«Учиться буду в СПбГУ, в Татарстане пока такого уровня не дают, преподавателей не хватает — они уезжают из региона», — рассказывает победительница международной математической олимпиады из Казани Галия Шарафетдинова. 17-летняя выпускница казанского лицея №131 показала максимальный результат на «чемпионате мира» по математике, завоевав золотую медаль. О девушках в математике, выборе вуза и победе со второй попытки Галия рассказала в интервью «БИЗНЕС Online».
Галия Шарафетдинова: «Ребята сначала побеждали в школьных олимпиадах, потом в районных, городских, республиканских, всероссийских. Я вошла в их число»
«Не вижу смысла списывать на олимпиадах: решения таких задач в интернете не найдешь»
— Галия, расскажи, пожалуйста, об олимпиаде в Осло. Что это за мероприятие, как оно проходило, как ты попала туда?
— Это международная олимпиада по математике. Проводится раз в год, на нее отбирается команда, которая представляет страну. Набор команды начинается за год до олимпиады, летом. На первом этапе выбирают 40 школьников со всей России, которые показали лучшие результаты на всероссийской олимпиаде школьников по математике. Эти ребята сначала побеждали в школьных олимпиадах, потом в районных, городских, республиканских, всероссийских. Я вошла в их число.
В течение всего года мы каждые два месяца ездили на учебно-тренировочные сборы, решали там олимпиадные задачи. Когда сборов не было, тренеры присылали нам задачи, мы решали их дистанционно. Ребята, которые показывали лучшие результаты по итогам сборов, проходили дальше. Так, к концу мая этого года из 40 человек остались 15 претендентов на место в сборной, я в их числе. Мы написали итоговую олимпиаду, и по сумме баллов всех олимпиад из 15 выбрали команду — 6 человек, показавших наилучшие результаты. Отбор в сборную настроен на тех, кто не просто один раз написал важную олимпиаду, а на тех, кто умеет показывать стабильно высокие результаты в течение года.
Потом с командой целый месяц проводятся тренировочные сборы: мы занимались с преподавателями, снова писали тренировочные олимпиады. Кроме технической подготовки в виде решения задач, у нас всегда была возможность пообщаться с психологом, всегда могли посоветоваться, как лучше справляться с волнением, стрессом.
— Олимпиада в Осло проводилась онлайн. Как ты оцениваешь такой формат?
— Олимпиаду мы писали в Санкт-Петербурге, на базе университета имени Герцена. С одной стороны, хотелось съездить в Норвегию, посмотреть новый город. Но, с другой стороны, мы писали олимпиаду в знакомых условиях, не было долгих, тяжелых перелетов. Проходила олимпиада в два дня, каждый день нам задавали три задачи, на решение отводится 4,5 часа. Задачи бывают по четырем темам: геометрия на плоскости, комбинаторика (задачи про множества, раскраски шахматной доски, про оптимальные стратегии в играх), алгебра и теория чисел.
Большая часть задач — это сформулированное определение, которое надо доказать. И, как правило, в самых сложных задачах трудность не в вычислениях, а в том, что надо додуматься до этого доказательства. Но в этом году первые две задачи в оба дня верно решило очень много участников, итоговые баллы выше, чем те, что были в прошлом году, например. У нас в команде было два участника, которым одного балла не хватило до «золота».
Международная математическая олимпиада (ММО) — ежегодная олимпиада для школьников, своеобразный чемпионат мира по математике. Первая ММО была проведена в 1959 году в Румынии. В 2017 году число стран-участниц достигло 111. С 1959 по 2021 год в ММО было зарегистрировано 136 стран. Официально ММО — личное первенство. Участники должны быть не старше 20 лет и учиться на получение аттестата зрелости или его эквивалента. Участникам предлагается решить 6 задач, каждая из которых оценивается в 7 баллов, так что возможный максимум — 42 балла.
— В этом году были простые задачи?
— Проще, чем в среднем, скажем так. Хотя всегда сложно составить вариант, который окажется не слишком сложным и не слишком простым. А вообще, когда мы ехали на эту олимпиаду, я сама от себя ожидала любого результата, от 4 до 6 задач. Тут еще и от удачи многое зависит, будут ли задачи по тем темам, в которых ты наиболее уверен.
«Мы написали итоговую олимпиаду, и по сумме баллов всех олимпиад из 15 выбрали команду — 6 человек, показавших наилучшие результаты»
— Списать на таких олимпиадах реально? Тем более вы писали «среди своих»…
— Конкретно на этой олимпиаде за нами следили: в аудитории был наблюдатель из Кубы. Я так понимаю, он живет в России, так как говорил с нами на русском языке, но следил, чтобы все было честно. Стояли камеры. Я не вижу смысла списывать на таких олимпиадах: решения подобных задач просто в интернете не найдешь. Преподаватели тоже не подскажут: они видят задачи впервые вместе с нами, иногда решают их чуть быстрее, иногда чуть медленнее.
— Как тебя поздравили в стране, в республике?
— Тепло поздравили преподаватели, очень многие написали. И я благодарна всем, кто со мной занимался. Обычно за такие победы выплачивают премии, они зависят от номинала медалей: в прошлом году, насколько знаю, за золотую медаль платили миллион рублей, за «серебро» — 500 тысяч рублей, за «бронзу» — 250. Еще есть региональные премии, размер устанавливает сам регион, но размерами я не интересовалась. Со мной вообще пока никто не связывался по поводу выплат. Также должны быть медали, но есть проблемы с тем, чтобы привезти их в страну. В прошлом году проходила женская Европейская олимпиада, где наша команда взяла четыре золотые медали, но их не смогли привезти через таможню. Так что я до сих пор не получила медаль за победу в апреле, эти медали мы, скорее всего, тоже увидим нескоро.
— Кстати, о Европейской олимпиаде для девочек. Расскажи, пожалуйста, что это за олимпиада, чем она отличается от международной, кроме статуса? Много ли девочек в математике?
— Задачи там попроще, чем на международной, но в остальном проходят они примерно одинаково, формат один. Что касается девочек… Есть страны, где девочки не привлекаются к олимпиадному движению, да и у нас на летних сборах из 40 математиков было меньше 10 девочек. Конечно, количество девочек увеличивается с каждым годом, но нас все равно меньше.
— С чем это связано?
— Считается, что олимпиадная математика и в целом математика — прерогатива мужчин. Мне в последнее время часто задавали вопрос: «Как так получилось, что ты, девушка, показала такой результат?» Математика многих пугает сложностью, вычислениями. Но та математика, которой я занимаюсь, требует воображения, это творческий процесс.
«Совмещать со школой было сложно: из-за того, что я очень много ездила на сборы, пропустила приличное количество тем по многим предметам. Но с основными предметами на ЕГЭ у меня проблем не было»
«В 9-м классе поняла, что, если я хочу попасть на международную олимпиаду, одного кружка мало»
— Как давно ты в олимпиадном движении?
— На кружок по математике я попала в пятом классе, когда стала призером республиканской олимпиады. Изначально этот кружок был впихнут в мое расписание вместе с художественной школой, другими увлечениями. Мне тогда больше нравились иностранные языки, изобразительное искусство. Поначалу было тяжело, через некоторые темы я пробиралась со слезами, но опыт, упорство и поддержка со стороны родителей и преподавателей помогли. Я втянулась, начала ездить в математические лагеря, на турниры. Занималась так довольно долго, но в 9-м классе поняла, что, если я хочу попасть на международную олимпиаду, одного кружка мало. Тогда я начала заниматься самостоятельно, прорешивать олимпиадные задачи прошлых лет. Казанские кружки достаточно сильные, чтобы школьник мог взять всероссийскую олимпиаду, но до международной уровня подготовки пока не хватает.
— Ты шла к международной олимпиаде несколько лет?
— Да, я узнала о ней в 8-м классе, когда познакомилась с главным тренером Кириллом Андреевичем Суховым (главный тренер сборной России на международной олимпиаде школьников по математике — прим. ред.) и загорелась желанием туда попасть! Я поняла, что это мой способ показать себя. Получилось не с первой попытки: в прошлом году я прошла отбор на международную олимпиаду до январских сборов, но плохо себя чувствовала и не смогла пройти этот этап. Было обидно, потому что большая часть моих знакомых прошла в следующий тур, а я нет. Но этот опыт помог мне понять, что такие неудачи я могу переживать и развиваться дальше. Так и получилось.
— Как организована подготовка к олимпиадам? Как удается совмещать ее с учебой в школе?
— Если говорить о сборах, то в полноценный рабочий день у нас два занятия по четыре часа. Периодически бывают «полувыходные», когда у нас одно четырехчасовое занятие в день. Вне сборов было такое, что я самостоятельно прорешивала задания по 10–12 часов в день. Но так, конечно, долго заниматься невозможно. В последний год вне сборов мне редко хватало сил, чтобы решать задачи. Я обычно решала в период длительных выходных, праздников.
Совмещать со школой было сложно: из-за того, что я очень много ездила на сборы, пропустила приличное количество тем по многим предметам. Но с основными предметами на ЕГЭ у меня проблем не было. По математике у меня освобождение, а вот русский и физику я сдала на 94 и 85 баллов соответственно. Готовилась практически самостоятельно, за неделю до экзамена: в течение года получались пробелы, перерывы, сложно что-то запоминать по такому прерывистому принципу.
— Были мысли перейти в старших классах в специализированный лицей в Москве или Петербурге?
— Были, но в Казани мой кружок, друзья и преподаватели. И школа всегда шла навстречу, когда мне требовалось ехать на сборы, учителя всегда были доброжелательны и поддерживали. Поэтому доучилась я в родном лицее.
«Я хочу передать привет всей нашей команде! Вы все очень крутые!»
«То, что мы останемся в России, было понятно всем. Вопрос заключался только в вузе»
— Какие у тебя планы на оставшееся лето?
— Хочу поучаствовать в математической школе имени Виталия Арнольда, туда приезжают профессора из университетов России, читают лекции о довольно сложной математике, которую я не всегда понимаю. А в августе хочу поехать в математический лагерь стажером. Хочется и себе время уделить: люблю читать книги на иностранных языках, в основном на английском (им владею свободно) и французском. Люблю вышивать и вязать.
— С вузом ты уже определилась?
— Я выбирала между факультетом прикладной математики и информатики МФТИ и новым факультетом математики и компьютерных наук СПбГУ. Финальным фактором для меня стало то, что больше людей, которых я знаю, поступает в Петербург. Здесь больше знакомых мне преподавателей, знакомая среда. Так что учиться буду в СПбГУ.
— Казань не рассматривала?
— Нет: хотела поступать именно на математику, изучать ее на достаточном для меня уровне. В Татарстане пока такого уровня не дают, преподавателей не хватает. Даже когда появляются, они чаще всего скоро уезжают из региона.
— Как поступают в вузы олимпиадники? По приглашению?
— Меня не раздирали на кусочки, никуда практически не звали. Все спокойнее: наш тренерский состав общается на тему вузов, другие преподаватели приезжают и рассказывают об университетах. Например, Андрей Михайлович Райгородский (российский математик, автор более 200 научных статей, директор физтех-школы прикладной математики и информатики МФТИ — прим. ред.) очень часто приезжает, рассказывает об МФТИ и задачах, которыми он занимается.
Что касается зарубежных вузов: я общалась с российскими ребятами, которые окончили бакалавриат и магистратуру и ездили на стажировки в Швейцарию или США. И я думаю, что если будет возможность съездить в другую страну, чтобы обменяться опытом и знаниями, то я соглашусь, но менять гражданство или место жительства я не планирую. Вообще, для тех, кто хочет заниматься математикой, уезжать из страны не самый оптимальный вариант: программы разные, и то, что проходят, например, в США на первом курсе, мы можем изучить значительно раньше. Это будет просто неинтересно. То, что мы останемся в России, было всем понятно. Вопрос заключался только в вузе: каждый сам решает, куда ему удобнее переезжать, с кем он хочет поддерживать общение, к каким преподавателям хочется попасть.
— Планируешь продолжать олимпиадную деятельность в вузе, участвовать в студенческих олимпиадах?
— Пока нет, хотелось бы взять перерыв. Я устала. Олимпиады — это всегда стресс, на них уходит много времени и сил. Хочется перейти на более научную, реальную деятельность. Но в олимпиадном движении я планирую участвовать как преподаватель. У нас в Казани замечательная система городских математических кружков. Она развивается, всегда нужны руки, те, кто может прийти, послушать решения детей. Я планирую приходить и помогать. А через несколько лет, может быть, уже и свою группу возьму.
— То есть Казань не оставишь?
— Конечно нет. Сюда я планирую ездить в летние лагеря, когда у меня будут каникулы в университете. В Татарстан хочется возвращаться: тут моя семья, друзья, я испытываю теплые чувства к преподавателям, которые меня практически вырастили, без которых ничего бы не получилось. И без старта со стороны знающего человека попасть в олимпиадное движение довольно сложно. Мне хотелось бы, чтобы наши городские кружки продолжали развиваться, чтобы преподаватели продолжали ездить из других городов. Потому что у каждого ребенка должен быть шанс развиваться, найти себя.
— Ты уже думала, чем займешься после вуза?
— Хочется заниматься научной математикой, решать задачи, которые до меня никто не смог решить. Но я понимаю: нет никакой гарантии, что у меня это получится. Поэтому я начинаю себя морально готовить учиться решать задачи с пониманием того, что могу их и не решить. Вообще, мне хочется попробовать заниматься настоящей математикой, этому, наверное, будет сопутствовать преподавание в вузах, кружках, олимпиадной сборной. Если с этим не сложится, я хочу заниматься машинным обучением, нейронными сетями. Я прошла обучающий курс по машинному обучению, и в этом что-то есть, в исследовательской области тоже есть интересные задачи.
В этом году у меня абсолютный результат, но я понимаю, что отчасти это везение. Например, у нас есть два парня в команде, которые второй год ездят на эту олимпиаду, в этом году они тоже получили золотые медали, не с максимальным баллом, но они очень много работали, занимались и показывали отличные результаты весь год. Просто кто-то из нас сильнее в одних областях, кто-то — в других. И то, что так распределились баллы, совсем не значит, что кто-то слабее или сильнее. Значит, так сложились обстоятельства.
Я хочу передать привет всей нашей команде! Вы все очень крутые!
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 12
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.