ЦЕНА СНИЗИЛАСЬ НА СКРОМНЫЕ 0,3%
На большинстве казанских заправок можно увидеть новые ценники.
«Цены действительно снизились, АИ-92 сейчас стоит 25,80 рублей», - подтвердили сегодня газете «БИЗНЕС Online» на АЗС «Эмир» на Сибирском тракте.
«Два дня назад руководство предоставило нам новый прейскурант, цены там значительно ниже. АИ-92 у нас стоит теперь 24,80. В связи с чем произошло снижение нам не объяснили», - сказали нашему корреспонденту на АЗС «Карсар».
«Еще в конце прошлой недели цена на АИ-92 была 26,10, но сейчас он подешевел до 25,80. Почему - о причинах руководство нам не сообщает», - отметили на АЗС «Алекс».
На 20 копеек бензин стал дешевле на автозаправочных станциях «Татнефть» и «Татнефтепродукт». Говорить о том, будет ли очередное снижение на автозаправках, сотрудники АЗС затруднились, но подчеркнули, что тенденция последних месяцев говорит о том, что цены медленно, но верно ползут вниз.
Согласно опубликованным вчера данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по РТ, в Казани средняя цена на АИ-92 по состоянию на 6 февраля была 25,74 рубля, тогда как в декабре – 26,21. Снижение составило небольшие, но приятные 0,3%.
ПРАЗДНИКИ СНИЖАЮТ СПРОС
Как выяснил корреспондент «БИЗНЕС Online», к снижению цен на АЗС привели действия участников оптового рынка. Так, например, "ТАИФ-НК» снизил цену на бензин "Регуляр-92" до 24650 руб./т. Печное топливо предлагалось на бирже по 22618 руб./т. ТАИФ-НК пока не корректировал цену дизтоплива, однако участники рынка ожидают ее пересмотра. ТАНЕКО с 6 февраля понизил цены на печное топливо до 22800 и 26500 руб./т в зависимости от морозостойкости и керосина – до 29000 руб./т.
«На сегодняшний день мы действительно имеем корректировку рынка, - сказал газете «БИЗНЕС Online» Тимур Шигабутдинов, заместитель генерального директора - директор по коммерции ОАО "ТАИФ-НК". - Снижение цен по основным моторным топливам прежде всего связано с началом года, когда происходит их наименьшее потребление в связи с праздниками, Новым годом и так далее. На сегодняшний день, я думаю, рынок достигает своего дна, и в ближайшее время мы будем наблюдать стабилизацию цен по всем видам продуктов».
Рынок нефтепродуктов в России - один из самых конкурентных, поэтому снижение оптовых цен, естественно, сказывается и на снижении розничных цен, говорит Шигабутдинов. В марте спрос вновь будет постепенно повышаться.
Нефтяные компании, не имея возможности ликвидировать избыток топлива за счет экспорта, снижают цены. В результате бензин на казанских заправках подешевел |
РЕГУЛЯТОРЫ ПЕРЕКРЫЛИ ЭКСПОРТ
Как пишет издание «Нефть России» со ссылкой на собственный источник, регуляторы рекомендовали нефтяным компаниям воздержаться от экспорта бензина в феврале. Не имея возможности ликвидировать избыток ресурса за счет экспорта, производители снижают цены и активно предлагают бензин на биржевом и внебиржевом рынке. Однако это пока не приносит желаемого эффекта: видя удешевление бензина, покупатели сокращают закупки, ожидая еще более привлекательных ценников. В результате цены приходится снижать снова и снова.
Между тем на днях Владимир Путин заявил, что резкое снижение цен на бензин в России приведет к тому, что нефтяные компании будут продавать свою продукцию за рубеж и возникнет дефицит топлива в стране. Так он прокомментировал предвыборную инициативу лидера партии "Справедливая Россия" Сергея Миронова, который обещал в случае победы на президентских выборах снизить цены на бензин Аи-95 и дизельное топливо до 15 руб./литр.
"Снизить мы можем, но это приведет к тому, что возникнет дефицит, "вымывание" товара. Буквально двух-трех дней будет достаточно. Компании просто не будут производить этот продукт, будут делать из нефти другие продукты и гнать их за рубеж", - приводит РБК слова премьера.
Регулярный рост цен на топливо то и дело привлекает внимание премьера, после чего (как правило, в ручном режиме) нефтяников заставляют снижать цены на бензин, а Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ возбуждает очередную волну дел против нефтяных компаний. Несмотря на все усилия ФАС, которая провела уже третью "волну" антимонопольных дел против нефтяников за завышение цен на рынке топлива, ситуация с продажей нефтепродуктов не улучшается, пишет деловое агентство. В стране то и дело обнаруживается дефицит бензина или авиакеросина, а многомиллиардные штрафы проблемы не решают. К тому же цены, сдерживаемые усилиями премьера на какое-то время, быстро наверстывают упущенное и продолжают расти.
«Сейчас мы наблюдаем, скорее, сезонное снижение. Традиционно в январе-феврале наблюдается наименьшее потребление бензина, так как в такие холода ездит меньшее количество автолюбителей, - считает Александр Афиногентов, начальник отдела персонального брокерского обслуживания казанского филиала брокерского дома "Открытие". - В Казани появился бензин даже по 24.80 рублей за литр. Если учесть, что перед Новым годом он стоил 26.90, то два рубля – это неплохо.
Весной 2009 года я заправлялся по 13 рублей 60 копеек, потом цены каждую неделю стали расти на 60 копеек. В производителях за это время ничего не поменялось, а цены выросли в два раза. Считаю, что потенциал снижения в любом случае есть».
Говоря о прогнозах, Афиногентов отметил, что сегодня это «бессмысленно».
«Цены сдерживаются правительством до весны по известным причинам, - высказал свое мнение газете «БИЗНЕС Online» Рамиль Хайруллин, полномочный представитель межрегиональной общественной организации ФАР в РТ. - После выборов, по некоторым прогнозам, как минимум на 50 процентов, кто-то предрекает скачок вообще в два раза. Наши прогнозы весьма пессимистичны – цена будет только расти и к лету достигнет 40 рублей за литр. Заморозка цен, которая шла на уровне правительства, исчезнет моментально».
Согласно данным статистики, в Казани средняя цена на АИ-92 была 25,74 рубля, тогда как в декабре – 26,21. Снижение составило небольшие, но приятные 0,3% |
ДЕШЕВЫЙ БЕНЗИН – ТОЛЬКО В ЛИВИИ. И ТО В ДОАМЕРИКАНСКИЙ ПЕРИОД
Отметим, что участники рынка крайне неохотно комментируют газете «БИЗНЕС Online» произошедшее снижение цен. Как рассказал на условиях анонимности один из топ-менеджеров компаний, в долгосрочной перспективе российский рынок нефтепродуктов стремится к монополизации. Практически весь розничный рынок, все компании, работающие на нем, находятся под жесточайшим прессингом федеральных властей. Хотя бы тот факт, что ФАС активно работает против тех, кто завышает цены, но не обращает внимания на явный демпинг вертикально интегрированных компаний, говорит об этом тренде монополизации.
Всплески этой борьбы, по словам источника «БИЗНЕС Online», именно борьбы со свободным бизнесом на топливном рынке особенно явно прослеживаются после совещаний у высших российских чиновников. В результате в отдельных регионах происходит переход розничного бизнеса к ВИНК-структурам. Источник привел пример Удмуртии, где откровенный демпинг Лукойла, способного держать цены в рознице на 50 копеек ниже рынка, приводит к тому, что частные автозаправки переходят под контроль бизнес-империи Вагита Алекперова. Аналогичные процессы – в Башкортостане (здесь контроль переходит к «Башнефти» - АФК «Система»), в других российских регионах. Ведь невозможно «задирать» оптовые цены, одновременно требуя снижения цен в розницу, которая для своего выживания уже и так снижает издержки, оставляя пятипроцентную рентабельность. При этом розничные сети готовы к фиксации цен, но все зависит от оптового сегмента.
Что же до прогнозов, то здесь в долгосрочной перспективе источник «БИЗНЕС Online» говорит, скорее, о росте цен – по причине явных тенденций монополизации рынка. Те положительные сдвиги на оптовом рынке, которые мы наблюдаем сегодня – снижение оптовой цены с 28 до 26 тыс. рублей за тонну бензина – явление, скорее всего, временное. «Поднимется вскоре цена где-нибудь на бирже в Питере, и все», - утверждает источник.
По его мнению, в России не может быть дешевого бензина – хотя бы потому, что дешевый бензин может быть только в условиях тоталитаризма. Это та же Ливия или Венесуэла, или Иран. Но в рыночных странах с развитой экономикой бензин стоит недешево: в той же Норвегии (страна, добывающая нефть) – это 1,8 евро за литр.
Связывать рост цен с выборами источник не стал – по его мнению, выборы здесь фактор временный и оказывает влияние лишь на текущий момент. Но вообще рынок находится фактически в режиме ручного регулирования – а такая система управления ни к чему хорошему не приводит.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 15
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.