НА НАС ПОЧЕМУ-ТО НЕ БЫЛО СРЕДСТВ

- Александр Яковлевич, на какие деньги будет реконструирован театр?

- Реконструкция Качаловского театра идет уже почти двадцать лет. На ее завершение выделены деньги по личному решению президента РТ Рустама Минниханова. Но это не грант, как у оперного театра или ГСО. Это вопрос не только экономический, но и политический. Наш театр – самый крупный русский драматический театр в регионе, он – один из старейших в России. Пока шла наша реконструкция, уже и оперный перестроили, и кукольный театр отстроили. И это, естественно, хорошо. Но у нас долгое время ничего не могло сдвинуться с мертвой точки.

- В чем причина долгостроя?

- Мы ждали целевые деньги на реконструкцию из России. Но на нас почему-то не было средств. Может быть, это происходило потому, что наша республика просила деньги еще много на что, и мы, возможно, были последними в списке. И когда дают на главное, уже не до второстепенного. Сейчас же Рустам Нургалиевич принял единственно правильное решение: строить и заканчивать реконструкцию.

РЕСПУБЛИКА СТРОИТ НА СВОИ ДЕНЬГИ

- Сейчас начались работы, они делаются на чьи деньги?

- На деньги республики. Пока выделено 100 миллионов. Эти деньги в виде сертификата были торжественно вручены на юбилейном вечере театра премьер-министром Ильдаром Халиковым. И последний этап реконструкции начался. Если что-то даст федеральный центр – хорошо. Если даже нет – убежден, что президент выполнит свое обещание, и реконструкция будет завершена.

Театру - 220 лет, и он заслужил, чтобы его достроили. А если возвращаться к гранту, такому, как получили наши коллеги, то думаю, два старейших драматических театра – Качаловский и Камаловский – безусловно, заслуживают серьезной финансовой поддержки. И я хочу просить о ней нашего президента. Тем более что с 1 мая наш театр будет лишен большой сцены, она закрывается на реконструкцию. И мы лишаемся возможности ежевечерне играть спектакли и зарабатывать, таким образом, деньги. Мы переедем на малую сцену, которая должна открыться, со всем своим скарбом и пока будем жить там.

- Как скоро вы намерены завершить реконструкцию?

- Думаю, через год-полтора.

НА ГАСТРОЛЯХ ДЕНЬГИ НЕ ЗАРАБОТАТЬ

- Сколько процентов в бюджет театра вы сами зарабатываете?

- Вот перед вами фотография, где я и Олег Табаков. И рукой Олега Павловича здесь написано: «С уважением к 43 процентам». Именно столько мы зарабатываем сами. Это хороший процент. Многие наши коллеги зарабатывают по десять – двадцать процентов. Как нам в связи с закрытием большой сцены эти деньги заработать? Будут гастроли, будем играть спектакли во дворцах культуры, на сценах оперного и Камаловского театров, если коллеги нам разрешат. Но это будут спектакли не для заработка, а для того, чтобы нас не забыл зритель.

- На гастролях нельзя заработать деньги?

- Деньги можно заработать только на стационаре, где ежедневно идут спектакли. Любой выезд сопряжен с расходами, которые никакие гастроли не восполнят – аренда зала, переезд, разгрузка-погрузка, проживание коллектива, суточные. Поэтому, конечно же, мы нуждаемся в финансовой поддержке, чтобы сохранить коллектив в это непростое для нас время.

- Проходя двором театра, я увидела огромный котлован. Что там происходит?

- Началась стройка. У нас увеличится полезная площадь, артисты получат нормальные, комфортабельные гримерные комнаты. Пока мы живем в жутких условиях. У нас за кулисами один туалет, у нас нет душевых, и артисты вынуждены иногда смывать грим дома. У нас плохо с отоплением, у нас отсутствует кондиционирование, мы работаем на энтузиазме, любви зрителей и хорошем отношении к нашему театру в городе. Зрители должны прийти и увидеть красивое фойе, они должны сидеть в удобных креслах, в зале не должно быть сквозняков. У нас же в зале пока нет даже люстр, мы их сняли, чтобы перекрытия выдержали. Сейчас мы выбрали красивые люстры и бра, мы хотим сделать красивый театр. За кулисами у нас устаревшее штанкетное оборудование, у нас двадцать лет на сцене нет круга, старые прожектора, нет столярного и слесарного цехов. У нас много технических проблем, но мы их решаем. После реконструкции наш театр станет удобным и для зрителей, и для актеров театральным комплексом.

- Насколько знаю, у вас еще есть проблемы с репетиционным залом.

- Мы построим уникальный репетиционный зал! Мы сможем в нем делать спектакли от начала до конца. Сейчас рабочим сцены очень трудно выдержать наш ритм – утром мы репетируем, потом приходится ставить декорации, потом ночью убирать их. В новом репетиционном зале мы сможем репетировать столько, сколько захотим. Это будет зал со светом и звуком.

ТЕАТР ЕДИНОЙ СРЕДЫ

- Малая сцена уже отстроена?

- Да, но мы не могли ее раньше открыть, потому что ее два года не могли сдать. Я уже спектакль для нее выпустил, но пришлось перенести его на большую сцену. Во время реконструкции мы будем осваивать малую сцену – готовить новые спектакли, мы будем ездить на фестивали – в марте едем в Марсель, в сентябре нас ждут на фестивале комедий в Ростове, в октябре едем в Израиль, завязывается сотрудничество с Германией.

- Что собой представляет малая сцена?

- Это так называемый «театр единой среды». Зрители могут сидеть вокруг актеров, они могут быть в середине, а актеры разместиться вокруг... Там возможны любые варианты. Возможно, какие-то спектакли с большой сцены мы сможем перенести туда.

- На какое количество зрителей рассчитана малая сцена?

- Как получится. Сто – сто пятьдесят, двести. Могут быть спектакли, где будет не более сорока зрителей.

НАШ СПОНСОР – ГОСУДАРСТВО

- А какие гастроли по стране в ближайшее время вы планируете?

- Мы собираемся в мае в Ульяновск, потом возможна Йошкар-Ола. Эти поездки нам нужны «для поддержания штанов». У нас до сих пор была самая большая зарплата среди бюджетных театров.

- Какая?

- Пятнадцать с лишним тысяч. Ну, капельку лучше, чем у остальных. Мы должны ее удержать.

- У театра есть спонсоры?

- Я верю в одного спонсора – государство. Как реалист, я верю в государство, которое понимает нужность культуры как инструмента формирования гражданского общества.

НЕБО В АЛМАЗАХ

- Новый сезон вы откроете уже на малой сцене. Чем?

- Возможны варианты, ситуация покажет. Мы, например, думаем о «Чуде святого Антония» Метерлинка. О «Последнем коммунисте» Валерия Залотухи. У нас есть, что делать. Сейчас началось самое трудное – ремонт в доме, когда надо вынести вещи, передвинуть шкафы… Когда начали рыть котлован, я ходил с больной головой, не знал, что будет. Но убрали кучу труб, кабелей. Забили сваи, уже есть фундамент, а это тридцать процентов стройки. Есть серьезный партнер – фирма «Ак Таш», я очень надеюсь на нее и на руководство республики. Теперь дело за стенами, перекрытиями, крышей.

- Что станет последней премьерой на старой сцене?

- Спектакль по пьесе Александра Копкова «Слон». Такое ощущение, что Копков написал пьесу не в тридцатые годы, а сегодня. Мы назвали спектакль «Золотой слон». Это миф, который засел в умах людей, считающих, что деньги могут решить все. Это принципиальная ошибка. Без духовной составляющей, без нравственного совершенствования никакой золотой слон не поможет. Наш спектакль закончится по-чеховски. Главный герой говорит жене, что они разведут пчел, будут работать. И, возможно, увидят чеховское «небо в алмазах».