый отрезок до Храма всех религий планируют в 2023-м. Не исключено, что второй проектируемый участок до федеральной трассы будет платным.
Мамадышский тракт, нагрузку на который создают потоки из поселений Пестречинского района. Компанию пестречинцам на подъезде к Большому казанскому кольцу составляют жители казанских поселков и жилых комплексов
Анонс «хирургического вмешательства» на Мамадышском тракте с надеждой на строящийся Вознесенский
Локация №2. Мамадышский тракт, нагрузку на который создают потоки из поселений Пестречинского района. Компанию пестречинцам на подъезде к Большому казанскому кольцу составляют жители казанских поселков и жилых комплексов. Итого 7 тыс. автомобилей в час, которые едут со скоростью 27 км/ч. Именно там в начале 2022 года обнаружили «самый ужасный перекресток» города — в ситуацию даже вмешалась ГИБДД, добавив жителям Клыков и Константиновки пять секунд на зеленый сигнал светофора.
Решение. С начала 2021-го в Казани строится Вознесенский тракт. Первый этап стоимостью 13,4 млрд рублей от улицы Гвардейской до проспекта Победы готов на 70%. Ожидается, что движение по данному этапу откроют в 2023-м. Но пока нет четкого понимания по финансированию второго этапа Вознесенского тракта за 17,4 млрд рублей в будущем году. Миндортранс РТ рассчитывает на очередной бюджетный кредит под 3% годовых со сроком до 15 лет.
С начала 2021 года в Казани строится Вознесенский тракт. Первый этап стоимостью 13,4 млрд рублей от улицы Гвардейской до проспекта Победы готов на 70%
Трудности с финансированием на 2023 год не снижают актуальности планов превратить Вознесенский тракт в платную внутригородскую магистраль для нерезидентов на въезде в город. Решение, впрочем, не принято. «У Вознесенского тракта нет бесплатной альтернативы, потому что Мамадышский тракт — это отдельный въезд в город», — считает Кадыров.
Смягчит обстановку на данном выезде и расширение Дорожного переулка от строящихся жилых комплексов ПИКа, «Эталона» и компании «Унистрой». Проект планировки линейного объекта уже готовят.
Зреет и реконструкция самого Мамадышского тракта, который в последний раз обновляли перед Универсиадой-2013. В августе миндортранс РТ показал, как будет выглядеть новая развязка на перекрестке тракта с улицей Натана Рахлина. Это две надземные разворотные петли у ЖК «Весна» и «Светлая долина», новый надземный пешеходный переход, а также кольцевое движение со стороны жилого комплекса «Весна».
В 2017-м власти не без труда расширили «дорогу жизни» длиной 1,8 км от улицы Кул Гали до Салмачей за 261 млн рублей. Эффект от проделанной работы исчез спустя три года
«Куюкинско-салмачинский затык» без изменений: обещанная дорога до М7 тонет в судах
Локация №3. Куюки, Салмачи – улица Габишева – Кул Гали. Острота дорожных конфликтов там только нарастает. Выезд на встречную полосу через сплошную на выезде из Куюков в порядке вещей, не обходится и без драк.
Решение. В 2017-м власти не без труда расширили «дорогу жизни» длиной 1,8 км от улицы Кул Гали до Салмачей за 261 млн рублей. Эффект от проделанной работы исчез спустя три года, число машин и квадратных метров в поселках Салмачи, Вишневка, селах Богородское и Куюки Пестречинского района только росло. Там в пробке стоят по 3–4 часа в день.
С 2021 года строится пятикилометровая дорога Куюки – Богородское – М7, которая возьмет поток тех, кто едет из сел на другой конец города или из столицы РТ, — по М7 быстрее и без заезда в Казань. Завершить стройку планировали осенью 2023-го, но появились трудности: в стремлении побыстрее облегчить жизнь людям дорогу начали строить раньше выкупа трех земельных участков. Это сильно не понравилось их владельцам. Дело рассматривается в Арбитражном суде РТ, истцом выступает подконтрольный агентству по страхованию вкладов инвестиционный рентный фонд, пайщиками которого являются Татфондбанк, ИнтехБанк и НАСКО. Истец требует прекратить работы и привести участки в исходный вид. В качестве обеспечительной меры суд запретил ГКУ «Главтатдортранс» и ООО «Волга-Автодор» стройку дороги.
Для заметного облегчения требуется решение, заложенное в генплане. Это две дороги, по которым жители Куюков и Салмачей смогут добираться до ядра агломерации. Эффект от этих дорог будет только в комплексе со строящимся Вознесенским трактом, но перспективы связей уже обсуждаются. В ближайшее время проблему, очевидно, решить не удастся. Не дома же сносить.
Въезд и выезд из Казани через улицу Мира поселка Дербышки продолжает работать на пределе пропускной способности, пробки там каждый день в обоих направлениях
Сибирский тракт ждет платный дублер, РЖД сделали первый шаг на «Компрессорном»
Локация №4. Въезд и выезд из Казани через улицу Мира поселка Дербышки, принимающий потоки маятниковой миграции Высокогорского района. По пути к транспортно-пересадочному узлу «Компрессорный» и Третьей транспортной дамбе в дорогу вливаются жители поселков Нагорный, Новая Сосновка, Троицкая Нокса, Карьер. Пропускная способность — 1,5–1,7 тыс. автомобилей в час в одну сторону с учетом двух полос. По факту ежечасно там проезжает 2,6 тыс. машин. Дорога продолжает работать на пределе пропускной способности, пробки там каждый день в обоих направлениях. Скорость транспорта снижается до средних 10 км/ч.
Решение. В генплан Казани – 2040 заложили автотрассу вдоль железнодорожной ветки на улице Липатова, которая выведет поток на М7. Эту 10-километровую дорогу за 19,3 млрд рублей еще на стадии принятия генерального плана планировали сделать платной, и от идеи власти по-прежнему не отказываются. Госкомпания «Дом.РФ» даже готова выпустить облигационный заем на 3,3 млрд рублей, который обеспечит 17% стоимости строительства. Впрочем, о сроках начала проекта не сообщается.
Не обнародован и проект обещанной в 2020 году линии метробуса в Дербышки. Зато с ноября 2021-го РЖД на месте платформы Компрессорный строят двухэтажный павильон, остановку автобусов и перехватывающую автопарковку, жаль, правда, что на скромные 50 мест. Госкомпания выделила на стройку 310,8 млн рублей, 76,4 млн оплачивает республика. Железнодорожники также настроены увеличить число электричек со стороны Арска, сделать удобнее расписание и даже вводить дополнительные станции на данном направлении.
«Первый шаг к созданию транспортно-пересадочного узла „Компрессорный“ требует масштабной реконструкции в плане организации потоков людей и автомобилей до улицы 8 Марта и Третьей транспортной дамбы. Сегодня это ужасно сложная развязка», — говорит Кадыров. В 2016 году российские и зарубежные эксперты представили варианты развития транспортного узла, напомнил он. Концептуальные идеи готовы, но дальше дело не идет.
На статус дублера Сибирского и Мамадышского трактов также претендует трасса от проспекта Победы до М7 через поселок Царицыно. Эта дорога не первого класса, ее нельзя назвать вылетной из-за многочисленных поворотов и ширины. Но такая связь смягчит ситуацию на восточном направлении.
«Бутылочные горлышки» северного въезда: город сдул пыль с перехватывающей парковки на «Авиастроительной»
Локация №5. Въезды в столицу республики через двухполосные улицы Песочную и Советскую поселков Сухая Река и Кадышево Авиастроительного района Казани. Каждый час через указанные улицы проезжает 2 тыс. авто со средней скоростью 50 км/ч. Связь также затрагивает перекресток Витера – Кошевого у Казанского авиационного завода, улицы Ленинградскую и Максимова.
Решение. Реконструкция улицы Максимова ненадолго улучшила пропускную способность транспортного узла. Город по-прежнему рассматривает бюджетный вариант одностороннего движения на выездах северного направления, но это тоже передышка. Проблему решат новые дороги, мосты и развязки генерального плана. Но объекты на данном направлении пока не проектируют — есть заторы посерьезнее.
В октябре на станции метро «Авиастроительная» запустят перехватывающую парковку, которая не работала с момента открытия станции в 2013 году, а город безуспешно пытался сдать объект в долгосрочную аренду. В итоге парковку передали МКУ «Организатор городского парковочного пространства», которое с 2015-го занимается платными муниципальными парковками на дорогах Казани. «Тарифная политика окажется другой. Тариф будет льготным», — рассказал замруководителя исполкома города Ильдар Шакиров на заседании Госсовета РТ, но подробностей не сообщил.
Заложенная в генплан-2040 развязка на перекрестке у бывшего ресторана «Акчарлак» будет эффективна только в комплексе с новой дорогой вдоль ж/д путей на улице Абжалилова. Иначе потоки через квартал упрутся в светофоры
Казанское «очко»: 21 затор внутри столицы Татарстана
Пробками на въездах сложности не ограничиваются. Эксперты обозначили еще 21 «пробочное» место Казани. В первой тройке перекрестки дорог с Большим казанским кольцом, где остро нужны запланированные генпланом-2040 развязки:
- Большая Крыловка – Мулланура Вахитова;
- перекресток улицы Родины с проспектом Победы и улицей Ломжинской — одна из связей с Азино;
- Губкина – проспект Победы. Оттуда начнется упомянутый выше выезд на М7 через Царицыно.
На четвертой строчке перекресток улиц Тэцевской и Копылова у стадиона «Рубин». По генплану там заложена развязка, но проекта нет. В планах также строительство прямой дороги с улицей Короленко с выездом на планируемую развязку Тэцевская – Копылова.
Пятое место у перекрестка улиц Ершова, Гвардейской, Сибирского тракта и Патриса Лумумбы — он же перекресток у бывшего ресторана «Акчарлак». Заложенная в генплан-2040 развязка на данном перекресте будет эффективна только в комплексе с новой дорогой вдоль ж/д путей на улице Абжалилова, иначе потоки через квартал упрутся в светофоры. Пока проблему планируют решить регулировкой фаз светофоров и реорганизацией движения на перекрестке, чтобы разделить потоки. В этом случае математическое моделирование показывает улучшение обстановки.
На 6-й строчке Танковое кольцо и подъезды к нему. Там недавно закрыли кольцевое движение на улице Парина рядом с Деревней Универсиады, из-за высокой аварийности сделали разворотную петлю на Фермском шоссе и запретили левый поворот на Оренбургский проезд. Пробка в итоге «переехала» поближе к Танковому кольцу, от которого в перспективе планируют отказаться в пользу перекрестка со светофором и разворотной петли под эстакадой в сторону Деревни Универсиады. Есть и мысли построить вместо кольца у Деревни Универсиады двухуровневую развязку.
7-е место у заезда на проспект Универсиады с улицы Вишневского и соседнего перекрестка улиц Назарбаева и Островского. За два года ситуацию здесь усугубил запрет ГИБДД левого поворота с улицы Роща Фрунзе на проспект Универсиады, установка отбойника на улице Вишневского. Да, тогда машины нарушали правила дорожного движения, повышался риск аварийности, но при этом уменьшалась пробка. Среди решений — изменить разметку на Роще Фрунзе у бывшей Шамовской больницы. Сегодня на вершину холма ведет две полосы, а вниз одна. Предлагают сделать наоборот. Пример успеха в случае такого решения есть, именно изменением разметки разруливали пробку под Кремлем на улице Батурина.
На 8-м месте перекресток улицы Аделя Кутуя с Гвардейской. Здесь обстановку разгрузит первая очередь Вознесенского тракта от Гвардейской до проспекта Победы. По генплану-2040 в этом месте не будет развязки, не планируют и расширять улицу Аделя Кутуя: слишком близко жилая многоэтажная застройка.
9-ю строчку занял левый поворот с улицы Ершова на мост «Миллениум». Это отголосок заторов на «Акчарлаке». Накал на данном перекрестке уменьшился после того, как развели потоки людей и машин, — теперь автомобили при развороте дважды не пересекают пешеходные переходы.
Замыкают десятку заторы на перекрестках улицы Космонавтов с Сибирским трактом и улице Патриса Лумумбы, а также Патриса Лумумбы с проспектом Альберта Камалеева. Решение просматривается — завершен проект новой дороги с развязкой от Патриса Лумумбы до Космонавтов и выходом на Мамадышский тракт. Сроков начала строительства не называют. В генплане также значится развязка на перекрестке Патриса Лумумбы – Альберта Камалеева.
На 11-й строчке Кировская дамба на перекрестке с улицами Несмелова и Клары Цеткин. Левый поворот на Клары Цеткин идет в одной фазе со встречным движением. В планах — изменить фазу, отделить трамвайные пути посередине от автомобильного потока и вместе с трамваями запустить туда автобусы.
У ТЦ «Кольцо» улучшить обстановку предлагают расширением проезжей части
12-я строчка у перекрестка улицы Пушкина с Профсоюзной у ТЦ «Кольцо». Левый поворот тормозит автомобили, движущиеся прямо. Улучшить обстановку предлагают расширением проезжей части так, чтобы две полосы постоянно работали налево, две прямо и одна направо. Сегодня у едущих прямо только одна полоса, в которую встраивается и общественный транспорт.
13-е место за перекрестком Танковой, Родины и Зорге рядом со станцией метро «Горки». Поток машин с улицы Родины упирается в левый поворот на Танковую. Стоит и поток машин с улицы Зорге на Родины, желающий повернуть налево. В планах напрямую соединить улицу Родины с Танковой через гаражно-строительный кооператив «Советский-3». По генплану на перекрестке Зорге – Родины появится развязка.
Стряхивают пыль и с давным-давно построенной парковки на станции метро «Горки». Объект передали МКУ «Организатор городского парковочного пространства». «Техническое состояние не позволяет запустить с ходу. Подсчитываем, сколько стоит привести объект в надлежащее состояние: переделать полы, вентиляцию. Запустим в работу по стопам „Авиастроительной“», — объяснил замруководителя исполкома Шакиров и добавил, что в перспективе расконсервируют и имеющуюся парковку на станции «Кремлевская». Последней, правда, присваивать статус перехватывающей не планируют.
На 14-м месте перекресток улиц Зорге и Фучика. Развязки там не будет — рядом станция метро «Дубравная», впереди планы по соединению со строящейся второй линией метрополитена. Там город вновь раздумывает о строительстве перехватывающей парковки, которую закладывали еще в проект станции «Дубравная», но не возвели. Эта парковка в перспективе может взять на себя поток машин из Салмачей и села Куюки.
На 15-е место эксперты поставили съезд с моста «Миллениум» рядом с заправкой «Лукойл» на Сибгата Хакима. Дорожное строительство здесь заперто — вокруг уже плотная застройка. Как вариант, поворачивать налево на развязке Чистопольская – Амирхана у ЖК «Миллениум сити», проехав чуть больше.
Сложный перекресток улиц Татарстан, Марселя Салимжанова, Право- и Лево-Булачной
16-я строчка за пробкой на улице Лево-Булачной и сложным перекрестком улиц Татарстан, Марселя Салимжанова, Право- и Лево-Булачной. Кадыров напомнил, что в 2020 году бюро транспортного планирования столицы РТ разработало концепцию движения транспорта в центре Казани, по которой улицу Лево-Булачную на отрезке от улицы Татарстан до Парижской Коммуны предложили сделать пешеходной, объединить с площадью перед зданием Высшей школы русской и зарубежной филологии КФУ (бывший ТГГПУ) и проложить выход к Булаку. Непешеходную часть Лево-Булачной предлагали сделать с двусторонним движением местного значения, велодорожками и расширенными тротуарами. Главная идея той концепции — частичный переход от двустороннего движения к одностороннему. В сторону Кремля движение хотели пустить по улицам Тихомирнова и Профсоюзной, а в обратном направлении — по Право-Булачной и далее через Салимжанова до Назарбаева. По этой концепции в 2020 году реорганизовали движение на площади Тысячелетия, но остальные предложения пока на паузе.
17-е место у перекрестка улиц Технической, Назарбаева и Тукая с аварийным мостом над Кабаном на улице Назарбаева. Ситуация там наладилась после открытия магистрали 100-летия ТАССР, но в 2022-м временно усугубилась из-за начала реконструкции автомоста на Кабане. Генплан-2040 предполагает постройку прямой связи Технической с Даурской, но в долгосрочной перспективе.
18-ю строчку занял перекресток проспекта Ямашева с улицей Мусина у ТЦ «Парк Хаус». Задержки и заторы там создает поток с проспекта для поворота на Мусина или разворота. Решений нет, по генплану развязки там не будет.
19-е место у перекрестка Оренбургский проезд – Баки Урманче у «Солнечного города». Движение по данному перекрестку облегчила магистраль 100-летия ТАССР, но теперь трудности создает поток, желающий выехать из города со стороны промзоны, т. к. на развязке БКК – Оренбургский тракт нет поворота направо. В планах сделать такую связку.
20-е место у перекрестка улиц Марселя Салимжанова и Назарбаева и расположенного по соседству перекрестка Салимжанова – Минуллина. Ситуацию на последнем должно улучшить расширение и продолжение улицы Минуллина до Хади Такташа с выходом на Назарбаева. Проект планировки готов, но дорога, скорее всего, появится вместе с новым зданием театра им. Камала на Кабане. На перекрестке Салимжанова – Назарбаева по генплану предполагается развязка, сроки строительства которой неизвестны.
Замыкает рейтинг напряженных точек города под №21 перекресток улицы Чуйкова с проспектом Фатыха Амирхана. По генплану там не будет автомобильной развязки, но поблизости планируют станцию метро. В 2020 году туда хотели пустить линию метробуса, но проект пока заглох.
Остается добавить, что перечисленные меры комплексно рассматривают разные ведомства. Мало просчитать матмодель по снижению пробочной напряженности — важно учесть ситуацию с аварийностью, за чем следит ГИБДД. Соответствующие вопросы рассматривают на комиссиях по безопасности дорожного движения исполкома города. В итоге где-то появляется разметка, повороты и светофоры, устанавливают заборы вдоль тротуаров, применяют другие решения. Все упирается в ограниченный бюджет, из-за чего часто приходится чем-то временно жертвовать: решать проблему в одном месте, пока в другом пробки растут.
«Пробочные места» агломерации: выезд из Зеленодольска, Сокуры, дорога в Свияжск и Песчаные Ковали
В Казанской агломерации ситуация за два года тоже не стала лучше. Эксперты отметили четыре напряженных участка дороги в ближайших к столице РТ районах:
- Поселок Сокуры Лаишевского района, через который проходит федеральная трасса Р239 Казань – Оренбург. Многокилометровые пробки образуются в час пик и летние выходные от развязки на аэропорт до поворота в сторону Лаишево. Решение есть: в этом году завершат проект объездной дороги Сокуров с расширением 20-километрового участка федеральной автодороги. Строительство планируют начать в 2023-м. В планах выкуп 100 участков. Стоимость спасения от одной из самых мощных пробок Казанской агломерации оценивают в 17 млрд рублей.
- Село Песчаные Ковали Лаишевского района. Там в час пик, выходные и особенно летние дни перегружен выезд и левый поворот с двухполосной трассы Казань – Боровое Матюшино. Для последней в 2021 году подготовили проект расширения до четырех полос, но проектно-сметная документация так и не появилась. В минстрое РТ «БИЗНЕС Online» сообщили о планах капитального ремонта региональной дороги Казань – Боровое Матюшино – Песчаные Ковали – Столбище – Атабаево в 2023 году, не уточнив, с увеличением числа полос или нет. В перспективе ситуацию в Песчаных Ковалях и соседнем поселке Габишево облегчит дорога – дублер Оренбургского тракта от улицы Технической до М12. Вылетная магистраль включает в себя развязку на ближайшем к Песчаным Ковалям и Габишево Атабаевском перекрестке.
- Трасса М7 в Зеленодольском и Верхнеуслонском районах с мостом через Свиягу. Причины затора на данном отрезке федеральной трассы вызваны реконструкцией дороги с расширением до четырех полос от границы с Чувашией. «Я недавно несколько дней подряд ездил в Казань и обратно, дорога из-за пробок — два с половиной часа. Но это же ненормально!» — жаловался в августе на пробку директор музея-заповедника «Остров-град Свияжск» Артем Силкин. Ситуация меняется в лучшую сторону. Через Свиягу уже построили новый 390-метровый мост, и теперь дорожники реконструируют старый по соседству. Ввод в эксплуатацию намечен на 2023 год. Также строятся мосты через реки Прорву и Сулицу, сообщили в ФКУ «Волго-Вятскуправтодор». У Иннополиса возводят развязку типа «клеверный лист» для быстрого въезда в город айтишников, съезда в сторону Казани и Ульяновска. Также построят надземный пешеходный переход у села Татарское Бурнашево. Работы на участке в районе Иннополиса планируют завершить в 2024 году.
- Выезд из Зеленодольска от городской стелы до сел Айша и Сафоново. Сегодня это двухполосная дорога, которая после Сафоново переходит в широкую четырехполоску трассы Казань – Йошкар-Ола. В зеленодольской администрации «БИЗНЕС Online» сообщили об идее расширить дорогу через Айшу, а также построить дорожную развязку при въезде в Зеленодольск. Впрочем, пока вопрос на стадии обсуждения, но он неминуемо обострится, учитывая жилищное строительство в самом городе и на территориях в сторону Казани.
Таким получился список 30 «пробочных» мест Казанской агломерации: 21 затор внутри Казани, пять на въездах в город и четыре в соседних районах, которые тоже начинает потряхивать от автомобильных пробок.
«Города не уедут без качественного общественного транспорта. Мы не можем приспособить их под массовый автомобильный спрос»
Спрос на общественный транспорт будет расти: это диктует и логика города, и кризис
На растущую автомобилизацию власти города и Татарстана откликаются не только строительством и ремонтом дорог. Перечислим другие принимаемые меры:
- отмена левых поворотов;
- ограничение въезда грузового транспорта в центр города днем;
- развитие муниципальных парковок и установка знаков «Остановка запрещена»;
- строительство надземных и подземных пешеходных переходов;
- реорганизация участков дорожного движения;
- запуск одностороннего движения;
- смена режима работы светофоров.
Возмущены работой города со светофорами в татарстанском представительстве федерации автовладельцев России. «Десятилетиями работают без смены режима, но это не требует миллиардных вложений, — говорит Хайруллин. — Просим развести, разделить фазы пешеходных и транспортных светофоров между собой, ставить дополнительные секции. Часто загорается сразу четыре светофора для пешеходов, местами разрешающий сигнал одновременно для автомобилей и пешеходов, из-за чего машины не успевают завершить маневр, появляется „хвост“. Нужно искать такой баланс на перекрестках с интенсивным движением».
Работу светофоров столицы РТ ежедневно анализируют сотрудники МКУ «Автоматизированная система управления дорожным движением Казани», и при необходимости фазы корректируются по согласованию с ГИБДД, сообщили изданию в исполкоме. Данное учреждение отвечает и за умные светофоры. В 2020-м в городе работало 142 таких светофора, или 33% из 429. За два года число светофоров в Казани увеличилось на 7% до 460, из которых 160 умных, или 34%. В арсенале АСУДД также 21 табло переменной информации и 716 детекторов транспорта, 72 камеры видеонаблюдения. Благодаря координированному управлению АСУДД пропускная способность улично-дорожной сети города увеличились на 15–20%, а средняя скорость движения — до 25%, заявляют в исполкоме Казани. Впрочем, по оценкам экспертов, для эффективного управления транспортными потоками к адаптивной системе должно быть подключено 80% светофоров, а не 34%.
Единственный рецепт против пробок — развитие общественного транспорта. «Для всех городов России это жизненное показание, говоря медицинской терминологией, — считает профессор ВШЭ Блинкин. — Города не уедут без качественного общественного транспорта. Мы не можем приспособить их под массовый автомобильный спрос. Опыт Москвы блестяще показал это — столь дорогой эксперимент мало кому удавалось провести в мире».
Каковы перспективы у казанского стояния, да и не только казанского? До конца года в России перестанет расти парк машин из-за падения спроса, а предстоящей осенью и зимой в российских городах снизится автомобильный поток. И эта тенденция продержится до восстановления автомобильного рынка.
«Домашний парк содержать будет дороже и сложнее. Люди перейдут к экономному потреблению автомобиля, чтобы снизить зимний износ — самый тяжелый для машины, — прогнозирует Блинкин. — Например, перестанут каждый день ездить на работу и предпочтут общественный транспорт. Будут использовать личное авто в выходные, потому что жалко, а новый в ближайшие годы не купить. С помощью trade-in человек мог менять автомобиль раз в четыре года без напряга для семейного бюджета. К этому привыкли, но текущая ситуация на автомобильном рынке, ассортимент, цены заставят беречь свои машины. Встают вопросы технического обслуживания, наличия запчастей — что будет завтра, не знают миллионы автомобилистов. Здесь не надо быть транспортным ученым, это бытовой вопрос».
С такой оценкой согласны не все. К примеру, заместитель главного архитектора города бережного отношения казанцев к личным автомобилям не ожидает. «Судя по культуре вождения, нет, — считает Кадыров. — Уровень вождения ужасен. Я все-таки надеюсь на то, что общественный транспорт будут выбирать не из-за безысходности, а потому что так быстрее и комфортнее».
Каршеринг, такси тоже вариант для экономного потребления собственного автомобиля. «Но когда автовладелец вместо своего авто использует машину каршеринга или такси, то на дорогах легче не становится, — говорит Блинкин. — Количество пользователей асфальта не убывает — вместо моего автомобиля в то же самое время и место едет другой автомобиль. Так снижается только спрос на парковочные места. У каршеринговых и таксомоторных компаний тоже проблема с регулярным обновлением подвижного состава. За год такие автомобили наматывают десятки тысяч километров. Доступных ремонтопригодных вариантов для массового потребления стало меньше».
На фоне экономного потребления в городах вырастет спрос на общественный транспорт. «Казань наряду с 3–4 городами России готова больше других. Но и то не очень, — продолжает Блинкин. — Вчера принуждали автомобилиста сесть в автобус, трамвай, троллейбус, спуститься в метро парковочными тарифами, а сегодня его не надо принуждать. Сегодня автомобилист готов сделать это сам, а там места нет. И это вызов для городов, республиканского и федерального правительства. Спрос на общественный транспорт в ближайшую зиму подскочит — люди станут беречь автомобили, потому что весной не будут покупать новые».
По оценкам заместителя главного архитектора Казани Кадырова, город в целом не находится в безнадежной «пробочной» ловушке. Расширение улично-дорожной сети нужно не только для комфорта автомобилистов. Дороги требуются и автобусам, это инфраструктура и для пешехода, и для велосипедиста, так что Казань станет развиваться во всех этих направлениях. Важно учитывать агломерационное развитие. А вообще, нашлись бы деньги, а идеи и есть, и будут.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 168
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.