«Возьми с имущества их милостыню, которой ты очистишь их и оправдаешь» (сура «Покаяние», 103-й аят). В самой основе ислама заложена идея социальной справедливости, к которой относится система мусульманских налогов, так называемая садака, которую необходимо давать имущим и неимущим, закят и многое другое. О том, на чем держится религия ислам, рассуждает в своей статье председатель совета НИБФ «Ярдэм», имам-хатыб мечети «Ярдэм» Илдар хазрат Баязитов.
О том, на чем держится религия ислам, рассуждает в своей статье председатель совета НИБФ «Ярдэм», имам-хатыб мечети «Ярдэм» Илдар хазрат Баязитов
Закят стал важнейшим социально-экономическим явлением
Как известно, одним из пяти столпов ислама является закят — обязательный годовой налог в пользу нуждающихся. Если вспомнить также о существовании садаки — добровольной милостыни, то можно смело утверждать, что социальная работа, благотворительность являются одним из фундаментов ислама. Это то, на чем наша религия держится. Мусульманские благотворительные организации, вакфы, которые стали настоящим мусульманским феноменом, возникли, возможно, именно благодаря закяту и садаке.
В Коране закят, как и намаз, упоминается 27 раз. Само значение слова «закят» в арабском языке значает «очищение» и «увеличение». В Священном Коране Всевышний Аллах говорит: «Получил прибыль тот, кто ее очистил» (сура «Солнце», 9-й аят). Таким образом, выплата закята является очищением мусульманина.
Закят стал важнейшим социально-экономическим явлением, который призван утвердить в обществе принципы социальной справедливости
О важности закята мы можем прочитать и в хадисах: «Как-то пришел один мужчина к Пророку (с. а. в.) и сказал: «Дай мне знать о таком деле, которое бы ввело меня в рай». Пророк (с. а. в.) ответил: «Поклоняешься Аллаху и не приобщаешь Ему никого в сотоварищи, выстаиваешь молитву, выплачиваешь закят и соблюдаешь кровное родство» (Приводится у Бухари и Муслима).
Благодаря тому что закят — это один из пяти столпов ислама, то есть обязательное для мусульман действие, история ислама является в том числе и историей благотворительности беспрецедентных масштабов. Закят же стал важнейшим социально-экономическим явлением, который призван утвердить в обществе принципы социальной справедливости, затрагивающей многие аспекты жизнедеятельности общества. Сегодня по всему мира открыты благотворительные организации по сбору и распространению закята. Это касается и нашей страны. Например, при Духовном управлении мусульман Республики Татарстан много лет активно работает Благотворительный фонд «Закят».
Благодаря тому что закят — это один из пяти столпов ислама, то есть обязательное для мусульман действие, история ислама является в том числе и историей благотворительности беспрецедентных масштабов
Можно с уверенностью говорить о том, что ислам — самая социально ответственная религия, ставящая социальное служение в обязанность представителям уммы.
Надо сказать, что на это обращали внимание и народы, которые жили рядом с мусульманами. Вот, например, что писал по данному поводу в своих записках великий русский писатель Антон Чехов:
«Мусульманин для спасения души копает колодец. Хорошо, если бы каждый из нас оставлял после себя школу, колодец или что-нибудь вроде, чтобы жизнь не проходила и не уходила в вечность бесследно…».
Реализация социального служения зависит от двух ключевых условий: желания и возможности. Говоря о желании, мы понимаем, что сам дух ислама способствует человеколюбию, появлению потребности помочь нуждающимся. Для материальной возможности этой помощи в исламе и существуют такие понятия, как закят и садака. Именно благодаря им и стали возможны те многочисленные примеры социальных проектов, которыми богата исламская цивилизация.
«Важно отметить, что закят распределяется только среди мусульман. Об этом четко указано в Коране»
Все тонкости закята
Необходимо отметить, что расчет закята — очень ответственная процедура, которая имеет свою специфику. Для примера опишем некоторые аспекты закята. Закятом облагается золото, серебро, а также денежные средства и товар, равный по стоимости 85 г золота, а также скот, мед и различные злаковые культуры.
Например, от 1 т меда необходимо платить 100 кг в качестве закята. Если говорить о злаковых культурах, таких как гречка, пшеница и рис, то с собранного урожая необходимо отдавать 1/10 часть для нуждающихся. В татарской традиции выплату 1/10 части урожая принято называть «гошер-садакасы».
Пророк Мухаммад (с. а. в.) определил необходимое количество золота для выплаты закята — 85 г золота. Необходимо отметить, что речь идет только о том золоте, которое не находилось в течение лунного года в обороте, а просто лежит дома или в банке.
В нюансах высчитывания закята уже заложена большая справедливость
Закят с 85 г золота выплачивается в размере 2,5% от его стоимости. Необходимость выплачивать денежные средства с серебра возникает, если у мусульманина есть 600 г серебра, которыми он в течение года не пользовался. Тогда надо выплатить 2,5 г от 600 граммов.
В нюансах высчитывания закята уже заложена большая справедливость. Например, если у вас есть 30 голов коров или быков, и они в течение как минимум полугода паслись на лугах, и за все это время их количество не становилось меньше 30, то закят выплачивается в виде одной годовалой телки. Но если скот пасся на лугах меньше полугода, то закят выплачивать уже не надо. Например, в Центральной части России, как правило, скот пасется на лугах меньше полугода. В южных же районах страны, наоборот, по 7–8 месяцев. В каждом отдельном случае надо подходить к этому вопросу индивидуально и строго высчитывать количество времени, проведенного скотиной на лугах.
Говоря о современной российской действительности, нужно отметить, что выплачивать закят необходимо также с суммы от 120 тыс. рублей, которые в течение года не находились в обороте и просто лежали, например, дома. То же самое касается товара, который лежал на складе. Здесь надо ориентироваться на стоимость золота в тот период, когда подошло время платить закят.
Необходимо отметить, что существуют строгие правила по распределению закята. О них Всевышний говорит в суре «Тауба», в 60-м аяте. Там перечислены категории людей, среди которых можно распределять закят. Их всего 8:
1) бедные, которые не имеют возможности зарабатывать на жизнь: сироты, вдовы и безработные;
2) нуждающиеся — те, кто имеет лишь минимум элементарных средств к существованию;
3) те, кто занимается сбором и распределением закята (им, к примеру, в качестве зарплаты);
4) новообращенные мусульмане, которые близки к вере или еще слабы в религиозности;
5) для выкупа и освобождения рабов (в современных условиях это положение утратило актуальность, но тем не менее в свое время служила стимулом к отмене рабства);
6) должники для освобождения от долговой зависимости, вызванной давлением обстоятельств: природные стихии, аварии, болезни, расходы на семью, женитьба, покупка элементарного жилья;
7) мусульмане, находящиеся на пути Аллаха, занимающиеся исследованием и изучением ислама. Эта дотация направлена на покрытие их расходов и на помощь им в продолжение занятий. Чаще всего речь идет о студентах;
8) путники, которые испытывают трудности на чужбине и нуждаются в помощи для возвращения на родину.
Важно отметить, что закят распределяется только среди мусульман. Об этом четко указано в Коране. Но немусульманам тоже можно платить милостыню — садаку. Например, жена Пророка (с. а. в.) Айша кормила иудейку, и Пророк (с. а. в.) засчитывал это как садаку.
«Сегодня мусульманским организациям приходится вести большую работу среди исламского сообщества страны с разъяснением того, что нельзя пренебрегать закятом и садакой»
Терпение, человеколюбие и снисхождение
Как уже было сказано выше, садака в отличие от обязательного налога — закята — является добровольной милостыней, которую верующие выплачивают по собственному усмотрению.
Садака может выплачиваться не только деньгами, но и в виде одежды и продуктов питания. Более того, садакой могут считаться и такие нематериальные вещи, как труд, время, сила, которые жертвуются на пути Всевышнего. Даже проявление терпения, человеколюбия и снисхождения, которые совершаются во имя Аллаха, могут считаться садакой.
Садакой могут считаться и такие нематериальные вещи, как труд, время, сила, которые жертвуются на пути Всевышнего
Сегодня мусульманским организациям приходится вести большую работу среди исламского сообщества страны с разъяснением того, что нельзя пренебрегать закятом и садакой. К сожалению, пока многие люди не понимают, что, выплачивая закят, они очищают свое имущество.
Возрождение социальной работы на том же уровне, какой был у татар, например в XIX веке, возможно только в том случае, если современная татарская буржуазия, то есть предприниматели, бизнесмены, осознают важность закята и садаки. Поднять культуру социального служения возможно только с возрождением традиции выплачивать закят и садаку, третьего пути здесь нет.
Илдар хазрат Баязитов,
председатель совета НИБФ «Ярдэм», имам-хатыб мечети «Ярдэм»
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 19
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.