ПОСЛЕ ПИКАЛЕВА

ВЭБ сформировал в единый пакет предложения властей российских регионов по модернизации экономики моногородов. Процесс шел практически два года – после того, как по итогам событий в Пикалево президент Дмитрий Медведев дал соответствующее поручение. Общая стоимость всех проектов — 368,2 млрд. рублей. При этом сам ВЭБ готов вложить 265,4 млрд. рублей. Кроме того, на различных стадиях экспертизы находятся еще 24 инвестиционных проекта на общую сумму в 163,2 млрд. рублей, сообщают сегодня «Известия» со ссылкой на зампреда ВЭБа Ирину Макиеву. В целом итогом реализации проектов должны стать новые 36 тыс. рабочих мест.

Интересно, что больше всего госинвестиций получат регионы Приволжского федерального округа — в ПФО будут реализованы в общей сложности 19 проектов на 232,3 млрд. рублей. Причем основным получателем в ПФО станет Татарстан. Согласно опубликованному на сайте госкорпорации списку моногородов, в модернизации экономики которых участвует ВЭБ, в республике таковыми признаны Набережные Челны и Камские Поляны (входят в так называемый «пилотный» перечень моногородов), а также Чистополь, входящий в «дополнительный» список.

КТО В СПИСКАХ?

В частности, ВЭБ делает ставку на создание совместного предприятия Ford-Sollers в Набережных Челнах. В него госкорпорация намерена вложить 39 млрд. рублей (при общей стоимости проекта в 74,5 млрд.). Напомним, что соглашение между ВЭБом и Sollers было подписано в сентябре на экономическом форуме в Сочи в присутствии президента РТ Рустама Минниханова. Безусловно, это лоббистская удача Вадима Швецова, который, казалось, потерпел крах с предыдущим своим проектом на территории Татарстана – СП с итальянским «Фиатом», о старте которого было объявлено в разгар кризиса. Кстати, на него Швецов также пытался получить кредит ВЭБа и вроде даже заручился поддержкой Путина в этом вопросе, но денег так и не получил. Как видим, с фордовским проектом попытка оказалась гораздо более удачной.

Кроме того, в Набережных Челнах с участием ВЭБа предполагается создание производства искусственных сапфиров. О некоторых подробностях этого проекта в ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online» рассказывал мэр автограда Василь Шайхразиев. По его словам, искусственные сапфиры будут идти на изготовление светодиодных ламп, которые применяются в машиностроении, в часах, в других точных механизмах. По программе производство должно начаться до 2013 года.

Кроме того, в списке проектов – заводы в Чистополе по производству радиаторов, инновационного оборудования и упаковочных материалов. Речь идет о проектах, которые реализуются в рамках индустриального парка «Чистополь». Как известно, создание этого парка курирует первый вице-премьер Равиль Муратов. Как он заявлял несколько месяцев назад в СМИ, общий объем инвестиций в этот парк должен составить 3,2 млрд. рублей.

Отметим, что ВЭБ производит и другие значительные вливания в экономику РТ. В частности, в прошлом году он привлек от клуба иностранных банков кредит в размере $0,5 млрд. сроком на пять лет на реализацию проекта «Аммоний» в Менделеевске общей стоимостью $1,6 миллиардов.

Комментарии

Антон Сайфутдинов – вице-президент «ААЦ-инвест» (резидент индустриального парка в Чистополе):

- Бизнес-план нашей компании в Чистополе находился на проработке в ВЭБе, однако я пока не могу сказать, одобрен наш бизнес-план или нет. Наш проект – действительно в инновационной сфере. Мы разрабатываем ресиверы со встроенной ГЛОНАСС-навигацией для всего модельного ряда АвтоВАЗа. Цель проекта – создание завода по производству автокомпонентов и бизнес-структуры оператора «Волна». Ведь появляется большое количество пользователей системы. Если упрощенно, система позволит осуществлять обработку данных, поступающих с оборудования ГЛОНАСС. По сути, это аналог «электронного правительства» в автомобиле, который позволит автовладельцу в числе всего прочего оплачивать штрафы ГИБДД, коммунальные услуги и т.д. Первый транш инвестиций – около 1,5 млрд. рублей.

Вообще, с точки зрения развития моногорода необходима среда для развития малого бизнеса. Почему люди стремятся к тому, чтобы в их городе провели какое-либо крупное спортивное мероприятие? Потому что это дает толчок развитию сервисных структур. Поэтому развитие производств дает толчок как раз развитию и малого бизнеса, который будет обслуживать это производство – комплектующие, различные услуги и так далее. Наш проект как раз и рассчитан на подобный эффект. В Чистополе есть предприятия, специализирующиеся на точном машиностроении, есть специалисты определенной квалицикации, способные работать на специализированном конвейере. Наша компания рассчитывает на создание 1,5 - 2 тыс. рабочих мест – с точки зрения развития Чистополя, где 70 - 80 тыс. человек населения, это очень серьезно.

Владимир Жуйков - зампредседателя торгово-промышленной палаты РТ:

- Любые инвестиции в конкретную территорию имеют положительный эффект. Другое дело правильно ли они направлены, дают ли они максимальный синергетический эффект, или можно было бы вложить те же средства несколько иначе с большей эффективностью. Мы сейчас рассуждаем с чистого листа, не имея никакого сравнительного анализа по вложению средств, поэтому и говорим, что это хорошо. По моногородам одна из главных проблем - это занятость, там всегда стоит вопрос перераспределения свободных людских ресурсов. Поэтому любая форма, способствующая созданию рабочих мест через развитие новых производств или через поддержку существующего бизнеса, будет положительной.

Дилюс Шавалиев - генеральный директор инвестиционной компании «Капитал Менеджмент»:

- Проблема моногородов известна, все доходы бюджета и зарплаты жителей города завязаны на предприятиях одной отрасли, и если начинаются проблемы, трясет, как говорится, всех. Однако если вкладывать в развитие производства, то нужна его диверсификация. Если в Челнах с бизнесом все в порядке и проект ВЭБа по финансированию Sollers - это, скорее, инвестпроект, то в Чистополе мы имеем гораздо больше проблем. Там необходимо создавать производственное ядро, вокруг которого будет развиваться малый бизнес. Если вкладывать в развитие малого бизнеса, то все-таки сначала необходимо создать такое ядро - крупное производство, вокруг которого появятся бизнесы по транспортным перевозкам, запчастям, комплектующим и т.д. Для появления малого и среднего бизнеса нужна какая-то основа. Сначала в том же Чистополе необходимо создать ее, а уж потом активизируется малый бизнес.