Аккурат после традиционного мужского дня и в преддверии Международного женского в московском театре «Модерн» прошел свадебный марафон. Худрук театра Юрий Грымов объединил под одной сценической крышей «Женитьбу» Гоголя, «Предложение» Чехова и «Женитьбу Бальзаминова» Островского. Да и невесту взял самую звездную, ту самую, которая «без комплексов», — Лолиту Милявскую. О том, как прошел театральный дебют певицы и как его оценили зрители, — корреспондент «БИЗНЕС Online».
Стоит ли упоминать, что все разговоры в театральном фойе были только о Лолите? «Интересно, а петь будет?», «А потянет ли? Все-таки классика», «Да пиар это. Только зря время тратим», — перешептывались перед спектаклем зрители
То ли в одеялах, то ли в тряпках
Сколько уже этих «Женитьб» было сыграно, снято, поставлено, а тема продолжает полыхать сочным цветом да кричать об актуальности. Переосмыслить классиков решил и художественный руководитель самого модернового театра Москвы Юрий Грымов. Более того, его завидное продюсерское чутье привлекло к постановке имя совсем неожиданное — певицу Лолиту Милявскую, с которой вся страна еще недавно посылала «его на небо за звездочкой» и без «слов и паники» проживала «последний день на „Титанике“».
Стоит ли упоминать, что все разговоры в театральном фойе были только о Лолите? «Интересно, а петь будет?», «А потянет ли? Все-таки классика», «Да пиар это. Только зря время тратим», — перешептывались перед спектаклем зрители. Дебютировать в новом амплуа, будучи состоявшейся эстрадной певицей, да еще и с внушительным семейным багажом (у Лолиты пять браков, громкие разводы и суды), — это та еще смелость.
Серый занавес открыл зрителю небольшую сцену «Модерна», а за ней — то ли городская помойка, то ли барахольная сокровищница. Клеенчатые сумки, свернутые в рулон старые матрасы, какие-то коробки, набитые ценным хламом, — словом, вся атрибутика разбитой жизни народа. А центром композиции служит еще родной для многих знак серпа и молота. Только здесь он не красуется гордо на значках и флагах, а служит обшарпанной скамейкой для облезлых, оборванных, помятых жизнью, но жаждущих жениться персонажей.
Женихи как на подбор — пиджаки драные, штаны залатанные, ботинки измазанные, носки чудные, шапки набекрень. Заслугами меряются, истории задушевные рассказывают и идут точно по гоголевскому тексту — никакой современной отсебятины
А вот и кандидаты на руку и сердце: Яичница (Петр Ступин), Анучкин (Денис Игнатов), Жевакин (Константин Конушкин) и Подколесин (Юрий Анпилогов) в компании с товарищем Кочкаревым (Алексей Багдасаров). Женихи как на подбор — пиджаки драные, штаны залатанные, ботинки измазанные, носки чудные, шапки набекрень. Заслугами меряются, истории задушевные рассказывают и идут точно по гоголевскому тексту — никакой современной отсебятины.
«Идет! Идет Агафья Тихоновна!» — завлекающее кричит сваха (Анастасия Светлова). Женихи не находят себе места, и среди зрителей чувствуется мандраж — момент икс! Сейчас мы узнаем, какая из Лолиты актриса!
Дым-машина окутывает сцену туманом, пневмопушка стреляет смесью конфетти и целлофановых пакетов, сцену засыпают еще бо́льшим свалочным хламом, а среди него — то ли в одеялах, то ли в тряпках — Лолита. Только не эстрадная дива без комплексов, яркая, эффектная, какой ее привыкли видеть с экранов, а растерянная, взъерошенная, неуклюжая женщина в растянутом дырявом красном свитере и какой-то кружевной юбке, надетой на тренировочные штаны. Переосмысленная гоголевская героиня, пересидевшая в девках и перезревшая от былых ожиданий. Ее сразу становится жалко. Говорит тихо, спокойно и все повторяет: «Прошу покорнейше садиться». Лолита не выбивается из слаженного актерского состава, но и стержнем постановки ее назвать трудно. Она с ученической прилежностью следует режиссерским установкам. Ведь каждый ее неверный шаг мгновенно растиражируется в СМИ.
Лолита не выбивается из слаженного актерского состава, но и стержнем постановки ее назвать трудно. Она с ученической прилежностью следует режиссерским установкам. Ведь каждый ее неверный шаг мгновенно растиражируется в СМИ
«Мальчик, возьмись за дело!»
Первый акт целиком отдан Гоголю, а впереди — чеховское «Предложение» и «Женитьба Бальзаминова» Островского. Сам режиссер, объясняя сплетение «несочетаемых» классиков, сказал: «Их всех объединяет эта нелюбовь, и мы над ней смеемся. Все кандидаты на „руку и сердце“ невесты сердце отдавать не готовы, но с охотой протянут руку за выгодой. Персонажи спектакля „Женитьба“ живут прошлым, они застряли в ностальгии, которая не дает им развиваться, образуя оковы».
Лейтмотивом через весь спектакль звучит громогласный голос Александра Градского — «Первый тайм мы уже отыграли». И «тайм» здесь не случайное слово. Еще один жених, не менее перезревший Ломов (Андрей Давыдов), появляется в хоккейной форме «красной машины», чтобы выиграть матч за дамское сердце. Но тут бы разобраться с Воловьими лужками…
— Воловьи лужки мои!
— Опомнитесь, Иван Васильевич! Давно ли они стали вашими?
— Как давно? Насколько я себя помню, они всегда были нашими.
Взвинченный чеховский темп, фарс ситуации должен разжечь сцену, довести комедию до максимума. Но то ли невеста накала не выдерживает, то ли жених быстро устает. В итоге зал в абсолютной тишине смотрит за странным мельтешением на сцене. И только единичные хлопки стараются исправить это странное положение.
Не везет Лолите с женихами. Кажется, попадись ей хоть мало-мальски достойный, она бы на радостях забыла свою меланхолию и выскочила замуж. А тут Бальзаминов (Сергей Аронин) едва ли не хуже, чем остальные претенденты вместе взятые. Глядя на него, так и хочется крикнуть: «Мальчик, возьмись за дело! Иди работать! Да цепку эту дурацкую сними». Ну не везет, не везет. Может, своего придумать?
«Вот если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича…», и получится… Владимир Путин. Да-да, именно его портрет рисует воображение Агафьи Тихоновны, но за мечтами не угнаться. И остается утомленной свадебным марафоном героине одиноко сидеть в 20-метровой фате и смотреть в телевизионный ящик. Совсем как Алиса Витальевна из «Покровских ворот» — смотрит кино про счастливую жизнь.
Грустное получилось зрелище. Тотальная нелюбовь вкупе с меланхолией и идеями повсеместного распада. Грымову удалось вывести комедию в драму и по-мужски посмотреть на, казалось бы, чисто женскую проблему. Любая девочка считает в спектакле все свои девичьи горести. И, возможно, задумается: а нужен ли вожделенный «замужний» статус, тем более если у тебя есть Воловьи лужки?
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 7
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.