Всемирный день театра, который отмечается сегодня, и вручение республиканской премии «Тантана» — это отличный повод вновь вспомнить о том виде искусства, который для Татарстана в силу разных причин имеет особое значение. Журналисты «БИЗНЕС Online» вместе с экспертами газеты составили свой рейтинг театральных деятелей РТ. Призываем наших читателей соглашаться или не соглашаться с редакционным мнением в комментариях.
Для нас важнейшим из искусств является… театр?
Сегодня отмечается Всемирный день театра, учрежденный структурами при ЮНЕСКО еще в 1961 году. В Татарстане праздник традиционно отмечается церемонией вручения наград республиканской театральной премии «Тантана». Впрочем, с тех пор, как «Тантана» лишилась номинации «событие года», интерес к ней заметно упал, по сути, сделав празднование скромным внутрицеховым междусобойчиком.
Но это все политика,. Если же мы говорим о национальном искусстве, то здесь нельзя не отметить особое место театра. Именно этот вид творчества оказывается зачастую последним прибежищем в мире искусства тех, кто ратует за свое исконное в пику глобализму. Вот и татарский театр — это один из оплотов национальной культуры, отсюда и растущая значимость данного явления для огромной страны.
Мы намеренно решили отказаться в нашем рейтинге от чиновников, хотя министр культуры РТ Ирада Аюпова, очевидно, причастна ко всем ярким новостям из мира театра, будь то отставка многолетнего главрежа театра им. Тинчурина Рашида Загидуллина или назначение молодых худруков в татарстанские театры, да и наши «Золотые маски» тоже.
Привычно напоминаем, что наш рейтинг — это не попытка раздать всем сестрам по серьгам, а зафиксировать определенную ситуацию в отрасли.
1. Фарид Бикчантаев, 58 лет
главный режиссер театра им. Камала, председатель СТД РТ
В феврале на съезде союза театральных деятелей РТ Фарид Бикчантаев был избран на очередной пятилетний срок в качестве председателя общественной организации. Только за последнее время его ученики возглавили, соответственно, театр кукол «Экият» (Ильгиз Зайниев) и Челнинскую татдраму (Олег Киньзягулов). Сам Бикчантаев ставит современную пьесу Артура Шайдуллы, татарскую классику Карима Тинчурина и мечтает о великой средневековой поэме «Кысса-и Йусуф». В общем, положение у главного человека татарстанского театра прочно и стабильно, хотя наиболее требовательные из наблюдателей и продолжают ждать от него режиссерских откровений.
2. Александр Славутский, 73 года
художественный руководитель театра им. Качалова
Для того, чтобы вспомнить, когда в Качаловском театре последний раз играли премьеру, привычно придется напрячь память. Скорее, вспоминается визит в учреждение министра культуры РФ Ольги Любимовой, встретившейся здесь с памятником своему прадеду, именем которого и названа русская драма в Казани. Тем не менее Александра Славутского стоит похвалить не только за стабильный зрительский интерес к его спектаклям.
Многолетний худрук театра им. Качалова вдруг несколько лет назад заинтересовался темой фестивалей и больших гастролей лучших российских коллективов. Так здесь на сцене появились спектакли Юрия Бутусова и Михаила Бычкова, интересные театры из Германии и Китая, гастроли московской Студии театрального искусства и петербургской «Мастерской». Хочется надеяться, что культуртрегерский запал Славутского не остановила пандемия и, едва мир выработает коллективный иммунитет от «заразы коронавирусной», в театр, что в центре Казани, вновь потянутся большие режиссеры и их лучшие работы.
3. Нияз Игламов, 43 года
критик, куратор спецпроектов театра им. Камала, советник министра культуры РТ
С некоторых пор Нияз Игламов перестал быть заведующим литературной частью театра им. Камала. Однако это не только не поколебало его позиций, но и еще больше развязало руки в качестве главного организатора театральной движухи на территории всего Татарстана. Игламов, входящий в число ведущих отечественных критиков, — главный лоббист республики на федеральном уровне. К примеру, год назад в престижную программу фестиваля «Золотая маска» под названием «Маска плюс» попали спектакли из Буинска и Большой Атни, вряд ли такое могло бы произойти, если бы нашего героя не было среди отборщиков. А в этом году Игламов и вовсе в основном жюри «Золотой маски», и предстоит ему решать судьбу лучших постановок года в отечественном драматическом театре. В его биографической справке на сайте национальной премии собраны все регалии: программный директор международного фестиваля и образовательного форума тюркских народов «Науруз», международного театрального фестиваля «БУА: Пространство диалога», всероссийского фестиваля молодой режиссуры «Ремесло» (Казань).
4. Ильгиз Зайниев, 33 года
драматург, художественный руководитель театра кукол «Экият»
Самый востребованный сегодня татарский драматург и талантливый режиссер продолжает развивать свою карьеру. Пока его спектакли «Мэхэббэт FM» и «Бию пәрие» продолжают оставаться самыми кассовыми в театре им. Камала, Зайниев медленно, но верно меняет лицо «Экията», надеясь доказать местной публике, что кукольный театр может быть не только детским. Параллельно драматург выходит и на федеральный уровень благодаря удачной работе с режиссером Тимуром Бекмамбетовым. Из их эскиза, некогда показанного в рамках лаборатории «Живого города», родился кукольный спектакль «Ходжа Насреддин», вошедший в репертуар престижного столичного Театра наций, так что там в афише теперь присутствует драматург Зайниев. Кроме того, худрук «Экията» стал одним из соавторов сценария фильма «Девятаев». И, возможно, все это только начало большой карьеры.
5. Рауфаль Мухаметзянов, 71 год
директор театра оперы и балета им. Джалиля
На самом деле, мы могли бы Рауфаля Мухаметзянова поставить и на первое место. Шеф казанской оперы в начале года отметил свое 40-летие (!) в директорском кресле, у него по-прежнему прекрасные отношения с властями, обеспечивающими его учреждение 500-миллионный годовым бюджетом, а фотографироваться на красивой и богатой лестнице в фойе театра все также престижно. Вот только развитию полнокровной жизни театра политика Мухаметзянова давно уже только мешает. Созданные несколько десятилетий назад Шаляпинский и Нуриевский фестиваль явно требуют переосмысления, а профессионалы интересуются делами оперных театров Екатеринбурга, Перми, даже Уфы, о Казани вспоминая разве что в контексте того, как региональный театр может себе позволить тратить так много, а делать так мало.
6. Инна Яркова, 33 года
директор фонда «Живой город» и творческой лаборатории «Угол», руководитель театральной площадки MOÑ
У директора «Живого города» нынче уйма дел. Количеству театральных площадок, которыми руководят сегодня Инна Яркова и команда «Живого города», позавидовал бы даже Славутский. Пусть они все и небольшие. Посудите сами: здесь и ярко стартовавший MOÑ в Нацбиблиотеке РТ, и старый-добрый «Угол», а теперь и в особняке Демидова (где по-прежнему регулярно играют иммерсивную «Анну Каренину») собираются открывать театральную резиденцию. В общем, наша героиня не только прославляет Казань по части экспериментального театра, но и дает возможность подзаработать местным артистам. А еще в «Углу» висит «Золотая маска» за оперу «Сны Иакова» Александра Маноцкова, чем не могут похвастать и академические наши театры.
7. Гузель Сагитова, 39 лет
руководитель творческого объединения «Калеб»
Мы сами в начале этого текста указали, что сознательно решили отказаться от чиновников в данном рейтинге, однако тут же это правило и нарушили. Но имели на это право. Нынешний замглавы исполкома Казани Гузель Сагитова в данном случае выступает как руководитель некогда созданного ею творческого объединения «Калеб», на счету которого масса ярких проектов, из последних — музыкальная лаборатория «Безнең җыр». При этом многие наши эксперты называли Сагитову в числе самых влиятельных деятелей отрасли. Во-первых, при ее директорстве театр им. Кариева получил свое лицо и статус места, где не боятся смелых экспериментов. Во-вторых, театральный мир в ее лице фактически получил своего мощного лоббиста. Безусловно, Сагитова будет помогать в своем действующем статусе театрам, но, поскольку она знает тему изнутри, такая поддержка может оказаться максимально эффективной.
8. Нурбек Батулла, 32 года
хореограф, танцовщик
После сенсационной «Золотой маски» Нурбека Батуллы прошло уже несколько лет, но артист остается своеобразной путеводной звездой для многих театральных деятелей республики. Сегодня Батулла — это и хореограф, и танцовщик, и драматический актер, ярко дебютировав в соответствующем качестве на площадке MOÑ в спектакле Бориса Павловича. Отказавшись от работы в конкретном театральном учреждении, наш герой пробует себя в разных ипостасях. Вот он становится лауреатом престижного конкурса молодых хореографов Context. Diana Vishneva, а вот едет в Петербург, чтобы поработать в театре им. Ленсовета.
9. Фарида Исмагилова, 62 года
директор Альметьевского татарского государственного драматического театра
Этот год стал успешным для Альметьевской татадрамы, спектакль «Королевство кривых» получил 6 номинаций на «Золотую маску», включая самую престижную — «спектакль большой формы», где они поспорят с работами театра им. Вахтангова, «Гоголь-центра», Театра Наций и др. Напомним, что в жюри есть наш Игламов. Но в любом случае директора театра Фариду Исмагилову стоит еще раз поздравить и отметить. Благодаря ее усилиям Альметьевск теперь ярко представлен не только на нефтяной карте России, но и на театральной. А недавний фестивальный хит альметьевцев «Магазин» и вовсе попал в число лучших отечественных спектаклей последних лет.
10. Гульнора Гатина, 33 года
оперная певица, солистка театра им. Джалиля
Вручение Гульноре Гатиной премии им. Тукая за исполнение заглавной партии в опере «Сююмбике» окончательно закрепило за артисткой статус новой доморощенной оперной звезды Татарстана, причем не той, которая светит в далеких Миланах и Венах, а работающей дома. Теперь ни один официальный прием, столь любимый властями республики, не обходится без Гатиной, а в театре им. Джалиля она поет уже, кажется, весь сопрановый репертуар. И певица не собирается останавливаться на достигнутом, рассказывая в «Инстаграме» о том, что работает, к примеру, над партией Недды в «Паяцах» или Татьяны в «Евгении Онегине». А еще она и Адина, и Джильда, и Виолетта, и Чио-Чио-Сан, и Марфа... Некоторые эксперты переживают, что с таким разнообразным репертуаром можно остаться вскоре и без голоса, но пока даже оперные критики, которые часто не оставляют камня на камне от спектаклей театра им. Джалиля, отмечают практически всегда безупречную работу Гатиной.
Что касается режиссеров, то двое из них, недавно занявшие свои посты в Казанском ТЮЗе и Челнинской татдраме Радион Букаев и Олег Киньзягулов (на фото), в нашем список попали скорее с прицелом на будущее
Художники: и стар, и млад
Дальнейший обзор нашего топ-50 хочется начать с творцов. Здесь мы наблюдаем интересную картину: представлены как мэтры, так и молодые авторы. К примеру, Резеда Ахиярова, которая долгие годы была единственным современным татарским композитором, которого ставили в театре им. Джалиля, соседствует в нашем списке с Эльмиром Низамовым, который пробился в казанскую оперу со своим мюзиклом «Алтын Казан», а на днях даже стал лауреатом премии президента РФ для молодых деятелей культуры. А опытнейший драматург Мансур Гилязов, чей «Микулай» об умирающей кряшенской деревне уже поставили в Казани и в Альметьевске, ненамного опередил молодых драматургов — Артура Шайдуллу, чью пьесу Бикчантаев поставил на главной национальной сцене республики, а также Дину Сафину, номинированную на «Золотую маску» за спектакль «Угла» под названием 5 mm/h. Есть еще и писательница Зифа Кадырова, постановки по ее книгам — неизменный кассовый хит.
Что касается режиссеров, то двое из них, недавно занявшие свои посты в Казанском ТЮЗе и Челнинской татдраме Радион Букаев и Олег Киньзягулов, в наш список попали скорее с прицелом на будущее. Туфан Имамутдинов продолжает высоко нести флаг экспериментального театра, от Дианы Сафаровой мы ждем нового проекта после иммерсивной «Анны Карениной». От Айдара Заббарова татарский театр ожидает очень многого, а опытный Денис Хуснияров уверенно работает в Челнах. Наконец, несколько особняком в нашем списке стоит Ангелина Мигранова — режиссер и актриса, сооснователь «Театр. Акт», она делает проект с супругом Родионом Сабировым. Дуэт получил режиссерскую номинацию за 5 mm/h, а свой спектакль «Корова», созданный в Новокузнецке, они повезут на Платоновский фестиваль.
Что касается директоров театров, то логично, что выше остальных у нас оказывается Ильфир Якупов, опытный руководитель главного национального театра республики
Менеджеры: кто отвечает за партпроект «Единой России»
Что касается директоров театров, то логично, что выше остальных у нас оказывается Ильфир Якупов — опытный руководитель главного национального театра республики. Но не отстают и остальные, поэтому в нашем рейтинге и Армандо Диамантэ («Мастеровые»), и Айгуль Горнышева (Казанский ТЮЗ), и Зухра Митрофанова (Набережночелнинский кукольный), и Фанис Мусагитов (театр им. Тинчурина), и Ленар Зайнуллин (Атнинский театр). Напомним, Большая Атня — это самый маленький населенный пункт в России, в котором есть собственный стационарный государственный театр.
Также в нашем списке и директора негосударственных театров Виктор Степанцов и Михаил Волконадский, которым особенно непросто приходится в текущей ситуации. Ну а Луиза Янсуар, сама поэтесса, недавно сменила ушедшую в исполком Казани Сагитову и стала директором Татарского ТЮЗа им. Кариева.
И еще один влиятельный человек из рейтинга — Эльмира Фаткуллина — зампредседателя СТД РТ, директор казанского Дома актера. Фатхуллина — не только заместитель Бикчантаева по линии Союза театральных деятелей РТ, но и координатор федерального партийного проекта «Единой России» «Театры малых городов» в Республике Татарстан. Эксперты газеты отмечают, что она ведает всеми делами СТД РТ.
Генеральный директор фестиваля «Созвездие-Йолдызлык» Дмитрий Туманов скоро должен открыть свой театр в Алафузовском дворце
Наставники: от «Созвездия» до MOÑ
В нашем условном разделе «Наставники» мы собрали довольно разношерстную публику. Во-первых, гости Татарстана — это знаменитый Олег Лоевский, гуру театральных лабораторий из Екатеринбурга, продолжающий оставаться худруком практически всех подобных мероприятий в Татарстане; и Елена Ковальская — директор центра им. Мейерхольда (Москва), которая стала в первом сезоне куратором театральной площадки MOÑ, обеспечивая ей в том числе и московскую прессу.
Генеральный директор фестиваля «Созвездие-Йолдызлык» Дмитрий Туманов скоро должен открыть свой театр в Алафузовском дворце, возможно, там найдут работу выпускники Казанского театрального училища, которое теперь возглавляет Руфина Тазетдинова. Ну а авторов «подтаскивать» Туманову должен и новоиспеченный председатель союза писателей РТ Ркаил Зайдулла. Также над молодежью шефство может взять и опытнейший либреттист Ренат Харис.
Наконец, в нашем списке еще есть Венера Ганеева — певица, педагог по вокалу театра им. Джалиля. Добавим также балетного критика Айсылу Кадырову, попавшую в этом году в жюри «Золотой маски» по музыкальному театру.
Артисты: от Буинска до Бразилии
Данную часть списка мы начнем с Раиля Садриева — художественный руководитель и директор Буинского драматического театра, на самом деле, украсил бы любой из блоков, но мы решили отметить Садриева-артиста. Искандер Хайруллин и Эмиль Талипов — это те звезды труппы театра им. Камала, на которых ходят. Мама Светлана Романова, сын Илья Славутский — премьеры Качаловского театра, которые возглавляет их муж и отец.
Ну, и, наконец, театр им. Джалиля. Здесь и Олег Ивенко, который после роли Нуриева в фильме «Белый ворон» вынашивает личные амбициозные проекты, которые пока не реализовались из-за пандемии. Бразильянка Аманда Гомес утвердилась в качестве главной звезды женской части балетной труппы. Что касается оперы, тот факт, что бас Михаил Казаков занимает в рейтинге место выше, чем звездная Альбина Шагимуратова, говорит только об одном — первого мы видим на сцене в Казани гораздо чаще.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 68
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.