Кадровый рынок Татарстане если не трясет, то ситуация очень близка к этому. Какие профессии во время кризиса станут наиболее востребованы, и кому грозит сокращение? Как чувствуют себя рекрутинговые агентства? О рынке труда в республике газете «БИЗНЕС Online» рассказала директор отделения по подбору персонала в Татарстане международного кадрового агентства Kelly Services Александра Лебедева.
Визитная карточка Kelly Services
Сфера деятельности: подбор персонала
Год основания: 1946 год – в США, 1993 год – в России, 2008 – в Татарстане
Штат филиала в Татарстане: 9 человек
Клиенты: крупнейшие российские и западные компании
КТО НУЖЕН В КРИЗИСНЫЕ ВРЕМЕНА
- Александра, многие крупные компании в Татарстане начали сокращать персонал или уменьшать рабочий день. Во всеуслышание об этом, правда, объявляют единицы. Насколько эти процессы массовые? Что сейчас происходит на кадровом рынке республики?
- Согласно нашим исследованиям, кризис сейчас коснулся в основном ресурсодобывающих, строительных, девелоперских, инвестиционных, страховых компаний, автопроизводителей и банков. Эти компании не были готовы, что спрос на их услуги так резко упадет, в свете чего им приходится в спешном порядке приводить оргштатную структуру в соответствие с действительностью — кто-то сокращает персонал, кто-то сокращает заработную плату, а кто-то сокращает время нахождения сотрудников на работе. Также, кризис затронул многие компании b2b-сектора, прежде занятые обслуживанием компаний "первой волны" (ресурсодобывающие, строительные, девелоперские, инвестиционные, страховые, авто-производители и банки), так например, страдают логистические компании, занятые в перевозке металлов. В то же время, компании занятые в сфере FMCG (товары повседневного спроса), особенно иностранные, особых последствий кризиса не заметили, и там серьезных изменений пока не предвидится.
Также стоит отметить, что наблюдавшийся последние годы кадровый дефицит в ближайшее время будет нивелироваться и трансформироваться в борьбу за таланты. Таланты в компании-работодателе являются таким же активом, как и все остальное, поэтому, когда цена на них падает, есть смысл их покупать.
- Какие специальности сегодня стали непопулярны, а спрос на какие, наоборот, увеличился?
- Существуют ниши, в которых как не было специалистов, потому что не подготовили их за эти годы, так и не будет. Если в 1999 году школы Татарстана закончило 200 тысяч выпускников, то в 2007 году лишь 37 тысяч. Цифры красноречивы. Поэтому по-прежнему будут востребованы специалисты на производство, которых очень и очень не хватает – инженеры, специалисты контроля качества, логисты, закупщики. Большой спрос на специалистов со знанием английского языка. Фармацевтический рынок достаточно уравновешен – люди лечатся во все времена и при любой ситуации в экономике.
Упал спрос на банковских работников, продавцов-консультантов – многие компании сейчас предпочитают обходиться меньшим числом сотрудников, так как бизнес не развивается такими темпами, как предполагалось до кризиса. По тем же причинам пересматривается численность офисного персонала – секретари, бухгалтеры, менеджеры по персоналу, экономисты, маркетологи, бренд-менеджеры и юристы.
- Многие компании сейчас работают благодаря созданному в прошлом заделу. Надолго ли его хватит? Каков ваш прогноз на следующий год?
- Кризис начался не месяц назад, его можно было спрогнозировать по сигналам еще в начале года. Поэтому те директора по персоналу, кто понял, что именно грядет, начали оптимизацию штата загодя. Я не имею в виду сокращения, это самое примитивное решение. Сейчас от директоров по персоналу будет зависеть, как они сумеют рассчитать оптимальную нагрузку на людей и в соответствии с этой нагрузкой оптимизировать численность и функционал сотрудников. Например, если говорить про розницу, то нужен специалист, который бы рассчитал – сколько продавцов нужно в пиковые часы, сколько в часы с минимальной нагрузкой и сколько надо привлечь временного персонала. Это процессы, которые направлены на то, чтобы каждый сотрудник на один рубль своей зарплаты приносил как можно больше прибыли.
Специалисты, которые обладают достаточной квалификацией – а они в условиях кризиса в большой цене – процессы оптимизации в своих компаниях уже запустили. Остальные к ним в скором будущем присоединяться. Поэтому те компании, что построят свою работу максимально эффективно, следующий год проживут с наименьшими потерями.
КАК РАССКАЗАТЬ СОТРУДНИКАМ О САМОМ ХУДШЕМ
- При оптимизации, как правило, встает щепетильный вопрос – как правильно рассказать сотрудникам о переменах. Иначе, если руководителя неправильно поймут – такое начнется...
- Действительно, слухи ни к чему хорошему не приводят. Конечно, намного проще сказать человеку: "извини, ты уволен", но надо помнить, что любая компания создает себе имя не только на волне успеха, но и в кризисной ситуации. Компании, заботящиеся о своем имидже работодателя-мечты, при вынужденном сокращении проводят целый комплекс мероприятий, направленных на снижение негативных последствий таких действий: это и личная беседа руководителя с каждым сотрудником, попавшим под сокращение, где важно правильно объяснить человеку ситуацию, и соблюдение работодателем своих обязательств перед сотрудником в соответствии с ТК РФ. Кроме того, работодатель может помочь своему сотруднику найти новую работу, воспользовавшись аутплейсментом – на сегодняшний день компании готовы платить за обучение сокращаемых сотрудников. У нас сокращенный персонал узнает о состоянии рынка труда, получит советы, как правильно составить резюме, как вести себя на собеседовании при устройстве на новую работу.
Также, нами разработан специальный антикризисный пакет услуг, включающий такие HR-решения, как оценка персонала, аутплейсмент, а также аутсорсинг и подбор временного персонала – услуги, благодаря которым многие предприятия смогут успешно пережить кризис.
ФИНАНСИСТЫ УМЕРИЛИ ЗАРПЛАТНЫЕ АМБИЦИИ
- Год-два назад работодатели жаловались на негативную тенденцию: специалисты из-за нехватки кадров требуют завышенную для своего уровня зарплату. Сегодня они умерили свой пыл?
- Он заметно поубавился у финансистов, и в количестве нулей в зарплате, и в бонусной схеме. В целом, кандидатский рынок, несколько перегретый последние годы, начинает постепенно приходить в норму. Если раньше специалисты "знали себе цену", и имели жесткие требования по зарплате, четкую планку "не ниже", то теперь они становятся более гибкими в своих требованиях. Резко возросло количество присылаемых резюме, более того, сегодня кандидаты с большим желанием готовы приходить на собеседование. Раньше люди отмахивались от предложений на будущее, сейчас приходят хотя бы для того, чтобы получить оценку своих зарплатных ожиданий и узнать о ситуации на рынке.
Показательно, если раньше люди без проблем приходили к нам на собеседования с 9 утра до 6 вечера, то сейчас они предпочитают договариваться на внерабочее время.
Соискатели не хотят афишировать, что находятся в поиске, поэтому для них наши услуги конфиденциальны. Более того, если у нас появляется вакансия, которую мы хотим предложить на рассмотрение предприятию, сначала спрашиваем разрешения у специалиста на рассылку его резюме.
- Можно выделить основные типажи соискателей?
- Во-первых, это, конечно же, сокращенные специалисты, которые готовы рассматривать любые предложения, включая понижение в должности и зарплате. Во-вторых, часто специалисты ищут более приемлемые условия труда. Здесь можно говорить о роли руководителя – может ли он создать психологически комфортные условия, есть ли конфликт с сотрудниками. Если он умеет разговаривать с подчиненными, умеет их правильно мотивировать, то у его подчиненных не возникнет желание поменять работу. Ругать, конечно, проще, но это приводит к тому, что сотрудник присылает нам свое резюме. В кризисных ситуациях страхом и запугиванием блестящих результатов добиться сложно.
С другой стороны, когда в коллективе все тихо и спокойно, происходит "раскисание". У работодателей модно ругать сайты одноклассников, но если человек проводит слишком много времени в Интернете, значит, ему работа не интересна или нет стимула. При работе с обилием встреч и звонков не до Сети.
КАДРОВЫЙ РЫНОК СОКРАТИТСЯ В ДВА РАЗА
- Как на рынке кадровых агентств сказался кризис?
- Кризис дает возможность нашей индустрии быстрее меняться. Некоторые компании, экономя на работе с агентствами, планируют искать сотрудников самостоятельно. Кто-то вообще не будет принимать новых сотрудников на постоянную работу. Основная тенденция на рынке сейчас – поиск временного персонала. Именно здесь наше агентство может помочь лучше всего – во время кризиса 1998 года мы были первыми, кто предложил услугу предоставления временного персонала в России.
- Сколько может остаться на рынке Казани игроков?
- Думаю, количество кадровых агентств в Казани в ближайшие два-три года существенно уменьшится и здесь произойдет несколько слияний и поглощений. Сейчас на рынке Татарстана около 50 рекрутинговых компаний и с приходом более крупных игроков остальным участникам рынка, не имеющим своей определенной ниши, выжить будет сложнее.
В целом, на мой взгляд, Казани достаточно трех-четырех крупных кадровых агентств, способных представлять весь спектр услуг – подбор постоянного и временного персонала, вывод персонала за штат, администрирование, лизинг и пр.
- За счет каких услуг, ресурсов Kelly Services может пережить кризис? В чем особенность вашего агентства?
- Наша компания представлена во всех нишах кадровых услуг, это позволяет нам спокойно относиться к происходящему. Сейчас, например, на первое место среди наших сервисных линий вышел подбор временного персонала. Важно, что мы являемся пионерами услуги предоставления временного персонала, основы которой были заложены основателем Kelly Services Уильямом Расселом Келли в 1946 году.
- Такая практика в России не прижилась?
- Отчего же, за 15 лет присутствия на российском рынке, Kelly Services многое сделали для того, чтобы рынок осознал экономическую значимость этой услуги. В частности, менеджмент Kelly Services входит в рабочую группу ГД РФ по разработке законопроекта о заемном труде, что должно привести к правильной организации трудовых отношений в этой области.
- Ваши услуги платны для соискателей?
- Для кандидатов наши услуги бесплатны.
- С какого года Kelly Services работает на рынке Татарстана?
- В Казани мы открыли свое представительство в январе 2008 года. До этого, начиная с 2004 года, вакансии в республике закрывало наше отделение в Самаре. Поэтому можно смело сказать, что к 2008 году мы имели отличную наработанную базу кандидатов региона.
- Какую территорию сейчас вы охватываете?
- Казанское отделение обеспечивает потребности Татарстана, Чувашии и Марий Эл. В целом по России, у нас 21 представительство, в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Новосибирске, Екатеринбурге, Великом Новгороде, Липецке, Перми, Чехове, Новомосковске, Клину, Егорьевске, Барнауле, Нижнем Новгороде, Тюмени, Ростове-на-Дону, Красноярске, Владивостоке, Уфе, Калуге и Казани, а также в Украине (Киев). В мире Kelly Services работает в 38 странах.
- В казанском филиале большой штат?
- Девять человек. Для первого года это нормально, так как в самом начале у нас было только четыре специалиста. Думаю, в следующем году мы вырастем еще больше.
УЧИТЬСЯ БИЗНЕСУ НЕОБХОДИМО НА ПРАКТИКЕ
- Александра, какое образование надо получить, чтобы руководить филиалом крупной компанией по подбору персонала?
- Первое образование у меня – Нижегородский лингвистический. Позже получила дополнительное образование по программе International Airline Professional для менеджеров среднего звена в сфере управления авиационными перевозками. Хорошей школой стала компания Lufthansa, где я начинала еще практикантом. Там научилась основным бизнес-процессам, работать с клиентами, в команде, достигать цели – и все на практике, что очень важно.
- Учились в Нижнем Новгороде, а работаете в Казани? Расскажите маршрут судьбы.
- В Нижнем я достигла определенной планки и для дальнейшего роста мне предложили стать заместителем регионального менеджера компании в Казани. Я согласилась, тем более, что мой отец военный, и к переменам не привыкать. За восемь лет жизни в столице Татарстана считаю себя настоящей казанкой. Здесь у меня семья. Теперь агитирую специалистов из других областей приехать в Казань. Очень красивый город.
Александра Лебедева
В 1998 году окончила Нижегородский государственный лингвистический университет им. Добролюбова;
1997 год - авиакомпания Deutsche Lufthansa AG (прошла путь от практиканта до заместителя регионального менеджера в Татарстане).
2007 год, октябрь, - руководителя филиала Kelly Services в Казани.
Владимир Казанцев
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.