Самовосстанавливающиеся сети, расчеты через блокчейн, искусственный интеллект для заключения договоров, беспилотные котельные и виртуальный офис расчетного центра — это только несколько из разработок, презентованных накануне энергокомпаниями Татарстана. Неохваченным остался только ТГК-16: представители проданной части ТАИФа игнорируют уже второе крупное профильное заседание Рустама Минниханова. О том, как президент РТ беспокоился окупаемостью зарядок электрокаров для Сетевой компании, менеджмент «Татэнерго» переживал из-за износа теплосетей, которому никакая цифровизация не поможет, — в материале «БИЗНЕС Online».
IT-бомонд РТ, вице-премьеры Шамиль Гафаров и Роман Шайхутдинов, целая плеяда министров и руководители районов, подключившиеся по видеосвязи, обсуждали умные города будущего с коммунально-энергетического ракурса
«Вы же не благотворительная компания, чтобы зарядные станции так просто ставить»
«Это схема Запада, как за счет России и других углеродных стран поправить экономику…» — улыбаясь, говорил накануне президент РТ Рустам Минниханов, комментируя «зеленые» достижения татарстанских энергокомпаний на заседании ассоциации содействия цифровому развитию. Темой мероприятия, собственно, и была цифровизация энергетики — и почти два часа крупные энергокомпании Татарстана рассказывали про свою программу IT-эволюции. Все, кроме ТГК-16, вошедшего в орбиту СИБУРа. Отсутствие одного из ключевых мастодонтов отрасли заметил и президент, публично выговоривший министру промышленности Альберту Каримову за то, что их не позвали.
Но и без экс-таифовцев повестка оказалась насыщенной. IT-бомонд РТ, вице-премьеры Шамиль Гафаров и Роман Шайхутдинов, целая плеяда министров и руководители районов, подключившиеся по видеосвязи, обсуждали умные города будущего с коммунально-энергетического ракурса. В коридоре «Точки кипения» компании представили свои наработки. Так, цифровая «дочка» «Татэнерго» — «ТатАИСэнерго» — хвасталась тем, что оплела Казань, Челны и Нижнекамск сетью интернета вещей по протоколу LoRaWan, построив 140 базовых станций. «Это устройства, которые могут, питаясь от батареек, очень длительное время передавать данные, — объяснил „БИЗНЕС Online“ директор компании Ришад Мирсияпов, демонстрируя технологические приборы. — Уникальность в том, что им не нужно ни GSM, ни электропитание. Датчики протечки могут определить затопление, датчики наклона, пожарные извещатели, которые не только будят, но могут сразу передавать данные в МЧС. Есть накладка на обычный счетчик, который делает его умным — он позволяет отправлять данные».
На следующем стенде Тимур Курбангалиев, заместитель генерального директора Сетевой компании, рассказывал про инфраструктуру для зарядных станций. По его словам, ожидается, что к 2030 году 2,3% всех автомобилей будут электрическими — то есть всего появится более 2 млн электрокаров. «В соответствии с расчетами ВЭБ.РФ, на 13 автомобилей понадобится одна зарядная станция — следовательно, всего 152 тысячи», — дал представление о масштабах рынка спикер, уточнив, что к концу года у Сетевой будет 14 собственных зарядок — с плечом между ними от 35 до 140 километров. Но пока их только три.
— А где у вас зарядки? — уточнил Минниханов.
— Мы ставим… на территории Болгара, и у нас в компании есть, — признал Курбангалиев. — В дальнейшем планируется, что ими смогут воспользоваться все желающие.
— А окупаемость какая? Вы же не благотворительная компания, чтобы зарядные станции так просто ставить, — поинтересовался президент.
— Окупаемость каждого проекта, если использовать только для нужд своей компании, — 3–4 года. — вмешался Ильшат Фардиев. — Ребята, которые выпускают зарядные устройства, посчитали, они говорят, что максимум 4 года.
— Да, зарядки нужны, но следует сразу заложить цену. Надо продумать, где мы ставим, там сразу силовой кабель необходим… — рассуждал президент.
Рифкат Минниханов уже традиционно обратил внимание президента на невыполнение его — президентских — поручений
«По надуманным вопросам стараются снять поручения с контроля!»
«Несмотря на то, что по закону Сетевая, генерация и сбыт [энергии] разделены, кто бы что ни говорил, фактически они увязаны. Потому вся эта работа должна быть бесшовной, сквозной, чтобы не дублировать друг друга. Решения в сфере энергетики должны быть синхронизированы», — открыл заседание президент РТ. Он подчеркнул роль ассоциации содействия цифровому развитию, отметив, что она «реально берет те вопросы, которые для нас важны», и передал слово председателю совета ассоциации Рифкату Минниханову.
Тот сообщил, что цифровизация сегодня еще важнее, чем раньше, но перед тем, как дать презентовать свои инновационные ноу-хау игрокам отрасли, уже традиционно обратил внимание президента на невыполнение его — президентских — поручений. Рифкат Нургалиевич не раз на публичных мероприятиях выговаривал ведомствам за игнорирование наказов, но если обычно обходился общими словами, то в этот раз привел даже конкретные примеры и на несколько минут превратил экран с презентацией в доску позора, на которую вывесил неисполнительные компании («Таттелеком» продлил 4 поручения, Ак Барс Банк — 6, ИКМО — 13, «Барс Групп» — 5).
«Вынужден констатировать, что на сегодняшний день, даже если рассматривать только вопросы ассоциации, было дано 87 поручений, выполнено 59! К сожалению — хотел бы обратиться к чиновникам — очень много пересылок, нет интеграции, по надуманным вопросам стараются снять поручение с контроля», — говорил Рифкат Нургалиевич. И привел в пример одно из них, согласно которому до 4 октября минцифры, минфин и ЦЭСИ должны были обеспечить интеграцию данных мониторинга деятельности бюджетных организаций с ситуационным центром — в части обмена данными об оценке эффективности органов власти и обеспеченности населения инфраструктурой. «Однако при взятии с контроля было написано, что нужен 1 миллион. 1 миллиона нет — поэтому поручение исполнить невозможно, — возмущался Минниханов. — 1 миллион мы, конечно, нашли, поручение будет выполняться. Но сколько переписки, сколько непонятных движений! Я считаю, что это нас не красит».
На этом воспитательная часть закончилась, и Минниханов перешел к повестке дня. «Сегодня в различных властных структурах на федеральном уровне муссируются вопросы умного города, безопасного города. И без тех решений, которые мы сегодня рассматриваем, мы их никогда не решим. База умного города находится в наших энергетических компаниях. У нас образуется консорциум на базе Казани, мы постараемся решить вопросы и умного города, и безопасного города», — заверил спикер, вручая микрофон главной генкомпании республики.
Раузил Хазиев: «В 2023 году завершится строительство Заинской ГРЭС — она тоже будет суперсовременной. За полтора года и 1,5 миллиарда мы все 1,3 тысячи старых ЦТП переделали в автоматизированные индивидуальные тепловые пункты»
Беспилотные котельные и цифровые двойники
Гендиректор «Татэнерго» Раузил Хазиев напомнил, что татарстанскую генерирующую компанию окружают крупные федеральные игроки, которые заставляют «уметь продавать свою энергию» и каждую секунду следить за ее реализацией, и устроил небольшой ликбез, как работает оптовый и тепловой рынок. Для затравки спикер дал расклад по объектам (три тепловые станции — две казанские, одна челнинская, конденсационная Заинская ГРЭС и Нижнекамская ГЭС плюс все теплосети во всех городах присутствия — это 2,4 тыс. км) и отчитался о модернизации котельных (8 готово, 6 запланировано на 2022 год, цена вопроса — 210 млн рублей), которые в итоге получаются полностью оцифрованными и автономными, «беспилотными».
«Цель — чтобы мы вышли на единое энергопространство РТ и России. В 2023 году завершится строительство Заинской ГРЭС — она тоже будет суперсовременной. За полтора года и 1,5 миллиарда мы все 1,3 тысячи старых ЦТП переделали в автоматизированные индивидуальные тепловые пункты, — перечислял Хазиев. — Вот по ТЭЦ-2 несколько цифр: на новой станции работают всего 30 сотрудников (вместо 98), снизился расход топлива: был 325 граммов на киловатт-час, стал 191. Мы собирали 10 миллионов сигналов в сутки — стало более 2 миллиардов. Создали цифровой двойник, снизили потери, но это все равно очень много по сравнению с мировыми показателями, там еще работать и работать».
В дальнейшем, по словам Хазиева, предстоит цифровизация тепловых сетей, чтобы не было крупных аварий. Спикер проиллюстрировал тезис картинкой с изображением фонтана, бьющего посреди трассы, но подробности рассказал заместитель технического директора Рустам Гибадуллин. В презентации по управлению производственными активами (которая фактически была посвящена ПО «Астра», автоматически формирующему план ремонта) он долго рассказывал, что изношенность сетей — одна из самых острых проблем.
На это же, кстати, перед началом заседания обратил внимание и первый замгендиректора «Татэнерго» Айрат Сабирзанов. «Любая идея и инновация — это хорошо и здорово, но, когда у нас 70 процентов износа сетей в Нижнекамске, это не про цифровизацию. И мы получаем огромный дисбаланс: говорим о высокой материи, которая, безусловно, крайне востребована, но вместе с тем стартуем с того, без чего цифровизацию строить невозможно», — печально констатировал он в разговоре с «БИЗНЕС Online».
На этом фоне другие задачи «Татэнерго» выглядели вполне оптимистично. Представитель компании рассказал, что планируется дооснастить оставшиеся 50% узлов учета (порядка 4 тыс. штук) дистанционными передатчиками. Интересно, что пилотным городом по внедрению умных узлов был Заинск — его пример показал, что срок окупаемости составил более четырех лет, но снижение коммерческих потерь достигло 49%, при этом в случае установки многоканальных модемов по воде, теплу и электроэнергии можно было бы значительно снизить срок окупаемости — почти до двух лет.
— У нас есть предложение. В РТ реализуется проект «Умный город», домовые приборы учета по теплу и воде должны быть оснащены дистанционными передатчиками данных. Мы предлагаем оснастить многоканальными модемами как уже существующие приборы учета, так и при новом строительстве, — выступила заместитель директора по реализации тепловой энергии Ирина Запольская, уточнив: кто будет держателем этих данных, пока не решено.
— У нас такая же ситуация получится… Помните, мы покупали ИТП (индивидуальные тепловые пункты — прим. ред.) и передали в «Татэнерго» через фонд газификации. Получается, убыток у компании — фонда — 1,5 миллиарда, — настороженно поднялся с места министр строительства Марат Айзатуллин.
— Ну у них акционерный капитал увеличился, — рассуждал Минниханов. — А эффект-то от этих ИТП есть?
— Есть, конечно.
— Рустам Нургалиевич, ни одного ИТП на балансе «Татэнерго» не находится. Мы их передали управляющим компаниям через минзем для расчета с ресурсоснабжающими организациями! — защитился Хазиев.
— Да, ИТП должны быть на балансе управляющей компании с обслуживанием «Таттелекомом», — подключился министр цифрового развития Айрат Хайруллин. — Мы посчитаем экономику, удельную стоимость на один жилой дом. Там образуются ежемесячно небольшие затраты по передаче трафика. Наша задача — чтобы это не приводило к увеличению тарифов, а за счет оптимизации удельных расходов [была экономия].
— Ну хорошо, а в классическом варианте кто эти счетчики проверяет, контрольные цифры снимает? — продолжал разбираться президент РТ.
— В нашем случае, когда устанавливаются по теплу, контрольные цифры приходят в нашу систему, — не поняла Запольская.
— Нет, кому вы деньги платите? Заказчик информации — ресурсоснабжающая организация или кто? Мы на разных языках разговариваем…
Так и не получив внятного ответа, Минниханов поручил Гафарову и Хайруллину проработать этот вопрос.
Ильшат Фардиев показал дорожные карты по цифровизации в Татарстане аж с 2014 года и рассказал об образцовой цифровизации подстанции «Портовая» — таких подстанций в РТ в ближайшее время будет 7
Самовосстанавливающиеся сети и расчеты через блокчейн
Гендиректор Сетевой компании Фардиев показал дорожные карты по цифровизации в Татарстане аж с 2014 года и рассказал об образцовой цифровизации подстанции «Портовая» — таких подстанций в РТ в ближайшее время будет 7. «Подстанция „Зеленый дол“ работает почти без персонала. Если раньше мы проводили 40 действий при переключении — более часа, сейчас делаем за 3 минуты, а управлять может и системный оператор из Москвы, Самары или РДУ Татарстана», — говорил он, подчеркнув, что оцифрован весь сетевой комплекс, а переход на двухуровневую диспетчеризацию позволил сократить количество диспетчеров с 65 до 10.
Отдельная тема — кибербезопасность. Фардиев рассказал, что в год Сетевая компания фиксирует 15 млрд событий, из которых 1,2 тыс. — потенциальные уязвимости, но все опасные ситуации были устранены в течение 50 минут.
Цифровизация позволила в итоге уменьшить число аварийных отключений. Более того, на половине территории Казани установлены «самовосстанавливающиеся» сети. «Если раньше мы выезжали, отрабатывали 3,5–4 часа, то сейчас за 57 секунд сама восстанавливается, при этом диспетчер даже может не заметить неисправности иногда», — объяснил гендиректор их принцип работы.
В течение секунды, отметил Фардиев, Сетевая компания получает 5 млн измерений, так что очередная задача — научиться полноценно использовать большие данные. И здесь большое поле деятельности, судя по презентации его зама, согласно которой компания накопила 50 млрд записей с приборов учета и выявила на их основе 37 типовых категорий потребителей с разными графиками загрузки. Впрочем, не big data единой — менеджер компании презентовал прототип платформы поддержки взаиморасчетов за электроэнергию на базе технологии блокчейн и предложил Минниханову масштабировать его на всю республику. Президент идею оценил и попросил отработать технологию минцифры и минпромторг. А следующий шаг — машинное принятие решений и искусственный интеллект, помогающий в заключении договоров.
А гендиректор «Татэнергосбыта» Рифнур Сулейманов рассказал о работе единого расчетного центра. Частично его во время обхода руководству республики уже презентовали, так что спикер сосредоточился на стратегических задачах. «Наш целевой ориентир — виртуальный офис на основе цифровых технологий, — докладывал он. — Сегодня уже все вопросы можно решать дистанционно: электронным сервисом охвачены все этапы взаимодействия». При этом, как выяснилось, дистанционно показания приборов учета подают только 50% жителей.
Поле для оцифровки у «Татэнергосбыта» тоже было немалым. Ежемесячно через ЕРЦ поступает 1,7 млн платежей на 3,6 млрд рублей. Обслуживая 1,75 млн физлиц и 43 тыс. юрлиц, компания занимает 71% рынка электроэнергии на территории РТ и осуществляет 82% расчетов ЖКУ.
«На слайде показаны потребители, которые у нас не обслуживаются: это КАМАЗ, „Нижнекамскнефтехим“ и „Казаньоргсинтез“, а также водоканал в Бавлах и Альметьевске и ряд УК и ЖКХ Казани», — аккуратно обратил внимание Сулейманов.
«Надо разобраться с ними, — отреагировал Минниханов, обращаясь к Гафарову и Айзатуллину. — Жилищную инспекцию тоже подключить. И поработать минпромторгу: почему КАМАЗ, „Нижнекамскнефтехим“ и „Казаньоргсинтез“ используют другие схемы? Я думаю, что у нас условия не хуже!»
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 112
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.