ПУТИНУ РАССКАЗАЛИ О РОСТЕ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ

Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», еще 12 декабря 2011 года трудовой коллектив ПОЗиСа направил премьер-министру РФ Владимиру Путину обращение почти панического содержания. Работники пишут, что вызывает «крайнюю обеспокоенность» перспектива обеспечения предприятия государственным оборонным заказом на 2012 год. Если говорить прямо, то заказа в этом году может не быть вовсе.

Военная часть производства ПОЗиС всегда была секретной, а потому известно о ней немного. Завод - основной российский производитель боеприпасов для малокалиберной артиллерии (БМП, БТР, зенитные ракетно-пушечные комплексы «Панцирь», «Тунгуска», зенитные установки «Шилка», вертолеты Ка-50 «Черная акула», Ка-52 «Аллигатор», Ми-28 «Ночной охотник») сухопутных войск, корабельных артиллерийских установок, авиационных пушек. Также здесь делают выстрелы для подствольного гранатомета к автомату Калашникова и ручным гранатометам. А пиропатронов для авиационных спасательных систем, кроме «ПОЗиС», в России вообще не делает никто (эти патроны используются для фиксации летчика в кресле, сброса фонаря, отстрела кресла, принудительного раскрытия и стабилизации парашюта).

Огромное производство, одним словом. Военные мощности занимают на ПОЗиСе более 70% площадей, подчеркивается в письме. А вот доля этой продукции в общем объеме предприятия стремительно уменьшается (с 2008 года – в 3,4 раза) - в 2011 году она составила менее 15%. «Параметры государственного оборонного заказа 2012 года до сих пор неизвестны, - говорится в письме, - более того, несмотря на наличие в государственной программе вооружения закупок малокалиберных боеприпасов, руководство минобороны России планирует в 2012 - 2014 годах полностью от них отказаться, и реальным выходом для предприятия в данном случае будет являться массовое сокращение более 700 человек, занятых в спецпроизводстве, что в условиях моногорода Зеленодольска приведет к росту социальной напряженности, а само предприятие – к точке невозврата по выпуску спецпродукции».

«МЫ ИМЕЕМ УЖЕ СОВЕРШЕННО ТОЧНЫЙ СИГНАЛ, ЧТО ГОСЗАКАЗА НЕ БУДЕТ»

Работники пишут, что предприятие «держится на плаву» только благодаря производству бытовой холодильной техники и медицинского оборудования. «Но, согласитесь, что ситуация, когда заводские «оборонщики» работают в полную силу только три месяца в году, а все остальное время «сидят на шее» у всего коллектива завода, ненормальна. А так продолжается уже третий год», - сообщается в письме Путину.

В начале года председатель всероссийского профсоюза работников оборонной промышленности Андрей Чекменев говорил (цитируется по порталу solidarnost.org) о ситуации: «Предприятия несут огромные издержки на содержание своей инфраструктуры. А заказ постоянно снижается. А гражданская продукция за счет этого была дорогая, потому что в ее стоимость, в том числе, закладывали и содержание мобмощностей».

По словам Чекменева, в минобороны игнорируют решения правительства России, а директорам предприятий боеприпасной отрасли неофициально говорят, что заказов будет либо крайне мало, либо не будет совсем. «С одной стороны, формального отказа от минобороны нет. С другой - мы имеем уже совершенно точный сигнал, что госзаказа не будет», - подытожил Чекменев и сообщил, что для ПОЗиСа и еще тройки предприятий проблема наиболее остра.

Сами военные говорят, что заказ боеприпасов почти прекращен, поскольку они не отвечают требованиям современной техники. На предприятиях и в профсоюзах с такой постановкой вопроса не согласны и считают, что военные лукавят: «Когда в конце прошлого года разрабатывалась госпрограмма вооружения, она исходила именно из их требований. Но сегодня у военных появились другие проблемы. Например, им очень нужно потратить деньги на строительство жилья военнослужащим, это приоритетная тема. Очевидно, где-то не хватает ресурсов, вот они и решили взять там, где вроде бы легче всего», - говорит Чекменев. Тем не менее он согласен с тем, что предприятия надо перестраивать под «гражданку» - уменьшать долю военной продукции. Собственно, говорят об этом (в том числе и применительно к ПОЗиС) уже далеко не первый год.

БОЕПРИПАСЫ ДЛЯ КАДДАФИ

В конце прошлого года на ПОЗиСе завершен процесс акционирования, акции предприятия будут переданы госкорпорации «Ростехнологии», в составе которой оно находится уже примерно два года. В структуре ГК «ПОЗиС» - единственный разработчик и производитель холодильной техники и медицинского оборудования. Но, как рассказала газете «БИЗНЕС Online» председатель Татарской республиканской организации Всероссийского профсоюза работников оборонной промышленности Марина Лившиц, «Ростехнологии» интересовали, прежде всего, боеприпасные мощности ПОЗиСа: «Ростехнологии» поделены на холдинги по принципу выпуска оборонной продукции, и гражданская составляющая для корпорации – сопутствующая. Будет справедливо сказать, что ПОЗиС интересует «Ростехнологии» именно с точки зрения обороной продукции, по этому принципу завод в корпорацию и включен. И «Ростехнологии» борются за сохранение оборонзаказа».

Здесь есть интересный момент. Как пишет в своем блоге сопредседатель Партии народной свободы Владимир Милов, генеральный директор «Ростехнологий» Сергей Чемезов играл одну из главных ролей в сомнительной, на взгляд Милова, истории со списанием долга Ливии. «Одним из бенефициаров сделки «долги в обмен на контракты» должен был стать возглавляемый Сергеем Чемезовым «Рособоронэкспорт» (входит в состав «Ростехнологий» - авт.), который подписал с Ливией контракты на поставку вооружений и боеприпасов на сумму $1,8 млрд. и парафировал еще примерно на $2 миллиарда. Но переговоры по поставкам были безнадежно затянуты, в результате фактически для Ливии были выполнены лишь небольшие работы по ремонту военной техники на несколько миллионов долларов, и все».

Официально всегда говорилось, что боеприпасы ПОЗиСа поставлялись и поставляются в 30 стран мира. Неофициально среди них всегда называлась Ливия, в разное время закупившая горы российской малокалиберной артиллерии. «После свержения Каддафи реанимация оружейных контрактов нам очевидно не светит», - уверен Милов. - Вопрос: неужели в 2008 году, когда списывался долг, не просчитывался риск падения Каддафи, оценка которого должна была быть довольно высокой в связи с тем, что Каддафи в тот момент уже находился у власти около 40 лет? Недостаточная оценка рисков невыполнения контрактов при списании крупного долга Ливии – очевидный факт».

view_385663.jpg

Официальные лица не горят желанием комментировать ситуацию, которая сложилась на предприятии

«ЧЕСТНО ГОВОРЯ, СТРАШНО ПРЕДПОЛОЖИТЬ, ЧТО БУДЕТ»

Примечательно, что официальные лица не горят желанием комментировать ситуацию. Заместитель министра промышленности и торговли РТ Ильдар Мингалеев, курирующий оборонку, сообщил газете «БИЗНЕС Online», что визит Ильдара Халикова на ПОЗиС - чисто ознакомительный и напрямую не связан с письмом коллектива Путину, и порекомендовал спросить о программе поездки в кабмине. Впрочем, Мингалеев все же уточнил, что ситуация с оборонзаказом серьезная: «В открытой печати все это есть. Возможно ли, что заказа больше вообще не будет? Сейчас бьемся, чтобы этого не произошло».

Заместитель генерального директора ПОЗиСа Владимир Мухин тоже был краток, но зато рассказал, что проблема оборонзаказа с Халиковым обсуждаться будет: «Вопрос оборонзаказа непосредственно касается совещания, в котором будет принимать участие Ильдар Халиков и наш генеральный директор Радик Хасанов. Вопросы оборонзаказа не обсуждаются, они будут решаться уже там непосредственно». Мухин не стал расшифровывать последнее уточнение, сославшись на то, что «эти вопросы по телефону не обсуждаются». На вопрос, возможен ли вариант полного исчезновения оборонзаказа для ПОЗиСа, замгендиректора ответил: «Вы прессу смотрите? Постановление правительства России о гособоронзаказе есть? Есть. Вот и все».

Этого оптимизма не разделяет Лившиц. Впрочем, она попросила не нагнетать обстановку:

«Путину одновременно было направлено два обращения – от нашего профсоюза (по проблемам боеприпасных предприятий вообще) и от ПОЗиСа. Реакции пока нет. Насколько знаю, Халикову этот вопрос, если будет возможность, зададут.

Гражданская составляющая у ПОЗиСа нормально загружена, а вот с оборонкой (в лучшие времена она составляла до 50 процентов) - проблема. Отправлять работников военного сектора в простой или на неполную рабочую неделю не очень правильно. В этой части ситуация очень сложная, и как она разрешится, на сегодня непонятно. Возможно ли полное прекращение выпуска военной продукции? В предыдущие годы такого не было. Хоть и с задержкой, но госзаказ был. Пока нет ни положительного, ни отрицательного решения. И мне, честно говоря, страшно предположить, что будет. Но я бы не стала сгущать краски, пока нет официального отказа».

При этом Лившиц отметила, что в РТ проблемы с гособоронзаказом испытывает не только ПОЗиС - в подвешенном состоянии также находятся ФКП «Казанский государственный казенный пороховой завод» и ФКП «Казанский завод точного машиностроения».

А обращение работников ПОЗиСа к Путину заканчивается даже с оттенком легкого политического шантажа: «Активно голосуя на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ за кандидатов от партии «Единая Россия», мы вновь выразили доверие государству и лично Вам, уважаемый Владимир Владимирович. У нас нет сомнений, как и за кого голосовать на выборах президента Российской Федерации в 2012 году».