«Просто пришла и говорит: «Дайте мне QR-код! Никаких документов с меня не требуйте», — рассказывала сегодня директор МФЦ в Татарстане Ленара Музафарова о «кошмаре», с которым столкнулись офисы после введения QR-кодов. Ежедневно в «Мои документы» приходят 7,5 тыс. человек, причем многие до сих пор не понимают, что МФЦ — это не место выдачи кодов, здесь лишь подтверждают учетные записи. Татарстанцев попросили являться позже и помогать пожилым родственникам: некоторые просто приходят с новыми телефонами и не знают, что делать дальше. О том, как офисы будут работать с 4 по 7 ноября и почему закрывается самый популярный МФЦ — на Ямашева, — в материале «БИЗНЕС Online».
Получить код довольно просто, заметил первый замглавы минцифры РТ Илья Начвин. Впрочем, тут же оговорился: если человек является активным пользователем интернета и портала госуслуг
С 11 октября «учетки» на сайте госуслуг подтвердили 82 тыс. татарстанцев
Брифинг в кабмине РТ начался со справочной информации для тех, кто еще не понял, что такое QR-коды. Сертификат и код выдается после завершения вакцинации: в случае с однокомпонентной вакциной — сразу после укола, а если вводятся две дозы — после инъекции вторым компонентом. Получить код довольно просто, заметил первый замглавы минцифры РТ Илья Начвин. Впрочем, тут же оговорился: если человек является активным пользователем интернета и портала госуслуг. Таким гражданам даже не нужно стоять в очередях: учетную запись можно подтвердить через мобильное приложение банка. В Татарстане функцию поддерживают Сбер, Ак Барс Банк, Тинькофф Банк, ВТБ, Почта Банк, ПСБ, МТС Банк, СКБ Банк и «Авангард». Если не можете найти код или забыли пароль, бежать в МФЦ тоже не нужно. Решить вопрос помогут на горячей линии 122.
Если же на руках только кнопочный телефон и нет банковской карты, придется посетить отделение МФЦ. С 11 октября, когда в республике ввели обязательную вакцинацию, свои учетные записи подтвердили больше 82 тыс. жителей Татарстана. При этом в МФЦ обращаются «гораздо больше» людей, признал спикер.
По словам Начвина, бывают случаи, когда код не приходит даже после завершения вакцинации. «Как только сотрудник медучреждения внесет данные в регистр вакцинированных, в течение дня сертификат и QR-код появятся в личном кабинете. Если у вас они не появились, то необходимо обратиться в медучреждение, где делали прививку, чтобы по вам вновь загрузили информацию», — пояснил первый замглавы минцифры РТ. Позже в пресс-службе минздрава республики «БИЗНЕС Online» пояснили, что определенного норматива по сроку получения сертификата нет, все зависит от нагрузки.
Чиновник также призвал молодых татарстанцев помочь пожилым родственникам и вспомнил о разговоре с пенсионеркой в МФЦ. Та призналась, что внук посмотрел что-то в телефоне «пару минут», но сделать ничего не смог и отправил бабушку в офис. «Призываю все-таки помогать взрослому поколению в этой части», — сказал замминистра.
С 11 октября, когда в республике ввели обязательную вакцинацию, свои учетные записи подтвердили больше 82 тыс. жителей Татарстана. При этом в МФЦ приходят «гораздо больше» людей
«До людей до сих пор не довели информацию, были жалобы в аппарат президента»
Несмотря на то что республика живет с системой кодов уже третью неделю, людям до сих пор не объяснили до конца, чего от них требуют, посетовала директор многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг в РТ Ленара Музафарова. По ее словам, часть татарстанцев, особенно старшее поколение, убеждены в том, что коды «выдают» в МФЦ. «Была уже пара жалоб в аппарат президента с вопросами, почему заставляют людей ходить за QR-кодами в МФЦ», — указала Музафарова.
На деле МФЦ занимается только подтверждением учетных записей на портале госуслуг, подчеркнула участница брифинга. Она вспомнила об очередях, которые скопились у входов в офисы «Мои документы» после ввода системы цифровых пропусков. В период с 1 по 24 октября МФЦ зарегистрировали 108,9 тыс. обращений по поводу учетной записи — втрое больше, чем в сентябре. На пике было до 10 тыс. запросов в сутки, притом что раньше за услугой в день обращались до 1,3 тыс. человек.
Сейчас офисы в среднем обрабатывают по 7,5 тыс. обращений за сутки, из них 3,6 тыс. — в Казани. Самое загруженное время — с 11:00 до 16:00, и лучше приехать чуть позже, чтобы не стоять в очереди. При этом прием одного человека может длиться довольно долго: некоторые пенсионеры приходят с купленным только что смартфоном и не знают, что делать дальше.
«Или другая ситуация: вчера [пришла] женщина, мы ее ровно час успокаивали. Потому что она не хотела нам давать ни паспорт, ни СНИЛС. Просто пришла и говорит: „Дайте мне QR-код! Ничего с меня не требуйте“», — поделилась историей Музафарова. В итоге пенсионерка все-таки «сдалась» и предъявила документы.
Чтобы справиться с потоком людей, новых сотрудников МФЦ теперь не обучают всему функционалу, а сразу отправляют работать по «учеткам». «Бросаем на амбразуру», — призналась участница брифинга. Специалистов пока не хватает: директор многофункционального центра во время мероприятия отметила, что офисы ждут новых сотрудников, даже без опыта, и студентов. «Человек у нас приобретает такие профессиональные навыки! Если вы поработаете у нас, то сможете потом выбирать компанию, в которой хотели бы трудиться», — призывала Музафарова соискателей.
Офисы будут открыты и 4–7 ноября с 08:00 до 17:00. Однако, отдельно отметила руководитель МФЦ, принимать будут только по вопросам учетной записи. Идти в офисы по другим вопросам в эти дни бесполезно. Также на брифинге выяснилось, что с 28 октября закрывается МФЦ по адресу: пр. Ямашева, 82. Это самый популярный офис, но там маленькая площадь, нет стоянки и копятся «кошмарные» очереди, отметила спикер. До 1 ноября МФЦ переедет в новое здание по адресу: ул. Чистопольская, 5.
Сейчас офисы в среднем обрабатывают по 7,5 тыс. обращений за сутки, из них 3,6 тыс. — в Казани. Самое загруженное время — с 11:00 до 16:00, и лучше приехать чуть позже, чтобы не стоять в очереди
«Специалистов на приеме просто не хватает физически, поэтому записаться нет возможности»
Сейчас записаться на прием в МФЦ через портал госуслуг РТ невозможно — попросту нет свободных ячеек. Музафарова объяснила, что очень многие люди «просто испугались» после объявления нерабочих дней. «В МФЦ прибежали и говорят: „Вы тоже закрываетесь?“ Пока ясности не было до этого, у нас взлетели за один день услуги Росреестра в 2 раза, потому что все думали, что мы сейчас закроемся, как в апреле, и сделки на две недели или даже больше притормозятся. Мы успокаиваем риелторов, что не закрываемся, все спокойно», — пояснила директор МФЦ.
Еще одна причина — нехватка сотрудников. «Вы понимаете, они день и ночь с людьми в залах, у меня очень много сотрудников болеют. Специалистов на приеме просто не хватает физически, поэтому и записаться нет возможности, все забито», — добавила спикер. Только за 2021 год из татарстанского МФЦ уволились 265 человек, еще 90 сейчас находятся на больничном, отметила она в разговоре с корреспондентом издания. При этом, по словам Музафаровой, около 87% сотрудников уже вакцинировались против коронавируса, остальные либо переболели недавно, либо имеют хронические заболевания.
Может ли близкий родственник прийти в МФЦ и подтвердить учетную запись за пожилого человека? «К сожалению, нет. Даже генеральная нотариальная доверенность на эту услугу не действует. Нас наделили полномочиями подтверждать личность по паспорту», — ответила Музафарова. Для пожилых во всех офисах МФЦ даже начали бесплатно распечатывают сертификаты о прохождении вакцинации. «Эта услуга не была предусмотрена вообще, — пояснила спикер. — Пожилым, конечно, всегда мы навстречу идем. Здесь мы любому, кто нас попросил, распечатываем во всех офисах».
Срок ожидания данных о прививках на «Госуслугах» может достигать 10 дней, сообщила директор ГБУ МФЦ в РТ. «Были случаи, когда 10 дней назад пройдена вакцинация, но до сих пор не ввели данные, мы тут ничего сделать не можем, просим обратиться в лечебное учреждение, чтобы они поторопили как-то. Но и там поток большой», — сказала Музафарова.
Уже в начале ноября в МФЦ ждут новую волну посетителей: придут те, кто привился на фоне ограничений. «Вы понимаете, что вакцинация пошла усиленно. Первый [компонент] сделали в числах 11-х, значит, через три недели они сделают второй компонент. Поток заявителей еще увеличится», — спрогнозировала Музафарова.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 167
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.