Ipatjev.jpg

СТОИМОСТЬ ПРОЕКТА НА 3,2 МЛН. ГОЛОВ ПТИЦЫ – 350 МЛН. РУБЛЕЙ

Строить фермерскую деревню по выращиванию цыплят-бройлеров начали осенью прошлого года в черте Альметьевска, близ завода «Алнас». Это нечто вроде сельского технопарка. Предполагается, что здесь будет 42 фермерских усадьбы. В составе каждой - дом на 116 кв. м и птичник (380 кв. м) с механизированным клеточным оборудованием и объемом производства 70 тыс. голов бройлеров в год. В дальнейшем предусматривается строительство комбикормового производства, а также цехов по убою птицы и глубокой переработки продукции.

Инвестор - известный в Альметьевске предприниматель, владелец холдинга «ТАКПО» Василий Ипатьев – в успехе проекта не сомневается, о чем он и сообщил в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online». «В каждой ферме, в каждом хозяйстве народ варится в собственном соку, - рассказал историю идеи Ипатьев. – И фермер должен быть и строителем, и механизатором, и агрономом, и экономистом, и бухгалтером, но это не каждому дано. Поэтому мы решили дать человеку удочку, к которой просто привязывает крючок и ловит рыбу. У него готовое почти все – и жилье, и бизнес».

Система «заточена» на кооперативную деятельность - по мнению Ипатьева, одному человеку поднимать такое производство сложно. И в то же время будет сохранен индивидуальный бизнес каждого фермера. В этом «симбиозе», собственно, вся изюминка идеи. В условиях хорошего спроса на мясо птицы у предпринимателя есть уверенность в окупаемости проекта: «Вы слышали, чтобы «Челны бройлер» жаловался, что нет рынка сбыта? Продукцию этого предприятия на альметьевском рынке почти не встретишь, значит, рынки сбыта есть».

Все эти идеи Ипатьев озвучил в начале прошлого года на встрече с аграриями, и концепция была поддержана на уровне президента РТ. Деревня должна быть запущена через два года. Поселок с инфраструктурой, по словам Ипатьева, стоит 350 млн. рублей. На сегодня возводятся 4 дома с птичниками, в одном из них начался монтаж оборудования.

ЖЕЛАЮЩИЕ ЗАСЕЛИТЬСЯ В ДОМ ЗА 600 ТЫС. РУБЛЕЙ УЖЕ ВЫСТРАИВАЮТСЯ В ОЧЕРЕДЬ

Деревню строят по трехстороннему договору: финансирование проекта взяли на себя кооператив «Возрождение села» (Ипатьев – председатель его правления), министерство сельского хозяйства РТ и исполком Альметьевска. «Министерство сельского хозяйства возмещает 50 процентов стоимости оборудования и 30 процентов средств, необходимых для строительства, - пояснил заместитель начальника отдела реструктуризации предприятий и развития агробизнеса минсельхоза РТ Руслан Гайнуллин. – То есть на каждую ферму выделяется 500 тысяч рублей».

По словам Ипатьева, первые желающие, которых отбирает комиссия из шести человек (по двое - от муниципалитета, минсельхоза и кооператива), уже есть, и они с нетерпением ждут, когда будут сданы их дома. «И эти люди не обязательно будут работать на птицеферме: может, - на комбикормовом заводе или на поле, или на инкубаторе, - пояснил Ипатьев. - Сегодня имеется одно условие: человек под залог имущества, которое у него есть, получает деньги в банке. Человек должен быть полезен кооперативу… Все усадьбы оформят фермерам в собственность. Мы рассчитали: если семья состоит из четырех человек, то на дом, с учетом государственного субсидирования, (а это 70 процентов от стоимости жилья нормативной площади) ей придется найти всего 600 тысяч рублей». Пока Ипатьев ведет строительство за свой счет: в дело вложено более 20 млн. рублей и закуплено турецкое оборудование еще на 71 млн.

WHO IS MR. ИПАТЬЕВ?

Несколько слов об идеологе проекта. Ипатьев начинал бизнес еще в советские времена: он руководил городским автосервисом и встретил перестройку, по всей видимости, довольно обеспеченным человеком с большими связями. В 1986 году он одним из первых в Альметьевске открыл кооператив. Фирма называлась «Уют», и на базе ее впоследствии выросла компания «ТАКПО». Ее сферу деятельности можно условно обозначить как «всего понемногу». Ипатьев производил водку, колбасу, кондитерские изделия, открывал магазины (их насчитывалось до 18) и мини-гостиницы; в 2000-х занялся строительством по канадской технологии – до сих пор в так называемой «Зоне «Д» стоят несколько недостроенных домов. Года три назад на одной из встреч предпринимателей в Альметьевске, когда местные бизнесмены вдруг разом впали в ностальгические воспоминания о лихих 90-х, Ипатьев рассказывал:

«До того, как стать предпринимателем, я работал директором станции техобслуживания. Вы знаете, что это значило при советской власти?! Тогда шутили, что сначала идет первый секретарь горкома партии, а за ним - директор станции техобслуживания. Так что я мог спокойно еще лет 5-6 быть директором довольно престижного предприятия. Но меня почему-то всегда тянуло к независимости. Причина даже не в деньгах. Потому что деньги я заработал еще до того, как Ильдус Валеевич (Ильдус Гареев - первый глава администрации Альметьевска – авт.) стал главой администрации. Я одним из первых в городе открыл кооператив в конце 80-х. Потом мы производили сладости: воздушный рис, казенаки, конфеты. Заключили договор с райпотребсоюзом, брали у них сахар. Однажды Шаймиев, он тогда был еще председателем совета министров, на каком-то совещании возмущался: такой-то район такому-то предпринимателю отпустил тонну сахара! Думаю: ну, сейчас до меня дойдут и точно здесь же повяжут – нам наше райпо отпустило 60 тонн. Слава богу, пронесло.

Тогда все было в дефиците, и мой товарищ, который тогда возглавлял районный узел связи, попросил достать где-нибудь телефонный кабель. Мы сделали самодельный экструдер, пособирали медь, благо ее тогда было много, и начали производить кабель. Поставляли аж в Госснаб России. У нас здесь по неделе машины ждали, когда мы катушки намотаем. Вот тогда мы заработали серьезные деньги. Но умные люди отправляли деньги за границу, а я понастроил всяких зданий. И когда правительство начало шоковую терапию и все обвалилось, здания так и остались невостребованными. А там и доллар упал, и все это отразилось на наших делах весьма серьезно».

И вот, наконец, Ипатьев занялся фермерством. Впрочем, «Возрождение села» он называет своим «хобби на склоне лет», так как для комфортной жизни у него все давно уже есть.

СЕЛЬСКИЙ СОБСТВЕННИК НЕ ПРИЕМЛЕТ КОММУНЫ?

Опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты считают, что наблюдаемый в РТ тренд создания мини-индустриальных коровников и птичников идет вразрез с самой сутью фермерства, отрицающего коллективизм и тотальную индустриализацию сельского бизнеса.

Нияз Латыпов – глава семейной фермы:

- Подобные деревни укладываются в общую систему поддержки сельского бизнеса в Татарстане. Но бройлерная птица рассчитана скорее на крупное индустриальное производство, где до миллиграммов рассчитаны всевозможные витамины, антибиотики и прочая химия, что позволяет вырастить птицу за 42-43 дня. Больше ее держать нельзя, потому что она просто сдохнет - печень не выдерживает. Поэтому конкурировать с крупными производствами фермер вряд ли сможет. Да и вообще, сама идея фермерства – это выращивание экологически чистой продукции: может быть, - более дорогой, но более качественной и естественной. Фермерство – не поточное производство!

Мурат Сиразин - глава семейной фермы:

- Отношусь к таким проектам с настороженностью - они способствуют выхолащиванию самой сути крестьянского быта. Суть мелко-фермерского хозяйства в том, что люди выращивают экопродукцию без всякой индустриализации. Механизация приветствуется, но при этом птица должна быть на свободном выгуле, чтобы она вырастала в естественных условиях. А содержание животных в клетках ведет к тому, что мы выращиваем вовсе не экологически чистый продукт.

В республике, к сожалению, фермерское хозяйство сводится к тому, что создают мини-индустриальные фермерские коровники, птичники – все это неправильно. Должно быть патриархально-фермерское хозяйство, где работают муж и жена, их дети, и вокруг их дома должны быть поля, и никаких массовых хозяйств. Хуторная система - так как это было в Европе, Америке и у наших предков. А сегодня у нас создали вот эти общины с соответствующим укладом жизни, против чего и боролся в свое время Столыпин. Не нужны нам коммуны! Но что бы ни создали наши деятели по фермерству, получается именно колхоз, коммуна.

Мне кажется, лучше бы Ипатьев создал в каждой деревне по несколько фермерских хозяйств, вложил бы в них свои деньги, но не создавал бы такие индустриальные «фермерские деревни».

Я бы очень хотел ошибиться в своих прогнозах - может быть, все сложится и не так. Но я исхожу из того, что выращивать предполагается бройлеров, а бройлер все-таки птица индустриального типа, далеко не фермерского.