img2224.jpg
Удивляет пассивность финансовых властей – семь долгих лет кредитный рейтинг Татарстана был, прямо скажем, на «позорном, мусорном» уровне, не соответствовавшем экономическому потенциалу республики

БЕСХОЗНЫЙ РЕЙТИНГ

Напомним, что кредитный рейтинг Республики Татарстан не обновлялся аж с 2004 года и находится с тех пор на довольно обидном низком уровне – это «Ba1», что соответствует понятию «Неинвестиционная, спекулятивная степень». Другими словами, это такая метка «Внимание! Высокий риск! Только для искушенных спекулянтов!». Эта метка - не только измеритель финансового состояния государств и корпораций. С помощью рейтинговых оценок определяется стоимость денег для потенциальных заемщиков. А так как наш мир живет в долг, иметь высокий рейтинг как доказательство платежеспособности становится все важнее. Иначе денег не дадут или ссудят, но под очень высокие проценты.

Кредитный рейтинг самой Российской Федерации находится на три ступеньки выше и относится уже к инвестиционной категории, но со «степенью надежности ниже средней».

Что, разумеется, выглядит намного солиднее в глазах иностранных инвесторов.

Любопытно, что имеющаяся альтернативная оценка от другого всемирно известного международного рейтингового агентства Fitch IBCA оценивает кредитный риск Татарстана уже как «инвестиционный», а не «спекулятивный».

Но Татарстану, безусловно, важнее оценка именно Moody's Investors Service Ltd именно в силу его большего веса на рынке. На долю всего двух рейтинговых агентств - S&P и Moody's приходится 80% мирового рынка рейтинговых услуг.

Удивляет пассивность местных финансовых властей (того же минфина РТ) – 7 долгих лет (из них четыре «тучных» года до кризиса) кредитный рейтинг Татарстана был, прямо скажем, на «позорном, мусорном» уровне, не соответствовавшем экономическому потенциалу республики.

Причина проста: с рейтинговыми агентствами наши экономические ведомства просто не работали, а пассивно «наблюдались». Не было в этом у них необходимости. Ни к чему были кредитные оценки Республике Татарстан, ведь она в этот период не занимала на международных рынках. Когда кризис постучался в окошко, наши власти привычно пошли в российский минфин и заняли там. Справедливости ради должны заметить, что занимать тогда во время кризиса ликвидности было негде, да и ставки по минфиновским займам были щадящие – всего ¼ от ставки рефинансирования.

Но все равно 7 лет эта негативная кредитная оценка влияла и продолжает влиять на восприятие нашей республики со стороны иностранных инвесторов. Так уж устроено, что рейтинговые оценки влияют на установление ставок дисконтирования, по которым вычисляются предполагаемые стоимости проектов, планируемых иностранными инвесторами в Татарстане. Шутка ли, риск ведения бизнеса в Татарстане на три ступени рейтинга рискованнее, чем в России. Да, кстати, и другие заемщики в нашей республике ограничены ее квазисуверенным «потолком» в виде низкого кредитного рейтинга.

В ВОЗДУХЕ ПАХНЕТ ОБЛИГАЦИОННОЙ ВЕСНОЙ

И вот, активизация! Визиты ведущих аналитиков, встречи на уровне первого вице-премьера РТ, презентации экономического потенциала республики... Процесс пошел! По сведениям, полученным нами из надежных источников, такая активизация в деле укрепления кредитного рейтинга Республики Татарстан вызвана планами реструктуризации выплат по бюджетным кредитам в 2012 году (ожидается выплата 23,4 млрд. рублей; см. нашу статью "Кризис, Универсиада и долги. Часть 2-я").

Чтобы рефинансировать такие выплаты, планируется занять на открытом облигационном рынке сумму около 20 млрд. рублей. Планы о реализации такого займа просачивались наружу еще в декабре 2011 года в ходе переговоров правительства РТ с аффилированной группой "Уралсиб" инвестиционной компании "Уралсиб кэпитал". Только сумма фигурировала в размере 10 млрд. рублей. Но, как сообщают наши источники, есть предложения и от других инвестбанков. Пока позиция правительства РТ по вопросу эмиссии зависит от возможности дальнейшей пролонгации выплат в 2012 году бюджетных кредитов на другие, более позднее сроки. Но, на наш взгляд, надежды на такую щедрость со стороны федерального правительства выглядят пока призрачно. Центр занял жесткие позиции по сворачиванию программы бюджетных кредитов, достигших объема в 1 трлн. рублей. С 2011 года ставка по таким кредитам повышена в два раза. Разговоры первых лиц о бюджетном и налоговом «маневре» и размер щедрых предвыборных обещаний обязательно приведут к ужесточению политики бюджетного кредитования регионов. Да и, собственно, кредитование региональных бюджетов минфином России не является типичной бюджетной функцией. Этим должны заниматься банки и инвесторы-держатели облигаций. Так что хочешь-не хочешь, а бюджетные кредиты в 2012 году отдавать придется, несмотря на ранее предоставленные поблажки (в 2011 году выплаты бюджетных кредитов в размере 5,6 млрд. рублей были перенесены на 2012 год). Логика поблажек тогда была понятна – выборы. После них надо реализовывать предвыборные обещания.

ТАКОЙ НЕСВОЕВРЕМЕННЫЙ ПЕССИМИЗМ

Так что неудивительна та взаимная активизация со стороны Moody's и наших властей. Плохо только то, что время такой активизации уж очень неподходящее. Рейтинговые агентства обожглись на финансовом кризисе 2008 - 2009 года и теперь «дуют на воду». Другими словами, пессимистично оценивают сложившуюся экономическую ситуацию.

Так на днях агентство Moody’s Investors Service поместило в список на пересмотр в сторону понижения рейтинги 17 крупнейших мировых банков. В список попали Bank of America, Citigroup, Goldman Sachs, JPMorgan Chase, Morgan Stanley, Royal Bank of Canada. Также понижение грозит рейтингам Credit Suisse, Macquarie, Nomura, UBS, об их помещении на пересмотр агентство сообщало ранее. 15 февраля в пресс-релизе Moody’s было сказано, что анализ этих четырех банков продолжается.

Еще семь крупных банков попали в число 114 европейских банковских групп, о пересмотре рейтингов которых Moody’s объявило 15 февраля чуть ранее. Это Barclays, BNP Paribas, Credit Agricole, Deutsche Bank, HSBC, Royal Bank of Scotland, Societe Generale. В пресс-релизе говорится, что все эти банки столкнулись с рядом трудностей, среди которых - увеличение кредитных спредов, ужесточение финансового законодательства, ухудшение операционной среды. Все это, а также неустойчивость доверия инвесторов снижают вероятность роста прибыли в долгосрочной перспективе, отмечают в Moody’s.

Это решение в Moody’s объясняют тем, что сохраняющееся негативное влияние кризиса еврозоны усложняет операционную среду для банков. Также там отметили, что по-прежнему ухудшается кредитоспособность европейских стран. Все это сводит на нет попытки отдельных государств стимулировать банковский сектор, говорится в пресс-релизе агентства.

Такой же пессимизм рейтинговые агентства распространяют и на Россию. Например, рейтинговое агентство Standard&Poor’s ожидает роста ВВП России в 2012 году. Всего на 3,5%. «После 4,2% роста в 2011 г. мы считаем, что снижение [темпа экономического развития России] приведет к росту всего на 3,5% по итогам всего 2012 года», — говорится в релизе. Это выше прогноза МВФ (3,3%), но ниже прогноза минэкономразвития в 3,7%.

Так что рутинное изменение оценок Moody’s в отношении нашей республики в более благоприятную категорию выглядит в ближайшее время маловероятным. Только очень-очень упорная работа, похожая на волшебство, может улучшить взгляд на Татарстан у рейтинговых пессимистов.