ПРИЧИНА ПЕРВАЯ: НЕ БОЛЕЕ ЧЕТЫРЕХ БИЛЕТОВ В ОДНИ РУКИ

teatr.jpg

Как сообщает сайт театра, казанский фестиваль – старейший среди музыкальных фестивалей России, даже знаменитым «Белым ночам» Валерия Гергиева чуть более двадцати лет. Уникальность казанского фестиваля в том, что на нем идут только оперные постановки, которые не разбавляются ни балетами, ни мюзиклами. Придумал фестиваль директор оперного театра Рауфаль Мухаметзянов, когда он пришел в 1981 году на работу в этот театр, зал заполнялся на тридцать процентов. Сейчас даже на рядовых спектаклях он заполнен на все сто. Фестиваль стал стимулом для перехода театра на новую систему администрирования и положил начало ежегодным европейским турне. Что до фестиваля, то в течение двух с половиной недель на нем можно видеть лучшие образцы оперного искусства. В этом году на Шаляпинском фестивале из-за ажиотажа дирекцией приняты беспрецедентные меры: в одни руки продавали не более четырех билетов.

ПРИЧИНА ВТОРАЯ: ЗА ДИРИЖЕРСКИМ ПУЛЬТОМ – ЛАУРЕАТ «ГРЭММИ»

В течение трех вечеров на фестивале будет идти премьера «Евгения Онегина» в постановке Михаила Панджавидзе. Режиссер намеренно выбрал для исполнения главных партий молодых солистов, чтобы их возраст отчасти соответствовал возрасту персонажей. По его мнению, «Евгений Онегин» - это не трагедия, но драма. Трагична история только для Владимира Ленского, как вы помните, убитого на дуэли. Если бы Онегин погиб за идеалы, это была бы трагедия. В чем же фишка спектакля? Музыкальный руководитель спектакля – дирижер и пианист, победитель множества международных конкурсов, лауреат премии «Грэмми» Михаил Плетнев. Сотрудничество с театром дирижера из топ-десятки мира – редкая удача для города.

ПРИЧИНА ТРЕТЬЯ: САМЫЙ ВОСТРЕБОВАННЫЙ РЕЖИССЕР СТРАНЫ

На Шаляпинском фестивале будет показана казанская премьера спектакля «Очарованный странник», идущего на сцене Мариинского театра. Постановку осуществил режиссер Алексей Степанюк, хорошо известный казанцам – в афише казанской оперы в свое время было шесть спектаклей этого одного из самых интересных постановщиков России. Несколько лет назад Степанюк, по мнению газеты «Музыкальное обозрение», был признан самым востребованным режиссером страны.

Не так давно «Очарованный странник» триумфально прошел в Париже, в театре Шатле. Позже он был показан на фестивале в Роттердаме. В ближайшее время спектакль пойдет на сцене "Метрополитен-опера". Автор оперы Родион Щедрин назвал работу Степанюка «режиссурой двадцать первого века». До нынешнего года Шаляпинский был фестивалем голосов. Показ на фестивале спектакля другого театра – новация нынешнего Шаляпинского.

ПРИЧИНА ЧЕТВЕРТАЯ: ВАЛЕРИЙ ГЕРГИЕВ СОБСТВЕННОЙ ПЕРСОНОЙ

Впервые в Казани за дирижерским пультом театра можно будет видеть маэстро Валерия Гергиева. Между прочим, имеющего, если верить музыкальным рейтингам, титул самого востребованного дирижера современности. Он продирижирует оркестром Мариинского театра во время исполнения «Очарованного странника». Маэстро – не любитель дирижировать в российских театрах, но для Шаляпинского сделал исключение. Помимо него и уже названного Плетнева за дирижерским пультом можно будет видеть главного дирижера казанского оперного театра Рената Салаватова и итальянца, веселого и непосредственного любимца казанской публики Марко Боэми. Так что нынешний Шаляпинский – это еще и фестиваль дирижеров.

ПРИЧИНА ПЯТАЯ: И ЕЩЕ ОДИН ЛАУРЕАТ «ГРЭММИ»

В день рождения Федора Шаляпина - 13 февраля - традиционно дают «Бориса Годунова» - один из самых любимых шаляпинских спектаклей. Партию мятущегося царя Бориса исполнит Рене Папе – лучший исполнитель этой партии в мире. Папе – лауреат двух премий «Грэмми», он сотрудничает с ведущими дирижерами мира, в их числе Зубин Мета, Лорен Маазель, Клаудио Аббадо, Гергиев. Папе поет на лучших сценах мира, у него постоянный контракт в "Метрополитен-опера". Этот бас новой формации так проникновенно поет партию Бориса Годунова, что забываешь, что Папе не русский. Кстати, русский язык у него вполне сносный. Правда, как сообщили в театре, Папе исполнит партию Годунова не в той редакции, что идет в нашем оперном, так что оркестру пришлось дополнительно репетировать. Приезд такой мегазвезды, как Папе – одна из сенсаций фестиваля.

ПРИЧИНА ШЕСТАЯ: ПАРТНЕРША ДМИТРИЯ ХВОРОСТОВСКОГО

В опере «Риголетто» в партии Джильды выступит Екатерина Сюрина – лучшая исполнительница этой партии в мире. Как сообщили в пресс-службе театра, в свое время это был дебют Сюриной, он состоялся на сцене Новой оперы и ее партнером был Дмитрий Хворостовский. Что уже тогда вывело дебютантку в число самых интересных российских молодых певиц. Сюрина, живущая сейчас в США, - очень востребованная певица. Ее можно видеть в спектаклях, идущих в "Ла Скала" в Милане, в "Ковент-Гардене" в Лондоне, в парижских "Гранд опера" и "Опера Бастий", в берлинской "Дойч-опере" и других топовых театрах мира.

ПРИЧИНА СЕДЬМАЯ: НАША « ЗОЛОТАЯ ЛЮЧИЯ»

Фестивальную «Лючию ди Ламмермур» можно в полной мере назвать «золотой» - постановка номинирована на «Золотую маску» этого года – главную театральную премию. И сразу в четырех номинациях. На сайте Национальной театральной премии «Золотая маска» можно узнать, что на получение высшей театральной награды претендуют режиссер спектакля Панджавидзе, сценограф Игорь Гриневич, исполнительница главной партии Альбина Шагимуратова и весь спектакль целиком. Второго апреля этого года «Лючия ди Ламмермур» будет показана на сцене Большого театра, где ее оценит жюри критиков. Так что на фестивале есть возможность посмотреть «масочный» спектакль.

ПРИЧИНА ВОСЬМАЯ: ОН СОЛИСТ БОЛЬШОГО ТЕАТРА. НО И НАШ ТОЖЕ

Еще одна «звезда» - бас Михаил Казаков, достойно продолжающий шаляпинские традиции. Казаков – солист Большого театра и одновременно солист нашей оперы. Он лауреат первой премии Международного конкурса имени Чайковского, конкурса Елены Образцовой и еще ряда престижных международных соревнований певцов. Казаков окончил Казанскую государственную консерваторию по классу Галины Ластовки, сразу же был приглашен в Большой театр, но тем не менее остался солистом казанской оперы. В свое время Казаков был самым молодым исполнителем партии Бориса Годунова в мире. Его можно будет слышать в партии Гремина в «Евгении Онегине» и в партии Рамфиса в «Аиде». Кстати, «Аиду» в Казани поставил Степанюк. Она идет в репертуаре уже 11 лет, но до сих пор собирает аншлаги и в родном театре, и на европейских гастролях.

ПРИЧИНА ДЕВЯТАЯ: ЯРМАРКА ТЩЕСЛАВИЯ

Гала-концерт фестиваля – это то, что организаторы приберегают «на десерт». Здесь. Как можно было узнать в литературной части театра, одновременно можно будет слышать десятки самых известных солистов мира. Тех, что поют на фестивалях в Байроте или Зальцбурге. Гала-концерт для казанцев – это еще и одно из самых главных светских мероприятий, наша ярмарка тщеславия. Дорогие туалеты от кутюр и лучших брендов мира, меха и бриллианты – в этом принято приходить на гала-концерт. Так что есть возможность не только качественную музыку послушать, но и блеснуть. И это совсем не лишнее.

ПРИЧИНА ДЕСЯТАЯ: ПОД ЗВОН БОКАЛОВ

В дирекции театра обещают, что, как всегда, в фойе будет работать выставка, посвященная и Шаляпину, и истории фестивалей. Есть возможность познакомиться с уникальными снимками великого певца и узнать, кто и когда приезжал в Казань для участия в фестивале. Одни из самых интересных фотографий - это те, на которых Федор Шаляпин запечатлен в партии Бориса Годунова. Даже на этих старых снимках видно, что наш великий земляк был не только великим певцом, но и гениальным артистом. Ну, а помимо всего в фойе, где развернется выставка, будет играть квартет Захара Штейнберга и можно будет выпить бокал шампанского. За процветание нашего оперного!