С 15 по 17 сентября все профессионалы и любители искусства стремятся попасть в Гостиный Двор. Вот и «БИЗНЕС Online» оказался на открытии ярмарки Cosmoscow 2022, чтобы выяснить, сколько стоит современное искусство в эпоху новой реальности противостояния с Западом; понять, о чем думают художники, к каким темам стараются привлечь внимание и какие тенденции волнуют арт-рынок; выяснить, чьи работы разлетелись в первые минуты и часы. Кроме того, мы узнали, какие картины зарезервировали себе Татьяна Навка, Андрей Малахов и Эвелина Хромченко.
-
Крупнейшая отечественная ярмарка совриска работает в эти дни (с 15 по 17 сентября) в Москве. Уже 10-я по счету Cosmoscow собрала в Гостином Дворе профессионалов от современного искусства. В этом году стенды на ярмарке представило 72 галереи из Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Калуги и Владивостока, которые привезли работы более 300 художников. Между тем на Cosmoscow 2022 были показаны и работы авторов из США, Голландии, Испании, Италии, Франции, Эстонии, Китая, Южной Кореи и Японии. Таким образом, несмотря на обострение отношений с Западом, жители и гости столицы России могут увидеть и даже приобрести работы художников в том числе из недружественных теперь нам стран.
-
А на специальное открытие Cosmoscow 2022 прибыли коллекционеры и знаменитости, которые интересуется современным искусством, чтобы познакомиться с тенденциями арт-рынка, увидеть новые проекты современных авторов и приобрести понравившиеся работы. Одним из первых, еще до открытия на ярмарку, приехал директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, представивший новый проект Школы искусств и культурного наследия, разработанный совместно с Европейским университетом в Санкт-Петербурге. В ее рамках будет проводиться глобальный эксперимент по реставрации нового искусства. Оно ведь тоже гибнет, материалы не сохраняются, указывает шеф «Эрмитажа», рассказавший о начале реставрации «Красного вагона» Ильи Кабакова и запуске целого процесса обсуждений того, как сохранять современное искусство. До начала открытия он прошелся по вернисажу, проинспектировал работы. «Самые лучшие галереи — петербургские, которые сотрудничают с „Эрмитажем“», — сказал Пиотровский «БИЗНЕС Online», отвечая на вопрос о впечатлениях от увиденного.
-
Среди ранних гостей Cosmoscow была замечена и главный редактор журнала «Новое литературное обозрение» Ирина Прохорова, старшая сестра олигарха Михаила Прохорова. Кстати, когда в 2012 году бизнесмен баллотировался в президенты России, Ирина Дмитриевна была его доверенным лицом и участвовала в дебатах с Никитой Михалковым, выступавшим от имени Владимира Путина. Тогда интеллигентная Прохорова так понравилась зрителям, что ей даже предлагали баллотироваться вместо брата.
-
Лучшим стендом Cosmoscow 2022 была выбрана экспозиция Marina Gisich Gallery, выбранная жюри в составе искусствоведов, кураторов и коллекционеров Марины Шульц, Михаила Алшибая и Андрея Ерофеева. Галерея Марины Гисич принимала участие во всех выпусках ярмарки c момента ее основания, и в следующем году Marina Gisich Gallery, как объявила основатель Cosmoscow Маргарита Пушкина, получила право принять участие в ярмарке бесплатно.
-
Почти все работы, представленные на стенде Гисич, были распроданы чуть ли не в первые минуты после открытия предпоказа ярмарки. Например, в числе таковых серия «Болота» Петра Шевцова, который в своих работах демонстрирует буйство природы.
-
Еще одна серия художника Шевцова — «Бестиарий». Это средневековое название означает «зверинец» и изображает женщину в абсолютно неприкрытом, непричесанном, природном виде. В свои полотна он добавляет звериные шкуры. Так художник, как пояснила нам куратор галереи Marina Gisich Gallery Мария, старается проявить витальное звериное женское начало. «Эти вещи немножко на грани эротизма, не переходящего в пошлость. Цель этих работ — ввести зрителя в пограничное состояние. С одной стороны, они говорят о нем, а с другой — стремятся вызвать такие переживания в самом человеке: какой-то трепет, возбуждение, переживание. Это сочетание человека как животного в хорошем смысле», — добавила собеседница нашей газеты. Две из четырех работ на фото (верхняя слева и нижняя справа) были проданы также в первые минуты по 11,5 тыс. евро каждая.
-
На стенде галереи Marina Gisich Gallery были представлены работы и воронежского художника Ивана Горшкова, который считается художником №1 среди молодого поколения. Четыре года назад он выставлялся в галерее «БИЗОN», а в интервью нашей газете признавался: «Современное искусство — это нормально, весело, классно». «Мы с Горшковым сотрудничаем давно, сделали три больших проекта, — рассказала нам куратор галереи Мария. — Он работает с абстракцией в разных формах. Изначально занимался скульптурой. Создавал большие металлические скульптуры, покрытые цветной эмалью, краской, аэрозольными баллончиками и так далее. Они всегда были полуаморфными, полуабстрактными». Мария обратила внимание на один из экспонатов. «Если на эту работу посмотреть с определенного ракурса, то она напоминает пуделя, — говорит экскурсовод о скульптуре в синих тонах. — А с других ракурсов она абсолютно абстрактна». Наша собеседница добавляет, что Горшков создает многосоставные коллажи. Техника смешанная, используется металл, искусственный камень, мох, дерево, какие-то найденные объекты. «То есть безумное количество разных материалов, — говорит Мария. — Если обычный художник создает свое произведение при помощи, карандаша, краски и кисти, то Горшков, помимо традиционных материалов, использует самые разные. По сути, он демонстрирует абсолютный хаос, который тоже состоит из миллиона разных частей. А он его гармонизирует и приводит в единую структуру». Серия из четырех картин, каждая из которых стоит по 4,8 тыс. евро, действительно выглядят очень гармонично. Кстати, позднее сам Горшков поделился своими ближайшими планами на осень. Он собирается поработать в мастерских ГЭС-2. Это нашумевший московский проект, рядом с ним есть импозантные кирпичные постройки-мастерские «Своды». Там проводят программу для молодых художников, где можно поработать и есть уникальные вещи: аналоговая фотопечать, муфельные печи для фарфора, деревообработка. «Хочу максимально воспользоваться этой возможностью, фрезеровкой. Уже закупил огромные пни, корневища, думаю теперь, как можно их использовать», — рассказал нам с неизменной улыбкой художник.
-
«А это наш самый большой „Алтарь“. Два „Алтаря“ уже в частных коллекциях», — указывала гостям своего стенда сама Гисич на работу Александра Шишкина-Хокусая. В центре данной композиции — крутящаяся фигура Венеры Милосской, покрытая тканью, которую пытаются снять металлические рычаги, символизирующие рыночные щупальца. Но им это не удается. В нижней части изображен ад Париса, развязавшего Троянскую войну, похитив жену Менелая Елену. «Чудесная работа. Не живопись, не фотография, не скульптура. Это медийный объект, сложный коллаж из медиа, инсталляции и живописи», — поясняет владелица галереи. Куратор Галина Леонтьева добавляет: «Шишкин-Хокусай — известный театральный художник, ставит сильные драматические спектакли. В Большом театре, БДТ, работает с такими прогрессивными режиссерами, как Андрей Могучий, Юрий Бутусов, у него прекрасная театральная карьера, много „Золотых масок“. Но в какой-то момент карьеры он понял, что для него важно попробовать себя в визуальном искусстве. Художник добавил к своей фамилии часть, которая в переводе с японского также означает Шишкин». Работает художник, говорит Леонтьева, с бедными материалами, в основном с фанерой. Например, когда три года назад его пригласили на Венецианское биеннале, он представил инсталляцию «Фанерный Эрмитаж», создав двойник музея. Когда зритель видел шедевры голландской школы из коллекции знаменитого российского музея, то у него возникало странное ощущение сюрреалистичности. «Сегодня в России нет художников, которые имеют такой бэкграунд и настолько свободны и современны», — добавляет Гисич.
-
«Художником года» по версии Cosmoscow 2022 признан Валерий Чтак за серию «Выставка одинаковых картин». Таким образом, он, иронизирует над частой критикой, звучащей в его адрес, что автор рисует одинаковые картины. «Ну окей, вот вам выставка одинаковых картин», — решил художник и представил 20 практически идентичных работ, на которых изображены одинаковые лошадки и окна вечернего города, которые отличаются друг от друга совсем незначительно.
-
Немало на главной отечественной ярмарке современного искусства тех, кто знаком казанской публике по сотрудничеству с галереей «БИЗON». К примеру, на стенде Askeri Gallery Полины Аскери были представлены именитые международные художники, в том числе работы топового южнокорейского художника Кван Йонг Чана, которые напоминают блюда с маленькими, плотно уложенными и бережно упакованными брусочками сыра. По словам самой Аскери, эти экспонаты, которые продаются по 300 тыс. евро, самые дорогие на ярмарке. Правда, по ее словам, несмотря на то, что зарубежные художники остаются в ассортименте галереи, сейчас она делает акцент на отечественных авторов и видит в них большой потенциал.
-
Владелец 11.12. Gallery Александр Шаров на предпоказе был нарасхват с утра до вечера. Его окружали клиенты, среди которых была, скажем, известный медиаменеджер Марианна Максимовская. Шаров сам рассказывал о своих работах, многие из которых тут же раскупались, причем галерист лично вывешивал на стены новые экземпляры взамен приобретенных.
-
Пожалуй, самую интересную серию на стенде галереи Шарова представил российской художник-сюрреалист Ринат Волигамси, также известный в Казани по недавней выставке в «БИЗОNe». Волигамси — это псевдоним, настоящую фамилию художника можно узнать, прочитав это слово наоборот. Автор родился в башкирском поселке Ермолаево в 1968 году и с раннего детства был одержим рисованием. По его воспоминаниям, еще стоя под столом, он увлеченно разрисовывал его нижнюю часть. Поселок, в котором рос наш герой, совсем небольшой и художественной школы в нем не было. В школьном возрасте Волигамси рисовал тайно, притворяясь, что делает домашнее задание, поскольку родители не поощряли столь несерьезное увлечение сына. В 13 лет он утвердился в своем желании заниматься искусством, и родители выписали ему журнал «Юный художник», который в буквальном смысле стал его первым учебником по искусству.
-
Однако быстрее всего на стенде 11.12. Gallery расходились «Неваляшки» авторства Василия Слонова, который сам подъехал в Гостиный Двор ближе к вечеру. Тем временем его «Неваляшки» по 100 тыс. рублей за экземпляр почти раскупили. Сами же куклы здесь все неповторимы. На двух стеллажах можно увидеть Наполеона, Гуманоида, Джентльмена с «яблочком» компании Apple, Бэтмена, Ангела и прочее, но больше всего внимание привлекала центральная фигура, на которой с левой стороны был изображен Ленин, с правой — Сталин, снизу — змея и лагерная проволока, между которыми надпись: «Не вам, ***, в моей душе копаться». Лоб этой «Неваляшки» также опоясывает проволока, а под глазами слова: «Полны любви». Напомним, в феврале в «БИЗОNe» Слонов вместе с Волигамси участвовал в выставке «Незваные гости», где были представлены писсуары и огнетушители от первого.
-
Привлекала внимание гостей на стенде Шарова и картина Кирилла Манчунского «Ожидание», на которой изображен узнаваемый кадр из фильма Андрея Тарковского «Зеркало». Однако эта работа, как рассказывали сотрудницы галереи, с секретиком, далее начинался своеобразный квест по поиску того, где же в этом полотне зарыта собака. В конце концов, устремляясь взглядом вместе со смотрящей вдаль героиней, которую у Тарковского сыграла Маргарита Терехова, можно рассмотреть, что над деревьями в зареве заката виднеется маленькой точкой эмблема «Макдоналдса». Сразу вспоминается культовая песня «Гудбай, Америка» группы «Наутилус Помпилиус», которая в нынешних условиях воспринимается как сбывшееся пророчество.
-
Молодой 38-летний галерист Алексей Майоров представил работы Виктора Пономаренко, который также обыграл уход из России самой знаменитой компании фаст-фуда и назвал свою выставку-инсталляцию «Новая жизнь». «Это классно, когда художник создает искусство, а потом попадает в тренд, — пояснил нам сам Майоров. — Это концептуальный гипореализм. Одноразовая посуда выступает как группа предметов голландских натюрмортов. Здесь же отсылки к одноразовости, тиндеризации, как сейчас говорят, нашей жизни, когда все наши коммуникации в 2–3 клика. Хочешь познакомиться — пожалуйста. Обратите внимание, у нас и „Тайная вечеря“…» После этого галерист указал на стол, покрытый белой бумагой, за которым накрыто 13 белых бумажных стаканчиков с трубочками (как для Иисуса и 12 апостолов) без всякого изображения. «Все проекты Пономаренко об экологии, эволюции и космосе. И так совпало, что сейчас эра закончилась и наступил совершенно новый момент времени», — добавил Майоров, сообщив, что одна из его работ была приобретена в первые часы после открытия предпоказа. На этой работе картошка фри выглядывает в красной коробочке. Причем автор предлагал данный вариант в качестве эмблемы для новой компании «Вкусно — и точка», которая заменила «Макдоналдс». Но его вариант был отвергнут.
-
Галерея Anna Nova на ярмарке представляет творчество Петра Дьякова и Влада Кулькова. У Кулькова — серия о смерти, а у Дьякова, который выставлялся в Русском музее и Музее городской скульптуры, — о рождении, в частности, инверсные скульптуры с руками человека, которые расположены над разбитым яйцом (которое, в свою очередь, символизирует божественное начало). Каждая из работ оценена в 210 тыс. рублей. У Дьякова своя технология. Он, как рассказали «БИЗНЕС Online» сотрудники галереи, работает с глиной, внутри которой наращивает форму руками и до последнего момента не видит, что у него получилось. В итоге у скульптора рождается форма, которую он заливает бронзой. Названия своим работам он также придумывает после того, как видит окончательный результат. «В Ветхом Завете есть легенда, что Бог даровал Адаму право называть все, что вокруг него. Также работы Дьякова отсылают нас к традиции старого литья колоколов. Как в фильме „Андрей Рублев“ Тарковского. А еще автор работает с итальянским легким пластиком и, как Микеланджело, выжимает из глыбы свое произведение», — говорят собеседники нашей газеты.
-
«Мир стал иным, и планы наши рухнули. Мы в 2021 году завязали контакты в Корее, Японии, Шанхае. Выстраивали большие планы на международные отношения. Потом снизу постучали и сказали, что это еще не дно», — кстати, почти без грусти говорила сама хозяйка галереи Анна Нова, которая теперь строит планы на развитие отношений с российскими художниками.
-
С утра на предпоказе был и популярный телеведущий Андрей Малахов, который в последние месяцы вместо скандальных телешоу о склоках в личной жизни звезд шоу-бизнеса и тому подобного ведет душевные передачи-посиделки, где поют простые люди из народа, а также артисты кино и музыканты. Сам журналист пришел гладко выбритым, с новой прической, в строгом костюме и выглядел задумчиво и умиротворенно.
-
Малахов, как выяснил «БИЗНЕС Online», присмотрел и даже зарезервировал произведение Витаса Стасюнаса, которое представляет семейная галерея «Погодина Gallery». Сама работа, на которой изображена узнаваемая советская пятиэтажка, выглядит как своеобразная икона-складень, ставни которой можно закрыть и превратить работу в шкафчик, на оборотной стороне нарисована этикетка от Snickers. Напоминает эта картина-триптих и русские ставни на домах деревенских домов, даже отсылает к любимой советскими детьми передаче «В гостях у сказки», где в конце фильма добрая бабушка со словами «Вот и сказке конец, а кто слушал — молодец» с улыбкой закрывала ставни.
-
По обе стороны от триптиха, заинтересовавшего Малахова, было вывешено две работы, которые собрались приобрести телеведущая Эвелина Хромченко, которая после 24 февраля не появляется на экранах со своим «Модным приговором». Она забронировала оба холста, каждый из которых стоит 250 тыс. рублей. Это работы молодой художницы 1996 года рождения Анны Лапшовой, которая работает в интересной авторской технике: холст, аэрозольная краска, пастель. Сама Хромченко, увидев намерение нашего корреспондента задать вопрос, боязливо отошла в сторону и закрыла лицо черной маской. А еще экс-руководителю русского издания L’Officiel, как выяснил «БИЗНЕС Online», понравилась работа «Поцелуй» Оли Австрейх на стенде галереи «Сирин», но резервировать она ее не стала.
-
Заглянула на ярмарку и олимпийская чемпионка по фигурному катанию Татьяна Навка, которая появилась в сопровождении двух телохранителей. Для нее была организована персональная экскурсия, где супруга пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова с интересом рассматривала все самое лучшее. Несмотря на то, что выглядела Навка прекрасно, охрана запретила нашему фотографу ее снимать. Зато сама Навка не отмахнулась от вопроса корреспондента «БИЗНЕС Online» и доброжелательно призналась, что впервые приехала на Cosmoscow и ей очень понравилось. При этом несколько работ ее настолько впечатлили, что она, по ее утверждению, украсила бы ими свой дом. И несколько из них Навка зарезервировала, видимо, для того, чтобы позднее посоветоваться с мужем, который в это время был занят на саммите ШОС в Самарканде. Какие конкретно картины попали в список Навки, она на ходу не вспомнила. Но мы узнали, что ее, как и Хромченко, впечатлили полотна Австрейх, которой всего 28 лет, она впервые участвует в Cosmoscow. Раньше работала в медиа, потом сменила профессию и последние пять лет активно занимается живописью и очень востребована. Еще Австрейх — ученица известного российского художника Владимира Дубосарского, хотя специального образования не получала. В итоге Навка зарезервировала картину «Пловцы-2», которая стоит 450 тыс. рублей. «Пловцы дрейфуют, это серия об эскапизме, потерянности в воде, изломанности. Буквально и метафорично. Какое-то очищение. Суть в том, что пловец никогда никуда не приплывет и в этом его трагедия, потому что так устроен космос», — пояснила смысл свой работы сама автор. Впрочем, Австрейх согласилась и с тем, что ее творение можно прочитать иначе: женщина словно держится за спину Иисуса Христа и, таким образом, может спастись сама.
-
(Фото: пресс-служба Cosmoscow 2022) Большой популярностью на ярмарке пользовалось тиражное искусство, которое представляла Сабина Чагина, арт-директор направления Urban+Art и биеннале уличного искусства «Атмосфера» «Винзавода». На стенде были представлены работы художников, которые еще не доросли до собственных мастерских и чьи работы оцениваются от 10 тыс. до 50 тыс. рублей. Тем не менее они тоже пользуются большим спросом и почти все были раскуплены. Например, ковер с надписью «Все, что вы ищите, тоже вас ждет» ушел всего за 10 тыс. рублей. «Это легендарный художник, который написал на черной икре красной икрой „Жизнь удалась“, или наоборот. А русское уличное искусство отличается от западного тем, что оно очень текстоцентричное», — весела отметила Чагина, которая ближе к вечеру подтанцовывала от хорошего настроения, музыки и атмосферы.
-
Эта работа Александра Косолапова стоимостью $25 тыс. тоже была выкуплена в первые часы Cosmoscow.
-
Появилась в Гостином Дворе в минувшую среду и журналистка Ксения Собчак. Она пришла с ярким макияжем, накладными ресницами, в объемных серьгах в цыганском стиле и элегантном наряде. При этом, как и Малахов, она была задумчива. Удалось ли ей заказать что-то для семейной коллекции с мужем режиссером Константином Богомоловым, узнать так и не удалось, поскольку Собчак затерялась в толпе, т. к. ближе к вечеру посетителей становилось все больше, а освещение в залах создавало полумрак.
-
Кстати, среди посетителей Сosmoscow появлялись и такие персонажи, благодаря которым ближе к вечеру, когда в Гостином Дворе приглушили свет, а людей становилось все больше, создавалось впечатление, что гости ярмарки собрались почти что на знаменитый бал Воланда из «Мастера и Маргариты», хотя изначально все было чинно-благородно. Гости по-светски расхаживали по стендам — кто с бокалом вина, кто со стаканом водки от одного из спонсоров мероприятия.
-
Были представлены на ярмарке своеобразные произведения искусства и от российской компании Bork. Это космического вида маски для лица, которые производятся в Корее по технологии компании. В масках, как рассказал нам персональный консультант московского бутика Bork Андрей, используется более 1 тыс. цветовых диодов разного цвета и у каждого цвета своя длина волны. Функции тоже разные: например, очищение, упругость кожи, избавление от пигментных пятен. Прибор можно использовать и для гальванического массажа с применением тканевых масок. В этом случае начинают работать тонкие нити, которые пропускают микротоки, стимулируя кожу лица, делая ее более упругой и усиливая естественную выработку веществ, которые продлевают молодость. Пользоваться такой чудесной маской можно 3 раза в неделю. Кожа, как заверил нас консультант, становится упругой, подтянутой и молодой. Стоит маска 138 тыс. рублей.
-
На Cosmoscow 2022 можно встретить еще немало интересного.
-
Интересно, что в прошлом году самыми дорогими из проданных стали работы китайских художников Мистера Дуддла и Чжан Хуаня — галерея Pearl Lam продала их тогда за $250 тыс. каждую. Итоги Cosmoscow 2022 и рекорды этого года будут подведены перед закрытием ярмарки, которая 17 сентября работает последний день.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 3
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.