«У СУДНА БЫЛ КРЕН. НО МЫ НЕ ОБРАЩАЛИ НА ЭТО ВНИМАНИЕ»

У многих с самого начала возникал вопрос, почему теплоход «Булгария» не подал сигнал бедствия. Радист затонувшего теплохода Ринат Габидинов в своих свидетельских показаниях не только в подробностях вспоминает, почему он не смог наладить связь на корабле, но и рассказывает, каковы были последние действия капитана судна:

«В начале мая 2011 года я устроился на дизель-электроход «Булгария» на должность радиста, со мной был заключен официальный трудовой договор. В мои обязанности входило обеспечение судна радиосвязью. При приеме на работу со мной проводился инструктаж по технике безопасности. Я знал о том, что у судна не работает один дизельный двигатель, но его ремонт в мои должностные обязанности не входит, возможно, у судна имелись и другие технические неисправности, но я об этом осведомлен не был, так как это не входило в мои должностные обязанности. Также у судна имелся крен на правый борт, но мы не обращали на это внимания».

<…>

«В 12 часов 00 минут на вахту заступил капитан. Передававшийся в это время прогноз погоды он внимательно выслушал. По моему мнению, он был удовлетворен прогнозом погоды. Записав на мобильный телефон данный прогноз, я сказал, что пошел в радиорубку. На память я помню, что в прогнозе погоды передавалось, что скорость ветра с порывами до 18 м/секунду. В 12 часов 20 минут начался сильный дождь и подул сильный ветер. В этот момент я услышал голос капитана: «Всем срочно перейти на левый борт!». Его крик меня напугал и привел в чувство. Зайдя в радиорубку, я включил микрофон, чтобы повторить команду капитана по трансляции, но оказалось, что судно уже обесточено. В это время из рубки по коридору вниз пробегал по моему предположению рулевой. Я почувствовал сильный крен на правый борт. Я вышел из радиорубки, зацепился руками за феера шлюпочной палубы левого борта, выполняя последний приказ капитана, который вышел из рубки на левый борт, посмотрел вниз и снова зашел. Судно кренило все больше. С места стали срываться алюминиевые плоты и другие предметы, которые находились на борту судна».

«ИЗ ДВИГАТЕЛЯ ВЫРВАЛИСЬ ЯЗЫКИ ПЛАМЕНИ»

Старший механик ООО «Арго Реч Тур» Константин Пузанков, выживший в страшной катастрофе, представлял немалый интерес для следствия. Об этом говорит хотя бы тот факт, что на его допросе присутствовал замминистра транспорта РФ Виктор Олерский. Вот что рассказал старший механик следствию:

«В мае или июне 2011 года, точное время я не помню, «Булгария» находилась в затоне г. Перми на судоремонтной базе имени Дзержинского (Нижняя Курья) на ремонте, однако вместо капитального ремонта сделали косметический ремонт, хотя двигатели по часам свой режим отработали. Находясь на теплоходе «Булгария», капитан Островский А.Б. позвал к себе в каюту и дал мне пустые бланки документов, чтобы я поставил подпись, что судно готово к эксплуатации. Документы были похожи на акты выполненных работ, чьих-либо подписей на них не было. 15.06.2011 примерно в 17 часов мы пошли в рейс в г. Казань. В рейс вышел только состав экипажа. Идя в Казань, «Булгария» стала ломаться почти каждый день. Поломки были различными – в основном в машинном отделении».

08.07.2011 года, когда мы плыли из Зеленодольска в Казань, левый двигатель «Булгарии» сломался в результате обрыва подшипника второго цилиндра. В 22 часа я доложил о поломке первому помощнику капитана, а он уже должен был передать дальше. После поломки левого двигателя я заглушил его, и с мотористами стал разбирать. По ходу разборки двигателя из него вырвались языки огня, которые мы тушили.

09.07.2011 года по прибытию в Казань капитаном корабля Островским А.Б. и директором ресторана по имени Роман <…> было доложено о поломке левого главного двигателя руководству ООО «Арго Реч Тур» Инякиной Светлане Григорьевне. Примерно в 09 часов на судно прибыла Инякина С.Г. и, спросив о произошедшем, позвонила специалисту, который находился в Казани. Примерно в 10 часов приехал специалист (данных его я не знаю) и, посмотрев двигатель, определил, что своими силами мы не сможем отремонтировать двигатель и необходимо судно отогнать на завод, чтобы произвести ремонт в заводских условиях.

СТАРШИЙ МЕХАНИК ОТКАЗЫВАЛСЯ ПЛЫТЬ НА «БУЛГАРИИ»

После того, как я узнал, что двигатель невозможно сделать своими силами, я подошел к капитану и сказал ему, что на одном двигателе в рейс не пойду, и попросил его отдать мои документы, но документы он не отдал. Затем в 21 час 09.07.2011 года мы вышли в рейс по маршруту Казань – Болгар – Казань. Отходя от причала, я сказал капитану Островскому А.Б., что напишу рапорт, чтобы с меня сняли ответственность на тот случай, если что-то произойдет с судном, но Островский А.Б. ничего вразумительного мне не сказал. На одном двигателе в рейс идти я отказывался, так как было передано штормовое предупреждение с Чувашской МЧС».

Однако Пузанков все же оказался на борту теплохода и был на нем до самого конца. Та часть воспоминаний старшего механика, которая касается момента крушения, говорит сама за себя:

«Отплывая из Болгар, я и моторист Эдик находились в машинном отделении, я проверял приборы и датчики, а Эдика отправил закачать топливо из основной цистерны в расходную цистерну, с которой берет топливо двигатель. Эдик ушел в кладовую к основной цистерне, в которой находился погружной насос, и включил его, чтобы закачать топливо. Затем ко мне подошел Эдик и сказал, что в расходную цистерну топливо не поступает. Эдика я оставил в машинном отделении, а сам пошел посмотреть погружной насос, который находится в основной цистерне. <…> Взяв канистру в руки, я почувствовал резкий толчок вперед и сильный крен вправо. Бросив канистру, я побежал в машинное отделение, зайдя туда, я увидел, что через иллюминаторы в машинное отделение поступает вода. Я успел закрыть три иллюминатора. Вода попала на генератор, и он отключился, в результате чего погас свет. Затем я подошел к главному двигателю и заглушил его, так как крен был очень сильный, и в машинное отделение поступала вода через иллюминаторы, которые я не успел закрыть. Заглушив двигатель, я побежал к себе в каюту, чтобы взять жилет, но дверь не открылась, и я побежал на верхние палубы. Когда я бежал на верхние палубы, крен на правый борт стал еще сильнее. Поднимаясь на верхнюю палубу, я помог двум женщинам и повару, которые спрыгнули с корабля, а я сам сразу поплыл, стоя на палубе корабля. Отплыв на какое-то расстояние, я обернулся и увидел, что теплоход находится над водой в перевернутом состоянии, и сразу же пошел дно. Отплыв подальше от теплохода, чтобы не затянуло меня воронкой, я увидел, что на воде плавают плоты».

…В ближайшее время газета «БИЗНЕС Online» продолжит публикацию свидетельских показаний пострадавших пассажиров «Булгарии» и членов ее экипажа.