Рифкат Минниханов: «Главное — не штрафы получить, а безопасность обеспечить» Рифкат Минниханов: «Главное не штрафы получить, а безопасность обеспечить» Фото: Сергей Елагин

«Во всем виновата повышенная скорость»

 «Рифкат Нургалиевич, сколько нарушений ПДД зафиксировано в РТ за прошлый год и 7 месяцев 2022-го? Сколько штрафных денег собрано с нарушителей за эти периоды? Имеют ли эти деньги „целевую окраску“ — на обеспечение безопасности и качество дорог?» (Альмир)

— По итогам 2021 года Госавтоинспекцией возбуждено более 9 миллионов дел об административных правонарушениях, из них 974 тысячи возбуждено сотрудниками ГИБДД, 8 миллионов — сотрудниками центра автоматизированной фиксации административных правонарушений ЦАФАП) в отношении собственников транспортных средств. Доля нарушений, зафиксированных средствами фотовидеофиксации, составляет более 89 процентов.

По итогам 7 месяцев 2022 года Госавтоинспекцией возбуждено более 4 миллионов дел об административных правонарушениях, из них 506 тысяч возбуждено сотрудниками ГИБДД, более 3 миллионов — сотрудниками ЦАФАП. Доля нарушений, зафиксированных средствами ФВФ, составляет 87,9 процента.

Средства, поступившие в бюджет РТ в виде штрафов, предметному (целевым образом) распределению не подлежат. 

«Мы в свое время исходили из того, что если сбить скоростной режим, то все остальные нарушения автоматически минимизируются. Во всем виновата повышенная скорость» «Мы в свое время исходили из того, что если сбить скоростной режим, то все остальные нарушения автоматически минимизируются. Во всем виновата повышенная скорость» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Камеры в основном фиксируют нарушение скоростного режима. А как же другие нарушения, например разворот через сплошную линию, пользование телефоном за рулем? Камеры с расширенным функционалом у нас есть?

— Татарстан оснастился камерами первым, в конце 1990-х – начале 2000-х, и камеры того поколения не позволяют фиксировать дополнительный набор нарушений. Что есть, с тем и работаем. Когда будем покупать новые приборы взамен вышедших из строя, тогда и рассмотрим возможность приобретения современных камер. Мы в свое время исходили из того, что если сбить скоростной режим, то все остальные нарушения автоматически минимизируются. Во всем виновата повышенная скорость.

Да, привлечение к ответственности за левый поворот в свое время было актуально для Казани, поскольку для увеличения пропускной способности ввели запрет на левый поворот. И функционал камер был расширен. Кстати, жизнь показала правоту нашего решения запретить левый поворот, хотя нашлось много критиков, которые приводили расчеты для обоснования своего мнения. Но это как раз пример того, что получается в результате того, когда данные в систему вносят люди и выводы делают тоже люди.

«Сегодня в Казани разрешенная скорость движения 60 километров в час, а люди реально ездят под 80. А на Западе даже за превышение в два километра уже привлекают к ответственности» «Сегодня в Казани разрешенная скорость движения составляет 60 километров в час, а люди реально ездят под 80. На Западе даже за превышение в 2 километра уже привлекают к ответственности» Фото: «БИЗНЕС Online»

Конечно, можно фиксировать все нарушения, но мы и так слишком много фиксировали, даже не успевали обрабатывать, и деньги на почтовые расходы требуются большие. С другой стороны, и показатели аварийности снизились. Ведь наша основная задача не выявлять нарушения, а снижать аварийность.

Мы много экспериментируем. Например, планировали автоматизировать привлечение к ответственности пешеходов за переход дороги в неположенном месте. Но пока не получается это реализовать. Поэтому мы сделали акцент на создание условий для пешеходов, чтобы водитель видел человека, даже если тот нарушает. Это и освещение дороги, и прочее. Делаем все для того, чтобы пешеход-нарушитель остался жив.

Сегодня в Казани разрешенная скорость движения составляет 60 километров в час, а люди реально ездят под 80. Конечно, при любом столкновении с машиной пешеход умрет. А когда машина идет со скоростью 60 при разрешенной 40, вероятности больше, что водитель вовремя среагирует на пешехода. На Западе даже за превышение в 2 километра уже привлекают к ответственности.


— А вы можете везде в городе повесить знак «40»?

— Когда ставили знак «40», все нас критиковали. Но мы не просто так вешали, а в местах концентрации ДТП. А ведь пешеход и через забор перелезает. Не от хорошей жизни установили «40». И знаки сыграли свою роль в снижении наезда на пешеходов. Мы с цифрами в руках доказывали эффективность данного знака. Так же и с фотовидеофиксацией: когда Казань в 2008 году оснастили приборами, количество погибших в ДТП снизилось в 2 раза. И это все скорость!

«Основная цель нашей деятельности — не сбор денег в виде штрафов, а обеспечение  безопасности дорожного движения» «Основная цель нашей деятельности не сбор денег в виде штрафов, а обеспечение безопасности дорожного движения» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Почему-то многие говорят: «Штрафами пополняют кошелек…» Но если человек не нарушил, он не платит!»

 «Почему в Татарстане 4 723 камеры на дорогах, а в Санкт-Петербурге, например, всего 561 камера, в Самарской области — 726. Что, у нас в Татарстане такие непослушные водители или нам бюджетные деньги девать некуда?» (Александр Васильевич)

— Не нужно путать количество возможных дислокаций с фактическим количеством камер. На официальном сайте Госавтоинспекции отражено 4 723 возможных места размещения технических средств автоматической фотовидеофиксации. Что касается камер, то на 1 августа в республике насчитывается 856 комплексов автоматической фиксации, из них 670 стационарных, 166 передвижных и 20 мобильных. Да, в прошлом году в республике камер работало больше — 1 163. Но их количество сократилось в связи с внедрением федерального программного обеспечения «Паутина». Наши камеры были в рабочем состоянии, они нас устраивали, но они не интегрировались с этой системой. И мы их убрали. В настоящее время камер у нас меньше тысячи.

— А что означают места камер на карте? Могут ли они там потенциально появиться?

— Эти места были определены исходя из концентрации ДТП. Дислокацию установки камер определяет Госавтоинспекция. В некоторых регионах организация, на чьем балансе находятся камеры фотовидеофиксации, работает по концессионной системе, то есть государство ее нанимает. И, к сожалению, многие подвязаны под собираемые штрафы, они заинтересованы в их количестве. В Татарстане же БДД — бюджетное учреждение, мы абсолютно не зависим от штрафных поступлений. Мы выполняем госзадание, и основная цель нашей деятельности не сбор денег в виде штрафов, а обеспечение безопасности дорожного движения.

— И тем не менее сколько денег поступило в виде штрафов за нарушение ПДД?

— В основном 500-рублевые штрафы, нарушители выплачивают 250 рублей. Умножьте на количество зафиксированных нарушений и получите примерную сумму. Конечно, есть штраф и в 30 тысяч за пьянку, но 90 процентов нарушений фиксируют комплексы ФВФ.

Почему-то многие говорят: «Штрафами пополняют кошелек…» Но если человек не нарушил, он не платит!

«Показатель «социальный риск» — это количество погибших на 100 тысяч населения, базовым является значение 2017 года и составляет 10,94. В 2021 году республике ставилась задача снизить его до 8,58, и мы выполнили задачу, показатель составил 8,05. К 2024 году показатель социального риска не должен превысить 7,07» «Показатель «социальный риск» — это количество погибших на 100 тысяч населения, базовым является значение 2017 года, которое составляет 10,94. В 2021-м республике ставилась задача снизить его до 8,58, и мы выполнили задачу, показатель составил 8,05. К 2024 году показатель социального риска не должен превысить 7,07» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Если не ошибаюсь, по количеству погибших на 100 тысяч населения у нас к 2024 году показатель должен быть 3,14. А сегодня какой показатель? Как считаете, сможем ли мы этого показателя достичь при нынешней динамике аварийности? Два года всего осталось…» (Анвар Самигуллин)

— Читатель путает показатели «социальный риск» и «транспортный риск». Показатель «социальный риск» — это количество погибших на 100 тысяч населения, базовым является значение 2017 года, которое составляет 10,94. В 2021-м республике ставилась задача снизить его до 8,58, и мы выполнили задачу, показатель составил 8,05. К 2024 году показатель социального риска не должен превысить 7,07. По итогам 7 месяцев 2022 года цифра составила 4,04. Данный показатель в соответствии с решением президиума совета при президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 23 декабря 2021 года №12) определен в качестве дополнительного показателя федерального проекта «Безопасность дорожного движения».

Основным же показателем национального проекта «Безопасные качественные дороги» определен транспортный риск (количество погибших в ДТП на 10 тысяч транспортных средств), именно он составляет значение 3,14 (значение 2017 года). В этом году мы должны остаться в рамках значений не выше 2,34, а в 2024-м — 2,05.

— А сегодня какой у нас показатель транспортного риска?

— Есть проблема. Дело в том, что с 2006 по 2012 год за счет внедрения камер ФВФ показатель смертности от ДТП у нас сильно снизился по сравнению с другими регионами. По итогам 2012 года, завершавшего первый этап ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения», в Татарстане был отмечен самый низкий среди регионов ПФО показатель тяжести последствий ДТП — 8,9 погибших на 100 пострадавших (в среднем по ПФО — 9,8). По итогам первого этапа ФЦП значительно снизилось число погибших в ДТП — с 882 человек в «базовом» 2004 году до 695 в 2012-м. Транспортный риск снизился с 12,4 до 6,3; социальный — с 23,4 до 17,1.

Мы были лидерами. Поэтому у нас стартовая цифра очень низкая. И новые плановые показатели для Татарстана сильно занижены — сказался эффект низкой базы. Кто хорошо работал, тот должен еще лучше работать… По России значение 2022 года по социальному риску должно быть не выше 9,59; по транспортному — 2,42. А для нас плановый показатель транспортного риска — 2,34. Сложно достичь, но надо искать резервы.

Я всегда говорю, что 250 рублей — это плата за проезд. А вот когда надо будет за превышение скорости заплатить 2,5 тысячи, количество аварий сразу снизится. На это мне отвечают: в других субъектах у людей таких денег нет, на еду не хватает. Как не хватает? Автомобиль есть, а на еду не хватает?

— Не нарушай — и платить не придется!

— В моем окружении есть люди, которые никогда не нарушают. Все вопросы — депутатам Госдумы. Надеемся, в новом Кодексе РФ об административных правонарушениях что-то изменится. Должна быть политическая воля, чтобы минимизировать потери на этом поле боя — наших дорогах!

Сегодня очень многое делается для комфортной езды, строятся дороги. Я не против новых дорог, но по ним нужно ездить нормально, а не летать. Соответственно, требуется какой-то инструмент, который тормозит летунов. И этим инструментом в свое время были приборы фотовидеофиксации. Сегодня приборы тоже работают, и мы ждем, когда нарушения начнут снижаться, а они из года в год растут. В этом году нарушений меньше, потому что приборов ФВФ меньше. Это же ненормально! Штраф 500 рублей уже никого не останавливает: быстренько заплатил 250 — и все. Поэтому и взыскиваемость сегодня высокая.

— «Отечественный автопром способен выпускать только автомобили без подушки безопасности и прочих наворотов. Как скажется это на аварийности и смертности на дорогах, как считаете?» (Мустафин Д.)

— Импортные машины все равно останутся: не западные, так азиатские будут, они не уступают по качеству. И свои автопроизводители спать не станут. А подушка безопасности не такой уж сложный компонент, который сложно реализовать. Просто раньше никто не хотел этим заниматься. А сегодня, думаю, этим уже занимаются. Если в рамках новой экономической политики бизнесу дадут возможность развиваться, уж подушки-то научатся делать. Хотя бы даже в гаражах.

«Выделенная фаза для движения пешеходов действительно повышает уровень безопасности — это и российская, и мировая статистика. Однако у этой инициативы есть и недостаток — снижение общей пропускной способности светофорного объекта» «Выделенная фаза для движения пешеходов действительно повышает уровень безопасности — это и российская, и мировая статистика. Однако у такой инициативы есть и недостаток — снижение общей пропускной способности светофорного объекта» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Инспекторы приборы ставили за кустами… И что такого? А пусть не нарушают!»

— «Слышали ли вы о проекте Stop City Racing? Как относитесь к подобным инициативам?» (Руслан)

— Это как «Народный инспектор». В свое время муссировалась тема, как узаконить «Народного инспектора». Мы даже хотели его сертифицировать. Я за то, чтобы такая форма существовала. Хотя бы уже потому, что численность сотрудников Госавтоинспекции все время сокращается. На начало 2012 года были 1 885 сотрудников, на начало 2022-го — 1 611. Первое сокращение — 500 человек сразу!

Рычаги воздействия должны иметься обязательно. Инспекторы приборы ставили за кустами… И что такого? А пусть не нарушают! Почему мы должны предупреждать, что прибор стоит, еще и знак вывесить? Наверное, федеральным властям виднее, но, я считаю, у нарушителя должно быть ощущение, что за каждым кустом стоит камера, что его могут сфотографировать. Тогда он не будет нарушать. Но когда водителя об этом предупреждают за несколько метров, то ему, конечно, удобно. У нас сегодня созданы комфортные условия для нарушителя, а не для нашего сотрудника и ГИБДД. Я никак не пойму — почему нарушителю приоритет? Мы, конечно, по правилам играем — знаки ставим. Но зачем?! Мы ведь бюджетные деньги тратим, чтобы предупредить нарушителя.

 «Есть идея по улучшению обстановки на перекрестках Казани, хотелось услышать ваше экспертное мнение. Настраиваем все светофоры перекрестка на режим работы, который запрещает движение всего автотранспорта во всех направлениях одномоментно, предоставляя зеленый свет всем пешеходам во всех направлениях. Тем самым минимизируем риск ДТП с участием пешеходов. (Зарипов Ильшат).

— Выделенная фаза для движения пешеходов действительно повышает уровень безопасности — это и российская, и мировая статистика. Однако у такой инициативы есть и недостаток — снижение общей пропускной способности светофорного объекта.

Около 40 процентов всех перекрестков Казани имеет систему учета транспортных потоков, и эти данные используются для разработки схем организации движения.

Организация дорожного движения — это непрекращающаяся работа по поиску оптимального варианта работы системы светофорного регулирования, и каждый дорожный участок изучается отдельно специалистами профильного учреждения. Активны и жители города — МКУ «АСУДД» получает множество комментариев и предложений по организации дорожного движения напрямую и через портал «Народный контроль».

— Планируете ли приобретать новые камеры? Какие вообще у вас сегодня приоритеты?

— Приоритет на сегодняшний день — замена старых камер, некоторым из них более 10 лет. Думаю, в этом году штук 60 заменим или установим на новые места на трассах. В основном они будут фиксировать скорость и левый поворот.

— То есть расширения функционала камер не произойдет?

— Нарушений и так много, мы не успеваем их обрабатывать!

— Новые камеры отечественного производства?

— Да.

— А какой бюджет заложен?

— Один комплекс стоит около 3 миллионов рублей. В течение этого года в республике будет установлено 57 комплексов на общую сумму 171 миллион рублей, в том числе 32 комплекса на 95 миллионов за счет федеральных средств, 25 комплексов на 76 миллионов за счет региональных средств.

— За разговор по телефону водителя штрафовать будут?

— В свое время отсутствие ремня безопасности мы фиксировали и штрафовали. А с телефоном сложнее — надо доказать, что он не ухо чесал. Но на самом деле эта проблема актуальна.

— Вы сказали о планах наказывать пешеходов за нарушения. На какой стадии эта задумка?

— Очень много пилотных решений, мы пробуем, но нельзя сказать, что этот вопрос сдвинулся с мертвой точки кардинальным образом. 

— С прошлого года перестали взимать штраф за превышение средней скорости. Как изменилась аварийность на участках, где замеряли?

— К сожалению, рваное движение опять вернулось: гонят-гонят, перед прибором тормозят, а потом опять гонят. Недавний пример: 20 августа в Алексеевском районе произошло смертельное ДТП, когда KIA на скорости 180 километров в час выехала на встречку и столкнулась с Daewoo, водитель которой скончался. Мы надеемся, что штраф за среднюю скорость вернут. Во всяком случае, это решение, которое не требует материальных затрат для Татарстана, потому что мы уже под эту норму дороги оснастили камерами и можно быстро восстановить соответствующий функционал. И главное здесь не штрафы получить, а безопасность обеспечить.

«На сегодняшний день в республике функционирует 13 автоматических и 17 передвижных пунктов весогабаритного контроля» «Сегодня в республике функционирует 13 автоматических и 17 передвижных пунктов весогабаритного контроля» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Весогабаритный контроль убивают. Видимо, будут строить и бесконечно ремонтировать дороги…»

 «Дорогу от ж/д станции «Свияжск» в сторону одноименного острова-града в районе населенного пункта Протопоповка Зеленодольского района буквально за два месяца превратили в месиво. Многотонные самосвалы с щебнем проезжают по этой дороге с перегрузом, поста весового контроля нет, дорожного контроля — тоже, результат — отличная асфальтированная дорога уничтожена большегрузами. По этой дороге на остров Свияжск везут детей на школьном автобусе, приезжают туристы и гости Татарстана. Кто ответит за испорченное дорожное покрытие? И когда его восстановят?» (Анна)

— В республике есть структура, которая может организовывать весогабаритные посты, — это ГБУ «Безопасность дорожного движения». Сегодня в республике функционирует 13 автоматических и 17 передвижных пунктов весогабаритного контроля.

Автоматические пункты установлены на дорогах регионального значения с наивысшей интенсивностью движения грузовых транспортных средств, а также на въездах в РТ из соседних регионов. За 7 месяцев 2022 года выявлено более 21 тысячи нарушений в области весогабаритного контроля, штрафы составляют от 100 тысяч до 500 тысяч рублей.

Передвижные пункты распределены по четырем территориальным управлениям ГБУ «БДД», охватывающим все муниципальные районы Татарстана. Выставляются они для дополнительного контроля на дорогах регионального значения.

Но дело упирается в вопрос: с кем работать? В 2014 году на президиуме Государственного совета РФ президент России дал поручение наделить субъекты страны полномочиями в области весогабаритного контроля. В связи с тем, что у Госавтоинспекции сил на это нет, все ее полномочия передаются Ространснадзору. Поручение давалось неоднократно, но получилось так, что с 1 января следующего года Госавтоинспекция вообще этим не будет заниматься, а у Ространснадзора штата нет. Вопрос наделения субъектов полномочиями весогабаритного контроля остался открытым.

Дороги сегодня строят активно, а вот как их сохранить для участников дорожного движения — это дилемма. Самыми первыми, кто разрушает дороги, оказываются сами же дорожники — своими огромными машинами.

В начале 2000-х на федеральном уровне не имелось четких правил игры по контролю дорог, и в Татарстане было создано ГБУ «БДД», система весогабаритного контроля работала. Сегодня мы еще где-то работаем, а что будет со следующего года, не знаем. Пока мы видим, что весогабаритный контроль убивают. Видимо, станут строить и бесконечно ремонтировать дороги…

На федеральных дорогах мы работать не можем, и там уже несколько лет нет весогабаритного контроля. На региональных дорогах наши весы есть, но Госавтоинспекция и Ространснадзор нас поддержать не могут, потому что людей нет. На местных дорогах вообще ничего нет. С муниципалитетами отрабатываем соответствующий вопрос на этот год, а что будет со следующего, непонятно. И выходит, что поручение президента РФ по наделению субъектов полномочиями весогабаритного контроля не реализовано.

— А где поручение застопорилось?

— Все говорят, что будет приниматься новый Кодекс РФ об административных правонарушениях и эту норму внесут в него. Но, когда его примут, вопрос. Мы, конечно, на месте не стоим, инициируем, письма президенту пишем, направляем в Москву. Но время покажет…

Когда критикуют дороги за колею, забывают, что в Казани все дороги построены по старым нормативам — под 6 тонн на ось. Сегодня грузовая машина даже без груза тяжелее. У «КАМАЗа», например, нагрузка на ось составляет 15 тонн. Конечно, колея появится! Дороги строят под одни стандарты, а автомобили выпускают под другие. Федеральные дороги прокладывают сегодня под 12 тонн на ось, но это, конечно, недешево.

«Когда критикуют дороги за колею, забывают, что в Казани все дороги построены по старым нормативам — под 6 тонн на ось. Сегодня грузовая машина даже без груза тяжелее. У КАМАЗа, например, нагрузка на ось 15 тонн. Конечно, колея будет!» «Когда критикуют дороги за колею, забывают, что в Казани все дороги построены по старым нормативам — под 6 тонн на ось. Сегодня грузовая машина даже без груза тяжелее. У «КАМАЗа», например, нагрузка на ось составляет 15 тонн. Конечно, колея появится!» Фото: «БИЗНЕС Online»

— В Казани ситуацию с колейностью изменить можно?

— Если все дороги так проложены, то перестроить очень сложно. Казань стоит на болотистой местности, поэтому без бетонной подложки соответствующий вопрос не решить. При этом в столице РТ нет весогабаритного контроля.

— Весной грузовики в город не пускают.

— Это как мертвому припарка.

 — Есть ли у вас рецепт, как избавиться от пробок в Казани?

— Исключить пробки невозможно. Развязки, построенные в 2013 году, частично вопрос решили, но мы говорили, что со временем проблема пробок вернется. Чтобы пересадить всех на общественный транспорт, нужна комфортная система, удобная логистика. Если я скажу, что только платный въезд в город решит проблему, скажут, что Минниханов опять о деньгах… А вообще эту проблему должен решать муниципалитет. 

— Ваше ведомство занимается профилактикой правонарушений на дорогах?

— Да, у нас 42 человека работают в отделе пропаганды. Они проводят мероприятия в детских садах, школах.

 «Почему не популяризируется с помощью социальной рекламы основное, на мой взгляд, правило безопасности правой руки (Гузель)

— У правила правой руки есть недостаток — снижается пропускная способность. Что касается социальной рекламы, то мы занимаемся этим.

— На что делается сегодня основной упор в пропаганде?

— Все направления осваиваем: у нас и видеоролики идут, и мероприятия проводим в детских учреждениях, парках. У нас и дорожная лаборатория есть на автобусе. Мы присутствуем везде, работу очень активно ведем.

— Как вам новый начальник ГИБДД МВД по РТ?

— Вникает. В мою бытность начальником ГИБДД он работал в Чистополе, а в 2014 году мы его назначили в Нурлат на руководящую должность. В 2016 году я ушел, и его путь продолжался уже без меня. В 2018 году его перевели в Нижнекамск, в 2020-м назначили командиром отдельного специализированного батальона дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД по РТ.

Окончание следует.

Минниханов Рифкат Нургалиевич родился 1 июня 1955 года в селе Новый Арыш Рыбно-Слободского района Татарской АССР. Окончил Казанское высшее военное инженерное училище, квалификация — военный инженер-электрик (1977). Доктор технических наук (2000), профессор (2004), член-корреспондент Академии наук РТ (2016).

1977–1978 — старший оператор отдельного ракетного дивизиона гвардейской бригады.

1978–1982 — начальник стартового отделения стартовой батареи отдельного ракетного дивизиона гвардейской бригады.

1982–1984 — старший помощник начальника специального отделения Казанского высшего военного командно-инженерного училища им. Чистякова.

1984–1986 — старший помощник начальника учебного отдела Казанского высшего военного командно-инженерного училища им. Чистякова.

1986–1989 — адъюнкт очной адъюнктуры Казанского высшего военного командно-инженерного училища им. Чистякова.

1989–1992 — преподаватель кафедры электроснабжения Казанского высшего военного командно-инженерного училища им. Чистякова.

1992–1993 — заместитель начальника отдела ГАИ МВД Республики Татарстан.

1993–1997 — заместитель начальника управления ГАИ МВД Республики Татарстан.

1997–1999 — начальник управления ГАИ МВД Республики Татарстан.

1999–2011 — начальник управления ГИБДД МВД по Республики Татарстан.

2011–2016 — начальник управления ГИБДД МВД по Республике Татарстан.

С 23 ноября 2016 года — директор ГБУ «Безопасность дорожного движения».

С 2020 года — председатель совета ассоциации содействия цифровому развитию Татарстана.