DSC02400.jpg
Рустем Муратов: «В первые дни после скандала пришлось вообще уехать из города вместе с семьей!»

«НЕ НАДО БОЯТЬСЯ»

- Рустем, почему вы сразу не захотели публично прокомментировать скандал, высказать свою позицию, обрисовать, как все было?

- А вы как считаете? Как я должен был поступить?

- Проблема в том, что из-за того, что фигуранты дела молчат, правоохранительные органы молчат, в том смысле, что скупо дали только часть картины. Публика в итоге строит свои версии, одна другой фантастичнее. Но сейчас вы все-таки согласились на интервью. Почему?

- Да, мне с первых дней ареста Тимофеева передали вашу просьбу, но тогда меня не было в Казани. Возможно, мы сразу бы встретились по горячим следам. Я с самого начала внимательно читал все статьи «БИЗНЕС Online» об этом деле, все комментарии к ним. А сейчас встретились в том числе потому, что я прочитал комментарий в вашей газете, где вашего журналиста Сергея Афанасьева (http://business-gazeta.ru/article/50805/ред.) назвали братом главы Лаишевского района, мне понравилось, как он ответил в комментариях, что «не надо бояться». И мне захотелось поделиться с газетой своим видением.

- Интерес нашей газеты и наших читателей простой – они хотят знать, кто вы, мистер Муратов. Кроме вас лучше все детали истории знает, наверное, только сам Александр Тимофеев. Но вряд ли у него есть желание давать интервью, хотя мы хотели бы и с ним встретиться и поговорить.

- Я не могу комментировать пока ни действия судебной власти, ни правоохранительных органов. Могу лишь высказать свое отношение к ситуации как человек, как гражданин, который родился в этой республике, здесь вырос. Мне не хотелось бы, чтобы мои слова расценили как попытку повлиять на суд (заседание по делу Тимофеева состоится 20 декабря – ред.). У меня старенькая мама, ей 70 лет, и после случившегося я, 40-летний состоявшийся человек, вынужден звонить ей каждый день, сообщать, что вернулся домой целым и невредимым. Настолько она беспокоится сейчас за меня.

БЫВШИЙ ВОЕННЫЙ, НАЕМНЫЙ МЕНЕДЖЕР, ДИРЕКТОР ФИЛИАЛА

- Рустем, расскажите о себе.

- Я вырос в поселке Юдино. Ушел в военное артиллерийское училище. Последние пять лет своей службы жил в Казани. В 2001 году уволился в запас, и теперь я уже бывший военный, офицер запаса. Хотя бывших военных, как говорят, не бывает. Некоторое время мыкался в поисках своего дела, в поисках себя. Затем стал заниматься продажей промышленного оборудования. Устроился в компанию ЭТПО «Практик». Сейчас я директор филиала этой компании в городе Казани. В сферу интересов филиала входят еще Ижевск, Самара, Уфа. Мы занимаемся продажей промышленного оборудования (Основанная в 1989 году компания "ПРАКТИК" – одна из ведущих компаний на рынке поставок электродвигателей, насосов и электротехнической продукции, официальный дилер более 40 заводов-производителейред.).

- Вы совладелец компании?

- Нет, я наемный менеджер.

«ЗЕМЛЯ СТОИЛА ПОРЯДКА 5 МЛН. РУБЛЕЙ»

- Вопрос, которых многих сейчас волнует – зачем вам понадобилась земля в Верхнеуслонском районе, и так много?

- Ну, смотрите. Зарабатываете вы 100 рублей. На жизнь потратите 50. Оставшиеся средства куда потратите? Бизнес наш идет хорошо, и мы традиционно ищем, куда нам вложить свободные средства. Очень странно было бы, если мы обсуждали, как кто-то из наших знакомых покупает вторую или третью квартиру. Желание приобрести имущество у нас законно, в том числе если приобретается оно для приумножения капитала.

- Вы хотели купить землю для бизнеса или для личных целей?

- Для себя.

- Сколько гектаров собирались приобрести?

- 80 га, расформированные на три участка.

- Не многовато?

- По оценочной стоимости эта земля стоила порядка 5 млн. рублей. Если вы думаете, что там какая-то сумасшедшая стоимость, то нет. Это стоимость машины бизнесмена средней руки. Нет никаких сумасшедших сумм.

- Вы, видимо, хорошо зарабатываете, раз можете приобрести столько земли?

- Да. Но вообще я кредит под это дело брал. До сих пор проценты по нему плачу. И деньги пошли, увы, по другому назначению.

- До этого вы не приобретали участки?

- Почему? Я построил дом. Там же, в Верхнем Услоне.

- Землю как дальше собирались использовать?

- Дальше это был момент «дальше»… К сожалению, я даже не дошел до этого этапа. До сих пор я покупал готовые участки. А с ситуацией, сложившейся на этот раз в момент оформления, столкнулся впервые.

- А эти участки, которые вы собирались приобрести, где находятся?

- Примерно в районе Пустых Моркваш. Недалеко друг от друга.

«ДО ПОКУПКИ УЧАСТКОВ Я С ТИМОФЕЕВЫМ ЗНАКОМ ВООБЩЕ НЕ БЫЛ»

- На каком этапе вы поняли, что без взятки не обойтись?

- Когда поступило предложение.

- Как оно к вам поступило? Через посредников или напрямую?

- Напрямую.

- Кто-то позвонил из администрации Верхнеуслонского района?

- Да, из приемной. Пригласили на встречу.

- Вы лично встречались с Тимофеевым?

- Да.

- Прямо в администрации?

- Да, до этого несколько раз встречались.

- Говорят, что вы были знакомы с Тимофеевым давно, причем очень хорошо знакомы…

- Ну, представьте, насколько «лично знаком» главе администрации человек, который ходит к нему раза в два в месяц? Причем ходит с определенной просьбой?

- То есть вы и до покупки земли к нему ходили?

- Нет. До покупки участков я с Тимофеевым знаком вообще не был.

- А дом строили и покупали без участия Тимофеева?

- Его тогда еще не было в Верхнем Услоне.

- При покупке земли с домом никаких проблем не возникло?

- Нет, я же готовый его купил. Я до этого никогда не сталкивался с этим.

25 МЛН. РУБЛЕЙ, СТРЕСС В МАШИНЕ И ПОБЕГ ИЗ КАЗАНИ

- Вам сразу Тимофеев сказал, что необходимо принести деньги и сколько именно? Или просьба была завуалированной?

- Все было предельно конкретно. И цифра была конкретная.

- Была сначала названа сумма в 25 млн. рублей, это так?

- Да.

- Вы после того, как услышали сумму, сразу же обратились в органы?

- Нет, не сразу.

- Мы почему спрашиваем о личном знакомстве с Тимофеевым: удивительно то, что Александр Тимофеев сам приехал получать взятку. Обычно же существуют какие-то посредники…

- Я не могу сказать, какие мотивы были у него в тот момент. И слухи о дружбе, близком знакомстве каком-то можно легко опровергнуть: были ли связи у нас с ним какие-то или нет? Почему я обратился в УБЭП? Реально – наверное, край какой-то был. Я перешел какую-то грань, когда еще думал о безопасности, о том, что у меня двое детей, жена… Вы не поверите, как я уже говорил, но мне в первые дни после скандала пришлось вообще уехать из города!

- С семьей?

- Да, с семьей вместе.

- А не проще ли было бросить все, ну не купил участок, ну и ладно?

- Я много анализировал, думал. Вот говорят, что так было «спокойно» в той самой знаменитой машине с Тимофеевым…

- А это его или ваша машина была в кадрах оперативной съемки, когда задерживали Тимофеева?

- Да, моя. Я тогда сильно нервничал. И когда вышел из нее, у меня просто был эмоциональный… Не скажу, что срыв, но было тяжело.

- Удивительным было то, что он на вторую встречу с первой частью взятки приехал…

- А я-то как удивился!

- Интересно, как отреагировал на громкое дело владелец бизнеса, где вы работаете?

- Вы знаете, очень позитивно отреагировал. И готов был предоставить и квартиру, и работу в другом месте. Включая деньги на переезд. На что я сказал, что никуда не поеду.

- Вы решение о покупке земли, схеме покупки и решение не платить взятку принимали самостоятельно? В семье как отнеслись к вашему поступку?

- Положительно. Решение принимал самостоятельно. Не ставил в известность ни жену, ни маму. Жена в последний момент узнала. Сейчас, знаете, звонит множество друзей и знакомых, которые и с днем рождения забывали поздравлять, а тут вдруг вспомнили о моем существовании. Столько версий существует вокруг этого дела! Столько людей, которые хотят «жар грести», сказать, что мы были, мол, рядом, когда он решался! А шел-то, можно сказать, с голой задницей я один. И все могло сложиться, кстати, по-другому для меня. Много печальнее.

DSC02405.jpg
«Почему если человек заработал честным трудом, не на наркотиках, оружии, проституции, мошенничестве, он не может купить земельный участок?»

ПРИОБРЕСТИ ЗЕМЛЮ В МАРИЙ ЭЛ ПРОЩЕ

- Сложно ли приобрести сегодня в Верхнем Услоне, Лаишево?

- Вот если вы попытаетесь сегодня получить землю, пусть не в Верхнем Услоне, а скажем, в Лаишево, на Высокой Горе, вы столкнетесь с такими интересными вещами! Я даже могу выступить консультантом в этом эксперименте. Я весь процесс прошел сам, не нанимая адвокатов. Просто привык все своими руками делать. И сейчас я понимаю очень многое. Меня просто возмущает, что столько проблем возникает там, где по закону услуги должны быть бесплатными.

Вот, казалось бы, должны возникать элементарные правовые отношения – а мы зачастую сталкиваемся, простите за выражение, с каким-то геморроем.

В то время, как земли порой бурьяном зарастают! Не понимаю ситуации, когда вот в этом районе я могу дом построить, а здесь – не могу. Почему если человек заработал честным трудом, не на наркотиках, оружии, проституции, мошенничестве, он не может купить земельный участок? Я, может быть, через два года хочу уйти на пенсию. У меня есть такие мысли. Я всю жизнь в городе прожил, в армии прослужил. Но почему я не могу себе завести 50 баранов и две коровы? Почему в Марий Эл все это можно? Приходи и делай. А у нас…

- То есть в Марий Эл проще прийти и купить?

- Я не хочу сейчас это комментировать. Вы просто попробуйте. Придите и скажите, что хотите завести свой участок, что хотите пить молоко, которое своя корова дает. Вот после краха СССР мы пережили период свободы слова, а теперь попали в какие-то рамки и от кого-то начали зависеть. То у нас бандиты были самые главные, то теперь самые главные – чиновники.

«Я НЕ ЧЕЙ-ТО РОДСТВЕННИК!»

- Что бы вы посоветовали другим бизнесменам, которые, возможно, уже попали или попадут в подобную ситуацию?

- Если кто-то поступит так же, как я, будет здорово. Если бы я услышал о том, что кто-то еще так же поступил, то понял бы, что не зря все это сделал. Просто сейчас пока я слышу версии о том, что кто-то специально подставил человека (Тимофеева ред.). Я – видит Бог! – не ходил с деньгами, не искал, кому бы дать взятку. У меня совесть чиста.

- Вы же можете сказать, что, вот, смотрите, обратился в правоохранительные органы, и все получилось, что можно не боясь, спокойно сообщать о подобных фактах в УБЭП?

- Я так и скажу! Да, так и было. И опять-таки это не было привлечение каких-то великих чинов правоохранительных органов. А просто был заход в кабинет к человеку…

- К обычному оперативнику?

- Не к обычному оперативнику. К начальнику отдела.

- Сейчас ваш бизнес продолжается, все спокойно?

- Все спокойно. Хотя когда хожу, стараюсь оглядываться (смеется). Но, честно говоря, не думаю, что кто-то с детьми моими воевать будет.

- Что сейчас происходит, по-вашему, в целом в стране? Ощущение, что люди перестают бояться: кто-то на площади выходит, кто-то главу района сдает…

- Очень хорошо, что люди начали реально высказываться. Люди начали говорить, перестали бояться, это замечательно.

- Но за все годы в республике не было случая, чтобы главу забрали с деньгами, сняли с должности…

- Я вам честно скажу – я не чей-то родственник! (улыбается) И не хочу выглядеть пафосным борцом с коррупцией. Сейчас многие скажут, вот, мол, Муратов дал интервью, наверное, депутатом хочет стать, вступить в «Единую Россию»…

- А если предложили бы – вступили?

- Вы знаете, возможно, даже не отказался.

ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ ПОПАСТЬ НА ПРИЕМ К ГЛАВАМ РАЙОНОВ?

- Вы сами что предложили бы властям?

- Чтобы власть была ближе к народу. Сейчас ведь главы районов не любят принимать население. Вроде человек руководит муниципальным образованием и должен каждый день в люди выходить. Вы помните случай, когда Горбачев остановил машину и вышел к народу – какой был ажиотаж! А сегодня получается, чиновник дистанцируется от населения, говорит, что вас не примет, потому что часы не приемные. У нас ведь к главам администрации даже попасть нельзя! Но если у человека деятельность публичная, то он должен быть открыт для всех, в том числе и для СМИ.

- Рустем, вы не согласны с тем, что в каком-то смысле эту ситуацию разобщенности власти с народом создали мы сами – своим молчанием, терпением, тем, что давали взятку?

- Согласен. И правильно говорят, что не гаишники берут деньги, а мы их даем. Если мы прекратим давать деньги и посчитаем, что чиновник должен выполнять свои обязанности не за взятку, ситуация начнет меняться. Вот появилось электронное правительство. И замечательно! Мы добились того, что на наши обращения чиновники отвечают. А на бумажных документах по-прежнему сложно заставить поставить подпись какого-нибудь чиновника. В чем проблема? Ведь в бизнесе как? Когда клиент приходит к нам, мы стараемся его хорошо принять, мы существуем для него. Мой шеф говорит, мы не занимаемся продажами, мы занимаемся доставкой! Мы должны качественно и вовремя удовлетворить потребность клиента. Почему у чиновников все иначе, я не понимаю.

КАК МИННИХАНОВ ЗАСТАВИЛ ЧИНОВНИКОВ ВЫСОКОЙ ГОРЫ ВСТАВАТЬ В 6 УТРА

- У нас «девяностые» были довольно либеральные, но и творилось там черт знает что, а в «нулевые», напротив, пришла «жесткая власть», но и свободы стало меньше. Вы считаете, какая власть легче справится с проблемой коррупции? Жесткая или либеральная?

- Будучи человеком военным, я сторонник жестких мер. Мне нравится работа нашего президента республики. Я служил в Высокогорском районе (там находится военный полигонред.), когда Рустам Минниханов был его главой. Когда он ушел, все чиновники начинали работать в шесть утра еще долгое время. Для меня это было шоком.

- Интересно. Считается, что император Австро-Венгрии Франц-Иосиф, правивший 70 лет, будучи «жаворонком», приучил всю империю – австрийцев, венгров и чехов – рано вставать и рано ложиться спать… А вы не знаете, насколько хватило района вставать в шесть утра, когда Минниханов покинул пост главы?

- Минимум на три года. Кстати, когда мои партнеры из других регионов обсуждают дела нашего президента, вот он не так сказал, не так сделал – я им говорю, что и 10% не сделал бы на его должности того, что он уже успел сделать.

- Тут ведь вопрос в том, что они, может быть, не против самого президента. Просто видят таких как Тимофеев, и вспоминают поговорку «Свита делает короля», перенося низовой «темный фон» на самый верх…

- Так о каждом можно сказать. Главное, что он не сидит за высоким забором и пытается что-то делать. Я все-таки считаю, что наше общество прогрессирует, несмотря на трудности. Есть же у нас самородки, сами себя создавшие. Тот же Чичваркин, братья Хайруллины… У меня так не получилось. Мне через многое пришлось пройти. Ту же армию, наблюдать за развалом которой мне сегодня очень тяжело.

- Вы общаетесь со своими бывшими сослуживцами?

- Скажу так: у меня нет ни одного сослуживца, который продолжал бы служить в армии. Их всех выгнали. Здоровых 40-летних мужиков оставили за бортом. Посмотрите на Осиново, что там творится (в этом поселке построено жилье для бывших офицеровред.)? Стоят красивые дома, а здоровые мужики, которые получили там жилье, не знают, чем заняться. Все охранные структуры ими уже забиты. Мне Бог помог найти себя чуть раньше, а что делать 40-летним мужикам после армии? Как им, снявшим фуражку, адаптироваться к новой жизни?