Сергей Монин Сергей Монин – руководитель направления интернет вещей и сети Softline

«Надежность — одна из отличительных черт технологии RFID»

— Сергей, в чем суть технологии RFID, почему она сегодня в трендах на многих предприятиях РФ и Поволжья в частности?

— RFID — способ автоматической идентификации объектов при помощи радиосигналов. Система состоит из трех составляющих: радиометка, считыватель и программное обеспечение (ПО), которое обрабатывает получаемые данные. Собственно говоря, магнитные пропуска в офисы — это один из видов RFID. Сложно представить современный бизнес-центр без этой технологии. Но спектр ее возможностей существенно шире, поэтому ее берут на вооружение многие предприятия, в том числе и в Поволжье.

Например, RFID-метки позволяют упростить учет товарно-материальных ценностей: отслеживать передвижение изготавливаемого продукта по технологической карте, пользование инструментом, сохранность товара на складе, а также контролировать работу персонала и многое-многое другое.

— То есть это некий «жучок», и его можно повесить куда угодно?

— Можно и так назвать. Да, ограничений нет. Все зависит от того, как настроено ПО. Именно оно проводит анализ собираемых данных. И опирается система на ту задачу, которую «зашил» программист. По вашему желанию программное обеспечение может даже составлять тепловую карту перемещения сотрудников по объекту. А может просто фиксировать время прихода рабочего в цех и его ухода. RFID — неотъемлемая часть цифровизации, о которой сейчас все говорят и к которой многие стремятся. При помощи этой технологии можно «пощупать» собираемые данные и проанализировать их.

Пожалуй, нет сферы, где нельзя было бы применить RFID-метки

— Каковы сферы применения RFID? Чем отличается предприятие с RFID-метками и без них?

— Пожалуй, нет сферы, где нельзя было бы применить RFID-метки. У Softline есть даже кейс с нефтяными цистернами — для заказчика важно всегда знать, где находится бочка и не сливают ли из нее нефть. Раньше у него такая проблема была, и он терял средства и нервы. Есть кейс фитнес-клуба, где RFID-метки вшивают в полотенца и тем самым ведут их учет.

Предприятия, где нет RFID- меток, порой несут большие финансовые издержки: им нужно содержать кладовщиков, вахтеров и прочий персонал, который должен вести громоздкие базы информации по учету. И руководителю этого предприятия остается лишь надеяться, что все они добросовестно выполняют свою работу, либо нанимать еще кого-то, кто бы курировал их деятельность. Внедрение RFID — в большинстве случаев случаев экономия средств и времени, поскольку технология позволяет контролировать практически все, что только можно. Вам нужно только поставить задачу.

— Радиометки не боятся перепада температур? Все-таки полотенца ежедневно проходят цикл химчистки?

— Не боятся. Надежность — одна из отличительных черт этой технологии. RFID-метки используют даже бурильщики — им важно понимать, сколько бурильных труб в работе и сколько уже вышло на поверхность. У нас уже есть кейсы, где RFID-метки работают при 50 градусах мороза по Цельсию и при 60-градусной жаре.

Исполнение метки зависит от задачи

«QR-код и штрихкод можно подделать, а RFID — нет»

— Как физически может выглядеть метка?

— Номенклатура насчитывает несколько тысяч вариантов. Главный плюс метки в том, что у нее нет батарейки. Метка — это микроскопический чип с антенной в виде рамки. Например, все помнят, как раньше приклеивали белые одноразовые наклейки на одежду — они подавали сигнал, если кто-то пытался пронести товар через рамку, не сняв наклейку. Это один из видов RFID.  

Исполнение метки зависит от задачи: это может быть просто наклейка в 2 сантиметра или серьезный объект в 10 квадратных сантиметров с креплением на магнитных клипсах. Например, наклейка-метка всего в два квадратных миллиметра спасет от расходов на строительные инструменты — их не захочется терять или воровать, ведь руководство всегда знает, кто последним взял гаечный ключ или отбойный молоток.   

— А почему вместо RFID нельзя использовать штрихкоды или QR-коды?

— Все просто: QR-код и штрихкод — графические коды, которые можно подделать, а RFID — нет.

— Ранее вы отметили, что, помимо меток, есть считывающее устройство. Как вести учет товара на складе, где постоянно идет пополнение и отгрузка?

— Для инвентаризации на складах есть несколько вариантов. Во-первых, это можно делать при помощи некоторых моделей смартфонов и планшетов, которые способны считывать RFID. Во-вторых, есть переносные терминалы сбора данных (ТСД), которые созданы для этой работы.  

— Как строится проект по внедрению RFID — с чего стоит начать?

— Тут все зависит исключительно от той «головной боли», которую хочет снять заказчик. Кому-то нужно понять, как контролировать транспорт, склад, движение товара. А кому-то достаточно знать, во сколько его сотрудники приходят в офис и покидают его. Сложность влияет на срок реализации проекта. Но в среднем это два месяца после составления технического задания. Было бы быстрее, но из-за пандемии замедлились поставки комплектующих. Любая электроника едет дольше обычного, и это проблема мирового масштаба. Однако есть вероятность, что к лету все вернется на докризисный уровень. Впрочем, главная сложность при реализации таких проектов заключается не в сроках поставки. Пока не все компании знакомы с данной технологией, а если и знакомы — возможно, не осознали, где конкретно у себя на предприятии ее применить или как окупить расходы на внедрение. Softline помогает своим заказчикам провести анализ существующих бизнес-процессов, предложить варианты применения RFID, провести пилотные внедрения.

— Какие решения наиболее востребованы на рынке RFID — зарубежные или российские?

— Это комплексная история. Полностью отечественного решения прямо сейчас нет. В России есть крупные производители радиометок. Например, один из них поставляет технологию в московский метрополитен. Также в нашей стране делают программное обеспечение. А вот считыватели и антенны пока применяются зарубежные. Грамотно подобранные комплексы решений способны приносить пользу заказчику долгие годы, позволяя повысить экономические показатели. Помочь с реализацией проекта может сервисный провайдер, имеющий опыт работы с множеством разных решений и в различных сегментах бизнеса.