В пятницу, 21 ноября, согласно инсайдерской информации, мир был на волоске от самого колоссального финансового краха в истории. Спусковым крючком был банк, который всего лишь два года назад был крупнейшим в Америке, Citigroup. Размеры фактической правительственной национализации в $ 2 трлн этого банковского учреждения являются свидетельством потрясений, которые для других крупных американских и, возможно, европейских банком еще впереди, хотя они думают, что "слишком большие, чтобы разориться".
Т опорные методы, которыми Секретарь Казначейства США Генри Полсон обращался с разворачивающимся кризисом, были хуже чем некомпетентными. Они превратили серьезную ситуацию в опасную в глобальном масштабе.
"Деньги на ветер"
Показательный пример - скрытная манера, в которой Полсон использовал $700 миллиардов налогоплательщиков, выданные ему колеблющимся Конгрессом в сентябре. Вначале Полсон поместил $125 миллиардов в девять крупнейших банков, включая $10 миллиардов для своей прежней фирмы Goldman Sachs. Однако, если мы присмотримся внимательнее к этому деянию, то увидим, что американские налогоплательщики заплатили $125 миллиардов за акции или облигации, которые частный инвестор, мог бы купить за $62,5 миллиарда, согласно подробному анализу от Ron W. Bloom, экономисту американского Объединенного Профсоюза сталелитейщиков, члены которого, так же как пенсионный фонд, потерпят огромные потери в случае банкротства Дженерал Моторс (GM).
Это означает, что половина государственных денег была подарена Полсоном своим уолл-стритовским дружкам. И снова, лишь несколько недель спустя, Казначейство вынуждено вмешаться, чтобы де-факто национализировать Citigroup. Нужно думать, что не в последний раз.
Полсон потребовал и получил от неуверенного Конгресса США карт-бланш на то, как и куда инвестировать 700 млрд. долл. США безо всякого эффективного надзора. И выбросил деньги на ветер с точки зрения решения кризиса.
Любому серьезному аналитику уже ясно, что сентябрьское решение Полсона утопить четвертый по величине инвестиционный банк США Lehman Brothers стало непосредственной причиной нынешнего глобального кризиса. Внезапный крах Lehman Bros вызвал нынешний глобальный кризис доверия. Остальной части банковского мира было просто непонятно, какие финансовые учреждения и банки США смогут устоять, а какие нет, после того как правительство ранее поддержало гораздо меньший Bear Stearns, одновременно позволив большему, гораздо более стратегическому Lehman Brothers обанкротиться.
Некоторые подробности о Citigroup
Самым тревожным аспектом этого кризиса является тот факт, что мы находимся в переходном периоде, когда следующий президент уже избран, но до 20 января 2009 года еще не может действовать.
Рассмотрим подробнее детали недавней национализации Citigroup (по идеологическим причинам Полсон и администрация Буша истерически избегают признания, что они находятся в процессе национализации ключевых банков). Citigroup имеет более $ 2 трлн активов, по сравнению с ней карликами кажутся такие компании, как American International Group Inc., которая в течение последних двух месяцев получила около $ 150 млрд. средств налогоплательщиков США. По иронии судьбы, только за восемь недель до этого правительство уполномочило Citigroup взять на себя падающий Wachovia Bank. Как правило, более слабый банк поглощается более сильным. В этом случае, судя по всему, все было наоборот. Теперь ясно, что проблемы у Citigroup были серьезнее, чем у Wachovia. За неделю до объявления правительством о национализации, стоимость Citibank в считанные часы упала в Нью-Йорке до $ 3,77 за акцию, в результате чего рыночная стоимость компании оказалась около $ 21 миллиардов. Рыночная стоимость Citigroup в декабре 2006 года была $ 247 миллиардов. За два дня до национализации банка генеральный директор Викрам Пандит объявил о беспощадном плане сокращении 52000 рабочих мест. Но ничего не помогло.
Масштабы скрытых потерь двадцати крупнейших банков США, видимо, столь огромны, что, если это не случится раньше, то первым президентским указом Барака Обамы будет, скорее всего, объявление "банковских каникул" в США и полной национализации крупнейших банков, принимая на себя токсичные активы и неся убытки до тех пор, пока экономика не сможет вновь функционировать, и в промышленность вновь не потекут кредиты.
Citigroup и правительство определили размер проблемных активов примерно в $ 306 млрд. Citigroup поглотит первые $ 29 млрд. потерь. После этого остальные потери будут разделены между Citigroup и правительством, при этом на долю банка придется 10% и на правительство — 90% потерь. Казначейство США использует свои 700 млрд. долл. США (TARP), чтобы взять на себя до $ 5 млрд. потерь. При необходимости, правительственная Федеральная корпорация страхования депозитов (FDIC) возьмет на себя следующие $ 10 млрд. потерь. Кроме того, Федеральная резервная система будет гарантировать какие-либо дополнительные потери. Эти меры не имеют прецедентов в финансовой истории США. И они не означают, что непременно спасут долларовую систему.
Ситуация настолько переплетена с шестью крупными банками США, которые держат основную часть финансовых производных инструментов в мире, что крах какого-либо одного крупного финансового учреждения США может привести к убыткам на внебиржевом рынке деривативов от $ 300 до $ 400 млрд., как сказано в рабочем отчете МВФ. Более того, такой крах, скорее всего, вызовет цепную реакцию банкротства других финансовых учреждений. Общие потери глобальной финансовой системы могут превысить $ 1500 миллиардов, в соответствии с исследованием Сингха и Сеговиано из МВФ.
Безумие вокруг плана спасения Detroit GM
Здоровье Citigroup — не единственная проблема, которую надо рассматривать. На данный момент, политические и идеологические пререкания в Конгрессе США до сих пор не позволяют выделить чрезвычайные 25 млрд. долл. США для продления кредита General Motors, Ford и Chrysler. Абсурдное зрелище американских конгрессменов, нападающих на председателей Большой Автотройки, за то что те прилетели на заседание Конгресса на своих самолетах, и при этом игнорирующих последствия краха GM для экономики - лишь подчеркивает полное отсутствие контакта с реальностью, которая обуяла Вашингтон в последние годы.
Для GM грядущее банкротство грозит катастрофой колоссальных масштабов. Хотя кажется, что у Lehman Bros. при крупнейшем банкротстве в американской истории, произошло аккуратное урегулирование кредитных дефолтных свопов, крах все же случился, поскольку андеррайтеры должны были отправить дополнительный имущественный залог до урегулирования. Это было одним из основных факторов резкой распродажи на глобальном рынке в октябре. А GM намного больше, а это означает, что будет больше побочного ущерба, и все это будет происходить, когда финансовая система еще слабее, чем при банкротстве Lehman.
Кроме того, вторая, и, возможно, гораздо большая проблема убытков в значительной степени игнорируется. Сторонники приведения GM к банкротству утверждают, что он может подпасть под действие главы 11, как и другие крупные компании, которые сами привели себя к проблемам. Однако такой вариант может не случится, и вместо этого будет объявлена глава 7 или ликвидация компании GM, а это будет тектонической сдвижкой.
Проблема заключается в том, что в соответствии с главой 11 американского закона, компании требуется время, чтобы получить защиту при рассмотрении банкротства. До этого времени, который может быть несколько недель или месяцев, компании придется в срочном порядке получить "промежуточное финансирование", чтобы продолжать работу. Это называется "должник во владении" или DIP финансирование. DIP имеет важное значение для большинства банкротств по Главе 11, так как получение плана реорганизации, одобренного кредиторами и судом, занимает много времени. Большинство компаний, подобно GM сегодня, идут в суд по делам о банкротстве, когда исчерпывают свою ликвидность.
DIP предназначен специально для обанкротившихся компаний, или находящихся на грани банкротства, и этот долг приоритетный перед другими требованиями кредиторов. Так что на самом деле это очень низкий риск, так как сумма расходов, как правило, относительно небольшая. Но DIP кредитование серьезно ограничено уже сейчас, когда оно наиболее необходимо, так как здоровые банки резко сократили займы в тяжелой ситуации кредитного кризиса.
Без доступа к переходному финансированию DIP, GM будет вынужден частично или даже полностью ликвидироваться. Будут ужасные последствия. Помимо утраты 100000 рабочих мест в самом GM, компания исключительно важна для сохранения в бизнесе многих американских автопоставщиков. Если GM обанкротится, то скоро большинство, а возможно, даже все американские и даже иностранные автопоставщики тоже рухнут. Эта часть поставщиков является важной для других автопроизводителей. Многие иностранные автомобильные заводы будут вынуждены закрыться из-за потери поставщиков. Некоторые аналитики оценивают, что в 2009 году потеря рабочих мест, связанная с крахом GM, достигнет 2,5 млн. рабочих мест. Если рассмотреть воздействие 2,5 млн потерянных рабочих мест с точки зрения общих потерь для экономики в смежных, но не связанных с автопроизводством отраслях, таких, как услуги, то, по некоторым оценкам общие потери будут более 15 млн. рабочих мест.
Пока же, стоя перед этой ошеломляющей перспективой, члены Конгресса США сосредоточились лишь на том, что начальник GM, Рик Вэйгонер (Wagoner), прилетел на частном самолете компании в Вашингтон. Фарс в Конгрессе вызывает в памяти образ Нерона, игравшего на скрипке, в то время как Рим был объят пламенем. Не следует удивляться тому, что на недавнем ЕС-Азиатском саммите в Пекине, китайские чиновники предложили идею торговли между ЕС и азиатскими странами, например Китаем, в Евро, юанях, иенах или других национальных валютах, помимо доллара США. Кризис в Citigroup и фиаско GM подтвердило гибель послевоенной Бреттон-Вудской долларовой системы.
Реальная правда за спасением Citigroup
То, что не готов раскрыть ни Полсон, ни кто-либо еще в Вашингтоне, - это реальная правда о спасении Citigroup. Он создал нынешнюю катастрофу, поскольку он и администрации Буша сначала категорически отказались предпринять ранние решительные меры по немедленной национализации девяти проблемных крупнейших банков. Отказавшись, по идеологических соображениям, от реорганизации банковских активов в некий вид "хорошего банка" и "плохого банка," в духе того, что правительство Швеции делало в ходе банковского кризиса в начале 1990-х годов под названием Securum, Полсон и Ко привели мировую финансовую структуру на грань краха.
Securum или аналогичная временная национализация позволила бы здоровым банкам продолжать кредитование реального сектора экономики, чтобы экономика могла продолжать функционировать, в то время как государство несколько месяцев просто сидело бы на недооцененных активах шведских банков в недвижимости, пока восстанавливающаяся экономика не сделала бы эти активы вновь привлекательными для частного сектора. Вместо того, Полсон и его "дружки-капиталисты" в Вашингтоне превратили плохую ситуацию в катастрофическую для всего мира.
Его очевидное понимание ошибочности своего первоначального отказа от национализации пришло слишком поздно. Когда Полсон 19 сентября вдруг сделал полный разворот и предъявил девяти крупнейшим банкам ультиматум принять частичную долевую собственность правительства, отказавшись от своего первоначального странного плана просто скупать токсичные отходы ABS у банков на свои 700 млрд. долл. США TARP, то он ни разу не объяснил, почему он это сделал.
Согласно первоначальному плану Полсона, как отмечают Дмитрий B. Пападимитриу и Л. Рэндалл Врэй из Института Джерома Леви в Bard College в Нью-Йорке, Полсон стремился создать ситуацию, при которой "Казначейство США станет владельцем неблагополучных финансовых учреждений в обмен на инъекции капитала, но не осуществляет каких-либо прав собственности, как, например, замена управления, которые создают беспорядок. Экстренное спасение будет использовано как возможность для консолидации контроля над национальной финансовой системой в руках нескольких крупных (Уолл-Стрит) банков, причем государственные фонды субсидируют скупку неблагополучных банков "здоровыми"".
Полсон вскоре осознал масштаб кризиса, в значительной степени вызванный его неумелым обращением с Lehman Brothers, что создало невозможную ситуацию. Даже если Полсон захочет использовать 700 млрд. долл. США на покупку токсичных мусорных активов Asset Backed Securities у избранных банков по сегодняшней рыночной цене, то $ 700 млрд будет слишком мало, чтобы убрать приблизительно $ 2 трлн ($ 2000 млрд.) этих ABS с баланса банков.
Экономисты из Института экономики Леви утверждают, что "вполне вероятно, что многие и, возможно, большинтсво финансовых учреждений становятся неплатежеспособными сегодня - с черной дырой негативной чистой стоимости, которая проглотит все 700 млрд. долл. США Полсона в один глоток".
Эта реальность является реальной причиной того, что Полсон был вынужден отказаться от своего первоначального TARP - плана "спасения дружков" - и решил использовать некоторые из своих денег, чтобы купить акции у девяти крупнейших банков.
Эта схема также не имеет шансов на успех, как показывает схема последней национализации Citigroup. Дилемма Полсона, созданная его неумелым обращением с кризисом, очень проста: если правительство США выплатило истинную стоимость этих почти бесполезных активов, то банкам банкам пришлось бы списывать огромные потери, и, как экономисты из Леви это сформулировали, тем самым "объявить всему миру, что они являются несостоятельными". С другой стороны, если бы Полсон поднял закупочные цены токсичного мусора достаточно высоко для защиты банков от потерь, то на 700 млрд. долл. США можно "будет купить только крошечную долю "проблемных" активов"". Вот что означает недавняя национализация Citigroup.
Это только начало. 2009 год будет одним из титанических потрясений и изменений глобального порядка, каких не было на протяжении последних пяти веков. Вот почему мы должны говорить о конце Американского Века и его долларовой системы.
Насколько разрушителен будет этот процесс для граждан США, которые являются главными жертвами дружков-капиталистов Полсона, а также для остального мира, - зависит от срочности и решительности, с которой теперь среагируют руководители национальных правительств Германии, ЕС, Китая, России и всего остального неамериканского мира. Уже не время для идеологической сентиментальности и ностальгии по старому послевоенному порядку. Он рухнул в сентябре этого года, вместе с Lehman Brothers и республиканской администрацией. Ждать "чуда" от президентства Обамы - уже не вариант для остального мира.
Оригинал статьи : Colossal Financial Collapse: The Truth behind the Citigroup Bank "Nationalization"
(warandpeace.ru, 26.11.08)
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.