Диджитализация банковского сектора обрела еще бо́льшую актуальность в 2020–2021 годах. Какие банковские продукты востребованы у предприятий в условиях новой экономики? Возможно ли перевести в онлайн все, включая работу с корпоративными клиентами, которые так ценят индивидуальный подход? Как совместить и то и другое? На вопросы ответил заместитель регионального директора ПАО «Промсвязьбанк» (ПСБ) в Республике Татарстан Ринат Миначев.
Ринат Миначев: «Для ПСБ цифровизация сервисов и продуктов — это важный вектор развития. Переход в диджитал позволяет снижать стоимость услуг, увеличивать скорость и технологичность наших решений, улучшать клиентское обслуживание и постоянно повышать удовлетворенность клиентов»
Что облегчает жизнь компаниям
— Ринат, что для вас цифровизация? Как вы видите ее для банка и его клиентов?
— Для ПСБ цифровизация сервисов и продуктов — это важный вектор развития. Переход в диджитал позволяет снижать стоимость услуг, увеличивать скорость и технологичность наших решений, улучшать клиентское обслуживание и постоянно повышать удовлетворенность клиентов. Мы уделяем особое внимание диджитализации процессов и модернизации продуктовой линейки. Это позволяет ПСБ вводить на рынок максимально быстрые и технологичные решения.
— Можете рассказать о последних предложениях?
— Наши клиенты приходят к нам не только за кредитами — например, полностью в digital* переходит широкий спектр корпоративных продуктов, таких как торговое финансирование, управление ликвидностью, факторинг, платежи и трансграничные операции.
У нас сформирован ряд решений, заточенных под конкретную отрасль с учетом ее специфических потребностей. Например, ПСБ внедрил решение для компаний, принимающих вторичное сырье. Обратный эквайринг — инструмент, позволяющий им оперативно перечислять деньги на карты поставщиков. Он ускоряет расчеты, снижает затраты на снятие наличных, их транспортировку и безопасное хранение. Новая услуга банка уже сейчас соответствует обсуждаемому законопроекту об ограничении наличных расчетов при закупке металлолома, обеспечивает прозрачные расчеты, позволяет легко формировать отчетность. Более того, это гигантская экономия человеческого ресурса, возможность управлять оборотным капиталом, и такие решения все более востребованы.
Еще одно направление, которое также связано с цифровизацией, — это кэш-менеджмент, который в ПСБ реализован через модульную систему управления финансами корпораций (СУФК). Она позволяет головной организации в группе компаний оперативно управлять финансовыми потоками всех компаний группы, счетами, создавать расчетные документы, настраивать схемы акцепта документов по различным критериям, бюджеты и управлять ими в рамках заданного периода.
Система соответствует современным стандартам безопасности. И, конечно же, хочу отметить преимущества системы — это оптимизация управления консолидированными средствами группы компаний, оперативное получение информации о текущей ликвидности, обеспечение прозрачности расходных операций, снижение операционных расходов. Еще один плюс модульной системы управления финансами корпораций — возможность использования отдельных модулей системы даже при взаимодействии компаний, не входящих в группу. Например, популярное применение данной системы — когда генеральный подрядчик контролирует целевое использование выданных подрядчику авансов, акцептуя его платежи. Так заказчик или генеральный подрядчик может быть уверен, что выданный им аванс будет использован по назначению.
— А индивидуальный подход при этом не страдает?
— Корпоративные клиенты — это всегда индивидуальные условия. Для того чтобы подобрать финансовый инструментарий для бизнеса клиентов, помочь определить эффективную стратегию на будущее, от нас требуется глубокое погружение в бизнес компании. Все это становится возможно в том числе благодаря внедрению новых диджитал-решений. Поэтому, с одной стороны, — индивидуальный подход, с другой — акцент на технологичные, простые и быстрые инструменты, которые делают финансовую жизнь клиентов легче.
«Для того чтобы подобрать финансовый инструментарий для бизнеса клиентов, помочь определить эффективную стратегию на будущее, от нас требуется глубокое погружение в бизнес компании. Все это становится возможно в том числе благодаря внедрению новых диджитал-решений»
— Можете привести пример такого инструмента? Какие задачи, кроме прямых, такие инструменты могут решить?
— Все мы понимаем, что ресурсы предпринимателя порой ограничены, при этом значительная их часть уходит на процессы, не приносящие прибыль. Для оптимизации таких операционных расходов клиента мы и создаем новые высокотехнологичные решения. Один из них — электронный инкассатор, благодаря которому клиенты смогут использовать сэкономленные время и деньги с максимальной эффективностью и будут независимы от подрядчиков и персонала. Сервис позволяет бизнесу круглосуточно зачислять наличные средства на счет в режиме онлайн. Благодаря использованию «Электронного инкассатора» сокращаются операционные и финансовые издержки и решается проблема отвлечения денег из оборота. Это устройство, которое автоматически пересчитывает купюры, определяет их подлинность, производит онлайн-зачисление средств на счет и формирует детализированную отчетность. Можно вносить выручку в любое время и неограниченное количество раз. ПСБ проводит страхование наличности, удаленный мониторинг, сервисное обслуживание, а также инкассацию устройств по мере наполнения.
Клиентам банка не нужно ждать приезда инкассаторов или самостоятельно доставлять наличность в офис банка. Электронная инкассация исключает ручной пересчет и упаковку наличности, а кассиры экономят время, не тратя его на заполнение ведомостей, квитанций и других документов. Кроме того, клиенту больше не придется оставлять деньги в кассе на ночь. То есть устройство повышает безопасность ведения бизнеса. Причем одно такое устройство может обслуживать несколько компаний. Поэтому если бизнес разделен на несколько юридических лиц, они все могут пользоваться одним электронным инкассатором.
«Наше предприятие ведет деятельность на рынке обработки лома металлов уже 10 лет. Из них три года мы сотрудничаем с ПСБ. Мы стремимся к лидерству в отрасли, и поэтому банк также выбрали из числа лидеров рынка. За время нашего сотрудничества ПСБ проявил себя как надежный финансовый институт, который всегда готов сделать выгодное предложение и предоставить гибкие условия сотрудничества. Наше предприятие располагает более чем 20 заготовительными площадками по всей территории Татарстана, поэтому для нас особенно ценна возможность использования корпоративных карт в широкой банкоматной сети не только ПСБ, но и его партнеров».
Другое предложение, облегчающее «жизнь» компании, — это корпоративная карта ПСБ. Карты Visa, «Мир», Mastercard оснащаются маркировкой business**, что говорит о статусе ее владельца. Все держатели корпоративных карт автоматически становятся участниками программы лояльности банка. При оплате расходов за определенные услуги или товары партнеров действуют скидки. Такой финансовый инструмент позволяет легко оплачивать текущие расходы компании, в том числе наличными, т. к. предоставляет возможность снятия средств в банкоматах не только ПСБ, но и банков-партнеров.
«Другое предложение, облегчающее «жизнь» компании, — это корпоративная карта ПСБ. Карты Visa, «Мир», Mastercard оснащаются маркировкой business, что говорит о статусе ее владельца. Все держатели корпоративных карт автоматически становятся участниками программы лояльности банка»
Банк предоставляет максимально широкий спектр услуг
— Есть ли услуги ПСБ из линейки диджитал, которые позволяют клиентам заработать?
— Конечно, есть такой продукт для юридических лиц с возможностью увеличить доход от использования собственных средств и оптимизировать трудозатраты на управление ликвидностью — это виртуальный пулинг. Виртуальный пулинг позволяет объединить остатки на счетах участников пула (разных юридических лиц холдинговой структуры или компании с филиальной сетью) для начисления процентов на остатки без физического движения денежных средств. Итоговая процентная ставка зависит от общего остатка на счетах и действует для всех участников пула.
Средства, объединенные в пул, остаются на расчетных счетах и доступны клиентам в течение операционного дня.
Клиент получает конкурентные ставки, исходя из остатка на счетах нескольких компаний, не совершая фактически никаких действий, — все происходит автоматически в рамках ранее согласованных условий. При начислении процентов на остатки в рамках виртуального пула учитываются все средства, которые поступили на счета участников вплоть до окончания дня. Каждый из участников пула получает проценты, начисленные по единой процентной ставке, зависящей от общего остатка на всех счетах участников пула. Дополнительно клиентам предоставляется детализированная отчетность по всем расчетам, упрощающая внутренний учет начисленных процентов. Эти факторы выгодно отличают виртуальный пул от типовых депозитов.
Процентная ставка зависит от размера совокупного остатка, а периодичность выплаты выбирается клиентом в диапазоне от ежедневных до ежегодных перечислений.
Аналогичный продукт доступен и для одной компании вне группы. В данном случае мы предлагаем начисление процентов на ежедневный остаток. Это позволяет получать проценты на все остатки на счете, не замораживая их и имея возможность тратить их в любое время без потери процентов. Причем в зависимости от суммы остатков ставка может конкурировать с депозитной, но оставляет гораздо больше свободы в использовании средств. К тому же такой продукт гораздо удобнее классического депозита или овернайта, т. к. не требует постоянного составления заявок для нового размещения и предполагает перемещения средств со счета, поэтому даже суммы, поступившие поздно вечером, размещаются сразу под проценты.
«ПСБ предоставляет максимально широкий спектр услуг, удовлетворяющий любые потребности клиентов независимо от вида их деятельности и отраслевой принадлежности. И с каждым клиентом мы стремимся найти общий язык и точки соприкосновения, в которых будем для него полезны»
— А есть ли какие-то неожиданные применения этих продуктов?
— Конечно. Например, элементы кэш-менеджмента используются при работе с займами ФРП (Фонда развития промышленности) или ФРМ (Фонда развития моногородов). Дело в том, что при получении льготных займов этих фондов заемщик должен соблюдать целевое использование средств займа, что достигается контролем счета со стороны фонда. ПСБ уполномочен открывать и обслуживать счета таких займов и обеспечивает при этом право акцепта фонда, а также безакцептного списания фондом остатка средств на счет в соответствии с условиями займа как раз с помощью элементов системы кэш-менеджмента. Также мы предлагаем клиентам в таких случаях начисление процентов на остаток по таким счетам (размер процентов при этом определяется ставкой по займу). Это стало возможным за счет наших продуктов управления ликвидностью, таких как виртуальный пулинг.
Coskunoz Holding — это транснациональная компания, основанная в 1950 году в Турции. Основным направлением нашей деятельности всегда было автомобилестроение. С 2012-го мы инвестируем значительные средства в создание и развитие нашего производства в Татарстане, на котором в данный момент изготавливаются кузовные элементы для автомобилей «ВАЗ», «КАМАЗ», Ford и Aurus. Это важный для нас проект, и мы стараемся подбирать для него наиболее надежных партнеров и использовать все доступные нам инструменты для повышения его эффективности, в том числе привлекаем финансирование Фонда развития промышленности. ПСБ как уполномоченный банк профессионально осуществлял сопровождение счета нашего займа и проводит начисление процентов на остаток по счету, что позволило дополнительно удешевить стоимость заемных средств.
В заключение хочу сказать, что банк предоставляет максимально широкий спектр услуг, удовлетворяющий любые потребности клиентов независимо от вида их деятельности и отраслевой принадлежности. И с каждым клиентом мы стремимся найти общий язык и точки соприкосновения, в которых будем для него полезны.
*Digital — диджитал
**Business — бизнес