IMG_3590.jpg
Михаил Прохоров: "Я не хочу подписываться под лозунгом «Россия без Путина». Россия должны быть и с Путиным, и с Прохоровым, и с Акуниным, и с Навальным, и с каждым гражданином"

СТЕПЕНЬ ВЕРОЯТНОСТИ РЕВОЛЮЦИИ В РОССИИ КРАЙНЕ НИЗКА

— Во время пресс-конференции вы сказали, что против революций. И все же, какова, по вашему мнению, степень вероятности революции в России? Эксперты считают, что в последнее время много тревожных признаков.

— Я считаю, что она крайне низкая, и вопрос заключается в том, зависит от власти, от граждан. Мы должны научиться вести диалог. Мы то любим свою власть, то в какой момент нас переклинивает – и мы ее ругаем. Все это происходит от неуважения и от недоверия. Мы не уважаем друг друга и не доверяем друг другу. Мы можем доверять на кухне своим родственникам, друзьям. А часто там соседей по подъезду мы не знаем. Собственно, основная задача, которую мне хочется донести, – давайте мы постараемся друг другу верить, а недоверие происходит, когда мы друг друга не уважаем.

Поэтому давайте будем критиковать, конечно же, если мы считаем, что власть делает не то. Об этом говорят все, но никто не говорит, как это исправить. Поэтому я хочу основой своей программы сделать позитив. Я не хочу подписываться под лозунгом «Россия без Путина». Россия должна быть и с Путиным, и с Прохоровым, и с Акуниным, и с Навальным, и с каждым гражданином. Это наша страна и мы должны вместе уметь жить. При всем том, что у нас могут быть абсолютно разные политические взгляды.

ГДЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ПОДДЕРЖКИ НАВАЛЬНОГО ГОСДЕПОМ США?

— Какое у вас личное отношение к такой противоречивой фигуре, как Навальный?

— Я считаю, что это яркий человек, самостоятельный. Он сделал очень интересный проект "РосПил". Он уже стал молодым политиком, как мне кажется. И я, собственно, желаю ему, наверное, успеха, по причине того, что я не боюсь никакой конкуренции. Я уже говорил о том, что с удовольствием взял бы Навального в команду. И если я выиграю президентские выборы, я бы поставил его главой Счетной палаты. У него есть один пробел в жизненном опыте – он никогда не управлял людьми. А сильным политиком становишься только тогда, когда не только понимаешь в политике, но когда есть опыт управления людьми. Вот когда он этот опыт наберет, там посмотрим.

— Если на днях станет известно о том, что Навальный и Немцов получали деньги от госдепа США, ваше отношение к ним изменится? Если изменится, то как?

— Вы знаете, я бы хотел сначала, чтобы были какие-то доказательства. А то мы очень любим «а что будет, если», «а вот, кажется, человек украл». А где доказательства? Давайте мы нашу народную мудрость будем соблюдать: не суди, да не судим будешь. Как только появляются факты, их надо расследовать и действовать с точки зрения закона.

— Вообще, как вы относитесь к вмешательству Госдепа и других сил США в политическую ситуацию в России?

— Ну, вы знаете, хотелось бы, конечно, чтобы никто не вмешивался. Но ведь так же не бывает. Мы же тоже, например, боремся за влияние страны в других странах – там, где у нас есть экономический интерес. Я считаю, что если мы сильная страна, то чего бояться какого-либо вмешательства? А если мы слабая страна, конечно, тогда может кто-то и будет нами командовать.

Но я всегда за активную позицию. Мы огромная страна с великой культурой, мы великая держава и свою судьбу должны определять сами. И уж никому не повадно будет, если мы сильные, нами управлять.

ЮБИЛЕЙ ШАЙМИЕВА – ПРАЗДНИК ВСЕЙ СТРАНЫ

— Скажите, пожалуйста, встречались ли вы с президентом Татарстана Рустамом Миннихановым и что вы о нем думаете?

— Конечно, мы хорошо знакомы, встречались. Современный, мудрый руководитель. Как раз, наверное, это тот самый случай – удачный пример преемственности власти. На примере Татарстана. Хотя я за то, чтобы президенты и губернаторы выбирались, но уж если давать положительный пример, то вот это положительный пример профессионального человека, который из рук опытного руководителя Шаймиева принял Татарстан. Он своими новыми идеями обогащает тот вклад, который внес Шаймиев в республику.

Я, кстати, поздравляю Минтимера Шариповича с юбилеем! Собственно, это праздник всей страны.

— Вопрос по поводу вашего отношения к национальным особенностям Татарстана. Как вы относитесь к инициативе перевода татарской и другой национальной письменности с кириллицы на латиницу, арабскую вязь, иероглифы и тому подобное?

— Мне кажется, прелесть нашего многонационального народа в том, что мы должны уметь совмещать все виды культур. Чем больше различных национальностей, культур объединяются в нашу общероссийскую культуру, тем лучше. Мы страна, у которой никогда не было серьезных национальных проблем. И вот это мы должны обязательно сохранить.

Поэтому пусть народ сам решит, как ему удобнее. Я не против, каждая национальность должна определяться сама. У нас есть государственный язык – русский. Его все должны знать, иначе мы не сможем общаться. А сколько и какие еще языки хотят изучать разные народы, свой родной или какой-то другой – английский, французский, пусть они сами решают. Мы умная культурная нация. И все-таки давайте мы дадим это право – нам самим определять, что мы хотим.

IMG_3598.jpg
На вопрос журналистов, кто будет поддерживать его на выборах в Татарстане, Прохоров ответил, что Павел Сигал остался в «Правом деле» и это его выбор, а на какого человека он будет опираться, определится в ближайшее время

ДОРОГИ, БОЛЬНИЦЫ, УНИВЕРСИАДА – НЕ ПОДАРОК ВЛАСТИ, А ОБЯЗАННОСТЬ

Помимо газеты «БИЗНЕС Online» Прохоров в ходе общения ответил и на вопросы других СМИ.

— Вы в курсе, как голосуют в Татарстане, или по крайней мере какие цифры появляются в итоговых таблицах, особенно в сельских районах республики? Что вы собираетесь с этим делать?

— Мне кажется, сейчас все граждане страны заинтересованы в том, чтобы выборы президента прошли честно. Почему? Потому что от этого зависит, кто будет иметь право вести страну дальше. Поэтому вопрос о легитимности власти, которая была в значительной степени подорвана нечестными выборами в думу, стоит очень остро. Это зависит от всех нас. Я буду стараться вместе с другими организациями, которые борются за честные выборы, создать сеть – не для себя, а для всех – чтобы наблюдатели были на всех местах, на всех участках, где происходит голосование, от первой до последней минуты.

Если будут происходить ситуации, когда милиция убирает наблюдателей, я буду среди тех, кто будет стараться признавать выборы на этих участках несостоявшимися и фальсифицированными. Вот здесь нужна гражданская ответственность. Если миллионы человек, разделяющие любые взгляды от правых до левых, решили вместе провести честные выборы, никто нам в этом не сможет помешать. Так было всегда.

— Татарстанские власти позиционируют, во всяком случае пытаются, "Единую Россию" не просто как партию, а как источник благополучия республики. Преподносится, что Универсиада, строительство дорог и развязок проводятся благодаря "Единой России". Вам есть, что на это ответить?

— Совершенно очевидно, что существует определенный административный ресурс. Но влияние административного ресурса не беспредельно. Сейчас, когда общество опять заболело политикой, нужно поймать эту волну и объяснить, что строить дороги, больницы, проводить Универсиады – это не подарок, который нам власть делает. Это она обязана делать, потому что она работает на нас. И когда "Единая Россия" пишет, что мы построили вам дорогу к празднику или к выборам, то они должны делать это каждый день. И, собственно, сейчас люди хотят именно это слышать: что власть должна работать на нас, а не наоборот.

Я считаю, что мы должны быть страной налогоплательщиков, а не иждивенцев. И когда человек знает, сколько он платит налогов своему государству, – а сейчас мы этого не знаем, потому что у нас вычитаются налоги из зарплаты, и мы считаем, что платим только 13 процентов, но это не так. Вот когда мы сами будем платить налоги, если у вас зарплата больше 60 тысяч рублей, вы будете знать, что вы платите 53 процента. Больше, чем в Америке. Вот тогда вы будете требовать от власти, будете ходить на выборы, будете активным. Как же так? Я плачу огромные налоги, а где здравоохранение, а где дороги, а где все? Где все то, что должно государство предоставлять за мои налоги? Вот это принципиально другая психология.

Демократия – это общество налогоплательщиков, а не иждивенцев. У нас же, к сожалению, происходит наоборот. Власть специально хочет, чтобы мы были зависимы от государства, чтобы жили подачками. Эту ситуацию нужно критично поменять.

НА КОГО Я БУДУ ОПИРАТЬСЯ, ОПРЕДЕЛЮСЬ В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ

— Кто ваши сторонники в Татарстане, сформирована ли команда, которая будет поддерживать вас на выборах в республике? И сохранились ли у вас отношения с местным активом «Правого дела»?

— Я еще не встречался, постараюсь встретиться. Павел Сигал остался в «Правом деле», это был его выбор, это, собственно, каждый человек решает сам. Претензий я никаких, естественно, не имею, каждый имеет выбор, с кем он пойдет. У меня отношение к нему уважительное, но на какого человека я буду опираться, я определюсь в ближайшее время.

— Молодые люди, беспартийные, которые верят в гражданское общество, создали в Казани Гражданский союз (в их группе в сети "ВКонтакте" более 2300 участников - ред.). Они уверены, что в дальнейшем можно формировать подобные объединения для решения любых проблем, не опираясь на госструктуры и бюрократию. Они спрашивают, считаете ли вы это эффективным? И у них пока нет морального лидера, готовы ли вы им стать?

— Я считаю, что современное средство коммуникации – интернет – поменял вообще человека. Мы сейчас живем в нескольких реальностях одновременно. Поэтому вертикаль не будет работать, пока не работает эффективная горизонталь. Одно не противоречит другому. Я считаю, что ребята делают очень полезную работу, и если они поддержат меня, я готов на них опереться в части того, чтобы, по крайней мере, проверить друг друга на выборах 4 марта.

Создание любых сообществ, которые помогают решать вопросы в обществе, надо всецело поддерживать. Потому что в этом залог как раз гражданской позиции. Не должно быть такого, чтобы гражданская позиция заканчивалась разговором на кухне. Она должна выражаться в конкретных делах. То, что ребята объединились, что у них есть гражданская позиция – это очень здорово.

Я всегда сам очень активный, и в общем, я их хорошо понимаю. Меня тоже всегда били по рукам, когда я был студентом – ты что, не можешь успокоиться? – и кстати, продолжают говорить: ну сколько можно? У тебя же уже все есть, что тебе не сидится спокойно? Ну потому что как же можно жить с пассивной позицией? Я так не умею.