Российские цветочники уже начали фиксировать задержки поставок из-за границы Российские цветочники уже начали фиксировать задержки поставок из-за границы

Беды импортеров нежности: «В странах Европы по отношению к нашим согражданам прослеживается негатив»

Украинские события и реакция на нее встревожили участников цветочного рынка. Российские цветочники уже начали фиксировать задержки поставок из-за границы, пишут «Ведомости». Сложно даже расплатиться с поставщиками — с 1 марта введен валютный контроль. Российские резиденты не могут зачислять валюту на свои банковские счета за рубежом, вывод денег из страны невозможен, а практически весь рынок зависит от импорта. Это не только сами цветы, но и семена. И если 8 Марта цветочники отработают, то что будет потом, предсказывать сложно.

«Ситуация нестабильная, вообще непонятно, с каким настроением люди станут покупать цветы. У нас и так большие риски, а сейчас надо понять, что происходит. Будут ли люди покупать цветы в том объеме, в котором они покупали раньше? Эквадор уже какие-то непонятные письма разослал — мол, в связи с геополитической ситуацией отгрузки в Россию приостанавливаются. Никаких разъяснений, ничего нет, пока непонятно, почему, как, из-за чего. Ни транспортные компании, ни мы пока никаких прогнозов не делаем», — обеспокоен один из игроков цветочного рынка Татарстана.

Вместе с тем наши собеседники уверяют, что товар, который должен пойти «на ура» к 8 Марта, приехал в Россию и прошел таможню заранее. Так, в частности, обрисовал ситуацию владелец сети «Четыре сезона» Руслан Мирзахметов. Большая часть того, что поставляется в европейскую часть России, доставляется на фурах. То, что идет за Урал и дальше — летит самолетами, в том числе из Голландии. Но пока все, действительно, в неопределенном состоянии: здорово сказывается курс евро. «Все покупается за валюту, это все скажется сейчас на конечной цене, — поясняет Мирзахметов. — Если мы раньше покупали хризантему по закупочной цене 100-110 рублей, сейчас из-за курса евро она стала 130 рублей. И непонятно, как в дальнейшем будут оплачиваться доставки. Потому что если полностью от SWIFT Россию отключат возникнет проблема, придется придумывать пути обхода».

У цветочников еще одна беда. «Очень много беженцев с Украины в Польше и других европейских странах. И непонятно, как они себя поведут по отношению к автомобилям с русскими номерами. Водители просто боятся. В странах Европы по отношению к нашим согражданам уже прослеживается какой-то негатив», — переживают игроки рынка. Поэтому, видимо, придется какое-то время переждать.

Из-за дорогого газа в Европе, подорожания перевозок, пандемии и падения курса рубля цены на цветы в этом году выросли уже в 2 раза. Еще 20% добавили санкции на фоне спецоперации на Украине. Теперь владельцы цветочных салонов всерьез задумались над импортозамещением, однако справиться с большим спросом местные производители пока не могут. Как же устроен этот нежнейший рынок Татарстана? «БИЗНЕС Online» выяснил порядок ценообразования, пообщался с крупными игроками о жизни, а заодно о ревнивых мужьях, портящих жизнь их флористам.

В топ-5 — цветочники Казани, Нижнекамска, Челнов

Согласно данным 2ГИС, в Казани работает 553 цветочных магазина. До пандемии их было около 750. В Нижнекамске — 230 магазинов, в Набережных Челнах — 170.

Наиболее крупной сетью в республике участники рынка считают «Букет столицы» Тимура Назырова и Романа Федотова: на карте Казани начитывается 59 филиалов. Еще один крупный продавец цветов — сеть «Четыре сезона» с 24 магазинами в Казани, которая в прошлом году выстояла в конкурентно-криминальных войнах. Неизвестные трижды поджигали круглосуточный павильон, угрожали собственнику, а 8 марта, в самый прибыльный для цветочников день, магазины окружила строительная техника. По оценкам владельца Руслана Мирзахметова, доля сети «4 сезона» — примерно 7% всего цветочного рынка столицы Татарстана. В пятерке крупнейших по РТ — челнинская «Планета цветов» Владимира Старостенко (16 точек), «Клумба» Ларисы Шумиловой (бренд принадлежит Евгению Сеньковскому, 15 точек), «Магия цветов» из Нижнекамска и «Аллея роз» (по 11 филиалов).

Цветочные войны дошли до обысков: полиция постучалась в «Букет столицы»

Цветочный рынок условно можно разделить на две половины: магазины, ориентированные на массового потребителя (сюда входят и большие сети, и маленькие ларьки) и так называемые студии и мастерские с хорошим сервисом и собственной эстетикой, ориентированные на более состоятельного и придирчивого покупателя. Последние наиболее развиты в Казани. Там, кроме того, что продают цветы, предлагают и другие продукты, например обучающие курсы. Отдельным пунктом можно выделить оптовые базы. В Казани работает 3–4 крупных оптовика. Они покрывают местный рынок и работают с другими регионами. Всего, по данным того же 2ГИС, оптовыми продажами в столице РТ занимается 56 организаций.

Вторым цветочным городом в РТ оказался Нижнекамск. На 240-тысячное население здесь работают 230 магазинов. Для сравнения: в полумиллионных Набережных Челнах всего 170 цветочных салонов. Самая крупная сеть Закамья — «Планета цветов» с 16 магазинами. На сайте компании указано, что бо́льшая  часть салонов открыта в Челнах, есть и магазины в Нижнекамске, Альметьевске и Елабуге. В Нижнекамске крупным цветочным продавцом является местная сеть «Магия цветов», у которой 11 магазинов.

Собеседники нашего издания говорят, что в Казань активно пытаются войти и московские сети. Но конкурировать с местными продавцами сложно. «Москвичи всегда банально хотят больше денег», — говорят казанцы. Впрочем, федералы выигрывают у татарстанцев в наличии свободного ассортимента на складах и его разнообразии. 

Конкуренция на рынке сейчас активно развивается и в онлайн-формате, где все решает не выгодное расположение магазина, а количество подписчиков в каналах продаж вроде «Инстаграма». И если судить по этому параметру, то расклад получается совсем другой, нежели в офлайн. Один из самых раскрученных казанских цветочных аккаунтов в «Инстаграме» у салона «Цветы Микс» — более 68 тыс. подписчиков. Для сравнения: у цветочного гиганта «Букет столицы» всего 8,8 тыс. подписчиков. Немного отстает от лидера магазин #ЦветыСМ — у них 55,1 тыс. подписчиков. Следом идет магазин «Ботаника» с 50,6 тыс. подписчиков. Судя по информации на сайте, сеть работает также еще нескольких городах, но самый популярный аккаунт — казанский. В пятерку «самых инстаграмных» цветочных салонов Казани также можно внести PionFlo, у которого 28,5 тыс подписчиков. Из их рядов немного выбивается цветочная оптовая база «Теплица», которая торгует и в розницу, а 20,4 тыс. подписчиков дают ей право войти топ-5.

По подсчетам Ассоциации теплиц России, 82% цветов на российском рынке — импортные. За 2020 год в Татарстан из-за рубежа поступило более 26 тысяч кг цветов на сумму в почти $134 тыс. — это данные таможенной службы По подсчетам ассоциации теплиц России, 82% цветов на российском рынке — импортные. За 2020 год в Татарстан из-за рубежа поступило более 26 тыс. кг цветов на сумму в почти $134 тыс. — таковы данные таможенной службы

Местные производители пока уступают импорту

По подсчетам ассоциации теплиц России, 82% цветов на российском рынке — импортные. За 2020 год в Татарстан из-за рубежа поступило более 26 тыс. кг цветов на сумму в почти $134 тыс. — таковы данные таможенной службы. Цифры по сравнению с другими регионами более чем скромные. К примеру в Тюменскую область приехало почти 450 тыс. кг цветов, а в Новосибирскую  — более 700 тысяч. Больше всего продукции поступило в Москву: свыше 42 тыс. т, далее следует Смоленская область с 23 тыс. т цветов. Цифры за прошлый год удивляют еще больше. В 2021-м в республику из-за рубежа приехало… всего 29 кг цветов — ровно столько «отметилось» на татарстанской таможне! Резкое снижение количества поставок наблюдалось еще в ряде регионов (в Смоленской, Ленинградской, Тюменской, Калужской областях), хотя в большинстве субъектов все-таки был рост. 

В чем причины? По словам собеседников «БИЗНЕС Online», основная масса поступающих в Россию цветов сейчас растаможивается в Москве. Прямой ввоз цветов из Голландии в Казань стал невозможным после отмены Минском действовавшей с 2011 года льготы по НДС для товаров, ввозимых в страну для последующего экспорта. Ранее российские компании могли ввозить товары через «белорусский коридор», привлекая местных таможенных операторов, и платить НДС не в момент ввоза, а позже. 

«В Голландии цветы грузятся на фуры, потом они идут через границу с Литвой, Латвией, — раскрыл детали логистики владелец цветочной сети  „Четыре сезона“ Мирзахметов. — Раньше через Беларусь все это дело растаможивалось, и, так как мы в Таможенном союзе, приходило к нам в Казань. А сейчас все растаможивается исключительно в Москве, и вся таможенная пошлина остается в нашей стране. Когда все это происходило через Беларусь, было чуть подешевле. Но, наверное, невыгодно для государственной казны».

Это, в частности, подтверждают слова спикера Совета Федерации Валентина Матвиенко: год назад она просила минфин навести порядок на цветочном рынке. С помощью льгот продавцы импортных цветов могли реализовывать их по заниженным ценам на российском рынке. В итоге отечественные производители оказались в невыигрышном положении. После остановки действия указа президента Беларуси минфин отчитался, что проблема решилась сама собой. Впрочем, основная часть цветов, представленных в российских магазинах, — по-прежнему импорт. В конце прошлого года на совещании Совета Федерации по вопросам развития и господдержки отечественного производства цветочной продукции в качестве показателя импортозамещения назвали цифру в 16%. В планах повысить ее до 50%.

Казанская сеть «Четыре сезона» на восьмое марта в этом году на 90% закупилась российскими тюльпанами Казанская сеть «Четыре сезона» на 8 Марта в этом году на 90% закупилась российскими тюльпанами

«Примерно 80 процентов роз, которые продаются у нас, — из Эквадора. Как и мелкая роза из Кении, цветы летят оттуда в Голландию, экзотика вся идет из Израиля и тоже через Голландию. Хризантемы и еще некоторые цветы выращиваются непосредственно в самой Голландии», — уточнил корреспонденту «БИЗНЕС Online» владелец сети «Четыре сезона».

Местное производство только начинает развиваться. Кроме того, в России сложно вырастить экзотические растения. Хотя и основной потребитель все же выбирает классику — розы и хризантемы, а диковинные цветы важны для мастерских и элитных салонов. В развитии российского и, в частности, татарстанского производства прослеживается положительная динамика. К примеру, казанская сеть «Четыре сезона» на 8 марта в этом году на 90% закупилась российскими тюльпанами. «5–10 лет назад картина складывалась совершенно другая. Весь цветок везли из Голландии, вообще практически здесь не было производителей», — добавляет владелец сети Мирзахметов.

«На самом деле мы были бы счастливы работать больше с местными производителями. Потому что с плантации свежий цветок ты все-таки получаешь  практически за 1–2 дня, а из Голландии он идет 5–6 дней, — рассказывает Юлия Гудкова, управляющая мастерской „Астра Декор“. — Наши фермеры только начинают активную деятельность в плане появления интересных сортов. Идет развитие всей этой структуры, и мы надеемся, что в будущем появится еще больше интересных цветов. Наши производители не станут ограничиваться только тюльпанами и розами, появится что-то интересное».

В 2020 году Татарстан в среднем закупал килограмм цветов за $5, в 2021-м — чуть больше чем за $9. В 2020 году Татарстан в среднем закупал килограмм цветов за $5, в 2021-м — чуть больше чем за $9.

«Мы понимаем, что цены адские, нам стыдно за них. Но цветочники не виноваты»

Если рассматривать данные таможни без уточнения конкретного сорта цветов, то в 2020 году Татарстан в среднем закупал килограмм цветов за $5, в 2021-м — чуть больше чем за $9. Собеседники «БИЗНЕС Online» отмечают, что, по сравнению с прошлым годом, к марту цены выросли в 2 раза. Причин несколько.

  • В Европе подорожал газ. «Очень часто все читают в новостях, что в Европе подорожал российский газ. И все как будто бы радуются, но это возвращается нам бумерангом, — рассказывает владелец одной из крупных оптовых баз. — Все голландские производители покупают российский газ. Так вот, у них себестоимость хризантем по сравнению с прошлым годом выросла в 3 раза. Потому что они практически не покупают электричество у государства, у них у всех стоит собственная газогенерация». 
  • Валютные курсы и политическая ситуация. По словам владельцев цветочного бизнеса, с начала военных действий на Украине цена растений из-за рубежа поднялась уже на 20–30%. И этот рост идет практически ежедневно — в соответствии с колебаниями рубля. 
  • Как ни странно — подзабытая за последние дни пандемия коронавируса. Местные производители хризантем, эустом и тюльпанов в ожидании очередных «ковидных» ограничений перестраховались, высадив на 8 Марта меньше цветов, чем обычно. Но вопреки ожиданиям, спрос восстановился, а из-за ограниченного количества товара цены поползли вверх.
  • Логистика: выросла стоимость перевозок, в среднем в 3 раза, из-за дефицита и срочности заказов. 

«Конечный покупатель может не до конца понимать „цветочную“ экономику. Некоторые думают, что высокие цены — это исключительно желание заработать, но факту это не так. Мы сами получаем инвойс, пересчитываем, и нам становится страшно. Мы понимаем, что цены адские, нам за них стыдно. Но это не мы [виноваты]», — говорит оптовик. 

Конечно, после мартовского ажиотажа цены немного опустятся, по крайней мере на российский цветок на 30–45%, летом цена будет еще ниже из-за меньших издержек в производстве. Но предсказать, какими окажутся цены на импортные цветы, учитывая политическую ситуацию, собеседники нашего издания не берутся. У некоторых нет уверенности, что сотрудничество с иностранными партнерами вообще продолжится. Некоторые уже сейчас, чтобы не подвести клиентов, на праздники закупили цветы в основном у местных производителей. Другие жалуются на взвинчивание цен российскими производителями вслед за иностранными. В среднем импортный цветок дороже на 30–40%, но иногда цены могут быть одинаковыми. Впрочем, цветочники относятся к повышению цен у отечественных цветоводов с пониманием: если образуется дефицит, цветы просто перекупают конкуренты, и важно успеть. Вот такое получается выдавливание спроса ценой.

«Конечный покупатель может не до конца понимать цветочную экономику. Некоторые думают, что высокие цены — это исключительно желание заработать, но факту это не так» «Конечный покупатель может не до конца понимать цветочную экономику. Некоторые думают, что высокие цены — это исключительно желание заработать, но по факту это не так»

Сколько приносит 8 Марта: месячная выручка за один день

«Выручка на 8 Марта — это рулетка, и она каждый раз крутится по неизвестным, новым, правилам», — говорит Тимур Шайхутдинов, директор цветочной мастерской «Дари», работающей на доставку. В целом этими словами можно описать общее отношение отрасли к данному празднику. Цветочники одновременно любят и ненавидят Международный женский день. С одной стороны, это самый прибыльный день для флористов, с другой — самый рисковый с большими издержками.

Мнение
Все флористы ненавидят 8 Марта. В этот день они мечтают только об одном: чтобы он быстрее закончился. Это вообще для них не праздник.
Тимур Шайхутдинов Директор цветочной мастерской «Дари»
Тимур Шайхутдинов директор цветочной мастерской «Дари»

Особенно грустно это слышать, учитывая тот факт, что в цветочных магазинах в основном работают женщины. «У нас, как правило, флористы — девушки. А это очень тяжелый физический труд, потому что и холодно, и тяжести нужно таскать, и в праздники ненормированный рабочий день. В Европе, наоборот, работают мужчины, но у нас это пока не принято», — рассказывает управляющая мастерской «Астра Декор» Гудкова.

Вместе с тем игроки рынка рассматривают этот день как праздник, ради которого и благодаря которому бизнес может работать весь год. В этот день, действительно, огромные риски, но при правильной организации процесса получается великолепная выручка. Спрогнозировать все невозможно, год на год не приходится, и многие владельцы магазинов согласны с мнением о том, что салоны цветов зарабатывают за два мартовских дня месячную выручку только наполовину. Остальное съедают издержки ажиотажного спроса.

«Понятно, что на 8 Марта можно сделать больше миллиона, и это составляет месячную выручку. Но при этом совсем другие зарплаты у флористов. Совсем другие списания цветка, потому что все делается очень быстро, — говорит один из собеседников издания, попросивший не указывать имени. — Вдобавок как-то нас подвели поставщики: представляете, заказанные цветы пришли не заранее, а после праздника. Ну и кому нужна фура цветов 9 марта? Все, что заработали, ушло в убыток».

«Понятно, что на 8 Марта можно сделать больше миллиона, и это составляет месячную выручку. Но при этом совсем другие зарплаты у флористов. Совсем другие списания цветка, потому что все делается очень быстро» «Понятно, что на 8 Марта можно сделать больше миллиона, и это составляет месячную выручку. Но при этом совсем другие зарплаты у флористов. Совсем другие списания цветка, потому что все делается очень быстро» Фото: «БИЗНЕС Online»

Бизнес на доставке имеет свои сложности по сравнению с офлайн-торговлей. «Выигрывают в основном вот эти ларьки вдоль дороги. У них там нет высокого качества цветка, они просто привозят огромное количество, продают — и все. Они реально именно в этот день делают выручку больше, чем обычно и без каких-то потерь и издержек, — продолжает Шайхутдинов. — А у нас нужно все упаковать красиво, все эти наклейки, доставка. Мы не можем терять качество сервиса, но в условиях спешки возникают сложности. Это не день тяжелой работы — это трое суток без сна. Кто еще работает так, чтобы ночью не спать и потом на следующий день работать стоя на ногах без передыха? Это точно флористы».

При этом, несмотря на рост выручки в этот день, средний чек 8 марта меньше, чем обычно отмечают продавцы.

«Самые главные наши враги — это «багажные тюльпаны» на дорогах. Они покупают оптом. Не ухаживают, ничего не делают — открывают багажник и на дороге продают» «Самые главные наши враги — это «багажные тюльпаны» на дорогах. Они покупают оптом. Не ухаживают, ничего не делают — открывают багажник и на дороге продают» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Багажные тюльпаны» и бабушки с букетами с огорода

Разумеется, серый рынок тоже не упускает возможности заработать в самый прибыльный для цветочников день. Самые предприимчивые стоят вдоль дорог и открывают передвижные магазины в «Газелях». 

«Самые главные наши враги — это „багажные тюльпаны“ на дорогах. Они покупают оптом. Не ухаживают, ничего не делают — открывают багажник и на дороге продают. У меня даже спрашивали несколько моих друзей: Тимур, можно через тебя купить? Будем так продавать“», — рассказывает директор мастерской «Дари» Шайхутдинов. 

С таких автолавок идут главные цветы 8 Марта, тюльпаны, они стойкие. А поэтому продавцы могут не бояться, что срезанные растения умрут в машине. Закрываются мобильные ларьки так же быстро, как и открываются, — сразу после праздников. Это микробизнес всего на пару дней. Куда более стабильны бабушки, которые продают цветы с уверениями: «Милок, со своего огороду!» Хотя чаще всего это тоже отлаженный бизнес, говорит Шайхутдинов.

«Это не бабушки с огорода продают. Такие, прямо на жалость берущие, — это отдельная работа. Это бабушки-продавцы — цветы не их, все не их, они работают за зарплату. Это бизнес нечестных людей», — отмечает он. Конечно, бабушки — настоящие, выращивающие цветы сами, — тоже есть, но их в реальности очень мало, и в основном их можно встретить на рынках.

Некоторые флористические салоны все же пока настороженно настроены к онлайн-продажам. Главная проблема  — не всегда есть возможность повторить букет точь-в-точь как на фото на сайте Некоторые флористические салоны все же пока настороженно настроены к онлайн-продажам. Главная проблема  — не всегда есть возможность повторить букет точь-в-точь как на фото на сайте

Ревнивые мужья, флористическая тайна и новые «ковидные» тренды

В пандемию вверх пошли дистанционные заказы. Будущее за онлайн-продажами, они растут с каждым днем. Есть салоны, у которых доставка занимает 70–80% оборота, а остальное — импульсивные покупки проходящих мимо людей. Вместе с тем участники традиционного цветочного рынка отмечают, что это разные направления бизнеса. Далеко не всегда те, кто хорошо продает онлайн, так же красиво работают в традиционном формате. 

«Кто говорит, что он хорошо продает онлайн, значит, в офлайн плохо продает, — говорит совладелец крупной нижнекамской сети „Магия цветов“ Руслан Гайнетдинов. Сеть также не может похвастаться дистанционными покупками. Онлайн-продажи здесь занимают также всего 5–10%. — Люди сейчас стараются искать варианты, чтобы упростить жизнь, но это не так глобально, если смотреть на ситуацию в целом. На праздники все равно 90 процентов людей идут в магазины».

«У нас в основном все покупки делают онлайн. Приходят, конечно же, и в салон, но курьеров с букетами гораздо больше», — отмечает руководитель мастерской «Дари». При этом из-за анонимности, которую может обеспечить доставка, порой случаются скандалы. Например, иногда продавцам приходится отбиваться от ревнивых мужей. — У нас был клиент, чьей жене дарили цветы. И он звонил нам и говорил: „Вот, моей жене дарят букеты! Я знаю, что это ваши цветы, потому что там ваш логотип. Скажите, кто дарит!“ А мы не можем сказать, это флористическая тайна. И начал угрожать самоубийством, но мы не сказали. Больше он не звонил», — рассказал директор мастерской.

Некоторые флористические салоны все же пока настороженно настроены к онлайн-продажам. Главная проблема  — не всегда есть возможность повторить букет точь-в-точь как на фото на сайте. Некоторые продавцы, особенно в мастерских, выходят из ситуации, заводя такое правило — «каждый букет уникален». А еще решают проблему обманутого ожидания очень просто: снимают получившийся букет на видео, и затем выставляют его на онлайн-витрине в «Инстаграме».

Все же ковид в долгосрочной перспективе сказался на цветочном бизнесе скорее положительно, отмечает управляющая мастерской «Астра Декор» Гудкова. Хотя многие компании и понесли убытки в первую неделю локдауна — потери достигали 80% от средней выручки. Но затем жители стали чаще радовать себя цветами. Причем просто так, без повода. Для красоты — свежий букет себе домой.

Постковидный тренд
Уже не стремно, допустим, когда женщина покупает цветы себе — чтобы поставить их в вазу и не ждать, пока муж созреет до такой идеи. Развивается культура цветов дома, когда ты пошел за букетом, как за продуктами, и купил цветы просто для настроения. Развивается и культура дарения.
Юлия Гудкова Управляющая мастерской «Астра Декор»
Юлия Гудкова управляющая мастерской «Астра Декор»

А во время  локдауна страдали в основном местные производители цветов. Они не могли ни остановить процесс выращивания, ни продать товар во время короткого периода спада спроса. Когда в Татарстане в полную силу развернулся локдаун и всем велели сидеть по домам, а легально куда-то идти или ехать можно было только с бумажкой-разрешением, их постигла катастрофа. Потому что выращивание цветов — непрерывный процесс и срезанные цветы пришлось просто выбрасывать. Ведь ни остановить теплицу, ни продать товар оказалось невозможно.