Открывая весеннюю сессию, Госсовет РТ сегодня рассмотрел, пожалуй, один из главных вопросов начавшегося политического сезона. Депутаты одобрили 13 поправок республики к федеральному законопроекту о местном самоуправлении, который Госдума приняла в первом чтении. В рамках заседания Рустам Минниханов заверил, что ничего страшного из-за упразднения поселенческого уровня не случится, а депутаты и инфраструктура останутся на местах. О том, кому доверили представлять поправки в Госдуме и как один из депутатов предложил «разукрупнить» районы, — в материале «БИЗНЕС Online».
Депутаты одобрили 13 поправок республики к федеральному законопроекту о местном самоуправлении, который Госдума приняла в первом чтении
Какие поправки предлагает Татарстан?
Таблицу изменений к федеральному законопроекту «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» татарстанские депутаты в деталях обсудили на недавнем заседании профильного комитета по госстроительству и местному самоуправлению. А сегодня председатель комитета Альберт Хабибуллин кратко изложил, с чем не согласен Татарстан и что предлагает.
«Прошу внимательно выслушать, коллеги», — обратился к немного расслабленным депутатам председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин. Еще до заседания в холле парламента царила веселая атмосфера, депутаты по-дружески обнимались, некоторые даже специально снимали для этого маски. Впрочем, часть парламентариев (не будем называть имен) и во время сессии держали средства защиты на подбородке или вовсе не надели, будто и нет в республике резкого роста заболеваемости коронавирусом. Справедливости ради надо сказать, что депутаты перед сессиями, как сообщалось ранее, делают ПЦР-тесты.
Альберт Хабибуллин перешел к республиканским поправкам и выделил три ключевые. Татарстан не согласен с тем, что избранный глава не может одновременно быть депутатом представительного органа (Думы, совета депутатов)
Хабибуллин напомнил, что в конце декабря Госсовет РТ концептуально поддержал законопроект. И тогда же началась работа над поправками: специально для этого была создана рабочая группа под руководством заместителя председателя ГС РТ Марата Ахметова. Руководители муниципалитетов выезжали в другие регионы, которые уже перешли на одноуровневую модель местного самоуправления, не дожидаясь принятия закона. Напомним, одна из ключевых новаций заключается в упразднении муниципалитетов первого уровня — городских и сельских поселений. Для Татарстана новый закон оставляет два вида муниципального образования — городской (Казань и Набережные Челны) и муниципальный округа (43 района). Ликвидируются 911 поселений — 872 сельских и 39 городских.
Законопроект о развитии местного самоуправления депутат Павел Крашенинников и сенатор Андрей Клишас внесли в Госдуму в середине декабря 2021 года. Цель декларируется та же, что и в случае с принятым ранее законом о региональной власти, — привести законодательство в соответствие с новой Конституцией РФ. Данный закон устанавливает для всех мэров единый срок полномочий — пять лет (сейчас определяется уставом муниципалитета) и дает губернаторам право напрямую участвовать в назначении руководителей муниципалитетов. Также глава региона сможет отрешать мэров от должности — за «систематическое недостижение показателей эффективности деятельности» и неисполнение переданных полномочий.
Одна из ключевых новаций заключается в том, что законопроект упраздняет муниципалитеты первого уровня — городские и сельские поселения.
Во время обсуждения документа в Госдуме Крашенинников объяснил, что законом предлагается ввести 27 неотъемлемых полномочий городских и муниципальных округов (бюджет, благоустройство дворов и т. д.), которые регион перераспределить не сможет. Есть еще 28 полномочий, с которыми субъект разбирается сам. В рамках обсуждения Крашенинников указал, что органы местного самоуправления не ликвидируются, а объединяются. Он также подчеркнул, что прогнозы о массовых сокращениях чиновников — это «ерунда». Основная часть положений должна вступить в силу с 1 января 2023 года, а до 1 января 2028-го — переходный период. В итоге за принятие законопроекта проголосовали 294 депутата, против — 77, а еще двое воздержались.
Как указал спикер, ранее свои предложения к закону направило правительство РФ и Татарстан их поддерживает. Одна из таких инициатив — предусмотреть возможность закрепить отдельные полномочия не за всеми муниципальными образованиями, а лишь за отдельными. Действующая редакция федерального законопроекта вводит 27 неотъемлемых полномочий городских и муниципальных округов (бюджет, благоустройство дворов и т. д.), которые регион перераспределить не сможет. С еще 28 полномочиями регион разбирается сам. Также республика поддерживает включение в новый закон понятийного аппарата. Сейчас в законопроекте даже нет «легальных» определений таких базовых понятий, как «муниципальное образование», «органы местного самоуправления», «вопросы местного значения», подчеркнул депутат и заметил, что разъяснений терминов вообще нет в действующем законодательстве.
Следом Хабибуллин перешел к республиканским поправкам и выделил три ключевые. Татарстан не согласен с тем, что избранный глава не может одновременно быть депутатом представительного органа (Думы, совета депутатов). Такое положение неоправданное и необоснованное, указал докладчик. «Установленная законопроектом модель избрания главы муниципального образования, при которой он избирается из депутатского состава, <…> но утрачивает статус депутата, носит, на наш взгляд, искусственный характер, — сказал Хабибуллин. — Эффект от введения нормы не очевиден». Парламентарий подчеркнул, что действующая модель не приводит к конфликту интересов и вполне успешно опробована. А если ее поменять, это снизит легитимность главы муниципалитета, ослабит его авторитет и нарушит связи с населением, предупредил спикер.
По задумке авторов закона, полномочия упраздняемых поселений передают неким территориальным органам на местах. Надо разрешить регионам самим устанавливать критерии для образования таких органов, предлагает Госсовет республики. Сейчас подобных критериев нет, что создает риски необоснованного образования органов или их отсутствия, уверен Хабибуллин. Наконец, РТ предлагает предусмотреть переходный период в части упразднения депутатского корпуса на поселенческом уровне. В рамках реформы в республике «упраздняются» 7,5 тыс. таких депутатов. Чтобы избиратели совсем не лишились своих представителей, нужно оставить возможность провести дополнительные выборы. В нынешней версии законопроекта сказано, что если у глав, депутатов представительного органа поселений и муниципальных районов в переходный период (до 1 января 2028 года) истекают сроки полномочий, то довыборы назначаться не будут.
Рустам Минниханов: «Когда мы все это оцениваем, плюсы и минусы, то не видим каких-то угроз, что у нас связь на местах [будет утеряна]. Я сам работал в районе, знаю, как эта система выстроена»
«Почему мы согласились, что на поселенческом уровне органов местного самоуправления не будет?!»
«Если я вас правильно понял, мы уже согласились с тем, что на поселенческом уровне органов местного самоуправления не будет. Я правильно вас понял? — с недовольством в голосе обратился к докладчику депутат Ильшат Аминов. — А почему мы с подобным согласились? Это устоявшаяся система, данные люди (депутаты поселений — прим. ред.) наиболее близко знают все потребности жителей. Мы же ломаем работающую систему!» Зачем менять систему, если связь с гражданами теряется, недоумевал гендиректор ТНВ.
Хабибуллин намекнул, что вопрос не к нему: законопроект идет в развитие положений обновленной Конституции РФ. До этого федеральный парламент принял закон о публичной региональной власти, а теперь предложил переход на одноуровневую систему. «То есть [происходит], надо прямо говорить, дальнейшее выстраивание вертикали», — пояснил депутат. И «ради объективности» добавил, что комитет Госдумы по региональной политике и местному самоуправлению предлагает закрепить за субъектами право самим выбирать, какую выстраивать форму местного самоуправления, и можно даже сохранить поселенческий уровень. «Но мы в данном случае посоветовались и пришли к выводу, что такое предложение идет в разрез с концепцией этого закона», — указал парламентарий. Другими словами, республика и сама не против ликвидировать поселения.
Тут в обсуждение включился президент РТ Рустам Минниханов, отметив, что двухуровневая система «не совсем правильная». В любом случае органы власти в поселениях останутся, люди продолжат работать, инфраструктура сохранится, заверил Минниханов и подчеркнул, что найти и избрать 7,5 тыс. депутатов не так-то просто, особенно с учетом «системы декларирования» (вероятно, речь идет о декларировании доходов госслужащих — прим. ред.). «Когда мы все это оцениваем, плюсы и минусы, то не видим каких-то угроз, что у нас связь на местах [будет утеряна]. Я сам работал в районе, знаю, как эта система выстроена. Мы также продолжим наши структуры на местах поддерживать, потому что они больше с населением», — заверил Минниханов. Он пояснил, что останутся те же сотрудники, но их полномочия станут немного другими.
«Более эффективно должна работать система городского и муниципального округов. Будет одна вертикаль и представители на местах. Мы продумаем все полномочия и возможности этих представителей. Я не вижу, что произойдет какое-то ухудшение», — успокоил депутатов президент РТ.
Эдуард Шарафиев: «Может, нам необходимо разукрупнить ряд муниципальных районов. Например, части городов дать статус городских округов, а сами районы сделать муниципальными округами»
«Может, нам необходимо разукрупнить ряд муниципальных районов»
Но волнения все-таки остались у представителя ЛДПР Эдуарда Шарафиева. Он напомнил коллегам о своем опыте работы на поселенческом уровне: в 2013–2015 годах депутат возглавлял Октябрьское сельское поселение Зеленодольского района. Политическое решение о ликвидации местного управления на поселенческом уровне уже принято, с сожалением признал депутат и предложил, после того как закон примут, провести ни много ни мало административно-территориальную реформу в Татарстане.
«Может, нам необходимо разукрупнить ряд муниципальных районов. Например, части городов дать статус городских округов, а сами районы сделать муниципальными округами. Это позволит не очень сильно отдалять муниципальную власть от населения, оставить ее более доступной», — пояснил он, обращаясь к Минниханову. В качестве примера Шарафиев привел знакомый поселок городского типа Васильево, который по численности населения «превышает даже некоторые муниципальные районы». «И вот сейчас все эти вопросы, которые касаются жизнедеятельности поселения, перенесутся на уровень района, <…> какие-то вопросы мы все-таки упустим. Они просто будут на местах копиться», — переживал депутат и заметил, что глава района не всегда может дотянуться до вопросов на местах.
«Ну мы ведь ничего менять не хотим», — ответил президент РТ и снова напомнил, что двухуровневой системы нигде в мире нет: «Это тогда глупость была». Минниханов подчеркнул, что власти «не отторгают» поселения. «Не надо в районе делить! То, что глава не дошел, — это его недоработка. <…> Я согласен, где-то какие-то вопросы есть. Да, по Васильево, может быть, надо посмотреть, но мы же уже прошли это: то собирали, то делили…» — вспомнил президент республики и отметил, что если район будет работать как единое целое, то хуже точно не будет.
«Это мы с Маратом Готовичем [Ахметовым] обсуждали. Мы-то немножко повыше работали, а ты пониже, — указал Минниханов улыбнувшемуся Шарафиеву. — Вопрос непростой, да, нас тоже беспокоит. Все будет нормально». По словам Минниханова, после принятия закона и в рамках переходного периода до 2025 года власти внимательно рассмотрят вопросы, связанные с полномочиями поселений. «Конкретно для простого гражданина, который живет на месте, неважно, кто ты такой. Ему надо, чтобы его интересы были учтены», — указал президент и отметил, что, если поправки республики все-таки не пройдут в закон, это «не смертельно».
Представлять региональные поправки в Госдуме поручили Айрату Фаррахову, хотя лоббистом предыдущих изменений в закон о региональной власти был Ильдар Гильмутдинов. Как отметил Мухаметшин, Гильмутдинов и остальные депутаты от Татарстана будут держать «дело под контролем». В этот момент оператор показал группу татарстанских парламентариев в зале: Артем Прокофьев обсуждал, вероятно, тактику защиты поправок с Гильмутдиновым, а Максим Топилин и Руслан Гаджиев рассматривали что-то в смартфонах. Как рассказал Мухаметшин, суть поправок он попытается донести на предстоящей «специальной» встрече с председателем Госдумы Вячеславом Володиным. В итоге предложенные изменения утвердили единогласно.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 118
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.