Всю неделю российско-турецкие и российско-казахстанские отношения проходили испытание на прочность. В Турции якобы арестовали по требованию Украины, а потом отпустили сухогруз «Жибек жолы», который ходит под российским флагом. Не успевший разгореться конфликт быстро затух в том числе благодаря гибкости турецкой стороны. Впрочем, ничто не мешает повторению эксцессов. Казанский востоковед и постоянный автор «БИЗНЕС Online» Азат Ахунов рассказывает о клубке отношений между странами, формирующемся вокруг блокировки поставок украинского зерна на мировые рынки.
«Главный модератор «зернового» конфликта — официальная Анкара, которая выступает посредником между двумя сторонами и делает все, чтобы данный кризис разрешился как можно скорее»
Извилистые повороты «Шелкового пути»
Всю текущую неделю российско-турецкие (и не только) отношения проходили испытание на прочность. В Турции якобы арестовали, а потом отпустили российский сухогруз «Жибек жолы» (в переводе с казахского — «Шелковый путь» — прим. ред.). Не успевший разгореться конфликт быстро затух в том числе благодаря лояльности и гибкости турецкой стороны, которая не пошла на обострение ситуации.
В последнее время много говорится о заблокированном в украинских портах предназначенном на экспорт зерне, которое невозможно вывезти из-за проходящей военной специальной операции. ООН неоднократно заявляла об угрозе мирового продовольственного кризиса по причине дефицита злаков. Запад обвинил РФ в блокировании поставок украинского зерна на мировые рынки. Российская сторона полагает, что виноваты киевские власти, которые заминировали прилегающую водную акваторию, что не позволяет вывозить зерно судами.
Главный модератор «зернового» конфликта — официальная Анкара, которая выступает посредником между двумя сторонами и делает все, чтобы данный кризис разрешился как можно скорее. Как Украина, так и Россия — основные поставщики зерна в регионе. Главные потребители злаков — страны Ближнего и Среднего Востока, а также Африка, население которой уже испытывает множество проблем из-за недопоставок продовольствия.
После длительных, многократных переговоров лед наконец-то тронулся. Из бердянского морского порта вышел первый сухогруз с зерном. И, судя по всему, именно этот грузовой корабль стал источником международного скандала.
Все началось с сообщения агентства «Рейтер», в котором говорилось, что Украина попросила Турцию задержать и арестовать сухогруз под российским флагом «Жибек жолы», который, как утверждалось, «участвовал в незаконном экспорте украинского зерна» и направлялся в Турцию из Бердянска. По информации агентства, сотрудник украинского министерства иностранных дел, ссылаясь на данные морской информации, заявил о 4,5 тыс. т зерна на корабле. Кроме того, офис генпрокурора Украины направил 30 июня письмо в минюст Турции о судне с 7 тыс. т сельскохозяйственного груза, которое плывет в Карасу.
«Жибек жолы» — это грузовое судно, построенное в 2016 году и плавающее под флагом России. Его грузоподъемность составляет 7 146 тонн. Общая длина — 139,95 метра, а ширина — 16,7 метра»
«Игнорируя обращение украинской стороны, вечером 6 июля судно было отпущено…»
«Жибек жолы» — это грузовое судно, построенное в 2016 году и плавающее под флагом России. Его грузоподъемность составляет 7 146 тонн. Общая длина — 139,95 м, а ширина — 16,7 метра. Ранее казахстанская компания KTZ Express сообщила, что владелец судна «Жибек жолы» еще в октябре 2021-го заключил договор о фрахтовании судна без экипажа с российской компанией ООО «Грин-Лайн» сроком до 30 ноября 2022 года. Затем «Грин-Лайн», в свою очередь, заключил контракт на оказание услуг по перевозке зерна с Украины в Турцию с эстонской компанией Mangelbert OU, трейдером зерновых культур и масел. Представители эстонской компании стали утверждать, что зерно является украинским и перевозка осуществляется по согласованному гуманитарному коридору по просьбе украинской стороны. Позднее посол Украины в Турции Василий Боднар заявил, что сухогруз был задержан в порту Карасу, однако в МИД России опровергли эту информацию и сообщили, что судно проходит стандартные процедуры проверки.
Но, пока суть да дело, сухогруз, судя по всему, был разгружен и отпущен восвояси. Турецкое агентство Doğan сообщило, что доставленное в республику российским сухогрузом зерно после разгрузки в порту Карасу должны были перевезти на грузовиках в город Конья в центральной части Турции.
Украина вызвала в МИД посла Турции, сославшись на «неприемлемую ситуацию», после того как власти Турции «освободили» российское судно, которое, по словам Киева, перевозило зерно из порта Бердянска. «Игнорируя обращение украинской стороны, вечером 6 июля судно [„Жибек жолы“] было отпущено. Украинская сторона с глубоким разочарованием восприняла указанную информацию и обращается к турецкой стороне с настоятельной просьбой провести расследование данной ситуации и предоставить исчерпывающий ответ на запросы соответствующих органов власти Украины, а также всеми средствами предотвратить подобные случаи в будущем», — говорится в сообщении на сайте ведомства.
Власти Турции данную тему никак комментировали. Но один из советников президента страны Ильнур Чевик сказал, что власти Турции могут конфисковать зерно, находящееся на борту сухогруза «Жибек жолы», если будет доказано, что оно принадлежит Украине. Но, судя по всему, конфликт разрешился мирным путем.
Как уже отмечалось выше, Турция выступает модератором «зернового» конфликта. Для Анкары и лично для президента Реджепа Тайипа Эрдогана создание «зернового коридора» — это не столько экономический, сколько политический проект, особенно в свете предстоящих в будущем году президентских выборов. Все должно идти гладко, по намеченному плану. И скандалы тут не к чему. Достаточно соблюсти внешний политес.
«Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев заявил, что Казахстан не станет признавать независимость Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР) и мало того, он считает их квазигосударствами»
«Если друг оказался вдруг…»
История с «Жибек жолы» случилась как раз в тот момент, когда не только российско-турецкие, но и российско-казахстанские отношения проходят испытание на прочность. По сути, «Жибек жолы» стал маркером, который четко показал, куда движется Казахстан. Официальный Нур-Султан устами высокопоставленных чиновников неоднократно заявлял, что не будет поддерживать антироссийские санкции, но реальность такова, что нашему ближайшему соседу и союзнику приходится маневрировать и искать запасные аэродромы.
Не секрет, что «непонятки» между нашими странами начались, после того как на пленарном заседании прошедшего в середине июня Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев заявил, что Казахстан не станет признавать независимость Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР) и мало того, он считает их квазигосударствами. Но тогда же он дипломатично добавил, что не признает и другие подобные образования, будь то в Косове, Южной Осетии или Абхазии.
Но, как известно, «слово не воробей, вылетит — не поймаешь». Сразу же после этого у Казахстана начались проблемы с поставкой нефти на международные рынки. Конечная точка Каспийского трубопроводного консорциума, по трубам которого проходит 80% экспортируемой Казахстаном нефти, расположена в Новороссийске. Казахстан ежегодно поставляет через Россию в Европу 67 млн т нефти.
Кстати, экспортный сорт Urals Казахстан переименовал после введения санкций против России в KABCO, чтобы казахстанское сырье не подпадало под ограничения на европейском рынке. 20% экспортной нефти страна продает через порт Новороссийска, а поскольку через тот же порт и Россия продает свою попавшую под санкции нефть Urals, то казахская нефть рискует тоже попасть под санкции.
В итоге спустя два дня после выступления Токаева на ПМЭФ Россия приостановила отгрузку нефти из Казахстана. Официальная причина остановки экспорта — мины времен Второй мировой войны, которые внезапно обнаружили в акватории порта. После их обнаружения акваторию порта полностью закрыли. В результате Каспийский трубопроводный консорциум, поставляющий нефть из Казахстана на экспорт, не может ее отправить в Европу.
«Способы поставок казахстанской нефти на экспорт должны быть диверсифицированы»
Есть одно но. В Новороссийск поступает в том числе нефть с Тенгизского проекта, который на 50% принадлежит американской Chevron и еще на 25% — также американской компании Exxon Mobil. Сделка по разработке нефтяного месторождения Тенгиз американской компанией Chevron была заключена в 1990 году при личном участии президента СССР Михаила Горбачева и Нурсултана Назарбаева. Тогда считалось, что на тот момент у СССР не было финансовых, кадровых и иных возможностей, чтобы разрабатывать и запускать эти месторождения.
Еще 5% Тенгизского месторождения позже было продано «ЛукАрко» («Лукойл»). В итоге Казахстан сейчас владеет лишь 20% акций. И, по сути, эта нефть сегодня на 75% американская. Также и два других крупных нефтегазовых казахских месторождения в основном принадлежат американским и европейским компаниям.
В начале минувшей недели Приморский районный суд Новороссийска постановил приостановить работу морского терминала Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) на 30 суток для устранения экологических нарушений. Таким образом, Казахстан вместе со своими партнерами потерял доступ на мировой рынок.
После чего президент Казахстана сделал громкое заявление о том, что способы поставок казахстанской нефти на экспорт должны быть диверсифицированы, а приоритетным станет Транскаспийский маршрут. Транскаспийский международный транспортный маршрут начинается из Китая, а после Казахстана проходит через акваторию Каспийского моря и далее — в Азербайджан, Грузию и Турцию, откуда можно осуществлять поставки в страны Европы. Таким образом, нефть можно экспортировать в обход России.
Только-только удалось разрулить эту проблему, как возникла новая. Судно «Жибек жолы», на котором везли якобы украинское зерно из Бердянска, — казахстанское. Оно принадлежит «дочке» «Казахстанских железных дорог». С прошлого года зафрахтовано российской компанией «Грин-лайт». В Казахстане сразу же заявили о возможности расторжения договора аренды. Казахстан расторгнет договор аренды своего сухогруза «Жибек жолы», если выяснится, что его арендатор нарушил закон, заявил министр индустрии и инфраструктурного развития страны Каирбек Ускенбаев. Он подчеркнул, что за безопасность и все происходящее с судном должна отвечать сторона, которая взяла его в аренду.
И в самом деле эту историю могут подать так, как будто Нур-Султан негласно помогает российской стороне обходить санкции, предоставляя ей свои суда. Власти Казахстана абсолютно не заинтересованы в создании проблем для экономики своей страны и, судя по всему, будут и дальше дистанцироваться от «старшего брата», прокладывая новый «Шелковый путь» в обход Москвы.
P. S. «Мы постараемся добиться результата путем активизации наших переговоров [с Россией и Украиной] в течение недели или 10 дней», — сказал Эрдоган на совместной пресс-конференции с премьер-министром Италии Марио Драги, прошедшей в Анкаре в минувший вторник. Если слова президента сбудутся, то «зерновой коридор» заработает уже с 15 июля.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 3
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.