«Без изменения российского законодательства в ЖКХ невозможно решать задачи, которые ставят перед нами жители», — объясняет экс-руководитель комитета ЖКХ Казани Дмитрий Анисимов необходимость скорейших корректировок федерального законодательства. Покинув муниципальную службу, он создал центр стратегических инициатив в сфере ЖКХ. Новая структура уже включилась в законотворческую и экспертную работу, есть и первые результаты. Спектр инициатив широк: от управления жилым фондом и работы единых расчетных центров до лицензирования ТСЖ и ЖСК, а также доработка правовой базы программы капремонта. Подробности — в интервью «БИЗНЕС Online».
Дмитрий Анисимов: «Я почти всю свою сознательную жизнь так или иначе был связан со сферой ЖКХ. Прошел путь от шестеренки в большом механизме к часовщику, который его настраивает»
«Городские комитеты ЖКХ — это не только про уборку подъездов и дворов от мусора»: чем занимается Центр стратегических инициатив в ЖКХ?
— Дмитрий Владимирович, в феврале вы оставили должность руководителя комитета ЖКХ исполкома Казани и создали Центр стратегических инициатив в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Почему ушли с муниципальной службы и решили пойти в экспертно-аналитическую сферу?
— Наверное, эта мысль жила со мной довольно давно. Я почти всю свою сознательную жизнь так или иначе был связан со сферой ЖКХ. Прошел путь от шестеренки в большом механизме к часовщику, который его настраивает. Окончательно к этому подтолкнул отчет о работе комитета ЖКХ по итогам 2021 года перед руководством Казани. Тогда же я обозначил направления развития жилищно-коммунального хозяйства. В числе главных — совершенствование федерального законодательства, регулирующего отрасль. За три года работы председателем городского комитета ЖКХ понял, что без изменения российского законодательства невозможно решать задачи, которые ставят перед нами в первую очередь жители, руководители Татарстана и России.
Текущие крыши и трубы в домах были главными вызовами сферы ЖКХ в начале нулевых. Ответом стала программа капитального ремонта жилья, принятая на Госсовете России, заседание которого проводили в 2007 году как раз в Казани. Закрывая ключевые позиции, жители закономерно требуют большего. А ряд положений жилищного законодательства затормаживает этот процесс.
Дмитрий Анисимов родился в 1977 году в Казани. В 1999-м окончил Казанский финансово-экономический институт по специальности «бухгалтерский учет и аудит».
В сфере жилищно-коммунального хозяйства работает свыше 30 лет. В 14 лет начал с должности дворника ЖЭУ ПТЖХ Советского района Казани. Через два года перешел на должность охранника в той же структуре в одном из ЖЭУ. С 1999 по 2009 год Анисимов прошел длинный профессиональный путь, успев поработать на разных позициях: специалист фондового отдела, бухгалтер по налогам, заместитель главного бухгалтера, заместитель директора и директор подрядной организации.
Также работал заместителем директора ООО «Управляющая компания Райжилуправление Советского района», заммэра ГАУ РТ «Деревня Универсиады». В 2011–2014 годах руководил аппаратом администрации Советского района Казани. В 2014-м в должности гендиректора начал с нуля создавать единый расчетный центр Казани, объединив порядка 20 ЕРЦ.
С 2018 по 2022 год работал председателем комитета жилищно-коммунального хозяйства. С марта 2022-го — учредитель и директор ООО «Центр стратегических инициатив».
Поворотным стало федеральное совещание руководителей ресурсоснабжающих организаций, представителей профильных министерств и ведомств. Его проводили на площадке Совета Федерации в режиме видеоконференции. Получилось так, что из 90 участников только я представлял муниципалитеты. Обсуждали, как повысить эффективность жилищно-коммунального хозяйства, увеличить сборы за ЖКУ и другие вопросы. Звучали правильные вещи, но не говорили о том, что реально происходит «на земле», что надо менять. Я попросил слова и озвучил другие предложения, которые настолько ясно отразили обстановку, что следующий выступающий начал доклад так: «После Казани добавить нечего». Там же предложили срочно готовить законодательные инициативы, продвижением которых сегодня занят Центр стратегических инициатив совместно с органами муниципальной, республиканской власти и депутатами Госдумы от Татарстана.
— А что мешало двигать законодательные инициативы в должности председателя комитета ЖКХ?
— Комитет как орган исполнительной власти может дать свои предложения по корректировке законодательства, но правом законодательной инициативы не обладает. Но в своей деятельности часто упирается в то самое несовершенство действующего законодательства. Например, в рамках действующего правового поля председатель комитета не имеет права указывать частной управляющей компании, как работать. Рекомендовать — да, но остальное должны решать собственники. На деле же собственники склонны к тому, чтобы эти проблемы решали чиновники, справедливо считая, что за все, что происходит в городе, должно отвечать городское руководство. Доходило до смешного. Например, в начале пандемии коронавируса по «Открытой Казани» поступает жалоба: управляющая компания не убирает и не дезинфицирует подъезд. Начинаем разбираться, приглашаем управляющую компанию. В УК отвечают, что не оказывают в этом доме услугу уборки подъезда, так как жители от нее отказались. А Жилищный кодекс гласит, что управляющая компания действует только от имени, по поручению и за счет средств населения. Так почему УК должна оказывать услугу уборки, санитарного содержания подъезда, которая не заказана жителями и не оплачена ими?
Городские комитеты ЖКХ — это не только про уборку подъездов и дворов от мусора. Комитет ЖКХ — это про стратегическую политику города в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Это разработка схем теплоснабжения, участие в тарифной политике, согласование между собой программ капитального и текущего ремонта, корректировка местных нормативов, развитие городской инфраструктуры, законодательная работа. Составление планов работы минимум на 3–5 лет. В пределе комитет ЖКХ должен координировать и анализировать работу всех заинтересованных ведомств и создавать понятные и общие для всех правила игры. Фокус должен быть на этом, а не на рутине.
— Каким образом выстроена работа вашей организации?
— Центр стратегических инициатив формирует предложения и работает с органами муниципальной власти, жилищной инспекцией, министерством строительства и ЖКХ Татарстана и России. А также с управляющими организациями, представителями из других регионов на форумах и конференциях, депутатами Госдумы от Татарстана. Со всеми, кто заинтересован в изменении действующего законодательства, с теми, кому корректировки пойдут во благо. Это назрело, это нужно.
В основе предложений — трудности, с которыми ежедневно сталкиваются работники сферы жилищно-коммунального хозяйства и само население. Что внести профильному комитету парламента? Как и какие постановления, законы надо доработать? Для этого требуется кропотливая работа со всеми заинтересованными сторонами. Законодательные корректировки создадут регламент, позволят четко говорить и объяснять жителям, за что отвечает управляющая организация, из каких средств можно решить проблему. Пока этого нет.
«Сфера ЖКХ уйдет от сомнительных схем смены управляющих организаций, которые сопровождаются двойными счетами-фактурами по одним и тем же домам, судами»
Упорядочить работу единых расчетных центров: сделать прозрачными денежные потоки, вычистить с рынка недобросовестных игроков
— Над какими законодательными инициативами, предложениями сегодня работает центр?
— Блок предложений касается единых расчетных центров, которые начисляют и принимают оплату за услуги ЖКХ. Перечислю пункты, над которыми мы работаем в этом направлении. Что необходимо:
- Разработать нормативно-правовой документ со стандартами работы ЕРЦ. Сегодня расчетные центры де-факто работают только в гражданско-правовом поле, так как нет никакого постановления, нормативного документа, описывающего требования, которым он должен соответствовать. Каждый регион по-своему регулирует работу таких ООО. Надзорные органы выдвигают к этим компаниям разные требования. Например, за одно и то же действие в одном регионе могут наказать ЕРЦ, а в другом — это будет в порядке вещей.
- Установить требования к уставному капиталу единых расчетных центров. Например, ежегодный оборот казанского единого расчетного центра колебался от 13 миллиардов до 15 миллиардов рублей, которым управляет ООО с уставным капиталом в 10 тысяч рублей, занимаясь при этом какой-то дополнительной коммерческой деятельностью.
- Страховать средства плательщиков. В Татарстане в 2017 году «грохнулось» пять банков с деньгами жителей, которые там оплатили жилищно-коммунальные услуги, но до расчетного центра эти деньги так и не дошли.
- Определить критерии к банкам, с которыми ЕРЦ могут сотрудничать и заключать договорные отношения. Это должны быть проверенные и надежные кредитные организации.
- Обязать все управляющие компании проводить расчеты через ЕРЦ.
- Создать полностью автоматизированую информационную систему, которая объединит в себе всех участников, задействованных в финансовых операциях с деньгами за ЖКУ, где будут видны все платежи жителей и расходы управляющих организаций.
Все базы данных управляющих организаций должны содержаться в единых расчетных центрах. Сравню это с акционерными обществами, которые обязаны держать акции в депозитариях. Перечисленные критерии должны быть одинаковыми для всех ЕРЦ страны, вне зависимости от того, какое это учреждение — бюджетное или частное.
— И что в результате получит житель?
— Все это позволяет создать аналог казначейства по жилищно-коммунальным услугам и видеть полную картину начислений, задолженности, состояния отрасли по городам, регионам России. Это шаг к прозрачности денежных потоков.
Сфера ЖКХ уйдет от сомнительных схем смены управляющих организаций, которые сопровождаются двойными счетами-фактурами по одним и тем же домам, судами. Такие случаи сегодня не единичны в Казани и других городах России. Реформа позволит ЕРЦ требовать решения собрания собственников о смене управляющей компании, решения жилищной инспекции о внесении в реестр. Только в этом случае расчетный центр укажет в извещении нового поставщика услуги. Деньги жителей должны быть защищены при возникновении любой проблемы с управляющей компанией. Сегодня же мы защищаем средства по долевому строительству, почему же огромные суммы населения за ЖКУ бесконтрольны?
— В Татарстане вроде бы неплохо работает ЕРЦ под крылом «Татэнергосбыта»… Как вы оцениваете этот опыт?
— Да, там систематизированы данные, начиная от платежей и структуры задолженности управляющих организаций перед ресурсоснабжающими организациями и заканчивая структурой задолженности жителей перед управляющими компаниями. Система выстроена. Но часть управляющих организаций не работает с «Татэнергосбытом», так как не обязана и де-юро их заставить нельзя. Зато «укашки» исправно начисляют платежи, собирают деньги с жителей и не платят ресурсоснабжающим организациям. Так в Татарстане, других регионах России копятся миллиардные долги управляющих организаций перед ресурсоснабжающими организациями: УК регулярно собирают деньги с жителей, спокойно банкротятся, и брать с них в итоге нечего. Проблема долгов зачастую в этом, а не только в низкой платежной дисциплине собственников жилья.
— Такая ситуация наблюдается и в Казани?
— Столица Татарстана не исключение. У более 30 управляющих организаций Казани просроченный долг перед ресурсоснабжающими организациями достигает 36 месяцев. Представьте, что управляющая организация — ТСЖ, ЖСК — три года не платила ни одного взноса в ресурсоснабжающую организацию! Какая сумма могла успеть «накапать» за это время!
— А они платежи с людей исправно собирают?
— Конечно. Будучи председателем комитета ЖКХ исполкома, пытался разговаривать с руководителями таких ТСЖ, ЖСК. Безуспешно — люди не идут на контакт.
Законодательная донастройка ЕРЦ позволит не допустить воровства денег жителей управляющими организациями, потому что единый расчетный центр расщепляет и оплачивает каждую копейку по действующим постановлениям правительства России. В итоге это ощутимо исправит проблему роста задолженности за жилищно-коммунальные услуги в России, над чем бьются и регионы, и минстрой совместно с правительством России.
О лицензировании ТСЖ и ЖСК, привязке квартиры к одному лицевому счету и государственном способе управления жильем
— Помнится, вы говорили о лицензировании, квалификационных экзаменах для руководителей ТСЖ, ЖСК. В чем тут проблема?
— Поясню на примере. В Казани порядка 900 ТСЖ, ЖСК и 127 управляющих компаний. Но только руководители управляющих компаний сдают квалификационный экзамен на право управления жилым фондом. Остальные 900 руководителей никаких экзаменов не сдают. Беда в том, что и зачастую они даже не знают о правилах и нормах содержания жилого фонда, о том, что такое деньги капитального ремонта. Почему я, будучи председателем комитета, проводил для таких правовой ликбез? Это тоже не работа комитета ЖКХ, это вынужденная мера.
По этой инициативе уже наблюдается положительная динамика. При поддержке депутата Госдумы РФ Олега Морозова подготовлены поправки в законопроект, и буквально только что стало известно, что министерство строительства и ЖКХ РФ уже дало положительный отзыв и он принят в дальнейшую работу.
— Насколько это трудный экзамен? Вы сдавали?
— Экзамен принимает жилинспекция. Вопросы касаются жилищного законодательства, нормативной документации. Для инженеров — список вопросов по узкой технической тематике. Да, я тоже сдавал этот экзамен, и да, он довольно непростой даже с учетом моего опыта.
— Экзамен не единственная инициатива в сфере управления домами?
— Еще один момент касается сбора квартплаты, привязки каждой квартиры, собственника к уникальному лицевому счету. Только в Казани из 4 миллиардов рублей просроченной задолженности за ЖКУ 750 миллионов рублей приходится на неплатежи должников, которые продали квартиру и закрыли лицевые счета. По федеральному закону в проданной квартире при смене собственника открывается новый лицевой счет. А долги со старого обязана взыскивать управляющая компания.
— То есть старый уходит, а новый заявляет, что долги не мои, идите работайте?
— Да, поэтому привязка квартиры к одному лицевому счету заставит продавца погасить задолженность до сделки. Продать без погашения удастся только в случае, если новый собственник примет эти долги на себя — в этом суть предлагаемых поправок.
— Кроме УК, ТСЖ и ЖСК, часто предлагают и четвертый способ управления жилым фондом — государственный. Поддерживаете, продвигаете такую инициативу?
— Поддерживаю. Готовим бумаги и закидываем депутатов различных уровней, минстрой России письмами с обоснованием необходимости четвертого способа управления жилым фондом. Это долгоиграющая тема и требует трудоемкой законодательной работы. Но такой способ управления станет хорошим подспорьем в решении вопросов с жителями.
На встречах с жителями во время работы в комитете ЖКХ часто слышал: «Вы же власть, вы же должны контролировать это». И люди правы. Это действительно так, потому что ЖКХ — это социальное направление. Государство отвечает за здоровье, воспитание, образование граждан, но почему-то отдалилось от ЖКХ. Четвертый способ управления жилым фондом — для жителей, которые говорят: «Слушайте, ну не верим мы частникам — управляющим компаниям, ТСЖ! Пускай государство отвечает за дом, готовы разговаривать с государством». Если такие люди есть, то надо им предоставить такой способ управления.
— На ваш взгляд, какой способ эффективнее? Кто должен управлять жилым фондом глобально: это государство, частники, товарищества?
— Тут нет правильного ответа. В системе управления многоквартирными домами очень важен заказчик. Как вы понимаете, сегодня это общее собрание собственников, но законодатель не учел одного (а оно компетентно в этом вопросе): есть в доме собственники, имеющие профильное образование или опыт? Могут ли сегодня собственники грамотно, с учетом потребности такого сложного объекта, как многоквартирный дом, правильно сформировать перечень работ и услуг по его ремонту и содержанию, а главное, проверить расчеты управляющей компании, предлагающей размер платы за это ? В некоторых домах такие есть собственники, и мы знаем примеры эффективного управления домом благодаря тому, что председателем ТСЖ становится бывший грамотный управленец, но это скорее исключение из правил. Так вот, вводя четвертый способ управления, мы предлагаем собственникам передать функции заказчика государству.
«Жители сегодня — это не грамотный заказчик, у них нет специализированных знаний. Председатель ТСЖ или ЖСК тоже не знает, что нужно спрашивать, понимаете? А грамотный заказчик будет ставить задачи за жителей, за собственников»
Что тормозит закон «Об энергосбережении» в России, как верстать обещанную Путиным программу капремонта сетей и кто должен следить за износом домов
— Над какими предложениями сегодня еще работает центр?
— Отдельного внимания заслуживает федеральный закон «Об энергосбережении». Закон ввел в регионах единые правила от Калининграда до Владивостока. Но это некорректный подход. Например, коллеги из Норильска рассказывали: город отапливает «Норильскэнерго» — структура, которая поставляет электричество на «Норильский никель». Никель плавится электричеством, а освобожденное тепло пускают в трубы отопления города. В 2015–2016 годах город предложил компании за миллиард утеплить дома, поставить в подъездах пластиковые рамы, узлы погодного регулирования. Экономия же будет! Компания взяла время подумать. Вернулись со словами: «Да, миллиард — небольшие деньги, но вот смотри. Мы это дело утеплим, но тогда за 50 миллиардов придется построить охлаждающие установки в вечной мерзлоте. Иначе вернется горячая вода, а предприятию нужна холодная. Нельзя ли окна с подъездов домов вообще снять?» (Смеется.)
Центр стратегических инициатив, регионы настаивают на 3–4 вариантах энергосбережения. Отдайте этот вопрос на откуп регионам. Пусть Красноярский край выберет для Норильска подходящий вариант из четырех, юг — свой, а Татарстан — свой. Это должно быть прописано.
— Это касается только вопросов энергосбережения или проблематика шире?
— Конечно, шире. Сравню с действующими бюджетными правилами: есть дотационные регионы, есть регионы-доноры, есть «ноль-ноль», а есть такие регионы, как Москва. Не получается написать одинаковые правила для всех, иначе доходит до смешного. Так, может, делать сразу нормально?
— Изношенные сети городов тоже в зоне внимания центра стратегических инициатив?
— Это еще один пласт вопросов, решить которые позволит запуск программы капитального ремонта коммунальной инфраструктуры. Болезненная тема для всех муниципалитетов, не только для Казани. Пока в России действует программа ремонта сетей для городов с численностью до 500 тысяч человек, но поддержка нужна любому муниципалитету: и миллионнику, и выше миллионника. Это болезненная тема, которая касается повышения тарифов для жителей. В конце июня обнадежило заявление президента РФ Владимира Путина на Госсовете о создании программы капитального ремонта сетей.
— Какой должна быть эта программа?
— Верстать новую программу стоит по аналогии с капремонтом жилья — с долгосрочными и краткосрочными планами. Финансировать ее можно по-разному, например, как по №185-ФЗ — 45 процентов денег дает федеральный бюджет, остальные средства делятся между муниципалитетом и регионом, и только 5 процентов собирали жители. 5 процентов, понимаете? Отличие вижу только одно — деньги жителей в программе капремонта сетей заменяют средства ресурсоснабжающих организаций.
«Сетевая» программа позволит точно знать, когда и что будет сделано, а главное — за какие деньги. Например, программа капремонта жилья действует до 2043-го, и каждый житель видит и точно понимает, в каком году будет сделан капремонт в его доме и по каким видам работ.
— По поводу программы капремонта на 40 лет вперед. Госдума обсуждает законопроект, по которому хотят включить мониторинг технического состояния домов. Складывается впечатление, что в России за этим никто не следит!
— Это возвращает беседу к вопросу о четвертом способе государственного управления. Мне повезло, до 2005 года я успел поработать в системе, когда жилой фонд управлялся государством. Я работал в «Жилбытсервисе», у которого на каждый дом был перечень документов и с момента постройки велась амортизация каждой системы дома. Там точно знали, в какой момент дом выйдет на 100-процентную амортизацию, например, инженерных систем. В случае проведения ремонта шла переоценка жилья, и стоимость дома увеличивалась на сумму проведенного ремонта. Уже тогда, нажав кнопку, компьютер выдавал «портянку» выполненных и предстоящих работ. А у работающих сегодня управляющих компаний такая база не ведется.
Вариантов два: нужен или государственный мониторинг технического состояния домов, или прописанное в Жилищном кодексе требование, по которому управляющие компании заставят вести контроль конструктивных элементов дома. Сегодня это требование необязательное. Пока работа ограничена актами весенне-осеннего осмотра, в ходе которых проверяют плотность закрытия окон, дверей. А что с фундаментом, никто и не смотрит! Экспертизу делают только в случае острой необходимости.
— То есть до 2005 года мониторинг регулярно проводили?
— Да, жилищным фондом управляли государственные организации. Поэтому и нужен грамотный заказчик услуги. Жители сегодня — это не грамотный заказчик, у них нет специализированных знаний. Председатель ТСЖ или ЖСК тоже не знает, что нужно спрашивать, понимаете? А грамотный заказчик будет ставить задачи за жителей, за собственников. И спрашивать выполнение задачи. Информация будет как у жителей, так и в управляющих организациях. Нужна государственная информационная система, которую надо «нашпиговать» так, чтобы была понятна ситуация по каждому дому.
— Судя по тому, что вы говорите, все-таки выгоднее и эффективнее — госуправление жилым фондом?
— Повторюсь: выгоднее и эффективнее та структура, где будут квалифицированные кадры, которые будут решать задачи, детально прописанные в законодательстве.
В программе капремонта жилья еще остаются пробелы: от видов работ до обновления жилых объектов культурного наследия
— Программа капремонта жилья работает, но есть ли трудности? Нужны ли там корректировки?
— При поддержке Центра совместно с муниципалитетом и минстроем республики подготовлены предложения по увеличению перечня видов работ программы капитального ремонта инженерных сетей домов. Инициативу уже прорабатывает минстрой России. Сегодня Жилищный кодекс РФ позволяет проводить по ремонту только 6 видов работ с привлечением денег жителей. Но надо больше. Да, региональное законодательство Татарстана позволяет увеличивать перечень работ, но трудности из-за нестыковки с федеральным законодательством остаются.
— Какие это сложности, приведите пример?
— Приезжает аудитор Счетной палаты проверять фонд ЖКХ как заказчика капремонта и говорит: «Слушайте, вот система отопления. А ведь радиатор — это уже частная собственность и не входит в общедомовую систему, выходит за рамки утвержденных видов работ». Это как понимать? Проложить новые трубы и оставить собственнику старые забитые радиаторы? Тогда в чем суть капремонта?
Нет, ребята, радиаторы и трубы отопления — это общая система. Опять же, есть конвекторная система отопления, есть радиаторная система отопления. Нельзя конвектор поставить на радиаторную систему отопления, и нельзя радиатор поставить на конвекторную. Слышали в ответ: «Это внутренняя система, и пускай жилец сам решает». Нет, это не так. Конвекторная система отопления работает за счет большой скорости движения воды в трубе, а чугунный радиатор ее тормозит, понимаете? И малая температура. А радиаторная система функционирует за счет низкого давления внутри системы, но зато высокой температуры. Нельзя эти вещи менять местами.
— То есть, не зная таких деталей, собственник может сломать систему отопления дома?
— Конечно. Приведу пример. В доме сбалансированная конвекторная система отопления с узлом погодного регулирования, но жильцу вдруг стало прохладно. Собственник ставит чугунную батарею, которая начинает тормозить движение воды. И жильцы выше, если это нижний розлив, или жильцы ниже, если это верхний розлив, начинают мерзнуть в 2 раза сильнее. Чтобы решить эту проблему, сначала надо вычислить ее источник и попасть в нужную квартиру. А собственник может и не пустить.
— Будучи руководителем комитета, вы говорили и о проблеме ремонта домов – объектов культурного наследия.
— Да, это в числе вопросов, требующих законодательного регулирования с участием комитета по охране объектов культурного наследия. Дело в том, что проект сметной документации на объект культурного наследия зачастую стоит дороже, чем виды работ, которые там планируют провести. А к объекту культурного наследия имеет право подойти только подрядная организация со специальной лицензией. Цель — запустить отдельную программу капремонта жилых объектов культурного наследия с лицензированными организациями, утвержденными расценками, видами работ, на которые придут компании, которые разбираются в реставрации.
— На чьи плечи лягут расходы по капремонту таких домов?
— Это зависит от условия формирования программы, участия бюджета. Например, только проектно-сметная документация дома на Большой Красной, 29а, знаменитого «Миру — мир» на площади Свободы Казани, стоит 4 миллиона рублей. Мало этого, проект нужно утвердить, пройти список экспертов, которые должны подтвердить правильность предстоящих работ.
— А как же забота собственников о своем жилье?
— Правильный вопрос… Да, ребят, это ваш дом, вот и содержите его. Вы вообще представляете тариф, который должен быть для жителей, живущих в этих домах? Напомню, Жилищный кодекс 2005 года предполагал, что жители становятся собственниками жилого дома, но только после проведения полного капитального ремонта всего дома и передачи этого дома им в собственность в полной боевой готовности, то есть на 100 процентов отремонтированного. За 17 лет этого так и не произошло.
«В перспективе вижу методическую работу, проведение всероссийских семинаров с привлечением федеральных экспертов сферы ЖКХ. Потребность в этом есть, потому что надо обсуждать вопросы как действующего законодательства, так и предстоящих изменений»
Оценка сферы ЖКХ в Казани и РТ, иностранного опыта и другие планы Центра стратегических инициатив
— Как оцениваете действующую систему ЖКХ в Казани, Татарстане?
— Система ЖКХ живая — в Казани, Татарстане эта сфера реально работает. Я недавно ездил в Самару… Слушайте, так мы в Казани живем, как в Швейцарии — я вам серьезно говорю. Начиная от дорог и заканчивая логистикой, жилыми домами. В Татарстане много делается, и это видно. Город, республика делают максимально возможное в действующем правовом поле, теперь нужны корректировки законов. Поэтому давайте внесем законодательные изменения, дождемся принятия, и тогда будет вообще шикарно. Отмечу, что правительство премьер-министра России Михаила Мишустина оперативно откликается на изменения и предложения в сфере ЖКХ.
Самое главное — изменения в лучшую сторону ощутят жители. Для этого Центр на экспертном уровне и формирует законодательное поле для работы управляющей компании, чтобы затем горожане четко понимали, что и как должно быть, кто и за что отвечает, куда уходят деньги. В таком случае это будет наша общая победа. Но иллюзий я не питаю, потому что одинакового мнения у всех не будет — жители одного подъезда зачастую не могут договориться о том, где ставить лавочку.
— Структуры, подобные созданному вами экспертному центру, работают в других регионах? Есть что-то похожее?
— Экспертные организации в сфере ЖКХ работают в каждом регионе. Но вопрос не в наличии организации, а в грамотных специалистах. Когда я работал в комитете ЖКХ, ездил в Москву и встречался с руководителем управляющей организации, которая обслуживает 53 миллиона квадратных метров жилья в 19 регионах России. Для сравнения: в управлении крупнейшей управляющей компании Казани «Уютный дом» — 3 миллиона 200 тысяч. Как это возможно? Секрет прост — четкие стандарты управления. Это позволяет компании выстроить эффективную работу в разных регионах. И эта махина тоже выдвигает законодательные инициативы в регионах присутствия.
Недостатки сферы ЖКХ беспокоят всю страну, идет регулярный обмен мнениями. Мне уже как-то сказали: «Вы что, думаете, сдвинете эту гору?» Я не думаю, что сдвину эту гору. Но я та мышь, которая начинает ее грызть! Вот тут погрызу с одной стороны, коллега из другого региона присоединяется, депутаты в Москве. Так и начинаем грызть эту гору.
— А иностранный опыт изучали? Есть что оттуда взять?
— По моему мнению, нам тот опыт не подходит. Россия в сравнении с западными странами — социальное государство. Поверьте, за границей, где государство не отвечает за жилье, достаточно жесткие законы в отношении и собственников, там стать лицом без определенного места жительства за долги значительно проще, чем в России.
— Так, может, это и правильнее?
— Чтобы ужесточить законы в отношении собственников, нужно решить вопрос: а бремя, которое мы возложили на него, посильно ли ему? И это вопрос не о его платежах, а об ответственности и компетенции. Люди по-прежнему не осознают себя собственниками со всеми правами и обязанностями. На встречах с жителями часть жалуется на то, что нет обратной связи от управляющей компании. Часть жителей заявляют, что ответ УК на вопрос их не устраивает, поэтому компания плохая. Должен быть ответ, который нравится жителям. Поймите, ЖКХ — это еще и разговор жителя с управляющей организацией. Но подавляющая часть жителей говорят: «Вы же государство, вы же должны на них влиять». А Жилищный кодекс, напомню, не позволяет это делать — нужен как минимум упомянутый мною способ государственного управления.
— Помимо законотворческой работы, какие еще видите пункты работы центра?
— В перспективе вижу методическую работу, проведение всероссийских семинаров с привлечением федеральных экспертов сферы ЖКХ. Потребность в этом есть, потому что надо обсуждать вопросы как действующего законодательства, так и предстоящих изменений.
— Спасибо за интервью!
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 7
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.