В государственных и муниципальных закупках случаются ошибки или прямые нарушения прав участников торгов. Для защиты своих законных интересов они могут обратиться в ФАС России.
Участники госзакупок различаются по статусу, от этого зависит возможность подачи жалобы и допустимый предмет обжалования.
Жалобу в ФАС вправе подать ИП и организации, которые:
- Хотят подать заявку на участие в конкретной процедуре закупки, но не могут этого сделать из-за допущенных оператором ЭТП или заказчиком нарушений.
- Участвуют или участвовали в закупке, но столкнулись с нарушением своих прав и интересов и из-за этого не смогли победить.
- Получили право на заключение контракта, но не смогли этого сделать, так как заказчик неправомерно отказался от сделки или допустил иные нарушения.
- Являются исполнителями (подрядчиками, поставщиками) по контракту и столкнулись с нарушениями своих прав со стороны заказчика, которые можно обжаловать в ФАС.
Основания для жалобы в ФАС
По общему правилу, поводом для жалобы в ФАС может быть любое нарушение законодательства о закупках и (или) о защите конкуренции, которое приводит к нарушению прав или интересов участника торгов. Нарушителями могут быть оператор ЭТП, заказчик и другие участники или участник торгов, а также указанные лица, действующие в сговоре.
Основные причины жалоб — недобросовестная конкуренция, сговор на торгах, коррупционный характер торгов, использование разных «схем» для победы нужного участника.
Предметом жалобы, как правило, становятся:
- условия закупки, закупочная документация, требования к участникам;
- проект контракта;
- поведение заказчика, которое нарушает закон или положения закупочной документации;
- неправомерное поведение других участников или участника закупки;
- нарушения со стороны оператора ЭТП.
Как подготовить и подать жалобу
Жалобу составляют и подают в бумажном или электронном виде. Учитывая, что каждый участник торгов обязан получить электронную подпись, как правило, жалобы в ФАС подают в электронном виде, подписывая имеющейся УКЭП, — быстрый способ добиться защиты своих прав.
Квалифицированные сертификаты электронной подписи для госзакупок выдают аккредитованные удостоверяющие центры, к которым относится компания «Инфотекс Интернет Траст».
Перед обращением определяют, в какой именно орган адресовать жалобу (центральный аппарат ФАС или территориальное подразделение в регионе), не пропущен ли срок обжалования, что именно будет предметом жалобы, какой будет правовая позиция заявителя и чем она будет подтверждаться. Структура и содержание жалобы стандартны для обращений этого вида в государственные органы.
ФАС и УФАС обычно рассматривают жалобу в течение пяти дней и ещё в течение трёх дней выносят решение. Его можно обжаловать в суде.