Самая противоречивая ситуация в бюджетных финансах, как известно, сложилась с высоким уровнем государственного долга Республики Татарстан.
Рассмотрим пятерку самых занимающих регионов страны по состоянию на начало года и 1 декабря 2011 года. Как видно из таблицы, Татарстан занимает не только «почетное» третье место среди 83–х субъектов Федерации, но и в отличие от других «призеров» продолжает стремительно наращивать долги.
В тыс. руб.
Регион |
на 01.01.2011 |
на 01.12.2011 |
Изменение |
Изменение отн. |
---|---|---|---|---|
г. Москва |
299 250 967,0 |
246 021 469,2 |
-53 229 497,8 |
-17,8% |
Московская область |
146 846 897,9 |
96 141 703,7 |
-50 705 194,2 |
-34,5% |
Республика Татарстан |
57 808 703,8 |
80 030 165,0 |
22 221 461,2 |
38,4% |
Нижегородская область |
26 775 373,7 |
25 053 265,0 |
-1 722 108,7 |
-6,4% |
Самарская область |
25 294 577,7 |
32 980 058,4 |
7 685 480,7 |
30,4% |
Из чего состоит госдолг Республики Татарстан?
По состоянию на 01.01.2012 г. складывается следующее:
Государственный долг Республики Татарстан
Вид обязательства |
Объем долговых обязательств, млрд. руб. |
|
---|---|---|
1 |
Бюджетные кредиты, привлеченные в бюджет Республики Татарстан из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации |
59,8 |
2 |
Государственные гарантии Республики Татарстан, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации |
13,0 |
3 |
Государственные гарантии Республики Татарстан, предоставленные Российской Федерации в иностранной валюте |
7,4 |
Итого долг Республики Татарстан |
80,3 |
Раскроем составные компоненты долга:
1) статья " Государственные гарантии Республики Татарстан, предоставленные Российской Федерации в иностранной валюте " в сумме 7,4 млрд. рублей - это в основном гарантии перед правительством Российской Федерации на сумму 16513 млн. яп. иен в рамках мирового соглашения №А65-28819/2005-СГ1-10, выданные за ОАО "КАМАЗ" в 2005 году. После пожара на заводе двигателей было закуплено японское оборудование за счет российского бюджета. Теперь КАМАЗ будет расплачиваться по нему равными долями до 2035 года, т.е. по 550 млн. яп. иен (или 216 млн. рублей по текущему курсу) ежегодно. Соответственно такими же темпами будет списываться гарантия. Для КАМАЗА ситуация комфортная, и поэтому данную сумму можно считать условно постоянной на ближайшие годы.
2) статья "Государственные гарантии Республики Татарстан, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации " на сумму 13 млрд. рублей тоже тянется с 2006 года. "Связьинвестнефтехим" (СИНХ), являясь держателем крупных госпакетов республики, выпустил еврооблигации на $250 млн. сроком до 2015 года. Правительство РТ гарантировало выпуск. Полученные от инвесторов деньги СИНХ переправил в "АК БАРС" Банк, а тот, в свою очередь, разместил их частично в ТАНЕКО и в выдачу ипотечных и связанных с этим делом кредитов. И это тоже долгая история. С вероятностью в 99% можно утверждать, что в 2015 году будет произведено рефинансирование выпуска с возобновлением гарантии (это же еврооблигации, кто же их гасит-то!).
3) самая крупная статья - "Бюджетные кредиты, привлеченные в бюджет Республики Татарстан из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации ".
Рассмотрим статью "бюджетные кредиты" (на 01.01.2012 год = 59,8 млрд. рублей). С одной стороны, удивительно, что такая большая масса бюджетных кредитов была набрана с нуля за какие-то последние три года. Но, с другой стороны, вспомним, что это было за время – время острой фазы мирового кризиса…
История наращивания долга (в млрд. руб.)
|
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
---|---|---|---|---|
Остаток бюджетных кредитов на начало года |
0 |
2,4 |
17,5 |
38,0 |
Получено бюджетных кредитов |
5,6 |
17,6 |
20,5 |
21,8 |
Погашено бюджетных кредитов |
3,2 |
2,5 |
5,5 |
0 |
Остаток бюджетных кредитов на конец года |
2,4 |
17,5 |
38,0 |
59,8 |
Напомним, что в ходе недавнего визита 24 декабря 2011 главы минфина РФ Антона Силуанова совместно с нашим правительством было достигнуто беспрецедентное соглашение об отсрочке (переносе выплат) обязательных в 2011 году погашений бюджетных кредитов на сумму 5,6 млрд. рублей. Эта сумма переносится на 2012 год. Это соглашение удивительно тем, что не только впервые применено к российскому региону, но и тем, что российские чиновники не испугались возможных просьб со стороны других регионов о таких отсрочках. А это может вылиться в гигантские суммы, ведь совокупная задолженность регионов по бюджетным кредитам составляет чуть более 1 трлн. рублей. Все это наглядно показывает и мощь лоббистского ресурса нашей республики, и то, какое внимание уделяет Москва ее проблемам.
Как видно из таблицы, за последние два года (далеко уже не самых кризисных, но надо иметь в виду еще один фактор – подготовку к Универсиаде) была набрана основная масса кредитов.
Попытаемся спрогнозировать нашу долговую нагрузку на ближайшее время.
Будем исходить из (пессимистического) предположения, что минфин РФ не позволит провести реструктуризацию выплат 2012 года на сумму 17,6 млрд. рублей (о причинах такого решения читайте ниже), и бюджет будет оставаться дефицитным еще в 2012 и 2013 годах (нет источника гашения ссуд).
Чтобы погасить долги 2012 года, необходимо привлечь столько же (если, конечно, минфин РФ даст).
Кроме того, необходимо помнить о трехлетнем сроке бюджетных кредитов.
2012 | 2013 | 2014 | |
---|---|---|---|
Остаток на начало года | 59,8 | 59,8 | 59,8 |
Получить бюджетные кредиты | 23,2 | 20,5 | 21,8 |
Выплатить бюджетные кредиты | 23,2 | 20,5 | 21,8 |
Остаток на конец года | 59,8 | 59,8 | 59,8 |
Из таблицы видно, что даже реструктуризация выплат 2011 года не решает последующих проблем. Кроме того, мы должны привлекать новые бюджетные кредиты только для отдачи старых. И не помышлять более о других целевых назначениях, что будет тяжело (вошло в практику). Кстати, наш анализ показывает, что республика в ближайшее время, скорее всего, предпримет выпуск облигаций – что будет и дешевле, и технологичнее, и политически корректнее…
В следующей публикации аналитического центра «БИЗНЕС Online» мы расскажем о мифах и реалиях бюджетного федерализма в России, о финансовых взаимоотношениях Казани и Москвы.
Часть 1-я: Татарстанская казна: каков ее «навес»?
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 8
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.