РЕФОРМА МВД НЕ УДАЛАСЬ

- Надо признать, что реформа МВД не удалась. Три осязаемых результата реформы – это сокращение штатов, повышение зарплаты и изменение формы одежды. И все. Хотя ожидалось, что полиция будет более тонко работать в сфере удовлетворения потребностей населения в услугах безопасности. Но настоящей реформы не произошло, полиция так и осталась больше карательным органом, нежели сервисным.

Я вообще считаю, что полиция – это сервисная организация. Полицейский, как и депутат, - слуга народа, который оказывает услуги населению в области защиты его законных прав и интересов от посягательства криминальных элементов, в области поддержания общественного порядка, работы с источниками повышенной опасности – автомобилями, оружием и так далее.

Когда ставилась задача реформы МВД, на мой взгляд, было допущено несколько ошибок. Например, сделали полицию только федеральной. Хотя во многих странах, где с правопорядком получше, существует и федеральная полиция, и муниципальная. Я сам ярый противник того, что Татарстан лишили возможности сформировать свою муниципальную полицию, которая была бы ближе к потребностям людей, живущих на этой территории, и работала бы с учетом особенностей региона, криминогенной ситуации в нем и возможностей финансирования... То есть я считаю, что все, что касается охраны общественного порядка, должно быть предметом ведения субъекта Федерации и даже муниципалитета. Абсолютно уверен, что мы опять вернемся к институту муниципальной полиции, признав, что допустили ошибку, отказавшись от нее. Думаю, что нужно избирать населением руководство муниципальной полиции. И она должна быть подотчетной населению – возможно, в лице депутатов или общественности.

Россия вполне может, отбросив политическую конъюнктуру, использовать, например, грузинский или прибалтийский опыт реформирования полиции. Там есть чему поучиться, и там уже видны результаты…

4-�льдус-Янышев.jpg
Ильдус Янышев: «Надо признать, что реформа МВД не удалась. Три осязаемых результата реформы – это сокращение штатов, повышение зарплаты и изменение формы одежды. И все…»

НО, КАК ВЫЯСНИЛОСЬ, НИЧЕГО НЕ ЗНАЕМ О РЕАЛЬНОЙ РАБОТЕ ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА

Еще была новация – создать общественные советы при органах внутренних дел. Но сам порядок формирования таких советов, как минимум, несовершенен. К примеру – общественный совет формирует сам же начальник или сам же министр. И, как правило, подбирает туда удобных людей, которые, в общем-то, и не заинтересованы в том, чтобы действительно контролировать полицию, выявлять недочеты, недостатки в ее деятельности. Если бы у нас в таких общественных советах были люди независимые, которые действительно осуществляли бы, в соответствии с той идеей, которая была заложена в этот инструмент, общественный контроль, тогда можно было бы на деле вести профилактику негативных явлений. А они есть не только в МВД Татарстана, они есть в целом по России. Поэтому еще раз повторю – это проблема не только МВД нашей республики и тем более не только Сафарова. Конечно, плюсы и минусы есть у всех руководителей. Но Сафаров - профессионал, он много полезного сделал для республики. Но он находится в том правовом поле, в рамках той системы, которую вряд ли может кардинально поменять…

Мы только что на рабочей группе комиссии по законности и правопорядку гордумы Казани рассматривали общественные советы при органах внутренних дел... Знаем, что такой совет создан при УВД, но, как выяснилось, ничего не знаем о его реальной работе. И депутатов туда ни разу не приглашали. Мы проанализировали состав членов совета и не нашли там ни одного правозащитника, присутствие которых предусмотрено федеральным законом о полиции. То есть ни одного представителя таких организаций, как «Агора», Казанский правозащитный центр… А ведь они уже много лет ведут проекты, связанные именно с предполагаемыми убийствами в отделах милиции, со многими другими нарушениями. Но эти проекты оставались, к сожалению, без соответствующей реакции со стороны полиции. И вот сейчас мы имеем то, что имеем, – ПО «Дальний».

Сегодня мы говорили на заседании своей рабочей группы о создании общественных советов при всех отделах полиции Казани, там, где непосредственно идет борьба с преступностью, контакт с населением. И не для красивой витрины…

Еще мы говорили о формировании таких советов на совершенно иных принципах, с задействованием ветеранов МВД, правозащитных организаций, адвокатов, и людей с активной жизненной позицией, неравнодушных, может быть, даже «неудобных». Обязательно надо задействовать депутатов, мы считаем, что каждый общественный совет и каждый отдел милиции должен курировать один из депутатов. Эти предложения рассмотрим на ближайшем заседании комиссии по законности и правопорядку и будем реализовывать.

Общественники-карабинеры-�талии.jpg
Итальянские общественники-карабинеры патрулируют в выходные дни площадь маленького городка

И ТУТ ВЕСЬ НАЛЕТ ЭКСТРЕМИЗМА, РАДИКАЛИЗМА СРАЗУ СОШЕЛ НА НЕТ

Считаю, что заинтересованный контроль таких общественных советов при отделах полиции наверняка снизит социальное напряжение между населением и органами власти. Эти люди, они вовсе не пытаются, как порой это хотят представить, внести смуту в деятельность правоохранительных органов, помешать им. Нет, они реально стремятся сделать работу полиции более прозрачной, повернуть ее лицом к гражданам. Участники таких советов могли бы, работая в правовом поле, анализировать, как обстоят дела с законностью в деятельности подразделений полиции, могли давать реальные предложения…

Это же прописная истина – когда мы общественных активистов не пускаем, пытаемся отодвинуть от реального контроля за той же полицией, - они радикализуются. А надо просто дать возможность этим людям выговорится, реально влиять на ситуацию, помогать госорганам. Я это хорошо увидел по работе нашей комиссии по борьбе с коррупцией в образовательных учреждениях. Мы тогда за один «круглый стол» посадили общественников вместе с работниками прокуратуры, педагогами, журналистами… И тут весь налет экстремизма, радикализма сразу сошел на нет, мы услышали конструктивные предложения…

Хотел бы напомнить и о том, что организованные, не разрозненные граждане, они сами становятся субъектами безопасности и правопорядка. Когда человек сам по себе, он инертен, а когда он входит в домовой комитет, в общество солдатских матерей, в общество собаководов и так далее – эти организации в той или иной форме начинают защищать свои интересы. Собаководы начинают защищать общество от вандального отношения к животным, солдатские матери выступают против дедовщины в армии и коррупции в военкоматах, экологи борются за сохранение природы… Такая развитая система институтов гражданского общества во всех сферах является очень серьезной основой снижения криминальности в стране.

В КИРГИЗИИ ЭТО ПРИВЕЛО К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ПЕРЕВОРОТУ

Еще одна важная сторона проблемы: трагические инциденты, подобные тому, что произошел в ПО «Дальний», сегодня не являются только правовыми – они политические. Потому что все мы знаем, что неправомерные действия правоохранительных органов, задержания, убийства, например, в Киргизии привели к государственному перевороту. Вообще действия полиции часто являются запалом к переворотам и массовым беспорядкам, а порой даже к смене государственных режимов. И казанское ЧП может быть использовано радикальными элементами для того, чтобы разжечь митинговые страсти, призвать к неповиновению, погромам… Поэтому очень важная задача – приблизить полицию к населению с тем, чтобы она понимала проблемы людей, проблемы территории, на которой работает, действовала в интересах граждан.

И здесь неуместны ссылки полиции на то, что она занимается какой-то секретной работой, что это закрытая организация. Вот сейчас в Казани началась установка на участках полиции видеокамер. Правда, если такая веб-камера будет установлена в комнате для допросов, то ведь у каждого сотрудника есть свой кабинет. Да что там кабинет – можно и в туалете допрашивать с помощью той же швабры, там же камер не будет. Поэтому установка видеокамер проблемы не решает. Хотя это все равно шаг вперед. По крайней мере, когда такие веб-камеры установят в дежурных частях, можно будет в режиме онлайн видеть, как работает конкретный дежурный на приеме населения. И это будет дисциплинировать полицейских. Но в целом проблему не решит.

polica.jpg
Вот такой, полностью прозрачный, отдел полиции в Грузии

ИХ БОЯЛИСЬ И ВОРЫ В ЗАКОНЕ, И УЛИЧНАЯ ШПАНА

Если один важный инструмент – общественный контроль, но второй – кадровая политика. Сегодня произошла смена поколений, и Сафаров правильно сказал, что пришло вот это потерянное поколение 90-х годов. Эта молодежь, воспитанная на фильмах вроде «Улицы разбитых фонарей», где полицейские пьют и действуют, далеко выходя за рамки закона и профессиональной этики. И тем самым подают молодым пример полицейского лже-романтизма, так называемой блатной романтики.

Что здесь можно сделать? Есть целая армия ветеранов внутренних дел – это люди закаленные, воспитанные в духе социалистической законности. Что бы ни говорили, они – профессионалы, они раскрывали преступления, их боялись и воры в законе, и уличная шпана…

Их много – тех, кто попал под сокращение. Их потенциал остался неиспользованным. А его можно и нужно использовать! На молодых полицейских эти ветераны могли бы оказывать сдерживающее, профилактическое воздействие. Потому что у них опыт работы - не два года после юридического вуза, а 20-25 лет. И они бы не допустили такого ЧП, как в «Дальнем». И оказывали бы молодым серьезную помощь в раскрытии преступлений. Поэтому, считаю, общество просто обязано создать условия для использования потенциала ветеранов МВД. Им сегодня 45, 50, 55 лет – очень работоспособный возраст. И их – тысячи, тысячи! В МВД часто жалуются на нехватку персонала, на недостаток опыта сотрудников… Вот и надо задействовать опыт тот, который есть, найти средства и возможности использовать потенциал ветеранов МВД.

Тем более что сегодня кадровая политика – аховая… Когда я увидел, что в «Дальнем» парень в 25 лет стал зам. начальника уголовного розыска… Это же просто нонсенс! Не может такого быть. Даже чтобы стать опером, нужно как минимум три года, а чтобы руководителем – еще года три поработать…

Я был в Италии, сфотографировал общественников-карабинеров, которые патрулируют в выходные дни площадь маленького городка. Посмотрите на фото, какая у них форма. Это бывшие полицейские и просто активные граждане, которые добровольно помогают своим городам поддерживать порядок. Почему бы не использовать этот опыт у нас в стране?

Кроме того, считаю, что, по примеру таких городов как Томск, Кемерово и других, во всех городах должны быть вице мэры и вице губернаторы по ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. Они бы координировали бы всю работу по этой очень важной для общества сферы…

А другие города могут обратить внимание на опыт Казани - у нас депутаты городской думы пошли по пути создания института комиссаров общественной безопасности при каждом опорном пункте полиции - как представителей населения, призванных обеспечивать взаимодействие граждан с правоохранительными органами, более тонко и более полно учитывать интересы населения в услугах общественной безопасности. Конечно, от идеи до реализации путь длинный, но первый шаг сделан.

ЧТО ЗАПЛАНИРУЕШЬ, ТО И ПОЖНЕШЬ

Очень важный тезис – полицейская статистика. У нас в полиции увлекаются статистикой преступлений и их раскрываемостью. Но тут надо понимать, что преступления еще и не все регистрируются – по официальным данным, только 40 процентов людей, столкнувшихся с правонарушениями, обращаются в полицию. При этом у нас в обществе почти не обращают внимания на административные правонарушения. Есть много фактов мелкого хулиганства, пьянства, грубости, порчи имущества… Это, по сути, тот самый бульон, на котором произрастает преступность.

В Сингапуре решили проблему преступности тем, что стали жестко пресекать любые – любые! – антиобщественные проявления. Даже на уровне брошенного на тротуар окурка… Только в таких условиях человек попадает в жесткую систему контроля, регулирования, где ему не позволяют ни сорить, ни ругаться… не нарушать правила дорожного движения… И он после этого начинает бережно относиться к закону.

А мы бьем по последствия - чтобы не было убийств, не было угонов. А угон начинается с того, что кто-то безнаказанно украл из гипер-маркета шоколадку… А убийство – с того, что кто-то не понес наказания за жестокое обращение со своим ребенком… Не получил человек общественного наказания за это – может стать преступником. Потому что так воспитывается правовой нигилизм, так человек привыкает, что можно нарушить закон безнаказанно…

То есть, когда мы говорим о борьбе с криминалом, надо решать и эти проблемы… Есть даже такой термин – террор закона, террор правопорядка, то есть жесткое реагирование на любое антиобщественное проявление.

ЧТО ЗАПЛАНИРУЕШЬ, ТО И ПОЖНЕШЬ

В законе о полиции есть положение о том, что основным индикатором является уровень доверия населения полиции, удовлетворенность граждан состоянием общественного порядка. Эти вещи должны замерять независимые институты по единой методике. Для этого сейчас есть и огромные интернет-возможности.

А пока у нас планируется количество протоколов, которые надо составить полицейским за мелкое хулиганство, за пьянство, за нарушение правил дорожного движения. Да еще эти цифры сравниваются с АППП, есть в МВД такой термин, - аналогичным периодом прошлого периода. И отчетные цифры должны быть больше. Так, по сути, планируются правонарушения. А планировать надо идеальную картину, планировать надо общественный порядок, безопасность – а не правонарушения. Иначе, что запланируешь, то и пожнешь.

Сама эта система, она просто порочная. В ее оправдание приводится довод, что только таким образом сотрудников полиции можно заставить работать. Я считаю, это глубоко ошибочно. Надо налаживать другую систему, систему социального заказа. А общество формирует на разных территориях разный заказ. Допустим, на Дальнем Востоке одна из главных задач – сохранность лесов, там леса вырубают китайцы. У нас в республике особо вырубать нечего, но есть другая проблема – продажа суррогатного алкоголя. В Чечне алкоголем не торгуют… Так что запланированные цифры, они всегда оторваны от жизни…

Вообще, неважно какие цифры в отчетах, тем более, мы знаем, как они рисуются. Главный критерий, еще раз повторю, - довольны ли люди работой полиции. Если довольны – это лучший показатель того, что руководитель справляется с работой.

Я был очень рад, когда вчера увидел, что некоторые мои мысли, скажем, о вреде нынешней полицейской отчетности, оказались созвучными с мыслями руководства МВД России. Вчера на коллегии МВД России говорили о пересмотре «палочной системы». Это дает некоторые надежды…

сша.jpg

Эту фотографию Янышев сделал в США, наклейка на окне: "Мы поддерживаем нашу полицию"! Когда так будет в России?

ПОЧТИ В КАЖДОМ ИЗ НАС ТЕЧЕТ КРОВЬ МИЛИЦИОНЕРА…

Могу повторить слова министра МВД по РТ Асгата Сафарова, что казанское ЧП - «это дичайшее происшествие». Признаюсь, что я вообще сторонник смертной казни - за тяжкие преступления, за педофилию, например. Но еще раз хочу повторить, что происшествие в «Дальнем» не следует считать недоработкой только нашей татарстанской полиции. Выговор министру, не выговор, да хоть расстрел – это не решает проблемы. Как можно свести проблему правопорядка в городе, в республике, даже в стране к выговору первого лица МВД? Да это и просто по-человечески несправедливо - всю вину возложить на первое лицо, на руководителя, при том, что в структуре много других звеньев. Но у нас такой менталитет, россияне вполне могут за обрыв проводов в глухой сибирской деревушке сразу потребовать отставку министра энергетики…

И хотя сегодня внимание прессы сфокусировано на ОП «Дальний», но подобное, к сожалению, может произойти в любом отделе милиции страны - в Москве, в Магадане, где угодно. Может, и происходит. Многие помнят громкое дело экс-майора Евсюкова, которого мосгорсуд признал виновным в убийстве двух человек и покушении на жизнь еще 22. Сколько таких евсюковых по всей стране? Так что это не государственный подход - свести все к одному отделу полиции. Случившееся в Казани - только повод задуматься и принимать решения по реальной реформе не только МВД, а всей правоохранительной системы.

Еще одно замечание. Я бы уверенно сказал, что народ и полиция у нас едины - уже потому, что огромная часть татарстанцев (в Казани, по моим наблюдениям, примерно каждый 20 житель) - это бывшие сотрудники милиции, люди, которые прошли эту школу. Образно выражаясь, почти в каждом из нас течет кровь милиционера…

Я искренне хочу вернуть землякам, жителям родного города уважение к сотрудникам полиции. Хочу добиться, чтобы именно добропорядочные граждане стали союзниками полицейских, а не их противниками, и не равнодушными, не нейтральными к очень важной деятельности нашей полиции. Нам всем надо налаживать мосты взаимодействия, добиваться общими усилиями, чтобы сотрудник полиции воспринимался, как наш защитник, как добрый Анискин…

Сегодня исполняется 75 лет ОБХСС. В этот праздник хотел бы от души поздравить всех своих коллег и пожелать успешного преодоления имиджевого кризиса.

Ильдус Янышев
Фото автора