МОБИЛЬНИК И СОЦСЕТИ
Вчера в казанском IТ-парке прошла международная конференция-семинар по современным технологиям обучения и внедрению системы электронного обучения или, как ее сейчас модно называть, e-learning. Спикерами выступили западные специалисты: Гарри Тьюбен - менеджер по СНГ и Восточной Европе компании Blackboard Inc. (один из международных лидеров в этом сегменте), Дэвид Льюис - руководитель департамента комбинированного обучения университета Glamorgan (Великобритания), и Пабло Ланга - ведущий консультант/архитектор Blackboard Inc.
Сам термин e-learning возник на Западе, является производным от английского Electronic Learning и означает систему электронного обучения. В это емкое понятие входит электронное обучение, дистанционное обучение, обучение с применением компьютеров, сетевое обучение, виртуальное обучение, обучение при помощи информационных, электронных технологий.
Один из основных докладчиков Тьюбен отметил, что главный вопрос, которым должны задаваться преподаватели перед использованием средств e-learning: «Почему я должен использовать это?». По его словам, основные проблемы большинства вузов в российских регионах - отсутствие взаимодействия с производствами, а также закрытость ученых от иностранных коллег. Западный гость считает, что россиян, конечно же, спасут системы e-learning, позволяющие создавать онлайн-классы, интегрировать учебный процесс даже в соцсети, отслеживать оценки, использовать интерактивный цифровой контент вместо учебников и даже использовать в обучении мобильные телефоны.
КЛАССИЧЕСКИМ ВУЗАМ ПОДСПОРЬЕ
Иллюстрируя возможности электронных систем обучения, Тьюбен привел в пример Штаты. Так, одному из университетов в Новом Орлеане после катастрофы, вызванной ураганом «Катрин», электронное обучение помогло сохранить 87% студентов. Кроме этого, например, за рубежом такая система помогает экономить миллионы средств, проводя вузовские конференции в режиме онлайн, - это широко используется в Америке.
На вопрос из зала, не уничтожит ли электронное образование такой социальный институт, как собственно вуз, Тьюбен ответил, что беспокоиться не нужно: «Это современная тенденция, и она лишь позволяет укрепить данный институт. Это то же самое, как использование Facebook или Twitter для того, чтобы быть на связи с близкими людьми».
Замминистра образования РТ Андрей Поминов считает, что применение информационных и коммуникационных технологий поможет преодолеть кризис в системе образования |
SMS-КА СТУДЕНТАМ
Михаил Васильев - руководитель проектов группы компаний VP Group, в своем выступлении говорил про глобальные тренды в современной системе обучения. Это корпоративные слияния вендоров, предоставляющих платформы для e-learning (лидером является Blackboard Inc. – 60 - 70% рынка, далее идут Moodle, Desire2Learn и др.), сегментация рынка, современные решения в области коммуникаций (использование соцсетей, мобильных устройств в обучении) и т.д.
Современные решения, например, позволяют настроить систему, установленную в вузе, так, чтобы она сама могла проверить достаточность объема диплома студента, процент плагиата в тексте, а затем отправила студенту sms о полученных данных: переписать работу, увеличить объем и т.д. Кроме того, подобная система может позволить вузу сохранять связь с выпускниками путем занесения данных в базу.
Интересными являются и такие решения, как контроль посещаемости студентов с помощью карточек с фото студентов. Однако такой сервис предполагает сложную дорогостоящую систему с установкой камер видеонаблюдения, дверных считывающих устройств, поэтому в России не распространен… Чему, наверняка, тихо радуются наши студенты.
Васильев рассказал, что объем рынка решений в США к 2011 году составил $1,5 миллиарда. Для России данных по рынку нет, т.к. агентства пока не проводили соответствующие исследования. Кроме того, более 50% рынка составляют потребители в США, поэтому Россия в этом плане пока не является законодательницей трендов.
КФУ И КАИ В ПИОНЕРАХ
По словам Васильева, в России систему Blackboard Inc. используют СПБГУ, ЛГУ им. Пушкина, КНИТУ-КАИ, Петрозаводский государственный университет и ИКМ ВШЭ. В пресс-службе КНИТУ-КАИ газете «БИЗНЕС Online» подтвердили использование данной системы. Правда, дистанционное обучение внедрено на факультете довузовской подготовки, т.е. обучение абитуриентов. Также разработаны и внедрены в учебный процесс учебно-методические комплексы для технических и гуманитарных дисциплин.
В КФУ журналисту «БИЗНЕС Online» рассказали, что сегодня в вузе представлены все направления применения информационных и коммуникационных технологий в образовании e-learning. Казанский университет использует дистанционные технологии для обучения уже с 2008 года. Здесь применяется платформа LMS Moodle (LMS – система управления учебной деятельностью, используется для разработки, управления и распространения учебных онлайн-материалов с обеспечением совместного доступа). «Более 200 курсов создано преподавателями КФУ и активно используются в учебном процессе. После присоединения ТГГПУ и КГФЭИ в копилку электронных образовательных ресурсов добавились ещё более 100 курсов», - сообщили в КФУ.
Участников конференции интересовал вопрос, не уничтожит ли электронное образование такой социальный институт, как собственно вуз |
«РОССИЙСКИЕ ВУЗЫ ВЫБРАЛИ НЕ САМУЮ УДАЧНУЮ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ»
Своим мнением об идеях, прозвучавших на семинаре, с газетой «БИЗНЕС Online» поделились эксперты.
Михаил Васильев - руководитель проектов группы компаний VP Group:
- Российские вузы по количественному выражению пока больше используют отечественные установки. Однако российские системы локальны и нигде за рубежом, как правило, не используются. Мы делали опрос среди наших потенциальных заказчиков. Из информации тех вузов, которые ответили, следует, что 50 - 60 процентов университетов хотят развивать у себя систему e-learning. И только пять процентов ответили, что используют либо другую систему – свою разработку или какую-нибудь коммерческую. Вот, например, в СПБГУ (самый богатый университет в России) приобрели пять модулей системы Blackboard Inc. для высшей школы менеджмента. И мы признаем, что даже в этом университете возникают некоторые проблемы при внедрении системы. Однако не нужно ее бояться. Она может заменить лишь тех преподавателей, которые не представляют никакой ценности, не имеют собственных методик в обучении. Некоторые вузы боятся, что при глобальной сети для образования их материалы растащат. Однако можно защитить эти материалы, авторские права.
Светлана Павлова - генеральный директор компании «Дистанционный репетитор» (интернет-сообщество преподавателей дистанционного обучения, Москва):
- К сожалению, российские вузы выбрали не самую удачную модель дистанционного обучения – дистанционные курсы, рассчитанные на самообучение с периодическим контролем со стороны преподавателя. Чем плоха эта модель? Учиться в режиме самообучения могут высоко мотивированные люди, а таких единицы. Выстроенные таким образом курсы не работают, в результате складывается негативное отношение к дистанционному обучению в целом.
Мы считаем, что самая оптимальная модель онлайн обучения – это отнюдь не только пресловутые лекции-вебинары, которые сейчас становятся популярными, а активное взаимодействие между учащимися и преподавателями. Именно при таком подходе достигается максимальный эффект.
Учебным заведениям использование дистанционного обучения дает замечательную возможность изменить «знаниевый» подход в образовании на компетентностный. В дистанционном обучении преподаватель перестает быть источником информации, становится проводником в неизведанный мир. Но преподавателям сложно отойти от традиционных форм, избавиться от привычных стереотипов, заменить лекции-семинары на постоянное активное сетевое сотворчество. Сдерживает и отсутствие ИКТ-компетенций.
Догонять или слепо копировать зарубежный опыт бессмысленно, не все будет работать у нас. Громкие слова, но у России свой путь, особенности нашего менталитета, наши привычки, уровень мотивации заставляют искать другие формы. Опыт нашей работы с преподавателями всей России показывает, что истинных творческих педагогов-энтузиастов потрясающе много. Когда они делятся своими находками друг с другом, проводят открытые дистанционные уроки, мы двигаемся вперед, развиваем дистанционное обучение в России. Это еще не семимильные шаги, но очень скоро, я уверена, дистанционное обучение станет одним из ведущих в российской системе образования. Кризис российской системы образования можно преодолеть, в том числе с помощью дистанционного обучения.
Справка Компания Vertical Portals (VP Group) Основана в 2004 году. Компания осваивает новые направления в сфере управленческих и информационных технологий. За время существования компания стала ведущим системным интегратором в области информатизации образовательных учреждений, лидером в области информационного обеспечения промышленных предприятий, заняла ведущую позицию в области планирования и диспетчеризации логистических потоков. Blackboard Inc. Публичная компания, зарегистрированная на бирже NASDAQ (с 2004 года), компания с правовой формой ОАО зарегистрирована в штате Washington, D.C. в США. Blackboard Inc. первоначально создана слиянием двух компаний: CourseInfo LLC (Daniel Cane и Stephen Gilfus), и Blackboard LLC (Michael Chasen и Matthew Pittinsky). Начиная с 1997 года, компания работала как консалтинговая в альянсе с некоммерческой организацией IMS Global Learning Consortium. В 1998 года компания объединилась с CourseInfo LLC – компанией, занимающейся разработкой ПО для образовательной деятельности Cornell University. Первая линия собственного ПО для СДО (e-learning) называлась Blackboard CourseInfo вплоть до 2000 года. В настоящее время более 3700 образовательных учреждений используют продукты Blackboard в более чем 60 странах. |
Андрей Поминов-замминистра образования. можете написать что выступил с приветственным словом
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 23
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.