РОССИЙСКИЕ ИНВЕСТОРЫ СПЕШАТ ЗАМЕНИТЬ ЗАПАДНЫХ

Иран широко известен как пятый по величине в мире нефтяной экспортер. Однако страна сильно пострадала от международных санкций, которые были введены из-за подозрений Запада, уверенного, что Иран раскручивал свою ядерную программу, чтобы сделать собственную атомную бомбу. Что касается России, то она жестко раскритиковала новые американские санкции в отношении финансовых и энергетических секторов Ирана, назвав эти меры «неприемлемыми».

И вот теперь, как сообщает агентство "Рейтер", «есть некоторые признаки того, что российские инвесторы спешат заменить западных». При этом еще в октябре нынешнего года Иран «исключил» из числа своих потенциальных партнеров всемогущий "Газпром" - за то, что эта компания не в состоянии выполнять свои обязательства. Как быстро выяснилось, в РФ и помимо "Газпрома" есть кому сотрудничать с Ираном.

ИРАН ЗАИНТЕРЕСОВАН В РАЗРАБОТКАХ РТ ПО ДОБЫЧЕ ТЯЖЕЛОЙ НЕФТИ

Все это особенно интересно в свете только что завершившегося двухдневного (17 - 18 декабря) визита в Иран татарстанской делегации во главе с президентом РТ Рустамом Миннихановым. Как скупо сообщила кремлевская пресс-служба РТ, в Тегеране в присутствии Минниханова и министра нефти Исламской Республики Иран Ростама Каземи был подписан меморандум о взаимопонимании между Национальной иранской нефтяной компанией и ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг». Этот меморандум предусматривает сотрудничество в области освоения месторождения Загех. Подписи под документом поставили гендиректор ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг» Рафинат Яруллин и управляющий директор Национальной иранской нефтяной компании Али Галибани.

На месторождении Загех находятся запасы тяжелой нефти, и Иран заинтересован в разработках Татарстана в области ее добычи. Подписанный меморандум предусматривает создание совместной рабочей группы, которая займется рассмотрением и поиском практических путей реализации достигнутых договоренностей.

Официальное новостное агентство IRNA получило комментарий от президента РТ: «Разнообразие проектов в South Pars невероятно... Я надеюсь, что в будущем Татарстан станет местом для всеобъемлющего ирано-российского сотрудничества».

view_382986_258426.jpg
С Рустамом Миннехановым Иран посетили директор департамента внешних связей - помощник президента РТ Искандер Муфлиханов, глава агентства инвестиционного развития Линар Якупов, гендиректор ОАО "Татнефтехиминвест-холдинг" Рафинат Яруллин, первый замгендиректора ОАО "Татнефть" Наиль Маганов, президент академии наук РТ Ахмет Мазгаров

«ЭТО ОДНА ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ В МИРЕ КОМПАНИЙ»

Подробности несколько раскрыло агентство "Рейтер". Из его сообщения следует, что министерство нефти Ирана заявило сайту SHANA о развитии на нефтяного месторождения Zagheh на берегу залива в провинции Бушер - здесь будет производиться 7 тыс. баррелей в сутки в первой фазе, а в будущем - 55 тыс. баррелей (это второй этап контракта).

Информационное агентство Mehr процитировало слова Каземи про "Татнефть": «Это частная компания, является одной из авторитетных в мире компаний, работающих в добыче тяжелой нефти, поэтому мы хотели использовать ее опыт». Министр отказался прокомментировать стоимость контракта, заявив только, что это будет раскрыто через два месяца, когда будут утрясены технические детали. Однако Наджи Sadouni - директор государственной компании Petroleum Engineering and Development Co, который подписал меморандум о взаимопонимании с российскими коллегами, заявил, что стоимость контракта составила около $1 млрд., и уточнил, что нефтяное месторождение начнет производство в течение 24 месяцев и его серийное производство начнется в течение 54 месяцев.

view_382986_258431.jpg
Рустам Минниханов ознакомился с работой энергетического технопарка "Парс" и посетил строящийся газоперерабатывающий завод

У "ТАТНЕФТИ" С ТРЕТЬЕЙ ПОПЫТКИ ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ?

Надо отметить, что сотрудничество между "Татнефтью" и Исламской Республикой Иран началось после встречи делегации татарстанских нефтяников в Тегеране в апреле 1998 года. Тогда же был подписан контракт на изучение геологического строения нефтяных площадей Ирана. Впоследствии именно сервисное и геологоразведочное направление станет основным в сотрудничестве между "Татнефтью" и иранцами.

В 2002 году "Татнефть" заключила с Институтом нефти Ирана договор о продаже технологий и оборудования для нефтепереработки, а также контракт стоимостью $1 млн. на проведение испытаний по повышению нефтеотдачи пластов. В 2003 году татарстанцы начали сейсмические исследования на одном из иранских месторождений и занялись поиском пресных вод. Одним из основных направлений сотрудничества стали татарстанские разработки по добыче вязкой нефти. Это направление курирует президент академии наук РТ Ахмет Мазгаров. На интернет-конференции «БИЗНЕС Online» он признался, что Институт углеводородного сырья АН РТ продал пять лицензий Ирану. «В Иране сейчас строится по нашей технологии 20 промышленных установок. Первую уже запустили на острове Харк в Персидском заливе»

Несмотря на неоднократные протоколы о намерениях, татарстанские нефтяники так и не получили доступа к иранским месторождениям. В 2004 году было подписано соглашение о создании СП «Парс-Татнефть-Киш», которое должно было заняться разработкой месторождений в этой стране. Подписи под ним поставили председатель совета директоров «Татнефти» Минниханов и глава Mostazafan&Janbazan Foundation (Фонд обездоленных и ветеранов войны Ирана) Мохаммед Форузанде. Тогда предполагалось, что собственниками на паритетных началах станут «Татнефть» и иранский фонд. В октябре 2008 года «Татнефть» повторила попытку, подписав меморандум о взаимопонимании все с той же с национальной нефтяной компанией Ирана (NIOC) и иранским фондом «Мостазафан». На подписании присутствовали тогдашний премьер-министр РТ Минниханов и заместитель министра нефти Ирана, директор NIOC Сейфоллаха Джашнсаза.

view_382986_258435.jpg

В Тегеране состоялось подписание меморандума о взаимопонимании между Национальной иранской нефтяной компанией и ОАО "Татнефтехиминвест-холдинг", предусматривающего сотрудничество в области освоение месторождения Загех

Вообще, запуск иностранных компаний на свой рынок иранцы напрямую увязывают с политикой. В августе этого года в разгар эскалации вокруг Ирана и нерешительной позиции РФ Каземи заявил, что иностранные нефтяные компании в стране вполне могут быть заменены на холдинг компаний "Хотам оль–Анбийя (Печать пророков)", контролируемый корпусом стражей исламской революции. Тогда же были озвучены претензии к «Газпром нефти» за ее медленное освоение иранского месторождения.

Поэтому заявления о начале нефтедобычи «Татнефти» в Иране на фоне этой истории взаимоотношений выглядят неоднозначно. Особенно в свете потери инвестиций в Ливии (экспертами они оцениваются в $200 млн.) после падения режима Каддафи. Правда, отметим, что стороны и сейчас подписали не конкретный контракт, а меморандум о взаимопонимании.

view_382986_258436.jpg
В завершение визита Рустам Минниханов встретился с президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом

«ВОПРОС В ТОМ, КАК СЫГРАЕТ РОССИЯ В БОЛЬШОЙ ВОЙНЕ»

Подписание меморандума прокомментировали для «БИЗНЕС Online» эксперты.

Андрей Девятов - замдиректора института российско-китайского стратегического взаимодействия, эксперт по странам Ближнего Востока и Центральной Азии, эксперт газеты «БИЗНЕС Online»:

- Соглашение Татарстана с Ираном на разработку нефтяного месторождения – это хорошее соглашение. Понятное дело, что разработку быстро не начнешь, это дело по крайней мере нескольких лет. А нестабильность есть уже сегодня, и она приведет к войне.

Война будет, как объявили американцы, в "зоне нестабильности" – от Суэцкого канала до китайского Синьцзяна, и от Персидского залива до Каспия. Театр военных действий – Ближний Восток и Центральная Азия. Большая война, скорее всего, начнется не раньше весны 2013 года. До этого времени будут разные провокации и раскачивание конфликтов вокруг Сирии и Израиля. Но большой войны до марта 2013 года не будет, поскольку ее не допустит лауреат Нобелевской премии мира 2009 года американский президент Барак Хусеин Абу Обама II. А после войны самое время добывать нефть. Так что – качайте! Война продлится с полгода, Иран в ней участвует, там все будет разбито.

Не «попросят» ли нас оттуда? Если будет новый режим, то, конечно. Вопрос в том, как сыграет Россия. Если она втянется и будет в лагере потерпевших поражение, тогда результат всех разговоров будет отрицательный. Если же удастся увернуться от участия вооруженных сил РФ в боевых действиях и принять мудрое решение лишь демонстрации силы, тогда все заходы в нефтедобычу в Иране будут положительными для татар и для других народов Великой Руси.

Но мудрецов в министерстве обороны сейчас нет: гражданский министр Сердюков вместе с реформатором Макаровым не сумеют так распорядиться военной силой, чтобы не втянуться в войну. Продемонстрировать, но не втянуться. Не по Сеньке шапка. Если Путин уберет их, поставит геополитика, вроде Ивашова, тогда можно оказаться в числе выгодополучателей от этой войны.

Тимур Акулов - помощник президента РТ:

- Надо признать, что сотрудничество с Ираном до сих пор очень сложно продвигалось. Несмотря на то, что в нашей республике есть генконсульство, и Татнефть активно с ним сотрудничает, все договоренности с Иранской республикой долго приходят в действие и часто срываются, когда кажется, что все уже стопроцентно схвачено. Тем не менее, Иран нельзя сбрасывать со счетов, хотя бы потому, что была проделана большая работа по установлению диалога, которую начал еще Минтимер Шаймиев. Если мы сейчас отойдем от дел, старания деловых и правительственных кругов будут напрасны.

Конечно, надо учитывать неоднозначное отношение мировой общественности к этой стране, жесткие санкции США. Но мы уже потеряли, чуть ли не весь арабский мир из-за насаждения этой мнимой демократии. Да, это диктаторская страна. Но там по-другому нельзя. И в плане реализации совместных проектов они партнеры неплохие. Правда, долго думают, прежде чем приступить к реальным действиям, но с этим нужно считаться.

Рафаэль Хакимов - директор Института истории академии наук РТ, академик АН РТ:

- Риски у Татарстана существуют, но игра стоит свеч. У нас аналогичная ситуация была в Ираке, когда фактически только начали разрабатывать месторождения, и в это время американцы вошли в Ирак. Но тогда удалость спасти оборудование. Кроме того, те месторождения в Ираке так и сохраняются за собственником. Правда, в последнее время я не следил за события в этой стране, но я знаю, что в свое время это все оставалось собственностью Татнефти.

В Иране подобные риски тоже существуют. Но сейчас для американцев не лучшее время начинать какие-либо военные действия. У них скоро выборы, и воинственность сейчас показывать не стоит. Не случайно Обама вывел войска из Ирака именно в предвыборную кампанию - с тем, чтобы демократы имели шансы дальше продолжить правление. Новый кандидат пойдет с лозунгами – мы вывели войска и никуда вводить пока не будем. Вряд ли они начнут какие-то активные военные действия.

В любом случае, если даже что-то произойдет, не думаю, что события будут аналогичны событиям в Ираке или в Ливии. С Ираном пойдет в ход более жесткое политическое давление, но не военное. Конечно, и Израиль постоянно угрожает, но эта страна довольно сильная.

Для нас Иран интересен, как огромный рынок. В условиях, когда с ним боятся работать, у нас есть шанс на этом рынке закрепиться. Я имею в виду прежде всего нефтегазовый комплекс: добыча, очистка. У нас существуют свои технологии очистки и газа, и нефти, что для иранского сырья очень важно.

Возможны ли какие-то санкции? Для всех американских компании они существуют, такие же санкции ввела Европа. Но в России таких санкции нет.

БИЗНЕС Online

P.S. Сегодня в кабинете министров РТ состоится заседание совета директоров ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг», которое проводит президент РТ, председатель совета директоров ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг» Рустам Минниханов. Возможно, станут известны новые подробности о заключенном в Иране контракте.