В ближайшее время должен быть готов новый мастер-план развития международного аэропорта «Казань» — его облик изменится радикальным образом, и мы увидим своего рода авиатранспортный мегаполис. Некоторые моменты будущего концепта руководство компании обкатывает уже сейчас, прежде всего в неавиационной сфере. Например, проведена частичная переконфигурация внутри терминалов, выявлен новый коммерческий потенциал площадей. О том, что такое эффективный неавиационный бизнес в аэропорту, нам рассказал коммерческий директор АО «МАК» Андрей Лопатин.
Андрей Лопатин: «До поры до времени рестораторы лишь наблюдали за казанским аэропортом, а предметное обсуждение началось в 2019 году — рекордном для нас: мы перевезли 3,5 миллиона пассажиров»
«По-новому взглянули на наши терминалы»
— Андрей Алексеевич, наверное, все уже оценили новость о грядущем открытии в международном аэропорту «Казань» ресторана «Макдоналдс». Вопрос вызывает лишь одно: почему только сегодня? Казалось бы, очевидное решение, интересное и МАКу и «Макдоналдсу»…
— Да, такие рестораны уже давно есть в аэропортах Москвы и Санкт-Петербурга. Потому что такого уровня бизнес строится на трафике. И до поры до времени рестораторы лишь наблюдали за казанским аэропортом, а предметное обсуждение началось в 2019 году — рекордном для нас: мы перевезли 3,5 миллиона пассажиров. Это произвело впечатление. Таким образом, «Казань» будет первым региональным аэропортом, где «Макдоналдс» откроет ресторан. Это произойдет ближе к Новому году. Планировалось раньше, но помешала пандемия.
Отмечу, что подготовка была непростой с технической точки зрения. Изначально площадка, где появится ресторан, в целом не была предназначена под объекты общественного питания. Но наши технические службы проделали большую работу по созданию систем канализации, вентиляции, кондиционирования. То есть мы сделали все, чтобы проект состоялся, — и пассажиропоток нарастили, и инфраструктуру подготовили.
«Казань» будет первым региональным аэропортом, где «Макдоналдс» откроет ресторан. Это произойдет ближе к Новому году»
— Вы так внимательны ко всем своим арендаторам?
— Да. В пандемию мы предоставляли им льготы, и, думаю, в том числе и поэтому подавляющее большинство наших партнеров нам удалось сохранить. Никого не оставляем без внимания и поддержки.
— Получается, свободных площадей у вас почти не прибавилось?
— Мы и прежних арендаторов сохранили, и новых готовы принять. У аэропорта обновилась концепция неавиационной деятельности. В том числе по-новому взглянули на наши терминалы и увидели, что есть где развиваться. Провели переконфигурацию, появились новые площади, которые мы успешно задействовали под коммерцию.
К примеру, в новых локациях были открыты кофейня, фреш-бар, точка по продаже мороженого, новый офис-представительство одной из крупнейших авиакомпаний, магазин беспошлинной торговли duty free в зоне прилета международных рейсов — кстати сказать, здесь мы стали одними из первых аэропортов России. И другие объекты.
«Стоимость той же чашки кофе в аэропорту выходит не дороже, чем в ресторанах и кафе в Казани»
Для тех, кто осознает уникальность места
— Но ведь вы не будете отрицать, что в аэропорту есть свои особенности или даже трудности ведения бизнеса? Из-за чего и не каждый предприниматель захочет открыть бизнес в аэропорту.
— Скажу так: это предубеждение. Да, надо понимать, что аэропорт находится на определенном удалении от города — 25 километров от центра или порядка 18 километров от окраины. Следовательно, усложнение логистики, топливо, доставка персонала, временные затраты и другие нюансы. Но при всем при этом стоимость той же чашки кофе выходит не дороже, чем в ресторанах и кафе в Казани. Более того, некоторые магазины в аэропорту предлагают покупателям товары по ценам, не менее интересным, чем в городе. К примеру, парфюмерия (особенно в период распродаж) и бижутерия.
Но самая главная особенность аэропорта как площадки для ведения бизнеса, его уникальность — это то, что предпринимателю нет необходимости проводить агрессивную и дорогостоящую рекламную кампанию, чтобы обеспечить трафик и посещаемость торговой точки. Трафик обеспечиваем в известном смысле мы — аэропорт. И, как я уже говорил, в последние годы он существенно возрос.
Другими словами, наши пассажиры (а также, кстати, встречающие и провожающие лица и работники) — это и есть клиенты. Пока пассажир ожидает вылета, он обязательно пройдется по магазинам, захочет прикупить либо сувениры, либо предметы первой необходимости, получить какие-то услуги, разнообразить время ожидания развлечениями.
Мы как аэропорт предоставляем бизнесу площадку, обладающую уникальным коммерческим потенциалом. И поэтому с интересом рассматриваем необычные предложения, способные удивлять пассажиров.
— Все же спрос на товары наверняка достаточно узкий, например, шапки и куртки здесь вряд ли будут покупать…
— Зря так думаете. В сезон большим спросом пользуются изделия из меха. Как раз шапки, шарфы, платки и все такое прочее. У нас есть две бренд-зоны команды «КАМАЗ-Мастер» — их фирменная одежда весьма востребована. Представлены брендированные товары команд «Ак Барс» и «Рубин», которые тоже активно покупают.
Уникальные товары, которые массовый посетитель торгового центра просто не заметит, а в аэропорту у человека есть время прочувствовать особость предложения. Таким образом, предприниматель, который заходит в аэропорт, ищет особую нишу.
«Вы еще в каком-нибудь региональном аэропорту видели капсульный отель? Дело совершенно новое не только для нас, но и для широкой публики, однако открыли его»
— «КАМАЗ-Мастер», «Ак Барс» и «Рубин» — это очень специфический пример, на любителя. А что-нибудь более повседневное?
— Да хоть робо-кафе — оно недавно открылось в терминале 1А. В других российских аэропортах такого нет. Это робот – продавец кофе и мороженого. Он не только принимает заказы и плату, но и способен разговаривать с клиентами. Такое кафе очень соответствует такому по определению высокотехнологичному месту, как аэропорт. Дети в восторге. Все хотят сфотографироваться с роботом, попробовать его кофе. Кафе пользуется спросом.
Или вы еще в каком-нибудь региональном аэропорту видели капсульный отель? Дело совершенно новое не только для нас, но и для широкой публики, однако открыли его. Это было как раз в августе, в пик сезона. Спрос огромный. Людям даже просто интересно, что это такое. Сами капсулы выглядят футуристично, как в фантастическом фильме. Для желающего выспаться, отдохнуть в тишине и одиночестве лучшего варианта не найти. Это индивидуальные спальные места, одноразовое постельное белье. В общей зоне капсул — душевая, туалет, камера хранения. Сейчас владелец отеля задумался о том, чтобы к имеющимся шести капсулам добавить еще столько же.
Кстати, этот человек сам вышел на нас. Мы погрузились в тему, прониклись, подобрали помещение. Все очень быстро. Данный пример опровергает распространенное мнение о том, что арендатору сложно прийти в аэропорт. Скорее сложно узнать о том, насколько просто это сделать. Да, здесь наша недоработка. Стараемся исправиться, например, недавно запустили новый, более информативный вариант сайта.
«Наши пассажиры (а также, кстати, встречающие и провожающие лица и работники) — это и есть клиенты. Пока пассажир ожидает вылета, он обязательно пройдется по магазинам, захочет прикупить либо сувениры, либо предметы первой необходимости, получить какие-то услуги, разнообразить время ожидания развлечениями»
Супермаркет в аэропорту. Почему нет?
— Как понимаю, это только начало изменений, которые ожидают казанский аэропорт в обозримом будущем…
— Да. Не секрет, что сейчас МАК работает над мастер-планом своего развития до 2050 года — концепт должен быть готов до Нового года. Это верхнеуровневый (концептуальный) документ стратегического планирования, который отвечает за комплексное развитие аэропортовой территории. То есть мы рассматриваем развитие пассажирского терминала не просто как увеличение пропускной способности или пересмотр параметров стерильной и других зон. Ведь мастер-план не ограничивается только самим аэропортом — речь идет о развитии ближайшей территории. И в целом будущее МАКа увязывается с ростом экономики Татарстана.
Сейчас мы делаем только первый шаг к реализации этой концепции. Изучаем мировые практики, стандарты и нюансы, по которым действует неавиационная коммерция в лучших аэропортах мира. Понятно, что в дальнейшем наш аэропорт приобретет совершенно другой вид. Мы ведем работу в рамках концепции аэротрополиса и стремимся построить целый город вокруг аэропорта: гостиницы, логоцентры, парки, магазины, рестораны, выставочные залы и многое другое. Здесь уже работают сотни людей, а будут — тысячи. В том числе поэтому сейчас ведем переговоры с ретейлом, чтобы открыть у нас полноценный супермаркет — для этого предлагаем первый этаж гостиницы «Полет». Появление крупных сетевых игроков неизбежно ведет к снижению цен на продаваемые здесь товары.
— А новые точки общепита в ближайшее время появятся?
— Недавно компания Skytrax проводила у нас очередной аудит (кстати, он подтвердил наш статус аэропорта «4 звезды»), и британские консультанты справедливо указали на необходимость развития предприятий питания. Мы приняли эту рекомендацию. И «Макдоналдс» здесь как очень серьезная часть развития данного сегмента. Почему бы не сделать так, чтобы пообедать или поужинать в аэропортовом ресторанчике стало модным?
Или сама обстановка подталкивает в теплое время года реализовать еще одну возможность — фуд-траки. Ну, правда, почему бы не посидеть и не перекусить на привокзальной площади, на свежем воздухе? Да, это сезонный бизнес, но мы рассматриваем и такие кратковременные вещи.
«Почему бы не сделать так, чтобы пообедать или поужинать в аэропортовом ресторанчике стало модным?»
— Вам не кажется, что в аэропорту не хватает чего-то развлекательного — скоротать время в ожидании рейса?
— Есть такие соображения. Как раз сейчас общаемся с компанией, которая занимается игровыми зонами и кинотеатрами, компьютерные приставки и все такое прочее. Пока точно не знаем, в какую конкретику выльется обсуждение идеи, но должно быть интересно.
А еще, к примеру, книжный магазин. Или пункт выдачи товаров маркетплейсов. К слову, мы запустили на новом сайте интернет-магазин аэропорта, представляющий пользователям линейку фирменной продукции для путешественников и любителей авиации. При разработке товаров применялись интересные дизайнерские решения.
Или вот еще идея — популярный сегодня формат Open space market* тоже весьма перспективен.
Перед нами стоит задача по расширению и совершенствованию зоны парковки, введена услуга ее оплаты через приложение. Размышляем над тем, чтобы сделать автомойку — как вариант, автоматическую. Готовы рассматривать предложения.
«Ведется работа над увеличением числа вылетов в Будапешт. Трансатлантические перелеты представлены полетными программами в Доминикану. Традиционно высокий спрос на турецком направлении»
— Приход новых, в том числе крупных, арендаторов зависит и от пассажиропотока. Каков прогноз на этот год?
— Пиковый для нас 2019-й мы уже обогнали — сейчас идем с приростом порядка 10 процентов. В августе мы установили месячный рекорд — обслужили 485 193 пассажиров: 325 528 на внутренних и 159 665 — на международных авиалиниях. Несмотря на пандемию, не прекращалась работа по открытию новых рейсов. В нынешний зимний сезон у нас масштабная программа полетов на курорты Египта. Здесь отмечу нового зарубежного партнера — авиакомпанию Air Cairo**, которая отработала пробную полетную программу. На направлении Шарджа тоже появится новый для данного маршрута перевозчик — Air Arabia***.
Ведется работа над увеличением числа вылетов в Будапешт. Трансатлантические перелеты представлены полетными программами в Доминикану. Традиционно высокий спрос на турецком направлении. Серьезное развитие маршрутной сети ожидается за счет рейсов в страны СНГ. В январе открываем новый рейс — в Грозный, а также увеличиваем число вылетов в Калининград. И, конечно, мы хотим, чтобы аэропорт «Казань» стал еще более комфортабельным для пассажиров, которых у нас все больше.
*Опен спейс маркет
**Эйр Каиро
***Эйр Арабия
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 73
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.