«Очень бы хотелось, чтобы вопрос бытовой исламофобии, которая распространена за пределами мусульманских регионов России, исчерпался после празднования 1100-летия [принятия ислама Волжской Булгарией]», — говорит глава ДУМ РТ, муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин. В ходе интернет-конференции «БИЗНЕС Online» он рассказал, как весь мир восхищается наследием татарской богословской школы и почему в комплиментарном для православных названии «Марьям» для Соборной мечети есть «рациональное зерно», но заслуживает внимания и вариант с ханом Улу-Мухаммедом — основателем Казани.
Камиль Самигуллин: «Человек может дать фидию нуждающемуся напрямую сам или же, если в его окружении нет бедных, передать в мечеть или благотворительный фонд, чтобы деньги адресовали малоимущим»
«Многотысячный ифтар — это естественное стремление людей быть вместе»
— Камиль хазрат, начну с вопроса читательницы Аиды: «В чем смысл многотысячного ифтара? Разве религия — это не личное дело каждого? Как вообще соотносятся показушность (нескромность) и вера в Аллаха?»
— Многотысячный ифтар — это не показушность, а естественное стремление людей быть вместе. Почему, например, никого не удивляет желание футбольных болельщиков собраться целым стадионом или любителей рок-музыки, которые встречаются на массовых концертах и фестивалях под открытом небом, а у нас, верующих людей, такого права не должно быть? Мы объединены одними помыслами, ценностями и идеалами, единоверцы хотят увидеть друг друга в благословенный месяц Рамазан. Пока республиканский ифтар остается единственным местом в Татарстане, где мусульмане со всей республики могут в таком широком составе собраться вместе.
— Когда ты встречаешься с единомышленниками, это укрепляет веру?
— Не только веру, тут же очень много социальных моментов. Здесь бизнесмены, чиновники и простые верующие в одном ряду вместе с президентом РТ совершают намаз и, образно говоря, за одним столом с ним едят угощения ифтара. То есть ифтар несет в себе огромный ресурс объединения широкого общества, мусульман.
— «Кто спонсирует ифтар?» (Ильхам Нуруллин) Бюджетные деньги есть там?
— Бюджетных денег абсолютно нет здесь, мероприятие проводится общими усилиями организаторов и благотворителей. И их помощь выражается не только в деньгах. Например, к кому-то мы обратились за мясом, в Буинском районе один бизнесмен сказал: «С меня будет вода». Но что касается организационных расходов, то это берут на себя соорганизаторы.
«Многотысячный ифтар — это не показушность, а естественное стремление людей быть вместе»
— Кто это?
— Сейчас это три стороны: комплекс «Туган авылым», дирекция стадиона «Ак Барс Арена» и духовное управление мусульман РТ. Ну и у каждого есть друзья, партнеры, которые тоже подключаются.
— А как «Ак Барс Арена» среди организаторов оказалась? Не на их же территории будет проходить.
— Раньше ифтар традиционно проводился на стадионе, так исторически сложилось. Мы уже 10 лет вместе его организуем и единомышленниками остались. Стадион имеет хорошую организационную команду.
— И во сколько обходится это мегамероприятие? Если одна порция стоит 600 рублей, то 10 тысяч — 6 миллионов.
— Не совсем так. Сложно подсчитать бюджет республиканского ифтара, потому что, например, некоторые благотворители помогают продуктами и волонтеры тоже бесплатно работают. Не всегда все оценивается только деньгами.
«Сложно подсчитать бюджет республиканского ифтара, потому что, например, некоторые благотворители помогают продуктами и волонтеры тоже бесплатно работают»
— «Почему установили норму для фидия-садаки? Раньше верующие давали столько, сколько могут. Ежедневно 300 рублей — это много для пенсионеров с низким доходом! Как нам быть?» (Розалия)
— Размер фидии со времен Пророка (мир ему и благословение) определяется стоимостью конкретного количества продуктов в той или иной местности. Здесь правило таково: фидия рассчитывается исходя из того, чтобы бедный человек мог поесть хотя бы 2 раза в день. И, понимая это, объективно нужно оценить 300 рублей — неужели это много? Цена держится много лет, стараются не повышать.
— А куда данные средства идут?
— В пользу бедных людей отдаются.
— В мечеть надо относить?
— Человек может дать фидию нуждающемуся напрямую сам или же, если в его окружении нет бедных, передать в мечеть или благотворительный фонд, чтобы деньги адресовали малоимущим.
«Казан басма» — это некий бренд татарского народа»
— «В программе празднования 1100-летия принятия ислама 71 мероприятие. Какие самые важные для верующих назвали бы вы?» (Даниил)
— К сожалению, политическая обстановка скорректировала возможности празднования этого торжества, поэтому мы сами и с поддержкой республики изыскиваем средства. Основные мероприятия пройдут в городе Болгар. Но мне кажется, что для Татарстана, безусловно, самой большой памятью о 1100-летии станет Соборная мечеть в Казани, потому что она важна не только для казанцев, это мечеть всей республики.
— А может, и российского масштаба событие.
— Конечно. Казань задает тон развитию ислама в стране, она признана северной столицей мусульманского мира, молодежной столицей организации исламского сотрудничества (ОИС). Это тоже историческое событие, подобное впервые, когда страна-наблюдатель получает такой статус. Такого еще не было, тем более в нынешнее сложное время для России. Это нужно ценить. В Казани проходят мероприятия международного уровня под эгидой группы стратегического видения «Россия — исламский мир». Фактически Казань — ворота РФ для мусульманских стран, ее лицо для исламского мира. Столица РТ — это еще и город первого печатного Корана в мусульманском мире. Поэтому считаю, что память о праздновании 1100-летия увековечит и обновленное издание Корана «Казан басма».
«Казан басма» — некий бренд татарского народа. Это первый печатный Коран, получивший богословское признание в мусульманском мире и изданный в соответствии со стандартом ар-Расм Усмани»
— О «Казан басме» расскажите подробнее.
— «Казан басма» — это некий бренд татарского народа. Это первый печатный Коран, получивший богословское признание в мусульманском мире и изданный в соответствии со стандартом ар-Расм Усмани. Он был издан в 1803 году в Казани и имел свой уникальный шрифт, благодаря которому распространился по всему миру.
— То есть первый печатный в мире Коран?
— В мусульманском мире! До этого Коран печатался в Европе и Петербурге. Питерский Коран, хотя для него шрифт и был подготовлен татарским муллой Усманом, не соответствовал ар-Расму Усмани, он не имел научной ценности, потому что в нем имелось много ошибок и несоответствий оригинальному тексту. И вот в 1803 году в Казани, которая на тот момент являлась очень важной и известной частью мусульманского мира, был издан Коран, получивший признание и широкое распространение среди мусульман. В других исламских странах Коран начинает активно печататься только через 100 лет. Затем, еще лет через 50, в Казани печатается первый Коран с 10 кираатами — на его полях представлены пометки по 10 видам чтения в соответствии с достоверным прочтением, как Пророк читал, относительно разных диалектов арабского языка.
Несколько лет назад ко мне приезжал один ученый из Египта, мы разговорились о стандарте ар-Расм Усмани, о традициях печатания Корана по кираатам. И он с полной уверенностью заявил, что первый Коран по 10 кираатам был напечатан в Сирии в 1905 году. Я говорю: «Подождите!» и показываю ему старое издание «Казан басмы». Он искренне удивился тогда: «Почему об этом никто не знает?!» Советские мусульмане были ведь оторваны от исламского мира, а сейчас мы это показываем и для некоторых подобное является открытием. Но есть зарубежные ученые, которые целые научные исследования посвящают теме «Казан басмы», в частности из Эрбиля большой ученый Ганим Каддури. Он написал книгу о казанском издании Корана.
Буквально недавно я еще одну книгу приобрел об истории печатания Корана и вижу, что в ней упоминается Казань и 1803 год. То есть сейчас мир начинает узнавать татарское богословское наследие. Я считаю, что это результат многолетних трудов ДУМ РТ.
«Буквально недавно я еще одну книгу приобрел об истории печатания Корана и вижу, что в ней упоминается Казань и 1803 год. То есть сейчас мир начинает узнавать татарское богословское наследие. Я считаю, что это результат многолетних трудов ДУМ РТ»
— А этот новый Коран, который вы собираетесь печатать, привнесет что-то свое?
— Он будет соответствовать мировым стандартам, современным тенденциям, потому что есть некоторые стандарты по составлению мусхафа. Например, как должна начинаться и заканчиваться страница, количество строчек, страниц и так далее. Это все соблюдено в обновленной «Казан басме». В принципе, будет похоже на то, что печатают в современной Турции, Саудовской Аравии и Пакистане.
— То есть он будет современным.
— Но не теряя старинного духа. Огромная работа проделана. Для этого мы воссоздали и разработали компьютерный шрифт на основе аутентичных типографских оттисков известного издания. Каждая буква была отсканирована, прорисована и вложена в шрифт. Мы долго не могли найти исполнителя для такой работы, данные вопросы и при Валиулле хазрате, и при Ильдусе хазрате поднимались. Мы нашли такого специалиста в Турции. Это преподаватель, декан университета Мармара Мухаммад Абай. Большой специалист, он и для других стран подготавливал различные шрифты, специализируется именно на арабском. Мы с ним поговорили, прислали ему отсканированное старое издание «Казан басмы», и он взялся за работу. Теперь в формате Word можно набирать тексты этим шрифтом. Мы его даже называем татарский национальный шрифт «Казан басма», потому что он идентичен с историческим шрифтом.
— Можно скачать шрифт и пользоваться?
— Для начала мы планируем торжественно подарить его муфтиям и мусульманским издательствам, чтобы они могли его использовать в своей работе. А после издания, конечно, он будет выложен в открытом доступе. Но сначала нужно издать Коран, а для этого тоже нужны средства. К печати он готов полностью. Мы подготовили его в соответствии с современными мировыми стандартами и с учетом замечаний Шигабутдина Марджани и Мусы Бигиева. У них остались труды на тему издания Корана «Казан басма».
— На арабском языке он будет, без русского и татарского?
— Да, на арабском, в оригинале. Его комиссия проверяла. Дело в том, что, несмотря на широкую популярность «Казан басмы» в мире, среди дореволюционных ученых не прекращались споры по поводу ошибок, допущенных в издании. Поэтому в 1909 году в Казани специально для разбора недочетов и переиздания «Казан басмы» собрались несколько сот мусульманских ученых, среди которых были такие выдающиеся татарские богословы, как Ахмадхади Максуди, Шайхульислам Хамиди, Бигиев и другие. По разным объективным причинам, в том числе в связи с революцией 1917 года, они так и не смогли завершить начатое. Но остались труды Марджани и Бигиева об этих проблемах. Мы взяли их книги за основу, и вот через 112 лет, в преддверии 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией, текст Корана мы перенабрали заново с использованием нашего компьютерного шрифта, с учетом замечаний 1909-го и в соответствии с современными международными стандартами. Кстати, в следующем году будет 220-летие напечатания «Казан басмы».
«Рукописный Коран будет представлять научную ценность для российского корановедения и отечественной исламской богословской мысли. Он станет произведением каллиграфического искусства и олицетворением того, что казанская каллиграфическая школа возродилась»
— Но есть еще один Коран, который вы готовите в рамках 1100-летия, рукописный.
— Рукописный Коран будет представлять научную ценность для российского корановедения и отечественной исламской богословской мысли. Он станет произведением каллиграфического искусства и олицетворением того, что казанская каллиграфическая школа возродилась. Эти традиции были утрачены в советское и постсоветское время, но в Российском исламском институте под руководством хаттата Рамиля хазрата Насыбуллова они много лет изучались и восстанавливались. Он уже воспитал несколько учеников. Один из них — Артур Писаренко. Его и выбрали каллиграфом для написания рукописного Корана. Эту работу мы начали торжественно в мечети Кул-Шариф с приглашением многочисленных гостей и муфтиев и в рамках празднования 1100-летия. Но займет это, конечно, не менее двух лет. На написание одной страницы требуется 2–3 дня. Затем она отправляется на рассмотрение комиссии. Если находим какие-то недочеты и ошибки, отправляем заново на правку либо принимаем работу. Заседаем по данному вопросу в режиме онлайн, потому что комиссия у нас международная. Мы привлекли к этой работе очень крупного зарубежного специалиста — всемирно известного мусульманского ученого из Дубая, главу комиссии по подготовке Куръана (DIHQA), обладателя наивысшей степени по хифзу Куръана, потомка пророка Мухаммада, шейха Маъмуна ар-Рави. Он в нашей комиссии абсолютно бескорыстно трудится, ради довольства Всевышнего. Мы ему за это не платим. Хотя его консультации и проверки занимают огромное количество времени, потому что нам приходится обращаться к первоисточникам, научным исследованиям.
Это впервые вообще в истории России так делается, коллективно. Хотя опыт подготовки рукописного мусхафа в современном мире существует во многих странах — в КСА, Турции, ОАЭ, Бахрейне, Кувейте, Катаре, Ливии, Марокко и Пакистане. Теперь за такую наработку взялись и мы в Казани. Этим мы показываем, что Россия, Казань и татары тоже часть огромного мусульманского мира, что эта школа у нас также есть, она возрождена в соответствии с мировыми стандартами.
— Рукописный Коран в одном экземпляре будет или его тоже как-то сканируете и напечатаете?
— Уже сейчас он ежедневно переводится в электронный формат. Каллиграф пишет один аят, сканирует его и вставляет, потом следующий — так формируется страница. Это огромное количество записей, но в итоге мы увидим одну готовую книгу.
«В мае состоится презентация документально-художественного фильма «Ибн Фадлан»
«Казань — это северная столица мусульманского мира»
— Какие еще события приурочены к 1100-летию принятия ислама?
— В мае состоится презентация документально-художественного фильма «Ибн Фадлан».
— Это фильм, где вы даже поучаствовали в некой роли?
— Мимо проходил… (улыбается). Это не роль в классическом понимании, когда ты заучиваешь текст, выходишь, на подобное я не способен. У каждого должна быть своя специализация. Но так как увлекаюсь и люблю длинноклинковое оружие, я хотел все-таки показать, как это раньше использовалось.
— Инициатор — вы, духовное управление?
— ДУМ РТ. Национальных фильмов очень мало. Особенно по истории татарского народа. Что мы можем смотреть на эту тему? Только «Зулейха», которая снята лет 20 назад.
— Это будет один премьерный показ в праздники? Или кинотеатр «Мир» будет показывать картину?
— Вопрос пока открытый. Сейчас для нас самое главное — показать фильм в рамках праздничных мероприятий.
— А закладка первого камня Соборной мечети — это, наверное, мероприятие особое?
— Закладку первого камня пока планируем 20 мая в час дня, после джума-намаза.
Еще очень сложным и трудоемким является проведение международного конкурса чтецов Корана. Он состоится 17–18 мая в мечети Кул-Шариф, перед болгарскими торжествами. Конкурс организуется совместно с министерством молодежи РТ и администрацией ОИС. Принципиальным является вопрос состава жюри. Оно должно быть международным. Есть определенные правила по его формированию.
«Еще очень сложным и трудоемким является проведение международного конкурса чтецов Корана. Он состоится 17–18 мая в мечети Кул-Шариф, перед болгарскими торжествами»
— Какова роль ДУМ РТ?
— Большое количество гостей будет на плечах духовного управления.
— «Кто из знаковых духовных мировых лидеров примет участие в юбилейных мероприятиях? Какова будет их роль — просто почтут присутствием, поучаствуют в обсуждении путей современного ислама, выступят с проповедью, встретятся с верующей молодежью?» (Ильгизар З.)
— Если не брать политических деятелей, которые на KazanSummit прибудут, то огромное количество имамов со всей России приедут. Посмотрим, кто еще из международных откликнется. На конкурс Корана, например, на сегодняшний день пока что 10 стран отозвались. Продолжаем вести переговоры. Участники конкурса — это молодые люди не старше 30 лет. Есть вопрос по российским участникам. Наша страна очень большая, и неправильно ограничивать ее представителей лишь двумя персонами, как в случае с другими государствами-участниками. В оргкомитете ОИС с нами согласились. В республике мы уже провели свой конкурс и определили тех, кто будет участвовать на международном этапе.
— Из духовных мировых лидеров кто предполагается?
— Если, например, говорить о rонкурсе Корана, то в первую очередь я ценю то, что своим присутствием нас почтит мусульманский ученый с мировым именем, глава комиссии по подготовке Куръана (DIHQA) в Дубае, шейх Маъмун ар-Рави. Это большая величина, большой ученый, он является профессором науки кираата, стиля рецитации Корана. То есть он в полном смысле хранитель традиций Корана. С нами будет и Исхак Даныш — один из лучших чтецов Корана в мире, имам самой большой мечети в Турции Чамлыджа. И он чтец по 10 видам кираатов. Еще очень рассчитываем на приезд богослова из мечети Аль-Харам в Мекке, сейчас это обсуждается пока.
— Патриарх Кирилл вряд ли приедет?
— По последней информации, от него должен приехать Илларион.
— Владимира Путина ожидаете?
— Не знаю, но Марат Шакирзянович Хуснуллин точно будет. Признание такой даты на государственном уровне очень ценно. Потому что это показывает статус, что Казань — это северная столица мусульманского мира. Севернее нет. Очень бы хотелось, чтобы, например, вопрос бытовой исламофобии, которая распространена за пределами мусульманских регионов РФ, исчерпался бы после празднования 1100-летия. Ведь эта дата официально подтверждает, что ислам, по сути, — это первая небесная религия на территории современной Российской Федерации.
«Дата 1100-летия утверждает нашу страну в двух статусах. Первый: что Россия — это многонациональное государство, второй: что она часть исламского мира. Эти два месседжа будут полезны и для зарубежной аудитории, и для внутрироссийского общества»
— Небесная — это что значит?
— Небесные — авраамические религии. Официальное крещение Руси произошло в 988 году, а официальное принятие ислама — в 922-м. Поэтому мы смело можем сказать, что ислам — первая авраамическая религия на территории всей Российской Федерации. Очень ценно, что это признано на уровне главы государства и научным сообществом, и для меня именно вот этот факт признания и согласия важен более всех остальных вопросов касательно проведения юбилейных торжеств.
— Был спор по поводу символа празднования 1100-летия. Это ваша дизайнерская студия при «Хузуре» сделала?
— Перед нами стояла задача графически показать, что Россия имеет богатую и древнюю историю развития ислама на своей территории и является важной частью большого мусульманского мира. Для этого мы изначально проводили конкурс, нам присылали работы, но нас не все устроило, поэтому решили их доработать. Издательством «Хузур» было создано свыше 20 логотипов. Но они не прошли. Затем в разработке нового логотипа участвовали члены республиканского оргкомитета по проведению подготовки к празднованию 1100-летия официального принятия ислама Волжской Булгарией. С учетом их предложений и замечаний был создан логотип, который и выбрал вице-премьер России Хуснуллин. Мне кажется, в этих вопросах нужно быть гибче, потому что есть важные смыслы и есть второстепенные вопросы. Самое главное, чтобы праздник состоялся.
— «В чем заключается цель празднования этой даты? Какой духовный смысл в торжествах по случаю юбилея принятия ислама? Какой месседж мы должны послать молодежи?» (Хайруллин)
— Дата 1100-летия утверждает нашу страну в двух статусах. Первый: что Россия — это многонациональное государство, второй: что она часть исламского мира. Эти два месседжа будут полезными и для зарубежной аудитории, и для внутрироссийского общества. Страны исламского мира откроют для себя РФ, как большую и прогрессивную часть мусульманского мира. А для российского народа будет полезно понять, что наша общая Родина — это страна не только одной нации или одной религии. Потому что, к сожалению, акты исламофобии иногда случаются вне мусульманских регионов. Есть еще субъекты, где нужно подкорректировать ситуацию, поменять отношение чиновников к мусульманам и исламу.
«Академия функционирует, и в 2022 году будут выпущены новые доктора наук. Я считаю, очень ценно, что выйдут новые богословы, потому что это тоже не дело одного дня»
«Болгарской исламской академии уже пять лет. Будет некое подведение черты»
— «Какой вклад в празднование 1100-летия принятия ислама внесет Болгарская исламская академия?» (Дмитрий)
— Все мероприятия в БИА проходят под эгидой 1100-летия, как и в духовном управлении. Академия функционирует, и в 2022 году будут выпущены новые доктора наук. Я считаю, очень ценно, что выйдут новые богословы, потому что это тоже не дело одного дня. Раньше, до создания Болгарской академии, у нас не имелось даже вероятности, возможности, чтобы внутри своей страны можно было бы готовить докторов исламских наук. В БИА магистерские и докторские работы пишутся на арабском. А это значит, что научные изыскания российских богословов выйдут на уровень международного сообщества. Я сам, например, по своей научной работе консультировался с шейхом Ганимом Каддури. Я выслал ему свою диссертацию, чтобы его мнение услышать. Каддури не поленился, прочитал всю работу и поделился своими соображениями. Это очень ценно.
— Вы уже защитили докторскую диссертацию?
— Нет, защита еще предстоит в этом году. Вместе с первым заместителем муфтия Дагестана Абдуллой Хаджимулаевым.
— А каково название вашей диссертации?
— Тему можно перевести на русский язык как «Усилия татарских богословов в области изучения коранических наук, тафсира и расма, сохранения и написания Корана».
— Какое время вы в своей работе анализируете — последние 200 или 500 лет?
— Первый Коран был напечатан в 1803 году.
«Самая важная книга в исламе — Коран, и все, что касается Корана, автоматически становится великим. Коран был ниспослан в месяц Рамазан, и мы говорим, что это султан всех месяцев»
— А рукописные мусхафы Корана, вышедшие в свет до этого времени, вы не анализируете?
— Нет, здесь нужно еще устанавливать, где рукописные были написаны, потому что они могли быть приобретены где-то за границей и привезены сюда. А касательно изучения расма, мы можем судить о трудах татарских богословов в этой области по одному любопытному факту — 7 января 1909 года в доме Юнусова в Казани Бигиев инициировал большое собрание. Об этом собрании я уже упомянул, когда говорил об ошибках в «Казан басме», которые ученые хотели исправить. Сам же Бигиев затем по итогам собрания издал труд «Тасхих расми хат». В этом собрании приняли участие 300 человек. Они спорили о том, как нужно писать то или иное слово. Для тех, кто понимает, это показатель очень высокого уровня развития научно-богословской мысли. 100 лет назад такие темы обсуждались!
— Большой уровень?
— Ну конечно. Самая важная книга в исламе — Коран, и все, что касается Корана, автоматически становится великим. Коран был ниспослан в месяц Рамазан, и мы говорим, что это султан всех месяцев. Он пришел через ангела Джибриля, и мы говорим, что он самый главный ангел. Он пришел к пророку Мухаммаду, и мы говорим, что он печать всех пророков. Он был ниспослан в Ночь могущества, Ляйлятуль-кадр, и мы говорим, что эта ночь лучше, чем тысячи месяцев. Поэтому все, что связано с Кораном, автоматически становится великим.
— Вы как соучредитель Болгарской исламской академии удовлетворены работой и. о. ректора?
— Любое дело нужно оценивать по результатам. В этом году станем смотреть на них.
— Будет большой экзамен для него.
— Некое подведение черты. Академии уже пять лет. Я поступил в первый год, как она открылась. Поэтому в 2022-м будут первые собственные выпускники, которые учились сначала в магистратуре, а затем и в докторантуре.
«Неважно, насколько влиятелен муфтий, каков его рейтинг, сколько в его ведении мечетей, главное, чтобы он был нравственным мусульманином, который даже в спорах останется примером для своих единоверцев»
«В стороне остается только одна структура»
— Равиль Гайнутдин приедет на юбилей? Были некие споры, противоречия за первенство между Москвой и Казанью. И почему невозможно преодолеть какие-то личностные нюансы, жить в согласии и использовать в хорошем смысле друг друга?
— Этот вопрос не к нам. У нас замечательные отношения с ЦДУМ и всеми региональными муфтиятами, в том числе с муфтиями Кавказа. В Татарстане главы всех российских ДУМ — частые и желанные гости. Если помните, в 2021-м в Болгар, а в этом году в январе в Казань на заседания республиканского оргкомитета по проведению 1100-летия принятия ислама приехали много муфтиев. Они выступали, высказывали свои предложения. И Рустам Нургалиевич был открыт для них, дал ряд поручений после их выступлений. Получается, остается в стороне только одна структура.
Я считаю, что для достижения единства мусульманам важнее поддерживать как раз хорошие отношения на уровне муфтиев. А взаимоотношения с людьми в исламе упираются в адаб и ахляк (мусульманская этика — прим. ред.). Неважно, насколько влиятелен муфтий, каков его рейтинг, сколько в его ведении мечетей, главное, чтобы он был нравственным мусульманином, который даже в спорах останется примером для своих единоверцев. Искренность, добросовестность, справедливость, великодушие, стремление к довольству Аллаха, знания — вот по этим качествам нужно оценивать муфтиев и выбирать их себе для сотрудничества. В хадисе Пророка говорится: «Любовь к мирскому — начало всех ошибок». Мирское — это деньги, власть, признание… У каждого из нас есть нафс. Но Рамазан для того и дан нам Всевышним, чтобы мы воспитывали свое эго. А эго боится только голода. Потому что его утоление — это самая первая физическая потребность человека. Голод — это часть унижения нафса. Во время поста нафс просит есть, а ты ему не даешь, и он начинает понимать, что не он тебе хозяин. Что есть кто-то еще более важный, который заставляет слушать его приказы. Нафс имеется у каждого из нас. Будем делать дуа, чтобы умма объединялась. Соревновательный дух нужен, но мы должны соревноваться в благих делах, когда мы смотрим друг на друга и пытаемся сделать еще лучше. Разве плохо, если два благотворительных фонда конкурируют между собой в оказании помощи малоимущим людям? Ведь в сухом остатке те, кто нуждается, получают больше пользы. Поэтому, если духовные управления в хорошем смысле станут соревноваться, это прекрасно. Если объединят свои усилия на пути развития нашей религии, то будет еще лучше.
— Но приедет или нет?
— Не могу знать. Но он приглашен.
«В этом году все проекты и мероприятия проходят под брендом 1100-летия. Поэтому в итоге, может быть, даже больше мероприятий получится, чем планировалось»
«События на Украине не должны и не могут останавливать жизнь»
— Вы сказали, что вам срезали часть финансирования и часть мероприятий пришлось сократить.
— Да, нам немного пришлось пересмотреть планы. Но в любом случае в этом году все проекты и мероприятия проходят под брендом 1100-летия. Поэтому в итоге, может быть, даже больше мероприятий получится, чем планировалось.
— Финансирование убавили после старта спецоперации, когда началась экономия везде?
— Нет, связано не только с этим. Возникли дополнительные требования к оформлению заявок на получение средств для реализации проектов.
— А вообще то, что такие события на Украине случились, какой-то отпечаток наложило в части количества гостей?
— Ну опять же конкурс Корана, смогут ли приехать все участники, это под вопросом.
— Из Стамбула, Арабских Эмиратов самолеты летают, здесь проблем нет. С Европой есть cложности.
— Вопрос не в том, как долететь, а в том, каким будет политическое решение приглашенных стран: отправить своего студента-участника или нет.
— В этих условиях, когда тревога общая, а есть ли смысл такие масштабные празднования проводить?
— Я помню, что ваша редакция в 2020-м делала опрос: можете ли вспомнить какой-то год, который был хуже, чем этот? Кто-то вспоминал о военных годах, кому-то пандемия виделась концом света. Все относительно. Сегодня кому-то может показаться, что в 2020 году было легче, чем в 2022-м. Но жизнь идет во всякой ситуации. Когда мы с ветеранами разговариваем, они порой вспоминают Вторую мировую с улыбкой. Потому что в любых условиях есть и горесть, и радость. События на Украине не должны и не могут останавливать жизнь. Она все равно продолжается.
«ДУМ РТ и митрополия Татарстана поддерживают тесные связи. Мы концентрируем внимание не на различиях в наших вероубеждениях, а на общечеловеческих проблемах»
«Вся суть татарского народа пронизана исламом, его культура на нем основана»
— Знаете, то, что мы проведем в Болгаре какое-то мероприятие, вряд ли повлияет на другие регионы. Надо работать с массовым сознанием.
— Разумеется. Для этого нужно не разовое мероприятие, а системная работа.
— Необходимо хорошие фильмы снимать, показывать роль ислама в России, красоту культуры. Вообще другого уровня нужна пропаганда. Да даже в Казани сколько случаев было, когда люди хотели мечеть строить, а соседи выступали против азана звучащего. Мы в своем городе не можем воспитать полную толерантность и веротерпимость друг к другу.
— Воспитание веротерпимости в обществе — это ежедневный труд. А не так, что подписали меморандум и разошлись… Согласие между представителями разных конфессий и наций не может выстраиваться в одностороннем порядке, оно должно быть обоюдным. ДУМ РТ и митрополия Татарстана поддерживают тесные связи. Мы концентрируем внимание не на различиях в наших вероубеждениях, а на общечеловеческих проблемах: падение нравственности, рост бездуховности, воспитание молодого поколения и так далее. Это работа, над которой нужно трудиться ежедневно. Совместные благотворительные инициативы, участие в официальных собраниях, проведение общих спортивных мероприятий, туристические вылазки, осуществляемые вместе публичные обращения поддерживают данный баланс. Мы не имеем возможности влиять на него в масштабах всей страны, так как юридически ограничены территорией Татарстана. Поэтому я считаю, что празднование 1100-летие будет способствовать общему делу. Многие узнают об этом событии.
— Узнают, что, оказывается, здесь мусульмане не пришлые, а что это традиционная религия?
— Традиционная, то есть она местная, это же тоже некое послание, в том числе и иностранному сообществу. Бывает, говоришь с англоязычным мусульманином, а он удивляется, что в РФ мусульмане есть… У российских мусульман есть Родина, и это Россия, есть своя культура, традиция, более 11 веков развития. Когда Исмаил Бульбуль (сейчас он преподает в БИА, а тогда еще работал в РИИ) впервые приехал в РФ, мы начали его знакомить с российской богословской историей. Говорим: «Вот, такой ученый Марджани». Отвечает: «А я хорошо знаю его книги, мы его преподавали, изучали. Это великий афганский ученый». Мы спрашиваем: «Погодите, какой афганский? Он наш, вот его мечеть, вот его дом». Потом на могилу повезли. И тогда он со слезами сказал: «Если вы пообещаете, что похороните меня рядом с Марджани, я перееду сюда жить навсегда». Настолько он любит Марджани!
— Недооцениваем свой потенциал в плане ислама?
— У нас очень много нерядовых, прогрессивных решений в умме. Но революция остановила данный прогресс, поставила все на паузу. И нас отрезала от всего этого наследия. А за рубежом оно ценится. Мой знакомый профессор Самарраи из Саудовской Аравии учил старотатарский язык, чтобы перевести книгу Абдурашида Ибрагимова на арабский. Мы с ним встречались, он мне ее подарил.
«Ислам стоял у истоков нашей государственности, культуры и обычаев, оказал большое влияние на формирование национального языка. Все самые великие сыны татарского народа, от Тукая до Джалиля и от Салиха Сайдашева до Баки Урманче, учились в медресе!»
— «Как вы оцениваете роль и место ислама в культуре и традициях татарского мира?» (Ильдус)
— Вся суть татарского народа пронизана исламом. Ислам стоял у истоков нашей государственности, культуры и обычаев, оказал большое влияние на формирование национального языка. Все самые великие сыны татарского народа, от Тукая до Джалиля и от Салиха Сайдашева до Баки Урманче, учились в медресе! Мы часто слышим, что у современной татарской культуры нет своего лица. А татарско-мусульманская культура уникальна. Ей 1 100 лет. Первые татарские песни — это мунаджаты и религиозные тексты, самое первое литературное произведение на татарском языке — это «Кысса-и Йусуф» Кул Гали, основанный на кораническом сюжете. Очень много слов проникло в татарский язык через ислам — мактап, китап, калям… Даже слово «маданият» (культура — тат.) — это от слова «Медина» — первый культурный город, который мы берем за пример, город Пророка. И своего культурного ренессанса в начале ХХ века татары достигли, будучи развитым мусульманским народом. Определяющий вклад в развитие татарской нации тогда внесли именно просветители-богословы! Мы знаем, что существовала татарская политическая партия «Иттифак аль-Муслимин», что в Государственной Думе была мусульманская фракция, что проводились всероссийские мусульманские съезды. То есть сама история нас учит тому, что в сохранении самобытности и развитии татарской нации определяющую роль играет ислам. И хвала Всевышнему, что нет сегодня никаких препятствий к тому, чтобы татары придерживались своей веры!
Наш народ оставил огромный пласт богословских трудов. Они интересны зарубежной аудитории. Например, доктор Ибрахим Мурейхи, главный шариатский судья Бахрейна, написал книгу из трех томов на арабском языке о казанских татарских богословах-ученых. При этом, чтобы вы понимали, он является учеником ученика Галимджана Баруди. Мы помогали шейху в подготовке этого труда, содействовали в работе в архивах Петербурга, в том числе с рукописями Баруди. И в этом труде Мурейхи описывает, как очень многие арабы-ученые приезжали к татарским богословам учиться.
— Где и когда данная книга выйдет?
— Она выйдет в этом году в Болгарской исламской академии.
— На каком языке?
— На арабском. Например, муфтий Дагестана Сайфулла-кади Башларов учился у Мухаммадзакира Камалова-Чистави. Камалов был глыба. Он не только являлся ученым, шейхом, но и большим торговцем, очень много зданий построил в Чистополе, которые до сих пор остались. И Сайфулла-кади приезжает к нему учиться в Чистополь из далекого Дагестана в начале XX века! Сайфулла-кади еще три года преподает в медресе «Мухаммадия». Один из учеников Зайнуллы Расулева, Баязит Хайруллин, в свое время был вынужден переехать в Махачкалу, жил там у Тарки-Тау в Махачкале, он там и похоронен. В его честь на этой горе возвели даже мечеть.
— И у него тоже своя линия имелась, он воспитывал людей?
— У него были ученики в Дагестане. Он наследник Расулева.
«В Махачкале есть мечеть и в честь Зайнуллы Расулева. Она на 5 тысяч человек, в 2017 году открывали ее»
— Как наследник? То есть свой тарикат?
— Да, от него уже пошел потом Гарифулла хазрат, он в 1984 году умер, покоится в Казани. Его дочь Зубарджат-апа до сих пор живет здесь. Кстати, в Махачкале есть мечеть и в честь Зайнуллы Расулева. Она на 5 тысяч человек, в 2017-м открывали ее. К сожалению, весь мир больше знает наших богословов, чем мы сами.
— Вы говорили, что оцифровываете книги. Что сделано в этом плане?
— На сегодняшний день на нашем сайте около 1,3 тысячи трудов, они абсолютно бесплатные, в формате PDF. Хотим сделать ребрендинг сайта, он с 2013 года работает.
— Это богословские труды на арабском, старотатарском?
— На арабском или старотатарском.
— Можно скачать и читать?
— Да. Бесплатно. Кому-то пригодится докторскую, магистерскую писать, просто для изучения. То есть первая задача — это сохранить и чтобы был общий доступ. Когда книга лежит где-то в библиотеке, о ней могут даже не услышать.
— Вы где эти работы берете, чтобы сканировать?
— В мечетях находим, иногда люди сами что-то приносят. Например, недавно мы отыскали уникальный труд — ташкентский Коран. Он же хранится в Ташкенте, но в свое время был напечатан в количестве 50 экземпляров. И случайно мы узнали, что один из них есть у нашего Абдулхамида хазрата Зиннатуллина.
«Помощь нуждающимся — это одна из основ ислама, закят — третий столп. Благотворительность очень активно развивается в ДУМ РТ»
«В мечети у нас есть реальная потребность»
— Есть такие вопросы: «Разве сегодня время строить огромную мечеть? Может, лучше помочь нуждающимся?» (Дамир); «Неужели казанская умма нуждается в 10 тысячах новых молельных мест, собранных в одном месте? Какой смысл в этом?» (Алмаз)
— Помощь нуждающимся — это одна из основ ислама, закят — третий столп. Благотворительность очень активно развивается в ДУМ РТ. Как может строительство мечети этому помешать? Напротив, в ее концепции уже заложено социально ответственное зерно.
А мечеть — это реальная потребность. Джума и гает должны проходить именно в Соборной мечети. К тому же вопрос строительства Соборной мечети сейчас консолидирует татарское общество. Посмотрите, как все стремятся выразить свое мнение по поводу ее названия! Ее ждут! И 10 тысяч на самом деле — это не много, а очень мало в современных реалиях.
— В Дагестане, Чечне на сколько человек мечети?
— В Дагестане на 15 тысяч, в Махачкале сегодня строится мечеть на 50 тысяч мест. Если в Грозном построили мечеть на 10 тысяч, то уже в Аргуне, а потом в Шалях на 30 тысяч сделали.
— А московская мечеть?
— На 10 тысяч человек. То есть это вполне естественная потребность. Понятно, что каждый человек оценивает со своей позиции — если ему не надо, значит, и другим так же. Мне, как жителю Казани, тоже не все здания в городе нужны в том плане, что я их не посещаю. Но подобное не значит, что их не должно быть. Это неправильный подход. Мы уже говорили о толерантности, добрососедском отношении — каждый должен проявлять терпимость.
— Спор еще из-за чего? Люди понимают, что, скорее всего, деньги будут квазибюджетные.
— Создан новый фонд, здесь каждый человек сможет поучаствовать.
— Но все равно же, наверное, бо́льшая часть придет с таких предприятий, где определенная доля государственного пакета имеется. Об этом речь идет. То есть все равно, так или иначе, там деньги народные, республиканские.
— Сомневаюсь. Мы знаем случаи, когда мечеть строится за счет садаки, благотворителей и спонсоров. И все равно находится недовольный человек и говорит: «Вот я не хочу рядом мечеть».
— Ну «азан будет мне мешать», да.
— Да, эти причины связаны больше с внутренним предубеждением, может быть, у кого-то есть неприязнь вообще по отношению к религии.
«Мне, как жителю Казани, тоже не все здания в городе нужны в том плане, что я их не посещаю. Но подобное не значит, что их не должно быть. Это неправильный подход»
— Вы как относитесь к месту, выбранному для Соборной мечети?
— Было три варианта, это один из них. Понимаем, что выделение земли, тем более в центре, ближе к нему, — очень сложный вопрос. Выбор небольшой.
— Да почему? Новой точкой развития города через 10 лет будет речпорт. Это центр, там кладбище татарское есть, великие могилы.
— Мечеть — место собрания, должна быть удобная локация. Это также и некий туристический маршрут, когда туристы могут прийти; социальный объект, где просто мамы с детьми имеют возможность прийти погулять вокруг мечети… Это центральная мечеть, несущая в себе символ. Поэтому она должна быть на видном месте.
— Какие три места были?
— «Чаша», «Кырлай» и пескобаза, где «Петрушкин двор».
— Вы за какое место были в духовном управлении?
— «Петрушкин двор». Казалось, что там площадь больше, но, оказывается, в «Кырлае» тоже 8,2 гектара, место большое. Если появятся новые развязки, людям удобно будет.
— Как раз с пробками там могут возникнуть вопросы.
— Предусмотрят решение проблемы. У нас в республике уже есть опыт, как это все сделать правильно.
«Требования к облику мечети в положении конкурса не прописаны. Это сделано сознательно, чтобы не ограничивать авторов в их творческих исканиях»
8 июля объявят победителя конкурса на лучший проект Соборной мечети
— «Как будет проходить конкурс на лучший проект Соборной мечети? Чей голос cтанет решающим? Какая смысловая нагрузка будет заложена в ТЗ?» (Александр)
— Конкурс завершится, если не ошибаюсь, 1 июля. Сейчас уже первый этап прошел. Требования к облику мечети в положении конкурса не прописаны. Это сделано сознательно, чтобы не ограничивать авторов в их творческих исканиях.
— Много участников на первом этапе уже было?
— По финалистам есть Россия, ОАЭ, Турция, Египет, Казахстан, Узбекистан, Азербайджан.
Конкурс стартовал 1 апреля. До 15 апреля принимались заявки. 18 апреля определились финалисты. На этом этапе их отобрали лишь по принципу соответствия заявки конкурсной документации и содержательности портфолио. Эскизные предложения и визуализация ожидаются только к 1 июля. А 8 июля будет объявлен победитель.
— Вы, как муфтий, какую мечеть видите, что является ориентиром? Булгарская архитектура или, допустим, турецкая?
— Здесь нужно обсуждать, куда мы станем направляться: это будет что-то современное или что-то историческое?
— Батров написал: давайте сделаем футуристическую мечеть…
— Ну да, чтобы она как бы не противоборствовала с Кул-Шарифом.
— А в массовом восприятии мечеть — это такая традиционная, с минаретом…
— Тут никто не говорит, что без минарета, без купола. Это все необходимо. Должно быть понятно, что это здание мечети, а не какое-то другое учреждение, чтобы человек посмотрел и понимал, что это мечеть. Она обязана стать украшением нашего города. Что касается проекта, мне кажется, что мечеть должна нравиться людям, быть народной. И вот обсуждение по поводу даже названия показывает, что она пробуждает интерес.
«Из самых таких красивых в нашей республике можно отметить Кул-Шариф, Ирек»
— Для вас какие мечети являются любимыми в России и мире?
— Мечеть шейха Зайда в Абу-Даби не очень функциональная, она больше заточена под туристов.
Если возьмем новую мечеть Чамлыджа в Стамбуле, она функциональная, огромная, красивая. В Шалях в Чечне мечеть очень красивая, там узбекские архитекторы поработали. В Грозном — это просто копия турецкой мечети. Я считаю, что у нашей должно быть татарское лицо.
— А какие мечети в Казани вам нравятся?
— Из самых таких красивых в нашей республике можно отметить Кул-Шариф, Ирек. Очень красивая мечеть откроется 2 мая в Залесном в честь Ахмадзаки Сафиуллина. Обязательно посетите. Там комплекс целый. Мы же обычно строим мечеть и уже потом по надобности что-то достраиваем, а затем только задумываемся над тем, как ее содержать. А здесь уже это все продумано. Есть дом имама, учебные классы, красивый зал для проведения никахов, торжеств с кухней не хуже чем в ресторане.
— С экономической составляющей мечеть?
— Это всегда было, и в старых татарских мечетях закладывалось. Посмотрите на Сенную мечеть. Или на Галеевскую на старых фото — там на углу магазин. Застройщики, строители, меценаты всегда строили и продумывали вакуфное имущество. Магазины обеспечивали достаток имаму, муэдзину, содержание мечети. Когда ты строишь мечеть, нужно рассчитывать, как дальше она будет жить.
— «Кто будет содержать Соборную мечеть после завершения ее строительства?» (Д. Котов)
— Поэтому это все и обговаривается, чтобы были доходные статьи. Сегодня при строительстве мечети в Татарстане ДУМ РТ сразу ставит перед инициатором условие: чтобы был имам и жилье для него. Раз есть деньги построить мечеть, мы просим небольшую сумму заложить и на покупку вакуфного жилья. Разумеется, чтобы оно принадлежало мечети, а не только имаму.
— Жилье, а еще что требуете?
— Рекомендуем продумать инфраструктуру, доходные статьи. Это может быть магазин при мечети или джаназа-хана, курбанский комплекс, что-то в подобном роде, чтобы содержало мечеть в последующем.
— Прямо условие ставите частным инвесторам?
— Условия мы ставим по жилью, а по остальному — рекомендация.
«Сегодня при строительстве мечети в Татарстане ДУМ РТ сразу ставит перед инициатором условие: чтобы был имам и жилье для него»
— А в техзадании проекта Соборной мечети вот эти доходные места тоже заложены, что должен целый комплекс быть?
— Это уже обсуждается и обязательно станет организовано. Например, торговые ряды должны быть.
— Я слышал, что духовное управление дало рекомендацию совместить Соборную мечеть с торговым центром.
— Не с торговым центром, а с торговыми площадями. Это, может быть, на улице что-то. Эту же идею президент озвучил — «халяль lifestyle» как образ жизни. Люди пришли сюда, хотят, например, чтобы кофе можно было попить, где-то перекусить, возможно, с детьми поиграть, погулять, то есть провести много времени. Мы строим мечеть, и она не должна с протянутой рукой оставаться, а должна красиво и качественно функционировать.
— Была информация, что хотят Соборную мечеть сделать музеем, как и Кул-Шариф, и она будет открыта только по праздникам, это так?
— Нет, такого не озвучивалось. Например, мы сейчас продумываем, чтобы земля вообще передавалась духовному управлению. Тем она и будет отличаться от Кул-Шарифа — это будет полноценная мечеть.
— И управлять станет духовное управление, юридически будет за вами?
— Конечно.
— По поводу соседей. Там же тоже есть разные люди, кто-то доволен, кто-то нет. Азан будет звучать полноценно в данной мечети, как вы считаете? Есть какие-то уже мысли?
— Это решаемый вопрос. Я не считаю, что надо прямо огромное количество децибелов ставить. Есть современные нормы, которые уже прописаны вместе с временем и уровнем децибелов. Это же легко можно регулировать — на пятницу, например, сделать торжественное звучание азана, а пятикратные молитвы менее громко… Сегодня ведь люди встают на намаз не по азану, а по часам и мобильным телефонам. Все знают точно, во сколько нужно прийти, когда будет молитва.
«Вполне логично дать имя Улу-Мухаммеда, основателя Казани»
— «Выбираем имя будущей Соборной мечети. Я считаю, что „Ханская“ звучит, с одной стороны, как водка, с другой — однобоко: почему не „Народная“, а только „Ханская“? Мне нравится название „Марьям“». А вам? (Маршида)
— Я считаю, что имя такому знаковому архитектурному проекту в истории татарского народа должно даваться не в угоду политическим интересам, а с учетом народного мнения. Эта мечеть должна быть любимой народом! Татары должны ее воспринимать как символ, что мы вместе ее строили, что это главная мечеть всей республики. С другой стороны, если рассуждать, может быть, такая комплиментарность в адрес православных соседей ускорит строительство мечети. Возможно, в этом и есть свое рациональное зерно. Ведь главное, чтобы у татар была своя современная хорошая мечеть. Например, в Махачкале строят центр Исы, то есть имени Иисуса.
— Удивительно! То есть они толерантный дают посыл.
— Да. Но, повторюсь, имя для Соборной мечети — это тот самый случай, когда нужно прислушаться к мнению народа.
— Но как его узнать? Опрос, фокус-группы?
— Да. Когда выезжаешь в районы, простые прихожане называют свои предложения. Я согласен, может быть, с тем, что название «Ханская» довольно абстрактное. «Кул-Шариф» — это ведь имя конкретной исторической личности. Если людей тянет к ханской тематике, то, быть может, вполне логично дать имя Улу-Мухаммеда, основателя Казани. Вопрос пока открыт.
Это вообще, пока вы не подняли данную тему в вашей газете, никто и обсуждал, потому что говорили о ней как о центральной мечети в честь 1100-летия Казани. Чем не название?
— Сейчас важно определиться с наименованием, потому что оно как бренд, под него можно и архитектурные стили, цвета предлагать. Поэтому мы и подняли этот вопрос.
— Кто-то, услышав «мечеть Марджани», начал узнавать, что, оказывается, у нас Марджани, в честь него мечеть. Услышав «Кул-Шариф» (то есть до этого, может быть, тоже никто не знал о Кул Шарифе), узнают его историю. Например, если имя какого-то хана прозвучало, все говорят: «А кто это, когда он жил? А чем он известен?»
«Кто-то, услышав «мечеть Марджани», начал узнавать, что, оказывается, у нас Марджани, в честь него мечеть»
— «Кто станет имамом Соборной мечети, которую планируют построить? Есть хотя бы приблизительные кандидатуры?» (Айрат Галимзянов) Муфтий, наверное?
— Нет, муфтий по уставу — имам во всех мечетях. Понятно, что праздник или пятничную молитву может провести муфтий. Но мы сейчас говорим о ежедневном рабочем процессе. По опыту других стран видим, что в больших мечетях есть несколько имамов и один главный. В подобной мечети должны быть организаторы, завхозы, проповедники, хафизы… Для такой мечети, как Соборная, я думаю, у них должны быть особые характеристики, например знание языков, в первую очередь татарского и арабского, потому что приедут и туристы, и международные гости. Имам Соборной мечети обязан рецитировать хорошо, читать Коран, должен быть хафизом, потому что намаз-тарафих нужно проводить. Должен иметь хорошее и религиозное, и светское образование. Таких у нас очень много на самом деле. Татарстан вообще в этих вопросах на первом месте. Например, сертификат международного стандарта по исламским финансам (AAOIFI) имеют 6 человек на всю страну. И все они — в РТ.
— И что дает этот сертификат?
— Например, право проводить шариатский аудит коммерческих организаций. Ребята помогают разрабатывать исламские финансовые продукты, а затем контролируют их реализацию.
Или знатоки 10 кираатов Корана: их на всю Россию четыре человека, трое из них в Татарстане живут.
— Кто это?
— Рушан хазрат Юсупов родом из Буинска; Ахмад хазрат Ибрагимов из мечети Зангар, Никадам, таджик по национальности, имеет диплом Кембриджа. Знатоки 10 кираатов — это не просто хафизы, а хафизы курра. Бигиев, кстати, тоже был курра. Мы открыли в ДУМ РТ группу для подготовки таких специалистов. Начинали учиться 12 человек, сейчас осталось трое. Бигиев писал, что для каждого шакирда это является минимальным требованием. На то время он ставил такие условия!
Посмотрите, сколько мечетей в Казани хатм Корана проводит во время Рамазана. Порядка 20. Хатм читается наизусть. Во многих подразделениях ДУМ РТ у нас хафизы трудятся. Мы в этом заметно продвинулись, у нас не только в РИИ, но и в «Мухаммадии» человек пять каждый год выходят хафизов.
«Это будет не религиозная школа (в понимании медресе), но с возможностью совершать намаз, носить хиджаб, питаться халяль, а также уроками нравственности в виде факультатива»
«Чтобы в новой школе была татароязычная среда, нравственная атмосфера и халяльное питание»
— «Когда будет запущен проект татарской мусульманской школы?» (Айрат)
— С землей мы определились, сейчас идет процесс формирования участка. Это 4 гектара. Планируем, что будет школа и садик. Хотим, чтобы школа являлась татароязычной. У нас уже есть опыт открытия таких школ в Альметьевске и Елабуге. По Нижнекамску есть подвижки. В Казани имеется маленькая мусульманская школа — «Усмания», мы ее переведем в новое здание.
— Кто ее финансирует?
— На 30 процентов из бюджета. Остальное оплачивают родители.
— И новая школа не будет частной?
— Если пытаться зайти в бюджет, возникают проблемы. Самая главная — обязанность принимать детей по прописке проживания, и тогда ставится под угрозу сохранение татароязычной среды. Это будет не религиозная школа (в понимании медресе), но с возможностью совершать намаз, носить хиджаб, питаться халяль, а также уроками нравственности в виде факультатива. Проект очень важный. А если нужно сделать хорошо, то процесс небыстрый.
— Кто здание будет строить? Кто инвестором выступит?
— У нас очень много желающих. Есть мусульмане-инвесторы, желающие помочь со школой. Даже когда мы начинали открывать сбор в пользу создания школы «Музаффария», пришли люди, некоторые даже деньги наличными приносили. Но спрос на эту школу оказался настолько высоким, что нам пришлось пересмотреть и закрыть сбор средств, потому что стало ясно, что нужны большие площади, а здание «Музаффарии» маленькое.
— На сколько учеников вы предполагаете новую школу?
— Примерно на тысячу человек. Это и мальчики, и девочки, полноценное 11-летнее образование.
— По срокам, датам?
— Главное, что с землей определились. А это самый сложный вопрос. Нам предлагали участки даже с обременением, в отдаленных районах. Мы все-таки настаивали, что поближе к центру она должна быть.
— Каковы примерные сроки строительства — год, два? Как для себя определяете?
— После полного оформления, думаю, года три. Еще есть важный вопрос — определить директора и преподавательский состав. Потому что наша задача — создать татароязычную среду, нравственную атмосферу.
— «Как сейчас организована работа со стороны ДУМ РТ по обеспечению халяль продукцией школ и детских садов? Какая динамика?» (NIYAZ)
— Комитет по стандарту «халяль» ДУМ РТ взаимодействует с городским департаментом питания на основании договора. То есть возможность для обеспечения халяльным питанием школ и садиков есть. Но в большей мере этот вопрос зависит от родителей. Духовное управление обеспечивает не питанием, а возможностью. Мы не можем родителей насильно заставить употреблять халяль. В районах вопрос решается по-разному. Есть такие, где 100 процентов школ и детсадов обеспечивается халяльным питанием. Для этого мухтасибат берет на себя вопрос контроля забоя скота в цехах поставщиков питания. ДУМ РТ обеспокоилось возможностью предоставления халяльного питания, а родители должны позаботиться об организации. Порой случается так, что только 2–3 человека хотят халяль, а все остальные отказываются.
— «В Голубой мечети (Зәңгәр мәчет) засилье таджикских мигрантов. Намазы проводят таджики, таджикские дети учат Коран, ведут себя безобразно, никакой культуры, постоянный гул голосов, как на базаре, невозможно спокойно прийти и прочитать намаз. Теперь стараюсь обходить мечеть стороной. В России работают на уменьшение количества мигрантов, у нас создают благоприятную почву для них, для чего?» (Фаниль)
— Количество мигрантов государство должно регулировать, а не мы. Что же касается Голубой мечети, то автор вопроса ошибается. В Зәңгәр мәчет прекрасные татарские имамы: Нурислам хазрат Валиуллин и курра-хафиз Ахмат хазрат Ибрагимов. Каждый день в Рамазан здесь проводился таравих, совершался хатм Корана. Мечеть заполняется в большинстве своем татарами. Я и сам там читал лекции.
Возможно, чтобы послушать Коран, и на какие-то занятия в мечеть приходят ребята — таджики и узбеки. И из-за большого количества людей бывает шумно. Но, мне кажется, гораздо хуже, когда мечети закрыты, когда там тишина.
Либо, возможно, автору вопроса подвернулся неудачный момент. Это урок всем нашим имамам, чтобы они умели правильно организовать работу мечети и встречу прихожан.
— «Можно ли основы религии, нравственного воспитания внедрять через настольные игры? Используются ли разрешенные в исламе настольные игры, игрушки в наших мечетях-медресе?» (Айсылу Яфизова)
— Конечно, можно. Это один из методов доведения и освоения информации. Детям лучше подавать знания в игровой форме. Даже по исламским финансам были разработаны экономические мусульманские игры.
«Гуманитарную помощь БФ «Закят» оказал всем беженцам из Донецка и Луганска, прибывшим в Казань и разместившимся в четырех пунктах временного размещения»
«Вас не коснется никакая беда, кроме того, что ваши руки навлекли на себя»
— «Помогают ли мусульмане и ДУМ РТ беженцам с Украины? Каким образом? Куда обратиться, если хочешь помочь?» (Талгат)
— Гуманитарную помощь БФ «Закят» оказал всем беженцам из Донецка и Луганска, прибывшим в Казань и разместившимся в четырех пунктах временного размещения. В общей сложности 462 человека получили предметы первой необходимости, изделия личной гигиены и бытовой химии. «Закят» помогает вне зависимости от национальности и религиозной принадлежности. Их подопечные — нуждающиеся разных вероисповеданий — ждут месяца Рамазан и Курбан-байрама, потому что знают, что им будет оказана продовольственная помощь. И в колониях так же: на Курбан мы обеспечиваем тюрьмы мясом. И осужденные, которые в мечеть не ходят, ждут: «Когда же Курбан-то будет следующий?» Ну и отношение к мусульманам меняется.
— Вообще, есть теория, что, когда человек попадает в тюрьму, в нем наконец просыпается чувство Всевышнего. Вы ощущаете, что обостряется чувство религиозного именно в заключении? Или горбатого могила исправит?
— Не зря тюрьмы называют «медресе Юсуфия» — пророк Юсуф (мир ему) прошел это «медресе». Это же некое воспитание. Я знакомился со статистикой: рецидив среди осужденных мусульман, соблюдающих предписания ислама, не более 4 процентов.
— Мечети имеются во всех колониях?
— Да. У нас есть имамы, который пару раз в неделю заходят, преподают уроки, ведут беседы. Договоренности об этой работе достигнуты на уровне руководства УФСИН. Со стороны ДУМ РТ Ильдар хазрат Баязитов успешно реализует данные задачи. Многие осужденные, которые во время заключения начинают практиковать ислам, выйдя с зоны, возвращаются к нормальной жизни. Тем более в Татарстане работает центр социальной реабилитации и адаптации Азата Гайнутдинова, Очень важное направление. Нам говорят: «Для чего вам эти зеки? Лучше помогите бедным». Но ведь они выходят из тюрьмы и живут среди нас, работают, воспитывают детей, их дети играют с нашими, они могут быть нашими соседями. Их обязательно нужно социализировать, помочь найти работу, создать семью…
«Не зря тюрьмы называют «медресе Юсуфия» — пророк Юсуф (мир ему) прошел это «медресе». Это же некое воспитание. Я знакомился со статистикой: рецидив среди осужденных мусульман, соблюдающих предписания ислама, не более 4 процентов»
— То есть тюрьма способствует возвращению к Всевышнему?
— Не у всех. Я говорю о тех, кто ходит в мечеть, проходит обучение, работает над собой. Тогда мы видим результат.
— Еще богословы говорили, что, когда в человечестве падает вера во Всевышнего, он посылает людям войны и болезни. Спецоперация сейчас — это показатель того, что в нашем обществе не все в порядке?
— В Коране тоже говорится: «Вас не коснется никакая беда, кроме того, что ваши руки навлекли на себя». В хадисе Пророка сказано: «Если в одной местности будет распространен незаконный процентный рост и прелюбодеяние, то будет дано разрешение на их уничтожение». Или же во втором хадисе говорится, что увеличится количество смертей. Еще в одном аяте написано: «Если бы люди боялись Господа, то Мы открыли бы им двери бараката, врата бараката, изобилие с небес и земли». То есть отсутствие изобилия, бараката — причина того, что мы грешим. Веру потеряли, грешим, не слушаемся приказов Всевышнего — в этом наша основная проблема.
— Ваше отношение, духовного управления, к спецоперации? Есть позиция своя официальная?
— Здесь не может быть иной позиции, когда у нас есть своя страна, есть руководитель страны.
— Просто мы видим, как мусульмане Чеченской Республики во главе с Рамзаном Кадыровым заняли очень активную позицию в этом конфликте. Татары же, может показаться, что отсиживаются. Нет ли у вас такого ощущения?
— Нет. Мы активно участвуем в мероприятиях, оказываем гуманитарную помощь беженцам, планируем съездить в Луганск. Там скоро будет мусульманская конференция.
— Кто организует?
— Приглашение пришло от имени муфтия Луганска.
— Там много мусульман?
— Скорее много мусульман приедут туда для участия в конференции. Она пройдет в Доме правительства.
«Многие осужденные, которые во время заключения начинают практиковать ислам, выйдя с зоны, возвращаются к нормальной жизни. Тем более в Татарстане работает центр социальной реабилитации и адаптации Азата Гайнутдинова»
— Вот вы говорите: исламофобия. Это есть, согласен полностью. Но то, что сейчас Кадыров сделал, он колоссально заработал очки в положительном смысле для чеченцев.
— Безусловно. Роль наших чеченских братьев будет сложно переоценить. Они встали на защиту всего российского народа. Мы молимся о наших братьях-чеченцах, о татарстанских ребятах, чтобы Аллах защитил их, и желаем, чтобы все российские солдаты благополучно вернулись домой.
— Я, если честно, не вижу у наших мусульман такой проактивной позиции. Может, просто мы не показываем.
— Татары же всегда сдержанными были. У нас менталитет другой. Возможно, сказывается территориальная отдаленность от Украины по сравнению с Чечней. Но я, например, вижу, что татары тоже неравнодушно относятся к этим событиям и поддерживают президента Владимира Путина. У нас нет другой Родины, кроме России. Поэтому мы просим Аллаха, чтобы Он уберег ее от любых бед и ниспослал бараката и благоденствия.
— В моем понимании мусульмане всегда настроены антиамерикански и антизападно.
— Думающие арабы понимают, что идет противостояние коллективного Запада и России, но на территории Украины.
— На этом фоне не улучшились ли отношения, например, с Ираном?
— Иран активен, всегда был таковым. Что касается религиозной деятельности, у нас новых совместных проектов, конечно, не появилось. Но мы увидели их открытость и готовность взаимодействовать, слышали о каких-то проектах, но это не касается напрямую нас. Кстати, они обратились в ДУМ РТ за шариатским контролем исламского продукта, который реализуется в филиале одного из банков. Недавно, кстати, такой же запрос по проведению аудита нам поступил из Сбербанка.
«Развивается инфраструктура halal lifestyle. У нас есть абсолютно все возможности. Тот, кто жалуется, пусть покажет, где лучше»
«Грешить стало очень легко, соблазнов появилось больше»
— Каково духовное состояние мусульман, уммы и татарского народа, может быть, в целом российского народа? Насколько иман присутствует и насколько далеки мы от имана Всевышнего?
— Если глобально смотреть, то, к сожалению, люди погрязли в грехе. А если корабль тонет, то потонут все. В хадисе Пророка говорится: «Лучший век — это мой век». А то, что после, то, что дальше-дальше-дальше, будет только хуже… Человечество, чем дальше от поколения Пророка и его сахабов, тем безнравственнее. Но каждый сам лично за свои поступки будет отвечать перед Всевышним. Я не стану отвечать за ваши грехи, а вы — за мои. Хотя мы будем держать ответ за последствия своих действий, которые отражаются на всем обществе. Если, например, люди последовали твоему дурному примеру, то за это, конечно, тоже придется ответить.
— Но в целом как вы оцениваете состояние наших людей?
— По моим ощущениям, если немного назад отмотать, лет 30 назад, сейчас гораздо лучше, чем то, что было в 1990-х.
— В плане имана?
— Ну конечно! До этого было запрещено даже уразу держать. А сегодня нас никто не ограничивает в соблюдении нашей религии. Но и грешить стало очень легко, соблазнов появилось больше. У жителей Татарстана нет никаких препятствий для того, чтобы быть порядочными и богобоязненными мусульманами. У нас есть возможность пять намазов читать в мечети, одевать наших дочерей в хиджаб, питаться халяль, получать знания об исламе. Развивается инфраструктура halal lifestyle. Мы имеем абсолютно все возможности. Тот, кто жалуется, пусть покажет, где лучше.
— Татарский народ возвращается к исламу, как вы считаете?
— Если оценивать по количеству постящихся, с каждым годом их количество увеличивается. Но постящихся всегда больше, чем молящихся.
«У нас есть проект «Школа одного дня», где каждый желающий может научиться читать намаз за 7 уроков, по одному в неделю. Каждый раз поток набирает свыше 100 человек»
— Но, может быть, больше мунафиков?
— Мы же не можем заглянуть в сердце. Можем судить лишь по внешним признакам и поведению. Кстати, у нас есть проект «Школа одного дня», где каждый желающий может научиться читать намаз за 7 уроков, по одному в неделю. Каждый раз поток набирает свыше 100 человек. И практически в том же составе они заканчивают эти 7 уроков. По сути, становятся практикующими мусульманами.
— Татарскому языку, кстати, вы продолжаете обучение?
— В 2018 году мы открыли примечетские курсы татарского языка. В прошлом году задействовали 100 мечетей, обучили 1,5 тысячи слушателей. Но на днях открыли онлайн-платформу «Без — татарлар» на основе программы тех же курсов татарского в мечетях. Платформа разработана совместно со специалистами кафедры татарского языка и национальной культуры РИИ. И за первые сутки после запуска на нем зарегистрировались 500 человек! Очевидно, что люди оценили удобство онлайн-ресурса и его возможности, которые позволяют заниматься татарским в любое удобное время.
— В мечети тоже остается обучение?
— Если будет запрос от прихожан, то могут организовать.
— Но финансировать уже больше проект не будут?
— Нет. Онлайн-платформа — эффективный инструмент и снимает много организационных вопросов, в том числе и финансовых.
— Все-таки я не получил ответ на вопрос об ахыр-замане.
— Пророк Мухаммад является Пророком Ахыр-замана, то есть последнего времени. После него пророков больше не будет. А значит, мы сейчас живем в последнее время. Сколько оно продолжится, не знаю, но оно уже наступило.
«Я бы хотел, чтобы мусульмане нашей республики ценили то, что создано в Татарстане для развития ислама: у нас работают и строятся мечети и медресе, повсеместно звучит азан, распространяются истинные ценности Корана»
«У нас есть свой праздник, надо от души радоваться в этот день»
— В чем смысл праздника Ураза-байрам для уммы, для Казани?
— Это целое медресе под названием «Рамазан». В Рамазане очень много уроков. Мы осознаем, насколько ценен глоток простой воды, насколько вкусен маленький кусочек хлеба, насколько тяжело тем, кому нечего есть… Рамазан показал нам путь к счастью в обоих мирах: это иман (вера) и магфират (прощение) Всевышнего. Проведя весь месяц в посте, за чтением Корана, в добрых делах и добросовестном исполнении таравих-намазов, человек побеждает свой нафс (эго), изменяет к лучшему нрав и поступки, в результате освобождается от бремени грехов и наполняет свое нутро чистыми помыслами и надеждой на довольство Аллаха. Я не знаю повода лучше для начинания новой жизни, чем Ураза-байрам! Пусть Аллах примет посты, которые мы продержали, фитр-садаку, заплаченную нами, и пусть этот заряд бараката, который нам удалось собрать, поможет нам дожить до следующего Рамазана.
— Обращаясь к мусульманам Татарстана, что вы сказали бы?
— Я бы хотел, чтобы мусульмане нашей республики ценили то, что создано в республике для развития ислама: у нас работают и строятся мечети и медресе, повсеместно звучит азан, распространяются истинные ценности Корана, есть исламские вузы и БИА, готовятся сильные специалисты, реализуется инфраструктура для халяльного образа жизни, двигается вперед богословская наука… Во время Рамазана мечети были открыты, проводились ифтары и таравихи. Мы готовимся встретить 1100-летие принятия ислама и отправить паломников в хадж после двухлетнего перерыва. В этом есть безусловная заслуга нашего президента Рустама Нургалиевича Минниханова. Только слепой не увидит его реальные достижения и старания на пути Всевышнего. В хадисе говорится, что тот, кто не благодарит людей, не благодарит Аллаха. Поэтому я призываю мусульман Татарстана молиться о том, чтобы Аллах помогал ему воплотить в жизнь все его добрые намерения и облегчил ему его дела. Известный ученый Фудейль бин Ияд сказал: «Если бы у меня была одна молитва, которая непременно была бы принята Всевышним, я бы прочитал ее за своего правителя. Потому что от дуа, совершенного за себя, баракат будет малым, а от молитвы за правителя благо получит целое государство и его народ!»
— Как лучше встретить праздник Ураза-байрам?
— Мужчинам, конечно, сделать это нужно в мечети. Женщины по традиции остаются встречать своих мужей и сыновей дома праздничными блюдами. Обязательно надо по случаю Ураза-байрама посетить родственников или хотя бы позвонить им, отправить СМС. Необходимо порадовать своих детей и жену, для того чтобы наш праздник не был для них серым и скучным. У нас есть свой праздник. Нужно от души радоваться в этот день.
— Пожелания к «БИЗНЕС Online» есть в целом? Что читается?
— Радует, что в комментариях теперь появились ограничения. (Смеется). Я думаю, что это вернуло вашим читателям чувство ответственности за каждое слово, которое они пишут. А перед Аллахом мы ответим в том числе и за свое поведение в интернете и социальных сетях.
— Камиль хазрат, спасибо за поучительный разговор!
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 28
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.