В Москве завершилась детская программа всероссийского театрального фестиваля молодой режиссуры «Артмиграция», которую в третий раз проводит союз театральных деятелей России. Альметьевский драмтеатр привез в столицу не просто спектакль, рассчитанный на самых юных зрителей (от младенцев до школьников), а гигантскую археологическую песочницу. О том, что такое «беби-театр», зачем воспитывать театрального зрителя с рождения и почему с этим не смогут справиться привычные театры кукол и ТЮЗы, — в материале корреспондента «БИЗНЕС Online».
«Мы покажем вам беби-спектакль. Здесь нет особого сюжета, поэтому, если кто-то заплачет или раньше времени захочет пройти в песочницу, ничего страшного. Вы всегда можете выйти и зайти в любое время. Ничего не потеряете. Главное, чтобы детям было комфортно»
«Главное, чтобы детям было комфортно»
С какого возраста надо начинать водить ребенка в театр? А на какой репертуар? Это должны быть сказки, мюзиклы или кукольные представления? С такими вопросами хоть раз сталкивался неравнодушный к культурному воспитанию родитель. Режиссер и основатель творческой группы «Дао семи локтей» в Казани Алмаз Садриев считает, что начинать надо с рождения. Для этого он уже несколько лет пропагандирует пока непривычное для русского уха движение «беби-театра».
В Европе театром для самых маленьких занимаются с 1970-х, но в Россию движение пробралось только к 2000-м. И нельзя сказать, что очень успешно. Адепты необычного жанра скорее заигрываются в интерактиве и забывают про второе важное слово в названии — театр. «У нас пока, к сожалению, не хватает образовательной базы для этого. Не так давно в центре имени Мейерхольда проходила программа обучения режиссеров для самых маленьких у европейских специалистов. Меня это так увлекло, что теперь я хочу своим примером показать, что детский театр — это не только куклы и ТЮЗы», — говорит Садриев.
Бесконфликтная, бессюжетная, бестекстовая драматургия — на этих трех китах строится любой беби-спектакль. И «Терра» Садриева, поставленная для Альметьевского татарского государственного драматического театра, ныне частого гостя в Москве, не исключение.
В небольшом помещении Боярских палат СТД, где театральные стены скорее напоминают каменный грот, создатели спектакля разбили гигантскую детскую песочницу. Маленькие зрители, большинству из которых было 2–3 года, чуть не забыли про родительские установки «сиди смирно, ты же на спектакле» и почти сразу рванули к игрушечным ведеркам, небрежно торчащим из резинового грунта.
Перед началом представления к гостям вышел режиссер «Терры». «Мы покажем вам беби-спектакль. Здесь нет особого сюжета, поэтому, если кто-то заплачет или раньше времени захочет пройти в песочницу, ничего страшного. Вы всегда можете выйти и зайти в любое время. Ничего не потеряете. Главное, чтобы детям было комфортно», — сказал Садриев.
«Наш спектакль знакомит зрителей с Землей. Поэтому он называется „Терра“, или „Җир“ на татарском. Но в том числе он про бережное отношение к вещам, которые всех окружают, про процесс исследования»
«По сути, на одном приеме мы держим внимание зрителей весь спектакль»
А где, как не в песочнице, малышам комфортнее всего? Спектакль композиционно делится на две части. Сначала актеры Раушан Мухаметязанов и Энже Сайфутдинова разыгрывают незамысловатые сценки из соседнего двора. Они, будто трехлетние дети, копошатся в песке, дурачатся, смеются и познают воображаемый мир. Обычная песочница внезапно превращается в место удивительных находок. Сначала это простые монетки и обломки глиняной тарелки. Но если включить фантазию, то разбитые черепки становятся парусом воображаемой лодки или бабочкой. А если покопать еще получше, то можно найти разбитый античный бюст, который нужно собрать, как конструктор, истукана с острова Пасхи, сфинкса или даже египетский саркофаг! Тут и детям старшего возраста интересно будет. Ведь песочница превращается в место археологических раскопок.
Легкая музыка, красочное световое решение, мягкие цвета и коллективная фантазия завораживают детей. Им не нужно следить за сложным сюжетом, в спектакле нет традиционной борьбы добра со злом, нет нравоучений и наставлений. «Наш спектакль знакомит зрителей с Землей. Поэтому он называется „Терра“, или „Җир“ на татарском. Но в том числе он про бережное отношение к вещам, которые всех окружают, про процесс исследования», — делится постановщик после спектакля.
Театрализованное погружение в пески длится минут 30–40, а затем самих зрителей пускают на сцену. Теперь они могут самостоятельно откопать в песках сокровища, взять металлодетектор и найти сокрытые под слоем резиновой крошки железные монеты. Кто-то раскрашивает красками гипсового сфинкса, кто-то строит из кубиков египетскую пирамиду или воссоздает сады Семирамиды. И у этой части спектакля уже нет точного конца. Никто не выгоняет детей из песочницы. Скорее наоборот, артисты придумывают все новые игры с песком, выставляют найденные предметы на постаменты, создавая таким образом маленький музей древностей.
«Детское внимание очень трудно удержать. И беби-театр именно этим интересен. Ведь, по сути, на одном приеме мы держим внимание зрителей весь спектакль», — делится режиссер. В постановке почти не используется текст (5–6 фраз за все время). К тому же действие происходит в непосредственной близости. Между первым рядом (мягкие подушки) и сценой всего полметра, поэтому маленькие зрители не чувствуют никаких барьеров и с радостью познают терру.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 3
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.