«Повар — это художник. Он и философ, и педагог, и стоящий возле раскаленной плиты металлург. В поварском деле важны навыки всех профессий», — говорил легендарный татарский шеф-повар Юнус Ахметзянов, которому 28 февраля исполнилось бы 95 лет. Сооснователь Дома татарской кулинарии и первый повар на кухне кафе «Сказка» вряд ли мог предполагать, что в XXI веке в список этих навыков добавятся видеосъемка и продвижение в соцсетях. Благодаря популяризаторам национальной кухни Татарстана дело Ахметзянова приобрело новый размах. О том, как блогером стал повар Минниханова, зачем TikTok татарской бабушке и сколько можно заработать на монетизации рецептов, — в рейтинге фуд-блогеров «БИЗНЕС Online».
В честь легендарного татарского шеф-повара Юнуса Ахметзянова, которому 28 февраля исполнилось бы 95 лет, «БИЗНЕС Online» отобрал 30 кулинаров, которые прославляют татарскую кухню в интернете
«Люди внезапно начинают любить Салавата и ностальгировать по детству»
Этот текст можно назвать «Прощание с „Инстаграмом“», который должен быть заблокирован в России уже сегодня ночью, будем надеяться, что герои нашего материала успеют перейти на другие, легальные платформы. Ведь пандемия и локдаун породили огромное количество фуд-блогеров — поваров, которые снимают видео о своих кулинарных опусах и выкладывают их в соцсети. А последние политические события, уход из страны зарубежного фастфуда наверняка привлекут к этой теме еще больше внимания. «Взлетело очень много онлайн-бизнесов. Одни делали, другие смотрели», — рассказала корреспонденту «БИЗНЕС Online» основательница SMM-агентства Fragency Регина Фасхеева. Еще одна причина популярности фуд-блогов — низкий порог входа в отрасль. «Становится все проще снимать качественный контент», — отметила собеседница издания. Наконец приготовление блюд дома стало очень популярным досугом. Фантазия, как правило, заканчивается очень быстро, вот тогда-то и приходят на помощь фуд-блогеры. «Самое простое — подписаться на кого-то, чьи вкусы более-менее близки, и следить за новыми рецептами в ленте», — говорит Фасхеева.
Немалая часть запросов в сети связана с национальными блюдами. Спрос на татарскую кухню формируют преимущественно сами татары, покинувшие историческую родину. «Люди внезапно начинают любить Салавата и ностальгировать по детству, дому, кухне. Начинают говорить на татарском и готовить национальную кухню», — рассказала она. Татарские фуд-блогеры формируют специфический сегмент рекламного рынка регионального бизнеса, но его размеры трудно оценить.
Главный татарский кулинар всех времен родился 28 февраля 1927 года. В системе общепита он начал работать в 1942-м и посвятил ей следующие 42 года жизни. В качестве хобби он собирал народные татарские рецепты, придумывал свои и в 1980-х выступил соавтором популярной книги о национальной кухне — «Татар халык ашлары» (была издана в 1985 году), которая знакома почти каждому жителю Татарстана. Ахметзянов неоднократно представлял эчпочмаки на ВДНХ СССР и обслуживал Олимпиаду-80 в Москве, участвовал в Лейпцигской ярмарке в ГДР. С 1969-го он возглавлял кухню в Доме татарской кулинарии в Казани и заложил основу меню легендарного кафе «Сказка» на Баумана. В год его 90-летия увидела свет книга «Певец вкусной еды Юнус Ахметзянов».
Что о кулинарных блогах с татарскими рецептами думает нынешний бренд-шеф кафе «Сказка» Андрей Саховский, продолжатель традиций главного татарского кулинара Юнуса Ахметзянова? «Хорошо, что люди интересуются татарской кухней. Значит, есть публика, которой это интересно», — заявил он. По его мнению, когда молодежь рассказывает о национальных блюдах на молодежных платформах, таких как TikTok и YouTube, она показывает всему миру, что татарская кухня есть, она несложна в исполнении. Шеф посоветовал коллегам уделять больше внимания происхождению блюд, хотя бы в текстовом описании видео.
Андрей Саховский — продолжатель традиций главного татарского кулинара Юнуса Ахметзянова: «Хорошо, что люди интересуются татарской кухней. Значит, есть публика, которой это интересно»
«Я самовыражаюсь как профессионал в ресторане, на кухне и в зале, общаясь с гостями. А кто-то самовыражается путем блога, — подчеркнул Саховский разницу между трудом шеф-повара и фуд-блогера. — Когда-то Юнус Ахметзянов тоже делал новые вещи. Были бы у него доступные сейчас технологии — татарская кухня стала бы другой». Среди нарастающих трендов татарской кулинарии Саховский отметил популяризацию речной рыбы (щука, судак), полбы и появление салатов с типичными национальными ингредиентами — например вяленым гусем.
«Рецепты Юнуса Ахметзянова не всем покажутся правильными, — полагает блогер-кулинар Айрат Ахметзянов (не родственник именитого шефа). — Допустим, у человека бабушка готовила эчпочмаки не со сливочным маслом, а с маргарином. И он будет считать правильным только этот рецепт, его не переубедишь. Какой Юнус Ахметзянов, что он там выдумал?» В пример он привел азу по-татарски, видео о котором набрало 2,1 млн просмотров в «Инстаграме»: в комментариях зрители отмечали, что кто-то добавляет томатную пасту, кто-то предварительно обжаривает картошку.
По мнению Ахметзянова, блог только о татарской кухне вряд ли имел бы популярность. «Я 8 месяцев назад в „Пирамиде“ делал меню по книге Ахметзянова. Скучные и очень сложные рецепты. Их технически трудно воспроизвести для блога и уместить в одну минуту», — добавил блогер. «Национальные кухни дают какие-то ограничения. Татарской присуще отварное, тушеное мясо, мучное — и все, по сути. Все это приготовил, а потом что делать?» — задается вопросом фуд-блогер Фаиль Ризатдинов. Выходом может стать креатив на основе татарских рецептов, считает он. «Я думаю, можно сделать татарские пиццу, бургеры, картошку фри, а лучше создать блог с разными кухнями мира», — подчеркнул кулинар.
Также он считает, что только на повторении популярных рецептов блог не удержать. «Нужно быть более креативным. 50 процентов блогеров одинаковые, и, если попасть в это скопление, оттуда уже не выбраться. Нельзя делать только хайповые рецепты, нужно быть индивидуальным и самому создавать хайп», — считает Ризатдинов.
У фуд-блогеров три способа заработать: монетизация, рекламная интеграция и продажа собственных услуг. В среднем рекламодатели тратят на пост у блогера 15–20 тыс. рублей
Как монетизируются татарские повара?
У фуд-блогеров три способа заработать на контенте: монетизация за привлеченный трафик от соцсетей (платформа поощряет автора за счет рекламы, которую удается показать зрителям, или из специальных фондов поддержки «криэйторов»), рекламная интеграция и продажа собственных услуг. По оценке Фасхеевой, в среднем рекламодатели тратят на пост у блогера 15–20 тыс. рублей, без учета промелькнувшей в видео продукции.
Ахметзянов говорит, что за неполные два года работы онлайн ему удалось выйти на стабильный доход от монетизации блогов. Публикация контента на YouTube, в TikTok, «Яндекс.Дзене» и Llike (еще один сервис с короткими видео) до недавних пор приносила ему приблизительно 100 тыс. рублей в месяц. Причем блогер почти не заметил падения доходов с началом ограничений, введенных соцсетями на фоне военной спецоперации России на Украине. Потеряв возможность публиковаться в TikTok, Ахметзянов сфокусировался на «Яндекс.Дзене» — помимо рекламы, площадка начала поощрять своих авторов и за взаимодействие с подписчиками. Также он считает перспективной работу с «ВКонтакте» и Yappy (аналог TikTok от «Газпром-медиа»).
Одно из условий монетизации — выполнение определенных требований к контенту, в которые не всегда удается вписаться. Так, Ризатдинов не полагается на пассивный доход, а рассчитывает только на рекламодателей. «Точного прайса на услуги блогеров нет, каждый оценивает свой труд по-разному. 10 тысяч рублей — очень мало, я начинаю от 50. Реклама должна стоить дорого», — озвучил он условия сотрудничества.
За рекламой к фуд-блогерам чаще всего обращаются производители продуктов питания, кухонного оборудования. Однако некоторые блоги посвящены продвижению именно своего продукта — немало кулинаров продают выпечку и десерты, обучают непростому искусству онлайн или офлайн.
В честь 95-летия Юнуса Ахметзянова «БИЗНЕС Online» отобрал 30 кулинаров, которые прославляют татарскую кухню в интернете. Минимальный порог входа в рейтинг — не менее чем 10 тыс. подписчиков в какой-либо соцсети и соразмерное количество просмотров/лайков.
Редакция не рассматривает рейтинг как истину в последней инстанции. Это лишь набор отдельных людей, связавших свою жизнь со съемкой видеорецептов. Если вы считаете, что мы кого-то упустили, — пишите в комментариях.
Блогеры с аудиторией свыше 500 тыс. подписчиков
Изучая кулинарные блоги, мы пришли к выводу, что «миллионниками» нередко становятся профессиональные шефы, причем за очень короткий срок. «Чтобы быть фуд-блогером, нужны какие-то основы и навыки, как и в любой сфере, — считает Ризатдинов. — Надо учиться, смотреть на других, читать книги. Зрители все видят, сразу понимают, знаешь ты это или нет».
Фаиль Ризатдинов
- 3,1 млн подписчиков в TikTok
Фаиль Ризатдинов родился и вырос в Набережных Челнах, где учился в поварском колледже — там он впервые познакомился с книгой Юнуса Ахметзянова. В 2008-м блогер переехал на учебу в Санкт-Петербург и с тех пор живет там. Челнинец 8 лет посвятил крупнейшим заведениям Северной столицы, а локдаун из-за пандемии коронавируса встретил, работая в именитом ресторане Birch. Первая попытка завести кулинарный TikTok оказалась неудачной, но со второй видео Фаиля начали залетать в рекомендации. Рекламные интеграции в среднем приносят ему 50–150 тыс. рублей в месяц. «Не стоит ставить цель зарабатывать деньги. Моей задачей было делать креатив, создать свой стиль», — добавил блогер. Он подчеркнул, что нужно не только повторять хайповые рецепты, но и самому создавать хайп.
Дмитрий Ознобишин
- 1,7 млн подписчиков в TikTok
Дмитрий Ознобишин называет себя шефом-самоучкой. Отсутствие профессионального образования не помешало ему стать по-блогерски успешным: недавно он принял участие в телешоу «Молодые ножи». В закрепленных видео на его странице — рецепт салата «Цезарь», который он представил эпатажному шеф-повару Константину Ивлеву на телешоу «Молодые ножи». Сейчас Ознобишин живет в Санкт-Петербурге. «Тут больше развития для фуд-блогеров», — объясняет он. «У меня бабушка была татаркой, и я еще в детстве очень любил губадию и другие пироги. А теперь вот я и сам их готовлю», — поделился блогер. Из татарской кухни на странице Дмитрия можно найти рецепт баурсаков и кыстыбыя. В остальное время он готовит несложные блюда и делится кухонными лайфхаками. Одна рекламная интеграция в TikTok повара стоит 50–60 тыс. рублей.
Наида Султанова
- 1,6 млн подписчиков в «Инстаграме»
Наида Султанова, мать двоих детей, ведет блог в жанре лайфстайл, неотъемлемой частью которого являются рецепты блюд на всю семью. Хотя в последнее время она сконцентрировалась на создании смешных коротких видео, ниже на ее странице можно найти видео с процессом приготовления мантов и треугольников.
Айрат Ахметзянов
- 1,2 млн подписчиков в TikTok
Шеф-повар с 18-летним стажем Айрат Ахметзянов подходит к работе над блогом как к бизнесу. По его словам, первое время ему приходилось совмещать блогерскую деятельность с работой в ресторане в «Пирамиде», где он не менее 5 раз в месяц готовил для президента РТ Рустама Минниханова и других важных гостей. В итоге работе с колоссальной ответственностью и нагрузкой он предпочел съемки на домашней кухне в Казани. При этом его заработок вырос в 2–3 раза относительно средней зарплаты шефа в ресторане. «Я авантюрист и начинал с самым дешевым телефоном», — рассказал он. Его первыми вложениями стали штатив с лампой (1,5 тыс. рублей), подписка в программе для монтажа видео (700 рублей в год) и продукты. «И вот с этими минимальными вложениями я задал себе цель заработать за 2021 год 1 миллион рублей и выйти на стабильный заработок 100 тысяч рублей, — поделился он бизнес-планом. — Миллион я заработал, а стабильный заработок даже превысил в 2 раза».
Венера Осепчук
- 1,1 млн подписчиков в «Инстаграме»
Автор блога «Вкусная пауза» Венера Осепчук начала публиковать рецепты в интернете задолго до многих участников этого рейтинга — ее аккаунт в «Живом журнале» был зарегистрирован в 2010 году. Хотя кулинар родом из Туркмении и живет в Москве, подборка татарских блюд закреплена у нее в ЖЖ сразу после поста-знакомства. За почти 12 лет блогерской деятельности она собрала подборку из полусотни татарских рецептов и продолжает делиться ими уже в «Инстаграме». Миллионная аудитория позволяет Осепчук рекламировать не только супермаркеты и производителей кухонной техники, но и магазины одежды и обуви.
Тюльпанна Шаипова
- 553 тыс. подписчиков в «Инстаграме»
Тюльпанна Шаипова — крымская татарка, поэтому в ее рецептах есть восточный акцент. Однако это все те же понятные волжским татарам блюда: зур-бэлиш, манты, перемячи и т. д. Из крымско-татарской кухни можно отметить курабье, пахлаву и дальнего родственника кыстыбыя — янтык, начинкой которого может быть не только картофельное пюре. Последний год кулинар посвятила написанию своей первой книги рецептов, которая увидела свет в январе 2022-го.
Елена recept_elena
- 522 тыс. подписчиков в «Инстаграме»
В аккаунте челнинки Елены свыше 1,1 тыс. постов, и почти каждый является рецептом. Сколько из них татарских — трудно сказать, но беляш, сметанник и губадия закреплены в «вечных» сториз ее аккаунта. Видеорецепт кыстыбыя набрал 148 тыс. просмотров, а мясного рулета ханум (иногда его еще называют «ленивыми мантами») — 180 тыс. просмотров. Кроме того, Елена занимается сетевым бизнесом и продвигает один из косметических брендов.
Блогеры с аудиторией 50–150 тыс. подписчиков
Количество подписчиков в соцсетях еще не показатель опытности блогера. Многие из авторов в этой категории творят с допандемийных времен и приобрели популярность в «Инстаграме», когда там не было конкуренции. Это инфлюенсеры среднего масштаба, которые вещают не на весь мир, а только для своих и зачастую на татарском языке. Они не гонятся за просмотрами и не вкладываются в рекламу, поэтому не могут похвастаться большими цифрами и гонорарами, но обладают отзывчивой и верной аудиторией, немалую часть из них составляют мамы в декрете.
Гульнара gulnara_rezepti
- 141 тыс. подписчиков в «Инстаграме»
В био аккаунта Гульнары написано «татар кызы», хотя сама блогер живет с семьей в Уфе. Ее контент не претендует на гастрономические изыски, а содержит рецепты, жизненно необходимые в домохозяйстве среднего достатка. Иногда она обращается к читателям на татарском или дублирует рецепты на родном языке. Видео приготовления традиционного татарского трехслойного пирога в ее исполнении посмотрели 129 тыс. человек, а рецепт беляша в разных вариациях девушка повторяет несколько раз в год, и он стабильно набирает 70–130 тыс. просмотров.
Марьям Миннегулова
- 110 тыс. подписчиков в «Инстаграме»
Коллеги по блогингу называют Марьям Миннегулову одним из старейших блогеров на татарском языке — она начала активно вести страницу «ВКонтакте» еще в 2009 году. Изначально жительница Азнакаево хотела просто себя показать и на других посмотреть, а потом как-то втянулась в публикацию рецептов и набрала 24 тыс. подписчиков. Тогда она уже обращалась к кулинарным книгам, в том числе к произведениям Юнуса Ахметзянова, чтобы как-то разнообразить контент. Блог в «Инстаграме» появился у нее три года назад. Миннегулова не заморачивается с красивой картинкой, а просто рассказывает о любимых домашних рецептах — исключительно на татарском языке. Она получает удовольствие от общения со зрительницами и гордится своеобразной известностью: по словам блогера, ее даже узнают на улице. Кроме рецептов губадии, дучмака и мантов, кулинар делится хитростями нарезки традиционной татарской лапши — этот ролик посмотрели почти 47 тыс. раз.
Лилия Шайдуллина
- 112 тыс. подписчиков на YouTube
Лилия Шайдуллина родом из Казани, но успела пожить в Санкт-Петербурге, а сейчас живет в Краснодаре. Она с детства обожает татарскую кухню. «Татарская кухня — теплая, уютная, очень простая. Некоторые слишком заморачиваются», — поделилась она в разговоре с «БИЗНЕС Online». Рецепты национальных блюд она старается узнавать у родственников, а всю работу по ведению блога делает сама. Шайдуллина — первый блогер в нашем списке, кто выбрал своей основной платформой YouTube. «TikTok я не понимаю, какое-то клиповое мышление. Рецепты из него никогда не получаются», — рассказала блогер. Зато значительный успех имеют ее статьи на «Яндекс.Дзене», там набралось почти 50 тыс. подписчиков.
Венера Сафина
- 104 тыс. подписчиков на YouTube
Венера Сафина из Уфы ведет YouTube-канал о кулинарии с 2013 года. Рецепты татарской кухни для нее не редкость и набирают сотни тысяч просмотров: у чак-чака — 2,3 млн, у хвороста (урама) — 2,1 миллиона. Правда, в последние полгода женщина увлеклась психологией, поэтому ее контент теперь в основном посвящен саморазвитию и достижению успеха.
Эльвира elya_culinary
- 103,4 тыс. подписчиков в TikTok
Мама двух девочек-погодок Эльвира живет с семьей в Нижневартовске и ведет кулинарный блог чуть больше года. За это время ее «Инстаграм» собрал 24,5 тыс. подписчиков, но TikTok оказался успешнее: чуть больше чем за два месяца на простые рецепты мамы в декрете подписались 96,7 тыс. человек. Татарские рецепты хорошо зашли аудитории: так, зур-бэлиш набрал 376,5 тыс. просмотров. Кроме постов о еде, Эльвира рассказывает о своей семье.
Айгуль aiigul_sh
- 88,5 тыс. подписчиков в «Инстаграме»
Айгуль недавно в третий раз стала мамой, поэтому рецепты на ее странице под силу каждому. В начале февраля девушка опубликовала рецепт торта «Мослим кучтэнече» — так в народе называют «Дамские пальчики», который производит Муслюмовский молочный комбинат. Кроме того, в аккаунте девушки можно найти рецепты мантов, сметанника (она называет его «татарским чизкейком») и треугольников.
Эльмира elmira__vaisovna
- 87,4 тыс. подписчиков в «Инстаграме»
Мама двух мальчиков и девочки Эльмира ведет блог на татарском языке и зарабатывает приготовлением тортов на заказ. Кроме того что продвигает десерты, кулинар проводит прямые эфиры по приготовлению популярных блюд, во время которых общается с аудиторией. В кадре она появляется только с покрытой головой, а иногда — в расшитом татарской вышивкой фартуке. Из череды татарских рецептов особенно выделяется пирог с калиной — он набрал 132 тыс. просмотров.
Зульфия Идрисова
- 86,1 тыс. подписчиков в «Инстаграме»
Кондитер-технолог пятого разряда Зульфия Идрисова завела аккаунт в «Инстаграме» в начале 2020-го с подачи сына Руслана. Сначала они только принимали заказы на выпечку, а потом создали и курсы по ее приготовлению — одно занятие онлайн или офлайн стоит от 2 тыс. рублей. Особый успех в соцсетях имело ее видео «Как сделать красивые края у пирога». Кулинар призналась, что в своей деятельности придерживается «проверенных и удобных» рецептов Ахметзянова, а блогерам-ровесницам посоветовала не бояться просить помощи у молодого поколения. «Фуд-блогов много, а наша фишка — образ теплой, уютной мамы, бабушки, — добавил Руслан. — На ее страничку люди приходят отдохнуть душой, повторить рецепты и погрузиться в национальную татарскую атмосферу».
Гулия recepti_gu_lika
- 85,4 тыс. подписчиков в «Инстаграме»
«После моих сториз бегут готовить», — озаглавлена страничка Гулии в «Инстаграме». Ее аккаунт отличается от предыдущего только тем, что видео с рецептами подписаны другим шрифтом, а сама кулинар снимает ролики, надев головной убор или даже полноценный татарский костюм с расшитой жилеткой и миниатюрным калфаком. Воспитывает сына и часто делает рекламу, направленную на мам в декрете.
Илюза iliuza__ramilevna
- 82,8 тыс. подписчиков в «Инстаграме»
Жительница Казани Илюза ведет кулинарный блог для продвижения своего сетевого бизнеса — бренда производителя контейнеров. Однако за рекламой к ней также обращаются сервисы доставки пиццы, производители чайных наборов и бытовой химии. Недавно девушка поделилась рецептом кош теле (хворост), а в более ранних записях можно найти видео о жэймэ — татарской пшеничной лепешке. Летом Илюза посвящает контент домашним заготовкам.
Регина Лукманова
- 68,3 тыс. подписчиков в «Инстаграме»
Свои мастер-классы по приготовлению тортов Регина Лукманова поставила на поток и гастролирует с ними по Татарстану. Управлять маленьким бизнесом ей помогает муж Инсаф Лукманов. Кроме собственных десертов, блогер делится секретами беляша в исполнении своей свекрови и «ленивых» кыстыбыев на лаваше из «Пятерочки».
Рафиля rafilya_tatarcha_receptlar
- 63,3 тыс. подписчиков в «Инстаграме»
«Благодаря своим рецептам я нахожу татарских женщин по всему миру и поддерживаю с ними связь», — поделилась фуд-блогер Рафиля из Тюлячей. Посвятив 12 лет журналистике на местном радио и ТВ, в 2016-м девушка оказалась в декрете и решила завести «Инстаграм», а вскоре — и один из первых (по ее словам) блогов только на татарском языке. Изначально Рафиля продавала через блог свои торты и роллы, а сейчас он служит ей отдушиной и источником клиентов для сетевого бизнеса. Поэтому самостоятельного дохода страничка почти не приносит: только изредка девушка может сделать обзор на магазин в Тюлячах или в районе. Среди рассказов о праведной жизни можно найти рецепт сметанника с черносливом и традиционных татарских оладий на дрожжах (коймак).
Юлия Глыва
- 54,9 тыс. подписчиков в «Инстаграме»
У Юлии Глывы практически эталонный «Инстаграм» лайфстайл-мамочки — максимально яркие фото с открыточными сюжетами. Она зарабатывает приготовлением тортов на заказ и мастер-классами. Как и любой жительнице Татарстана, ей не чужда народная кухня, например открытые манты и беляши.
Блоги с аудиторией менее 50 тыс. подписчиков
Небольшие блоги в диджитал-сфере называют микроинфлюенсерами. Их преимущество в узкой специфической аудитории — население небольшого города или села, какая-то социальная группа. Их в этом списке могло быть и больше: в текст попали лишь те, кого «Инстаграм» рекомендовал при подписке на вышеперечисленные аккаунты.
Фагиля Шакирова
- 47,7 тыс. подписчиков на YouTube
Блог журналиста Фагили Шакировой о татарской культуре в целом. Девушка записывает рецепты с участием своих героев. Так, Зухра-апа и Рустам-абый из Рыбно-Слободского района приготовили для нее кабартму, а Гульчачак-апа — губадию.
Очпочмак
- 42,4 тыс. подписчиков в TikTok
В анонимном блоге татарские рецепты редко сопровождаются музыкой. Закадрового комментария тоже нет — только стук ножа и журчание воды.
Алия Паташина
- 28 тыс. подписчиков в «Инстаграме»
Кулинар-нутрициолог хоть и придирчива к еде, не отказалась от традиционных треугольников и кыстыбыев.
Лейсан leisan_tutash
- 27,8 тыс. подписчиков в «Инстаграме»
Блог на татарском языке, продвигающий свой магазинчик посуды. Среди простых рецептов — сметанник и пирожки с тыквой.
Расиля raslcake
- 26,6 тыс. подписчиков в «Инстаграме»
Расиля не только готовит национальные блюда вместе с дочкой, но и успевает управлять онлайн-магазином домашней одежды.
Айгуль Бариева
- 25,8 тыс. подписчиков в «Инстаграме»
Отдельный аккаунт для любимых фоторецептов заслуженной артистки РТ Айгуль Бариевой.
Алия aliya_yammy
- 23,5 тыс. подписчиков в «Инстаграме»
Мама-мусульманка делится своими рецептами идеального бульона и идеального теста для беляша, треугольников и губадии.
Резида Хасанова
- 18,9 тыс. подписчиков в TikTok
«Твоя кулинарная бабушка» учит печь хлеб, как в детстве, и готовить корт (творог из топленого молока).
Ляйла Солнце
- 12,3 тыс. подписчиков на YouTube
Рассказы о жизни в деревнях Высокогорского района и рецепты от их жителей.
Лариса larisa.recepty
- 11,9 тыс. подписчиков в «Инстаграме»
Челнинка ведет блог чуть больше двух месяцев, однако благодаря Reels ее рецепты увидели больше людей, чем на нее подписаны.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 16
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.