ЗДРАВСТВУЙ, "БАШНЕФТЬ"!

Как рассказал газете «БИЗНЕС Online» коммерческий директор ООО "Автодорстрой" Алексей Пятницин, сейчас «Башнефть» разрабатывает новый бренд и фирменный стиль для автозаправок, определяет стандартные условия для договоров франчайзинга. «Поэтому количество АЗС, которое перейдет под вывеску «Башнефти», пока озвучить не можем.

Сама инициатива начать подобное сотрудничество возникла после публичного приглашения нефтяной компании к участию региональных сетей в программах джобберства и франчайзинга», - говорит Пятницин. Надо отметить, что «Автодорстрой» включает 51 АЗС в РТ и Самарской области, а также 16 АГЗС в Татарстане.

В самой компании «Башнефть» корреспонденту газеты «БИЗНЕС Online» сообщили, что пока не комментируют СМИ информацию по реализации соглашения. «Процесс ребрендинга находится в начальной стадии», - заявили в пресс-службе нефтяной компании.

В то же время участники рынка говорят, что "Башнефть" договора заключает только с компаниями, имеющими сеть, состоящую не менее чем из пяти эффективных АЗС. По словам собеседника «БИЗНЕС Online», джобберский договор предполагает, что размер фиксированной выплаты за пользование товарным знаком "Башнефть" составляет 150 тыс. рублей в год с одной АЗС, скидка в 10% полагается, если в сети больше 20 АЗС.

ИЗДЕРЖКИ УКРУПНЕНИЯ

Один из участников рынка на условиях анонимности рассказал, что джобберские и франчайзинговые соглашения активно практикуются на рынке нефтепродуктов. Однако здесь есть свои издержки:

«К примеру, «Татнефть» отказалась от джобберских соглашений. Поскольку нередко АЗС нарушали джобберские кондиции, играли ценой: где-то демпинговали, где-то задирали цену, могли продать под видом «Татнефти» некачественный товар. Все это ударяло по «Татнефти», - рассказывает собеседник. - Что касается системы франчайзинга, то она распространена у «Лукойла» (надо отметить, что несколько АЗС «Автодорстроя» перешли по вывеску «Лукойла» и до сих пор работают - ред.). Правда, после начала кампаний по борьбе за качество топлива, за последние год-два «Лукойл» поснимал половину своих вывесок с частных станций».

Также надо отметить, что франчайзинговую схему пытается развивать и «Татнефтепродукт», заключая соглашения с бывшими АЗС, работавшими под вывеской «Витязь» в Самарской области. Здесь татарстанцы пытаются жестко контролировать качество продаваемого топлива, которое бензовозами возится с казанской нефтебазы.

«Башнефть» является вертикально-интегрированной компанией, которая весной 2009 года перешла под контроль московской АФК «Система» Владимира Евтушенкова. Что интересно: после поглощения «Башнефти» в федеральных СМИ активно циркулировали слухи об интересе «Системы» к татарстанской «нефтянке» и даже озвучивалась готовность москвичей приобрести «Татнефть». Информация тогда не подтвердилась. Но, похоже, «Башнефть» нашла другую дорожку в Татарстан.

IMG_0797.jpg
"Автодорстрой" имеет 51 АЗС в Татарстане и Самарской области, а также 16 АГЗС в республике

Как известно, «Башнефть», помимо нефтедобычи, владеет тремя нефтеперерабатывающими заводами мощностью 24,07 млн. тонн в год («Уфанефтехим», Уфимский нефтеперерабатывающий завод и «Новойл»), которые изначально строились под поволжский кластер и в первую очередь под татарскую нефть. Долгое время уфимские НПЗ были основными поставщиками автотоплива для татарстанского рынка. Сейчас половину потребностей рынка закрывает ТАИФ-НК. Но на фоне планов запуска производства бензинов на ТАНЕКО и увеличения глубины переработки ТАИФовского НПЗ башкирские переработчики озабочены удержанием рынков соседних регионов, включая Татарстан. Аналитик «Инвесткафе» Виталий Михальчук говорит, что не случайно «Башнефть» озвучила свои планы увеличить свою розничную сеть с 444 до 1200 станций в Приволжском, Центральном, Уральском, Южном и Северо-Западном федеральных округах.

Другой собеседник газеты «БИЗНЕС Online» считает решение «Автодорстроя» вынужденным шагом и последствием федеральной политики. «Сейчас политика федеральных властей - на удушение средних трейдинговых розничных компаний. Идет укрупнение рынка из-за того, что так его легче контролировать. Но ручное регулирование всегда чревато перекосом рынка. В качестве примера я всегда привожу ЮКОС, который взамен кредита Красноярскому краю получил большую часть АЗС. В итоге рынок был монополизирован. Тогда 92-й бензин стоил 6 рублей, а ЮКОС поднял до 11 рублей, почти в два раза!», - рассказывает один из участников рынка.

ФРАНЧАЙЗИНГ - МИНИМУМ ЗАТРАТ НА РЫНОЧНЫЙ ЗАХВАТ

Ситуацию прокомментировали эксперты «БИЗНЕС Online».

Виталий Михальчук - аналитик "Инвесткафе":

- Общий объем розничного рынка нефтепродуктов Татарстана составляет около 800 АЗС, в объемах - 1,15 миллиона тонн бензина и 1,5 миллиона тонн дизельного топлива. На рынке наибольшую долю занимают «Татнефтепродукт» (167 АЗС, 21% рынка), «Татнефть» (153 АЗС, 19% рынка) и «Автодорстрой» (около 50 АЗС, 6% рынка).

Большинство франчайзи заключают контракты с крупными нефтяными компаниями на один-два года с правом продления сотрудничества по обоюдному соглашению сторон. В договоре устанавливаются стоимость франчайзинга и поквартальный график поставок топлива со стороны франчайзера.

«Татнефть», ТАИФ и «Татнефтепродукт» планируют расширять долю рынка на основе взаимного сотрудничества. С другой стороны, «Башнефть» планирует активно расширять свою розничную сеть с 444 до 1200 станций в Приволжском, Центральном, Уральском, Южном и Северо-Западном федеральных округах. Татарстан интересен «Башнефти» еще и потому, что территориально близок к принадлежащей ей уфимской группе нефтеперерабатывающих заводов.

Франчайзинг на рынке АЗС активно используется, поскольку он позволяет осваивать новые регионы при минимальных затратах. Первоначальные расходы берет на себя франчайзи, на них нефтяные компании перекладывают также издержки по содержанию АЗС.

IMG_0802.jpg
Сейчас половину потребностей автотоплива для татарстанского рынка закрывает ТАИФ-НК

Павел Строков - директор по стратегическому развитию ООО ИАЦ «Кортес» (Москва):

- «Башнефть» очень активно развивает собственно сбытовую сеть, в том числе и через такого рода программы (соглашение о сотрудничестве и подписание джобберского договора). У этой компании достаточно широкие планы по регионам, и то, что она открывает в Татарстане, - это несомненный плюс.

У нее достаточно большие возможности сейчас для того, чтобы выполнять эти программы. У компании хорошие мощности по нефтепереработке, которые дают качественный продукт. Несомненно, все ее партнеры будут получать хорошее конкурентное преимущество на региональных рынках.

«Башнефть» получает плюс по реализации продукта и по неким долям рыночного сегмента, а франчайзи получают гарантированный продукт по заранее оговоренным ценам, плюс к этому поддержку на региональном уровне.

2011 год показал, что бывают разные ситуации. И бывают ситуации, когда нет на рынке продукта. Эти компании уже имеют некое подтверждение, что на рынке будет продукт.

На рынке АЗС франчайзинг используется активно. В первую очередь он используется для выведения больших компаний на региональные рынки.

Ирек Сулейманов - президент ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения РТ:

- «Автодорстрой» – это серьезная сильная компания. Это уважаемая компания, мы работаем, давно знаем друг друга. Для потребителя и для рынка это огромный плюс, если компания будет вести себя порядочно на рынке. Мы только «за», чтобы люди что-то строили, вкладывали, чтобы условия соответствовали тем вложениям, которые делают бизнесмены, коммерческие структуры.

Об условиях заключения соглашения затрудняюсь сказать, так как компании это решают между собой. Отмечу, что приход новых игроков – «Башнефть», «Сибнефть» и т. п. – это только благо и для конечных потребителей, и для развития бизнеса в Татарстане.

Франчайзинг на рынке АЗС актуален, наверное, не так, как в Европе, но все же достаточно актуален, и с каждым годом все больше развивается, становится популярнее.

В Татарстане башкирский бензин реализуют порядка 40 - 50 процентов. Точно не меньше 40 процентов, потому что наш собственный завод бензина (имеется в виду ТАИФ-НК - ред.) обеспечивает наши потребности только на 50 процентов. Основной поставщик по республике – это, конечно, «Башнефть».

Справка

ОАО «АНК «Башнефть» — российская вертикально-интегрированная нефтяная компания. Контрольный пакет акций компании (61,29% голосов) по состоянию на февраль 2011 года принадлежал АФК «Система», еще 25% — компании «Система-инвест». До апреля 2009 года считалось, что контроль над компанией принадлежал структурам Урала Рахимова (сына Муртазы Рахимова - бывшего президента Республики Башкортостан).

Компания ведет добычу нефти на территории Башкортостана, Татарстана, Оренбургской области из месторождений Урало-Поволжской нефтегазоносной провинции (всего свыше 160 месторождений), большинство из которых находятся в фазе падающей добычи. Также компания добывает нефть на четырех лицензионных участках в Ханты-Мансийском автономном округе. На конец 2009 года доказанные запасы компании по категории 1P составляли 1,3 млрд. баррелей (177,4 млн. т) нефти, а с учетом вероятных и возможных — 2,1 млрд. баррелей (286,5 млн. т).

«Башнефти» принадлежат три НПЗ мощностью 24,07 млн. т в год («Уфанефтехим», Уфимский нефтеперерабатывающий завод и «Новойл»), а также нефтехимический комбинат «Уфаоргсинтез». Компания планирует развивать нефтепереработку, до 2016 года инвестиции в ее развитие, как ожидается, составят более 35 млрд. рублей.

За сбыт продукции компании ответственны собственные нефтебазы, расположенные на территории Республики Башкортостан, Удмуртии и Оренбургской области, 460 собственных АЗС (принадлежат дочерним ОАО «Башкирнефтепродукт», ООО «Башнефть-Удмуртия» и ОАО «Оренбургнефтепродукт») и более 160 сторонних АЗС, работающих на условиях франчайзинга и джобберских соглашений.

В 2010 году «Башнефть» добыла 14,1 млн. т нефти (в 2009 году — 12,2 млн. т) или 276 тыс. баррелей в сутки. Объем переработки нефти на заводах компании составил 21,2 млн. т (в 2009 году — 20,8 млн. т), глубина переработки — 86,3% (годом ранее — 83,4%). Выручка компании в 2010 году по МСФО составила $13,3 млрд. (в 2009 году — $6,8 млрд.), операционная прибыль — $2,3 млрд. ($618 млн.), чистая прибыль — $1,4 млрд. ($420 млн.).

ООО «Автодорстрой» - сеть АЗС и АГЗС, представленная в Татарстане и Самарской области. Собственник на 07.04.2011 - Рамиль Налимов (100%). По итогам 2010 года выручка - 5,5 млрд. рублей.