1.jpg
Джавдет Сулейманов открыл международную конференцию

ЗНАНИЕ - ЕДИНСТВЕННЫЙ РЕСУРС, КОТОРЫЙ НЕ ИСЧЕРПЫВАЕТСЯ СО ВРЕМЕНЕМ

Гостей XII Казанской школы-семинара TEL'2012 представлял вчера участникам Джавдет Сулейманов - доктор технических наук, вице-президент Российской ассоциации искусственного интеллекта (РАИИ). Академик заметил:

- К нам едут технологии. К нам едет то, что сегодня - топ. И это не надо где-то искать, а именно сегодня надо слушать и спрашивать…

Мысль продолжил председатель совета РАИИ, доктор технических наук, профессор, академик РАЕН Олег Кузнецов:

- Задача науки - это добыча, получение новых знаний. Это не значит, что эти знания завтра будут использованы. Может быть, и никогда не будут использованы. Может быть, будут использованы через 50 лет. Никто не знает. Но тогда, когда они будут использованы, они многократно окупят все затраты, и мы таких примеров знаем много… Почти все ресурсы со временем исчерпываются. Знание - это единственный ресурс, который не исчерпывается со временем, а приумножается…

НАУКА БЫСТРО ДОГОНЯЕТ МЕЧТЫ

С первым докладом выступил вице-президент РАИИ Валерий Карпов. Тема заинтриговывала: «О коллективном поведении роботов и не только (попытка критического осмысления)».

«Коллективное поведение роботов»! Ладно бы, подобное было написано в научно-фантастическом романе. Но тут не роман - серьезный доклад на международной научной конференции.

- «Интеллектуальный робот» - такой термин появился уже давно. Я говорю не про фантастику и не про художественную литературу - я говорю про серьезные научные исследования, - предупредил ученый.

Далее он рассказывал про эти исследования. И становилось ясно: в своих тихих лабораториях ученые сегодня творят настоящие чудеса, заворачивая их в строгие обертки формул и графиков.

Итак, интеллектуальный робот. Нет, это не стиральная машина и не умный кухонный комбайн. Интеллектуальный робот (или уже пора говорить - робот-интеллектуал?) должен выполнять действия, не предусмотренные программой. И у такого робота есть такая очень важная черта, как… инстинкт самосохранения.

Третий закон робототехники - это для тех, кто читал Айзека Азимова. Как же быстро наука догоняет мечты…

2.jpg
Вице-президент РАИИ Валерий Карпов рассказывал
фантастические вещи

ОЧЕНЬ ЗАМАНЧИВАЯ ИДЕЯ, ОЧЕНЬ МНОГО ПРИМЕНЕНИЙ

Впрочем, тема доклада Карпова - коллективы роботов. Естественный вопрос - зачем, собственно, ученым и обществу нужны такие коллективы? Тут и с коллективом людей не всегда разберешься…

Оказывается, не просто нужны, а чрезвычайно нужны. Как сказал с очевидным блеском в глазах Карпов: «Очень заманчивая идея, очень много применений».

И опять же - оказывается, коллективы роботов уже работают и довольно успешно. Мало того, порой они уже (люди научили!) «воюют за ресурс, обманывают друг друга»…

В пример докладчик привел, как он выразился, «симпатичный проект» - коллектив неоднородных роботов, в котором парочка маленьких транспортных тащат, куда надо, большого, а он умеет запросто забираться по стене, по канату, и скажем, доставать с полки нужную книгу… Как можно использовать такую «рабочую группу», любой из нас, наверное, сможет сообразить сам.

- Это действительно хороший пример того, каким образом взаимодействуют между собою гетерогенные системы, то есть неоднородные, - увлеченно говорил докладчик. - Очень важно придумать красивую задачу, чтобы интересно было посмотреть, что же делают роботы.

И очень важен термин:

- Надо понимать, что термины придумываются на протяжении всего периода работы в той или иной области. Без терминов нельзя. Под термины дают деньги...

Пожалуйста, один из таких эффектных терминов - «умная пыль», которая может покрыть многокилометровую (!) площадь. Вот что рассказал докладчик:

- Умная пыль должна собирать информацию о внешней среде. Если гражданское применение, то предполагается мониторинг - температура, влажность, давление… Если мы говорим о более специфических вещах, скажем, о разведке, то эти датчики могут отслеживать, например, наличие возмущения электромагнитного поля, шумы… Короче говоря, это такой большой, сложный комплекс датчиков. С другой стороны, каждый элемент этой сети должен иметь связь с соседями…

БЕРЕМ НАСЕКОМОЕ, КОТОРОЕ НАМ ХОТЕЛОСЬ БЫ ВОПЛОТИТЬ В МЕТАЛЛЕ

Захватывающим был и раздел доклада про имитационные модели роботов. Как же, искусственный человек - любимый герой стольких книг! Однако докладчик тут же разочаровал - никаких человекоподобных роботов:

«Имитационная модель - чисто внешне все хорошо. Мы знаем, как делать устройство. Мы берем за основу насекомое, животное… Очень богатая идея. Бионика вообще в этом отношении вещь замечательная. Но когда мы доходим до практической реализации, оказывается, что все не так просто… А я еще говорю об объектах «простых», в кавычках - о насекомых прежде всего. Никто же сейчас в здравом уме не будет моделировать млекопитающее - кошек, собак и прочих приматов. Берем насекомое, которое нам хотелось бы воплотить в металле. Но оказывается, что это очень неблагодарный объект изучения, потому что они малы. Потому что те «составные части», из которых складывается их мозг, нервная система, они вообще очень плохо изучаются. Мы не можем расчленить мозг муравья или пчелы, выделить нейроны и отработать поведение, изучить поведение на каждый нейрон по-отдельности. Самое интересное, что даже простейший организм - виноградная улитка, любимый объект для биологов и тех, кто занимается бионикой, - это чертовски сложная штука… Изучить поведение виноградной улитки удается только по каким-то косвенным признакам».

…Это улитка, а если пытаться сконструировать железного муравья, можно вообще впасть в ступор. Вот что рассказал Карпов:

«У муравьев замечательная социализация... Если муравей большой, здоровый, сильный, он, скорее всего, будет солдатом. Наиболее сообразительные становятся разведчиками. Наименее приспособленные, никчемные муравьи - допустим, внутригнездовыми рабочими. Но что самое интересное, функции не закреплены за ними на всю жизнь. Эта кастовость муравьев, она иногда дает сбой. Например, если вы уберете из муравейника подавляющее большинство внутригнездовых уборщиков, то функции ухода за личинками, уборки территории придется выполнять солдатам».

Так и видишь: брезгливо морщась и ругаясь по-муравьиному, гвардия, элита берет в руки метлу…

Докладчик напомнил, что у муравьев есть карьерный рост. Да что там карьера, несколько суверенных муравейников создают… федерацию.

И вот такое ученые пытаются смоделировать?!

ТАМ ЭФФЕКТЫ СОВЕРШЕННО ФАНТАСТИЧЕСКИЕ ВОЗНИКАЮТ…

Но и это еще не все. Исследователи, как выяснилось, взялись за то, чтобы научить роботов - есть и соответствующая теория эмоций - чувствовать. И научили - уже сделана система управления для реального робота.

«Машинка эта испытывала эмоции, - говорит Карпов. - И робот очень интересно себя вел. Эмоции, на самом деле, оказывают очень серьезное влияние на поведение организма, в данном случае робота. Это уже настоящие эмоции, правда, ограниченные удовольствием и неудовольствием, но тем не менее. Там эффекты совершенно фантастические возникают… Мы, когда смотрели на этого робота, пытались понять, что с ним происходит?..».

Господи, спаси и помилуй, что же будет, когда ученые научат роботов смеяться, плакать, любить?..

Справка

XII Казанская школа-семинар по компьютерной и когнитивной лингвистике TEL'2012 (Theory, Engineering, Language) проходит в Казани с 24 по 28 января 2012 года.

Организаторы школы-семинара - Институт прикладной семиотики академии наук РТ и Казанский (Приволжский) федеральный университет (Институт филологии и искусств и Институт вычислительной математики и информационных технологий), а также Татарстанское отделение Российской ассоциации искусственного интеллекта и Татарстанский молодежный общественный фонд «Сэлэт».

Казанская школа-семинар по компьютерной и когнитивной лингвистике TEL проводится с 1999 года. Основная тематика школы-семинара TEL'2012 затрагивает круг тем, связанных с разработкой корпусов национальных языков и применением лингвистических моделей и технологий. Корпусно-ориентированный подход приобрел особую актуальность для исследования национальных языков, и в ходе школы-семинара своим опытом в данной области поделятся видные зарубежные ученые, а также ученые из Московского государственного университета, Московского государственного института стали и сплавов, Вычислительного центра РАН, Института русского языка им. Виноградова РАН и других.