ТАТАРСТАН В 2016 ГОДУ

Формулировка цели деятельности координационного совета звучит несколько размыто. Если коротко, новый орган должен заниматься комплексным развитием межрегионального сотрудничества в промышленной сфере, модернизацией и инновационным развитием промышленности, повышением инвестиционной привлекательности регионов и т.д., и т.п. Нынешнее заседание вроде как было посвящено вопросам «развития механизмов комплексной поддержки экспорта высокотехнологичной продукции». Но об экспорте в чистом виде, да еще и высокотехнологичной продукции (где она?) в итоге говорили мало, здраво выбрав для обсуждения более приземленные вопросы.

Открывая собрание, президент РТ Рустам Минниханов отметил, что большая честь проводить первое заседание совета в Казани на базе одного из старейших промышленных предприятий. Упомянув внедрение новых технологий управления производством, он подчеркнул, что КАМАЗ («Гордость Татарстана!») за пять лет, затратив 114 млн. рублей, получил экономический эффект в 16 миллиардов. Продолжая мысль Минниханова, Денис Мантуров напомнил о вступлении в «эру ВТО», к которой надо быть готовым – всем вместе выработать меры господдержки, которые обеспечат конкурентоспособность российской продукции.

Далее прошла презентация Государственного специализированного российского экспортно-импортного банка - его представил председатель правления Николай Гаврилов. А сын бывшего премьера правительства РФ, а ныне директора службы внешней разведки Михаила Фрадкова Петр Фрадков рассказал о возглавляемом им страховом экспортном агентстве.

Затем с победными реляциями выступил министр промышленности и торговли РТ Равиль Зарипов, рассказавший, как управленческими инструментами поддерживается реальный сектор экономики РТ. По его словам, к 2016 году РТ ждут: увеличение объемов промышленного производства - до 2 трлн. рублей (в 2011 году - 1 трлн. 200 млрд.); почти двукратный рост производительности труда; увеличение доли инновационной продукции - с 18% до 30%. В 2011 году рост объемов обрабатывающей отрасли составил 111%, машиностроения – 109%. Предприятиями РТ освоены такие инновационные разработки, как новое семейство авто "КАМАЗ", модернизированный вертолет Ми-17В-5, теплоход проекта А145. Внешнеторговый оборот РТ составил $26 млрд. (рост - 37%), экспорт в нем занимает $22 миллиарда. Всего на экспорт работают 70 республиканских предприятий. Коротко было сказано о проблеме производительности труда, которая значительно ниже, чем в развитых странах.

view_392852_291507.jpg
Координационный совет по промышленности был образован в октябре 2011 года для повышения инвестиционной привлекательности регионов РФ. Сейчас в совет входят 12 регионов, но в ближайшее время представительство субъектов будет расширено

С РЕКАМИ И ДОРОГАМИ - БЕДА

После еще пары докладов представителей регионов Мантуров предложил собранию высказываться. После паузы несколько разочарованно прозвучал его голос: «Как-то очень скромно. Либо вопросов нет, либо предложения отсутствуют». В повисшей тишине у кого-то зазвонил сотовый. Положение спас генеральный директор ОАО «ПОЗиС» Радик Хасанов. Его продвижение к трибуне прокомментировал Мантуров: «Так, субъекты не хотят, пошли активные предприятия».

Хасанов рассказал о проблемах экспорта с довольно неожиданной стороны. Гендиректор сообщил, что 15% холодильной техники производства «ПОЗиС» идет на экспорт. И все было бы здорово, но по итогам двух месяцев 2012 года экспорт упал на 30%. А все из-за непонятных реформ в области железнодорожных перевозок. «Вагонов нет, а если приходят, то некачественные, - пояснил Хасанов. - Второе – тарифы. Они искусственно увеличились на 20 - 25 процентов, причем без улучшения качества обслуживания. Этот вопрос не только у меня, но и у коллег здесь сидящих… Все увеличиваются экспортные автомобильные перевозки, а у нас на четыре-пять месяцев закрывают дорогу: снегом заметает – закрываем, снег начинает таять – закрываем, температура более 30 градусов – закрываем. А когда делать бизнес?».

Гендиректора «ПОЗиС» поддержал Минниханов, рассказавший о жалобах автоперевозчиков: «Абсурд, конечно! 3,5 тысячи грузовиков у наших автоперевозчиков. Они пришли и рассказывают такие вещи… А они живут на поставках. Очень серьезная тема, как и железные дороги. Потому что подвижной состав сейчас черт знает у кого. С кого спрашивать, не знаю! Автомобильный транспорт есть, но условия такие, что в Москву сгонять из Нижнекамска – миллион рублей. Бриллианты будешь возить, и то дорого!».

Минниханова, в свою очередь, поддержал Мантуров: «Надо правильное обращение в минтранс, РЖД подготовить». «Мы завтра все обоснуем, подготовим. Ваша поддержка нужна», - ковал железо, пока горячо, президент РТ. «Отдельно завтра на эту тему поговорим, - осторожно ответил глава минпромторга. - Обязательно учтем ваши предложения и со стороны министерства сделаем обращение в минтранс и РЖД».

С серьезной просьбой в поддержку татарстанского производителя выступил начальник управления промышленности и ресурсов аппарата главы администрации Волгоградской области Сергей Вачугов. Он рассказал, что Волгоград с удовольствием купил бы на Зеленодольском заводе им. Горького теплоходы проектов А45 и А145. Но при помощи каких механизмов это сделать? «А по реке не на чем ходить. Просьба – как-то повлиять», - завершил выступление Вачугов. После консультаций с коллегами по министерству Мантуров ответил: «Здесь надо занимать более активную позицию руководству предприятия, чтобы мы могли более активно принимать участие в его судьбе. Сформулируйте более конкретно свои предложения, согласуйте с руководством предприятия и направьте нам». Что ж, уже хоть какая-то надежда.

МИННИХАНОВ: «ЭТО ОТ МОЕЙ ДЕРЕВНИ – 35 КИЛОМЕТРОВ!»

Но самая интересная дискуссия развернулась под занавес мероприятия. Мантуров поинтересовался у начальника управления промышленности Кировской области Николая Меркушева, как продвигается создание технопарка. Меркушев ответил, что ведется активная работа с потенциальными инвесторами, и в этом году начнется реальное формирование парка.

- Кто якорный инвестор? Сколько квадратных метров? - живо заинтересовался вопросом Минниханов.

- Сегодня сказать однозначно, что есть такой инвестор, мы не можем, - ответил Меркушев.

- Если такого резидента не будет, технопарк не заработает, - продолжал Минниханов. - Просто я вам могу сказать, что у нас большой опыт технопарков, и всегда надо понимать, под какую задачу он действует… А почему на пустом месте делаете? Его надо создавать на базе заводов, которые не нашли себе применения. Вот "Химград" у нас, пожалуйста… Сколько у вас денег есть под эту задачу? 500 миллионов? Вы ничего не сделаете, разве что дорогу. У вас даже на тепло, энергетику денег не хватит. Просто деньги зароете. Сразу говорю – провально! Вы подумайте. Надо освободить какие-то площади, переоборудовать, - советовал Минниханов несколько оцепеневшему Меркушеву.

- Мы предлагали такой вариант, - попытался нарушить монолог главы РТ Мантуров, но Рустам Нургалеевич, явно волнуясь, продолжал.

- Мои слова вспомните! Это будет провальный проект! Мы это проходили, мы это пробовали...

- Хорошее напутствие, - улыбнулся Мантуров. - Теперь вы должны доказать, что вы в состоянии это сделать, - обратился он к представителю Кировской области.

- Не докажут никак! – уверенно заявил президент РТ. - Это от моей деревни 35 километров - знаю, что такое Вятские Поляны. Я поэтому и спросил: «Где он будет?». У вас денег не хватит. Любой технопарк должен иметь резидентов. Так просто ничего не получится. Туда надо денег минимум в три-четыре раза больше. 100 гектаров! Вы там забором только огородите!

- Задавая вопрос, я, конечно, не планировал, что будет такая дискуссия, - несколько озадаченно заметил Мантуров.

- Вятские Поляны – наши соседи, я из хороших побуждений, ни в коем случае не критика, - немного смягчился Минниханов.

- Вы учтите наработанный Татарстаном опыт, хотя вам принимать решение, - посоветовал кировчанину глава минпромторга.

- Лучше вещевой рынок там сделать – тоже хороший бизнес, - посоветовал Минниханов.

- Мы как раз из Москвы вещевые рынки выводим, - поддержал шутку Мантуров.

МИННИХАНОВ РЕКОМЕНДОВАЛ МАНТУРОВУ ПОПРОБОВАТЬ «ТАЙФУН»

А перед мероприятием участников форума провели по сборочному цеху ОАО «Казанский вертолетный завод», в бизнес-центре которого и проходило заседание. На площадке, где разрешили фото- и видеосъемку, стоял Ми-17В-5 американского заказа. Но об этой сделке в последнее время столько говорят, что вертолетами для афганской армии удивить уже трудно. Зато там, где съемка запрещена, можно было увидеть рядок «Ансатов» в разной степени готовности, новенький Ми-17В-5 с египетскими опознавательными знаками. А в самом углу цеха собирали третий опытный экземпляр надежды российского вертолетостроения – Ми-38. Возле него стояли два впервые изготовленных двигателя ТВ7-117В (напомним, на первых двух прототипах стоят двигатели Pratt&Whitney Canada).

Было что посмотреть и на организованной тут же выставке «специальной продукции» машиностроительных предприятий РТ. Мантурову с Миннихановым рассказали (и показали) о беспилотниках, фрегатах, боеприпасах, костюмах спецзащиты, легких самолетах, приборах «свой-чужой» и многом другом. С явным удовольствием президент «с размаху» поздоровался с генеральным директором ООО «Фирма «МВЕН» Виктором Ермоленко. «Очень талантливые ребята!» - отрекомендовал мвеновцев Мантурову Минниханов… А возле цеха выстроилась специальная автотехника. Среди всего выделялся новейший камазовский броневик «Тайфун» - массивно, грозно, но невероятно изящно. Мантуров уселся за руль, а Минниханов давал пояснения: «Очень легкое управление, мягкий ход, автоматическая коробка передач». Президент уже явно опробовал бронечудо… Несмотря на некоторую походность, выставка впечатляла – Татарстану явно есть чем гордиться. «Випы» слушали пояснения производителей, Мантуров время от времени что-то указывал помощникам.

«НАДЕЕМСЯ, ЧТО НАС ПРОСТО ИСПЫТЫВАЮТ НА ПРОЧНОСТЬ»

Корреспондент «БИЗНЕС Online» побеседовал с некоторыми участниками выставки.

Виктор Ермоленко – генеральный директор ООО «Фирма «МВЕН»:

- Ожидаем, что будет нормально идти работа с министерством промышленности. Они же, к сожалению, не знают, что мы есть. О малых предприятиях мало кто что знает… Представляем всю линейку сельхозсамолетов, четырехместный самолет «Мурена» и машину на 8 - 11 мест – самолет короткого взлета и посадки для местных воздушных линий «Экспедишн» (он - в стадии эскизного проекта). Сейчас идет работа по привлечению инвестиций в проект «Экспедишн». Привлечь инвесторов реально, и мы хотим с этим самолетом попасть в какую-нибудь ФЦП. Надо сказать, нам помогает и татарстанское министерство промышленности… «Мурена» - в стадии подготовки к серийному производству. Хотели в этом году взлететь на нем, но пока не знаю… В Казахстане дела идут хорошо. Сейчас в Казани идет подготовка пятнадцати казахстанских специалистов, здесь они самостоятельно сделали первый самолет – «Фермер-2».

Радик Хасанов – генеральный директор ОАО «ПОЗиС»:

- Производство холодильников в этом году увеличится на 5 - 8 процентов… Нет, с гособоронзаказом для "ПОЗиС" ситуация не меняется, и ничего не обещают. Я такой позиции не понимаю. Как может Россия без боеприпасов?! Тем более мы основной производитель и пиропатронов для систем катапультирования. Рогозин дал поручение – с учетом имеющихся мощностей обеспечить наше военное производство заказами на уровне технологического минимума. Сейчас это производство работает на 37 процентов, а нормально – не менее 50 процентов… Первый заместитель министра обороны говорит, что госзаказа не будет, но, думаю, Дмитрий Олегович Рогозин более реалистичен, потому что его поручение минпромторгу, минобороны и Ростехнологиям однозначно прошло… Если военного производства не будет, законсервируем его, а гражданское производство как развивали, так и будем развивать – сделали в него очень серьезные инвестиции… Обнадеживает то, что в прошлом году нам выделили на три года 3 миллиарда 200 миллионов рублей на модернизацию военного производства. Так что надеемся, что нас просто испытывают на прочность (на заседании Мантуров заявил, что сейчас готовится программа реформирования боеприпасной отрасли и проблемы "ПОЗиСа" будут учтены).

Вильдан Уваев – заместитель генерального директора ОАО «КазХимНИИ»:

- У нас мембранный материал появился. Вот, например, химически опасные вещества, они попадают на этот материал и разрушаются. Этот материал может быть использован даже элементарно для штор в медицинских учреждениях, для пошива гигиенического белья для работающих в опасных помещениях, для военных, естественно. Даже боевое отравляющее вещество, попадая на этот материал, разлагается. У других я таких разработок не встречал. Об этом материале знают Рогозин, Путин. Планируется, что в рамках одной из ФЦП будет обеспечено финансирование для разработки технологии серийного производства этого материала и дальнейшего его продвижения.

Виталий Волков – генеральный директор ОАО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро»:

- Участвуем в конкурсах по гражданской тематике. В основном это программа по развитию гражданского морского флота. Есть несколько конкурсов, в которых мы будем участвовать: по скоростному катамарану, например. По теме «Акваплан» пока продвижения нет, поскольку нет финансирования… «Ярослав Мудрый» показал себя в походе в Средиземное море великолепно – никаких претензий! Но, к сожалению, нет и продолжения этого проекта, хотя у нас были соответствующие предложения для ВМФ… Вокруг наших гражданских речных проектов ходят, облизываются судовладельцы, но конкретных заказчиков нет. Есть фирмы, которые хотят, смотрят, подписывают протоколы о намерениях, а потом начинают считать деньги… Что касается иностранных заказов, то вот этот патрульный корабль проекта 21635 был специально проработан под конкурс, который инозаказчик проводил. Пока ситуация с этим проектом непонятная.