ДОЛГОЖДАННАЯ ПРОДАЖА

Не секрет, что предложение о продаже банка было сделано еще несколько лет назад, но покупатель все никак не находился. Лед тронулся в конце прошлого года. Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», сделки по продаже акций одного из старейших банков Татарстана были закрыты с 6 по 9 декабря.

«Да любой банк можно продать! Нам нет разницы, кто будет акционером», - сказал Евгений Богачев осенью в ходе интернет-конференции «БИЗНЕС Online».

Новыми владельцами кредитной организации стали шесть малоизвестных инвестиционных компаний с московской пропиской. Сумма и другие подробности сделок не раскрываются. По мнению экспертов «БИЗНЕС Online», банк мог быть оценен по формуле 1:1 уставного капитала, который составляет 232 млн. рублей. Именно такая оценка была произведена в отношении проданного в позапрошлом году Татсоцбанка.

КРЕПКИЙ СЕРЕДНЯЧОК

Впрочем, на фоне последнего банк «Ипотека-Инвест» выглядел гораздо интереснее. По информации ЦБ РФ, активы банка на 1 декабря 2011 года составляли 3,11 млрд. рублей. По этому показателю на 1 октября 2011 года банк занимал 25 место среди банков Татарстана или 0,4% рынка. Достаточно активно банк «Ипотека-Инвест» работал на рынке вкладов населения, заняв по итогам 9 месяцев 2011 года 21 место на рынке с показателем 1,083 млрд. рублей. Кредитный портфель банка на 1 октября 2011 года составил 2,4 млрд. рублей, прибыль после налогообложения - 11,084 млн. рублей. Уставный капитал банка - 232 млн. рублей.

Акционерный ипотечный банк «Ипотека-инвест» основан в 1994 году. Банк имеет лицензии на осуществление банковских операций в рублях и иностранной валюте и на привлечение во вклады денежных средств физических лиц. Кредитная организация включена в реестр банков - участников системы обязательного страхования вкладов. Основным направлением работы АКБ «Ипотека-Инвест» является обслуживание корпоративных клиентов реального сектора, малого и среднего бизнеса, индивидуальных предпринимателей. 10 дополнительных офисов и филиалов банка работают в Казани, Набережных Челнах, Альметьевске, Зеленодольске и Москве.

В последние годы основным фактическим бенефициаром АКБ «Ипотека-Инвест» был председатель Национального банка РТ Богачев, который через различные фирмы контролировал более 50% акционерного капитала банка. В число крупнейших акционеров ЗАО «Ипотека-инвест», по состоянию на середину прошлого года, входили баскетбольный клуб «УНИКС» - 19% акций (получил пакет, принадлежавший расформированному Резервному фонду президента РТ), ЗАО «Богдан» - 18,4%, ООО «Лизинговая компания «Инвестиционные технологии» – 16,5%, ООО «Элизиум» – 15%, ООО «Альба» -12,8% и дочь Богачева Ольга Ахсанова.

ПУЛ ВРЕМЕННЫХ ДЕРЖАТЕЛЕЙ

Среди новых акционеров банка «Ипотека-Инвест» фигурируют неизвестные в Татарстане московские инвестиционные компании. Структура акционерного капитала банка теперь выглядит так: 19,42% акций принадлежат ЗАО «ИК Глобал Капитал», 18,79% - ООО ИК «Файненшл Бридж», 18,57% - ООО «Вестминстер Капитал Менеджмент», 18,38% - ЗАО ИК «Базовый капитал», 12,64% - ООО «Ордком», 12,20% – ЗАО «Инвестиционное бюро».

Деятельность инвестиционных компаний, как профессиональных участников финансовых рынков, подлежит лицензированию, которым занимается Федеральная служба по финансовым рынкам. Наличие записи об участнике рынка в реестре ФСФР является залогом его надежности. К примеру, компании «Глобал Капитал» и «Инвестиционное бюро» включены в реестр брокеров, компания «Базовый Капитал» - в реестр дилеров, а «Файненшл Бридж», по данным ФСФР, - лицензированный депозитарий.

Тем временем, компания «Ордком» в реестр ФСФР не включена, читай – не имеет лицензии на осуществление операций на финансовых рынках. Самая интересная ситуация – у «Вестминстер Капитал Менеджемент». Вопреки информации о лицензиях на сайте компании, 23 ноября 2011 года ФСФР наложен запрет на проведение этой компанией операций с финансовыми инструментами.

По мнению экспертов «БИЗНЕС Online», новые акционеры банка «Ипотека-Инвест», скорее всего, представляют собой либо временных, либо номинальных держателей акций. Такие схемы применяются на банковском рынке достаточно часто – в качестве защиты от рейдерского захвата, с целью оптимизации бизнеса, имущества или просто в качестве буфера на переходный период. Фактически же владелец у банка может быть и один. Но кто это, пока неизвестно.