1.-�льхам-Алиев-посетил-КВЗ-24-июня-2011-года.jpg

Ильхам Алиев посетил КВЗ 24 июня 2011 года

2012 - 2013 ГОДЫ ПОЛНОСТЬЮ ЗАКОНТРАКТОВАНЫ

Последние новости о поставках казанских вертолетов в Азербайджан относятся к концу сентября. Тогда агентство АПА сообщило, что Азербайджан закупил у России несколько Ми-17, которые планируется поставить до конца года. Какая структура купила вертолеты и сколько, не сообщается. Также агентство отмечает, что за последние пять лет Азербайджан купил более десяти Ми-17. В конце июня, освещая визит президента Азербайджана Ильхама Алиева в Казань, пресс-служба президента РТ сообщала о контракте на 21 вертолет.

Блог, созданный по инициативе центра анализа стратегий и технологий, привел собственные выкладки по российско-азербайджанскому вертолетному сотрудничеству. По данным блога, сейчас на этом направлении «Рособоронэкспорт» реализует контракты на поставку 40 военно-транспортных Ми-17-1В для ВВС (первые восемь были поставлены в 2010 году) и 20 таких же машин для пограничной службы. Кроме того, в 2005 - 2010 годах были поставлены один Ми-172 для таможенного комитета, три Ми-17-1В - для МЧС, три Ми-17-1В - для МВД республики. Также существует контракт на поставку шести Ми-17-1В для авиаотряда службы государственной охраны (аналог российской ФСО) Азербайджана, первая машина по нему была поставлена в 2010 году. Всего – 73 машины (кстати, отметим, что Азербайджан вообще активно вооружается). Все это продукция ОАО «Казанский вертолетный завод» (КВЗ).

На КВЗ и в ОАО «Вертолеты России» традиционно не комментируют договоренности по линии «Рособоронэкспорта». Азербайджан - один из крупнейших эксплуатантов российской вертолетной техники (Ми-17-1В, Ми-35М, Ка-32), в том числе продукции КВЗ, сообщили вчера газете «БИЗНЕС Online» в холдинге. Основные заказчики - государственные структуры Азербайджана. Кроме того, Россия всерьез присматривается к коммерческому рынку вертолетов – особенно для компаний нефтегазового сектора. «Мы рассматриваем коммерческий вертолетный рынок Азербайджана как один из наиболее перспективных на пространстве СНГ, - заявили газете «БИЗНЕС Online» в «Вертолетах России». – Гражданские транспортно-пассажирские вертолеты типа Ми-8/17 могут быть интересны нефтегазовым компаниям, выполняющим оффшорные полеты».

Для сравнения с 73 машинами азербайджанского заказа надо привести такие цифры. В 2008-м Индия заказала «Рособоронэкспорту» 80 Ми-17В-5, а в ноябре этого года высказала намерение приобрести еще 59 аналогичных машин. Также в числе крупнейших покупателей КВЗ - Венесуэла (40), Египет (24) и США (21). При этом спада интереса к «вертолетной классике» пока не предвидится. Как сообщил в минувший вторник газете «БИЗНЕС Online» генеральный директор КВЗ Вадим Лигай, 2012 год полностью законтрактован, как и 2013-й. «При этом, по прогнозам, положительная динамика сохранится – в 2012 году рост выпуска техники составит примерно 10 - 15 процентов», - сказал руководитель КВЗ.

Подсчитано, что при условии непрерывного совершенствования Ми-8/17 будут продаваться примерно до 2035 года. А в 2015 году в серию должен пойти их прямой наследник - Ми-171М, по сути, новый вертолет.

МИ-17 И «ВЕРТОЛЕТНЫЙ КРИЗИС»

Специалисты говорят о феномене роста российского вертолетостроения. В 2010 году предприятия холдинга «Вертолеты России» изготовили 214 машин всех типов. Таким образом, с 2003 года объем выпуска вертолетов увеличился в три раза, а с 2006-го (когда были созданы «Вертолеты России») - в 2,5 раза, сообщает портал odnako.org . Ожидается, что в 2011 году будут выпущены 260 вертолетов. При этом рентабельность производства составляет высокие для машиностроения 10 - 12%. Не секрет, что эти впечатляющие показатели достигнуты главным образом за счет экспорта - в 2010 году количество поставленных на экспорт вертолетов выросло на 30%. И прежде всего это касается Ми-8/17.

Российские машины привлекают низкой ценой - $10 млн. (то есть в 2 - 4 раза дешевле западных аналогов), превосходной грузоподъемностью, уникальными high/hot–характеристиками - Ми-8/17 отлично показывают себя в высокогорных и экстремальных температурных условиях.

Но есть и, так скажем, идеологическое превосходство. Ми-17 - одна из немногих машин, находящихся вне тенденции роста стоимости вертолетной техники, отмечает odnako.org. На Западе производятся все более дорогостоящие машины с различным дополнительным оборудованием. В результате даже развитые страны не в состоянии купить необходимое количество вертолетов нового поколения, а сами винтокрылые машины утрачивают роль дешевого транспортного средства поля боя, хотя необходимость в такой технике остается. В итоге, вооруженные силы ряда стран переживают «вертолетный кризис», обострившийся в связи с их участием в войнах в Ираке и Афганистане. Именно военные кампании США и их союзников в Ираке и Афганистане дали толчок ренессансу продаж Ми-8/17 - ВВС Ирака и Афганистана формируется за счет закупок новых Ми-17, которые отлично зарекомендовали себя в этих странах. И если первоначально американцы прикрывали закупки Ми-17 при помощи посредничества европейских и ближневосточных фирм, то теперь Пентагон закупает эти машины в России напрямую. Более того, Ми-17 начали использовать и другие участники афганской кампании - от Канады до еще недавно воротивших нос от всего «советского» бывших соцстран вроде Польши.

Словом, неудивительно, что Ми-17 активно покупают по всему миру. Но главное, что радует - эти машины, похоже, намерены массово закупать и в самой России. Так, 13 ноября начальник управления авиационной техники и вооружения департамента МО РФ по обеспечению государственного оборонного заказа Юрий Кузнецов заявил, что многоцелевые вертолеты типа Ми-8МТВ-5 будут закупаться «в больших количествах».